В условиях реформирования АПК республики государственному регулированию рынка сельскохозяйственной продукции отводится особая роль. Это осуществление комплекса антикризисных мероприятий, преодоление последствий спада производства сельхозпродукции, ограждение производимой продукции от разрушительной конкуренции извне, обеспечение равной доступности рынков сельхозпродукции для всех отечественных производителей, продвижение их продукции на внешние рынки. Одновременно необходимо проводить реструктуризацию сельского хозяйства в соответствии с требованиями рынка, а также с целью достижения равновесия на рынке продовольствия и сырья для промышленности, повышения конкурентоспособности продукции. Степень открытости белорусской экономики должна возрастать по мере решения не только этих задач, но и по мере преодоления монополизма оптово-розничной торговли продовольственными товарами и ресурсами для сельского хозяйства. В конечном счете Беларусь должна органично включиться в международное разделение труда и мировую торговлю.
Сельское хозяйство Беларуси традиционно производило значительную долю продукции на вывоз. Так, во второй половине 80-х годов республика поставляла в общесоюзный фонд 6 % мяса, 7 % молока, более 4 % яиц. Однако с 1989 г. внешнеторговые показатели стали ухудшаться, особенно после распада СССР. За 1991-1996 гг. экспорт основных видов продукции снизился следующим образом: по мясу и мясопродуктам - в 8 раз, по молоку и молочной продукции - в 2,5 раза, по картофелю - в 1.5 раза. Зато весьма ощутимо возрос импорт. Только за 1996-1997 гг. импорт шерсти возрос на 195.5%, сахара - на 222.8%. В товарной структуре импорта республики за 1997 год только доля продукции пищевой промышленности составила 6.9%.
Денежные доходы от торговли продовольственными товарами резко снизились. Упала конкурентоспособность продукции. Беларусь из страны экспортера сельскохозяйственной продукции превратилась в нетто-импортера. Так, если в 1991 г. экспорт превышал импорт почти в 4 раза, то с 1994 г. положение изменилось с точностью до наоборот - уже импорт превысил экспорт в 4 раза.
Представление об общем состоянии экспорта и импорта продовольственных товаров дает таблица 10.1.
Из таблицы видно, что в 1997г. имел место опережающий рост импорта по мясу и мясным продуктам - на 19.0%, овощам (картофелю) - на 54.4%. Самой доходной статьей оказалось молоко и молочная продукция - 129.7 млн. долл. Торговля мясными продуктами принесла всего 23.3 млн. долл., картофелем - 5.7 млн. долл. Убытки получила страна от торговли зерном, мукой и крупой, растительным маслом, сахаром, табаком - на 496.2 млн. долл.
Анализ географической структуры внешней торговли продукцией АПК показывает, что за 1994-1996 гг. возросли поставки ее в ближнее зарубежье и сократились в дальнее. (80.7 и 19.3% соответственно). Импорт также возрос из ближнего зарубежья, достигнув в общем его объеме 49.7%. Из стран СНГ было получено почти все закупленное хлопковое волокно - 13.3 тыс. тонн, сахар - 185.8 тыс. тонн, зерно- 1187.4 тыс. тонн, растительное масло - 50.7 тыс. тонн.
С 1991 года по 1996 год изменилась отраслевая структура сельскохозяйственного производства Беларуси. Доля растениеводства возросла с 47 до 57 %, доля продукции животноводства упала с 53 до 43 %. Ресурсы для животноводства резко подорожали, а закупочные цены довольно долго оставались низкими. Но на Российском рынке по мясу наблюдается устойчивое положительное сальдо. Почти весь Белорусский мясной экспорт идёт в Россию, где цены выше, но его приходится ограничивать ввиду необходимости внутренних поставок, а иногда и запрещать, как это было осенью 1997 года. В мясном экспорте особенно велика доля бартера – до 70 %, что происходит из-за недостатка оборотных средств и значительных налоговых платежей. В следствие роста издержек и незащищённости от внешних конкурентов, а также в результате неэффективного тарифного регулирования экспорта и импорта поставки мяса на внешний рынок снизились до 16 % в структуре экспорта аграрной продукции.
Сейчас в экспорте продукции АПК доля молочной продукции наиболее значительна. Её производство и переработка сосредоточены на крупных предприятиях. Государственное влияние на продукцию отрасли весьма ощутимо. Сюда в 1996 году было направлено 77 % целевых кредитов. Были рекомендованы индикативные цены , основанные на расчетной себестоимости и сложившейся конъюнктуре внутреннего и внешнего рынка продукции с привязкой к долларовому эквиваленту. Т.е., хотя цены на молоко официально не фиксируются , они довольно четко контролируются. Но в условиях инфляции они , как правило, отстают от реального курса доллара. Это снижает внутреннее предложение молочной продукции, производители старались экспортировать ее в Россию, где цены свободны.
С 1992 по1996 г. удельный вес молочной продукции в структуре экспорта повысился до 53 %, хотя производство молока составило 4.9 млн. тонн, что на 34 % меньше, чем в 1990 г. Экспортный потенциал специалисты оценивают в 2 млн. тонн молока в год. Но нехватка перерабатывающих мощностей приводит к тому, что только половина молока подвергается промышленной переработке. Это ставит преграды к повышению рентабельности, которая в среднем в отрасли равна 7.5 %. Финансирование строительства и реконструкции перерабатывающих мощностей без государственной поддержки невозможно.
В 1997 году Беларусь экспортировала молоко и сливки в РФ, Афганистан, Польшу, Нидерланды, Казахстан, Словению, Литву, а сыры и масло – в Армению, Украину и Молдову. Кроме того, в развитые страны мира продавался казеин.
В последние годы Беларусь обеспечивала 4-6 %мирового производства картофеля. Его доля в стоимости продукции растениеводства близка к 40 %, но позиции на рынке картофеля утрачены. Если в недавнем прошлом республика поставляла в Россию 1.1 млн. тонн картофеля ежегодно, то в 1997 г. за её пределы было отгружено лишь 40 тыс. тонн продовольственного картофеля и 15 тыс. тонн – семенного. В Российских регионах белорусский картофель испытывает серьёзную конкуренцию со стороны польского. Если в Москве 1 т. белорусского картофеля стоила 180 - 190 долл., то 1 т. польского – 90 - 120 долл.
Если так пойдёт и дальше, то традиционный рынок картофеля можно потерять совсем. Ведь в Беларуси районирован лишь 21 сорт (в Голландии – в 10 раз больше), распространились болезни и вредители этой культуры, урожайность упала до 95 ц/га в 1997 году. В том же году было произведено крахмала – 9.1 тыс. тонн, т.е. на 25 % меньше прошлогоднего.
Существенно снизился экспорт льноволокна: с 36 тыс. тонн в 1990 г. до 20,7 тыс. тонн в 1996 г., т.е. на 42,8%. Из них 14,2 тыс. тонн было поставлено в Россию, а 6,4 тыс. тонн - в страны дальнего зарубежья. По мнению специалистов, колхозы и совхозы, во-первых, утратили навыки и желание выращивать тонковолокнистый лен; во-вторых, не владеют рыночной конъюнктурой и не умеют торговать; в-третьих, не всегда могут провести необходимую предпродажную подготовку и в оптимальные сроки реализовать продукцию.
Таким образом можно сделать вывод о неблагоприятном состоянии внешней торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией для Республики Беларусь, когда в торговле со странами ближнего и дальнего зарубежья сложилось пассивное сальдо торгового баланса. Республика стала преимущественно импортером сельскохозяйственной продукции. Такому положению способствуют традиционные приоритеты в развитии внешней торговли, ранее сложившиеся в централизованной экономике. Для них характерен ограничительный уклон и преимущественно административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
К последним относятся различные формы административных ограничений, целый комплекс правовых норм и законов, регулирующих внешнеторговые сделки. Некоторые из них были приняты с целью предотвращения вывоза товаров, в которых республика остро нуждалась. В мировой практике правительства очень осторожны в использовании этих средств в межгосударственных экономических отношениях. Они громоздки, недостаточно эффективны и могут вызвать адекватную реакцию со стороны стран - торговых партнеров.
Сельское хозяйство Беларуси традиционно производило значительную долю продукции на вывоз. Так, во второй половине 80-х годов республика поставляла в общесоюзный фонд 6 % мяса, 7 % молока, более 4 % яиц. Однако с 1989 г. внешнеторговые показатели стали ухудшаться, особенно после распада СССР. За 1991-1996 гг. экспорт основных видов продукции снизился следующим образом: по мясу и мясопродуктам - в 8 раз, по молоку и молочной продукции - в 2,5 раза, по картофелю - в 1.5 раза. Зато весьма ощутимо возрос импорт. Только за 1996-1997 гг. импорт шерсти возрос на 195.5%, сахара - на 222.8%. В товарной структуре импорта республики за 1997 год только доля продукции пищевой промышленности составила 6.9%.
Денежные доходы от торговли продовольственными товарами резко снизились. Упала конкурентоспособность продукции. Беларусь из страны экспортера сельскохозяйственной продукции превратилась в нетто-импортера. Так, если в 1991 г. экспорт превышал импорт почти в 4 раза, то с 1994 г. положение изменилось с точностью до наоборот - уже импорт превысил экспорт в 4 раза.
Представление об общем состоянии экспорта и импорта продовольственных товаров дает таблица 10.1.
Из таблицы видно, что в 1997г. имел место опережающий рост импорта по мясу и мясным продуктам - на 19.0%, овощам (картофелю) - на 54.4%. Самой доходной статьей оказалось молоко и молочная продукция - 129.7 млн. долл. Торговля мясными продуктами принесла всего 23.3 млн. долл., картофелем - 5.7 млн. долл. Убытки получила страна от торговли зерном, мукой и крупой, растительным маслом, сахаром, табаком - на 496.2 млн. долл.
Анализ географической структуры внешней торговли продукцией АПК показывает, что за 1994-1996 гг. возросли поставки ее в ближнее зарубежье и сократились в дальнее. (80.7 и 19.3% соответственно). Импорт также возрос из ближнего зарубежья, достигнув в общем его объеме 49.7%. Из стран СНГ было получено почти все закупленное хлопковое волокно - 13.3 тыс. тонн, сахар - 185.8 тыс. тонн, зерно- 1187.4 тыс. тонн, растительное масло - 50.7 тыс. тонн.
Таблица 10.1.Экспорт и импорт продукции АПК Республики Беларусь в 1997 г.
С 1991 года по 1996 год изменилась отраслевая структура сельскохозяйственного производства Беларуси. Доля растениеводства возросла с 47 до 57 %, доля продукции животноводства упала с 53 до 43 %. Ресурсы для животноводства резко подорожали, а закупочные цены довольно долго оставались низкими. Но на Российском рынке по мясу наблюдается устойчивое положительное сальдо. Почти весь Белорусский мясной экспорт идёт в Россию, где цены выше, но его приходится ограничивать ввиду необходимости внутренних поставок, а иногда и запрещать, как это было осенью 1997 года. В мясном экспорте особенно велика доля бартера – до 70 %, что происходит из-за недостатка оборотных средств и значительных налоговых платежей. В следствие роста издержек и незащищённости от внешних конкурентов, а также в результате неэффективного тарифного регулирования экспорта и импорта поставки мяса на внешний рынок снизились до 16 % в структуре экспорта аграрной продукции.
Сейчас в экспорте продукции АПК доля молочной продукции наиболее значительна. Её производство и переработка сосредоточены на крупных предприятиях. Государственное влияние на продукцию отрасли весьма ощутимо. Сюда в 1996 году было направлено 77 % целевых кредитов. Были рекомендованы индикативные цены , основанные на расчетной себестоимости и сложившейся конъюнктуре внутреннего и внешнего рынка продукции с привязкой к долларовому эквиваленту. Т.е., хотя цены на молоко официально не фиксируются , они довольно четко контролируются. Но в условиях инфляции они , как правило, отстают от реального курса доллара. Это снижает внутреннее предложение молочной продукции, производители старались экспортировать ее в Россию, где цены свободны.
С 1992 по1996 г. удельный вес молочной продукции в структуре экспорта повысился до 53 %, хотя производство молока составило 4.9 млн. тонн, что на 34 % меньше, чем в 1990 г. Экспортный потенциал специалисты оценивают в 2 млн. тонн молока в год. Но нехватка перерабатывающих мощностей приводит к тому, что только половина молока подвергается промышленной переработке. Это ставит преграды к повышению рентабельности, которая в среднем в отрасли равна 7.5 %. Финансирование строительства и реконструкции перерабатывающих мощностей без государственной поддержки невозможно.
В 1997 году Беларусь экспортировала молоко и сливки в РФ, Афганистан, Польшу, Нидерланды, Казахстан, Словению, Литву, а сыры и масло – в Армению, Украину и Молдову. Кроме того, в развитые страны мира продавался казеин.
В последние годы Беларусь обеспечивала 4-6 %мирового производства картофеля. Его доля в стоимости продукции растениеводства близка к 40 %, но позиции на рынке картофеля утрачены. Если в недавнем прошлом республика поставляла в Россию 1.1 млн. тонн картофеля ежегодно, то в 1997 г. за её пределы было отгружено лишь 40 тыс. тонн продовольственного картофеля и 15 тыс. тонн – семенного. В Российских регионах белорусский картофель испытывает серьёзную конкуренцию со стороны польского. Если в Москве 1 т. белорусского картофеля стоила 180 - 190 долл., то 1 т. польского – 90 - 120 долл.
Если так пойдёт и дальше, то традиционный рынок картофеля можно потерять совсем. Ведь в Беларуси районирован лишь 21 сорт (в Голландии – в 10 раз больше), распространились болезни и вредители этой культуры, урожайность упала до 95 ц/га в 1997 году. В том же году было произведено крахмала – 9.1 тыс. тонн, т.е. на 25 % меньше прошлогоднего.
Существенно снизился экспорт льноволокна: с 36 тыс. тонн в 1990 г. до 20,7 тыс. тонн в 1996 г., т.е. на 42,8%. Из них 14,2 тыс. тонн было поставлено в Россию, а 6,4 тыс. тонн - в страны дальнего зарубежья. По мнению специалистов, колхозы и совхозы, во-первых, утратили навыки и желание выращивать тонковолокнистый лен; во-вторых, не владеют рыночной конъюнктурой и не умеют торговать; в-третьих, не всегда могут провести необходимую предпродажную подготовку и в оптимальные сроки реализовать продукцию.
Таким образом можно сделать вывод о неблагоприятном состоянии внешней торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией для Республики Беларусь, когда в торговле со странами ближнего и дальнего зарубежья сложилось пассивное сальдо торгового баланса. Республика стала преимущественно импортером сельскохозяйственной продукции. Такому положению способствуют традиционные приоритеты в развитии внешней торговли, ранее сложившиеся в централизованной экономике. Для них характерен ограничительный уклон и преимущественно административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
К последним относятся различные формы административных ограничений, целый комплекс правовых норм и законов, регулирующих внешнеторговые сделки. Некоторые из них были приняты с целью предотвращения вывоза товаров, в которых республика остро нуждалась. В мировой практике правительства очень осторожны в использовании этих средств в межгосударственных экономических отношениях. Они громоздки, недостаточно эффективны и могут вызвать адекватную реакцию со стороны стран - торговых партнеров.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи