Сложная многоуровневая структура и методология педагогической науки и ее принадлежность к гуманитарной области человеческого знания детерминируют комплексность понятийного аппарата педагогики. Так, для описания феноменологии и закономерностей педагогического процесса педагогическая наука использует необходимые ей заимствованные из других наук категории (в первую очередь к таким наукам относятся философия, психология и социология), а также собственно педагогические понятия.
К числу основных заимствованных понятий относятся прежде всего категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика тем не менее не может обойтись без использования их для анализа собственного предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.
Личность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.
К числу основных заимствованных понятий относятся прежде всего категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика тем не менее не может обойтись без использования их для анализа собственного предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.
Личность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В самом общем виде наука - это система закономерностей, действующих в определенной области. Эта область, по сути, является объектом («фоном») той или иной науки, а система закономерностей - ее предметом («фигурой»). Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека. Эти явления получили название образования, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека. Эти явления получили название образования, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.
Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.
На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.
На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.
И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.
На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.
На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.
И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.
Аутентичное оценивание — вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. Аутентичное, т.е. «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание». Иногда используется термин «подлинная оценка» или «оценивание реальных достижений учащихся».
Вариативное обучение - обучение на основе реализации вариативных образовательных программ, где вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Выбор профиля - личностное самоопределение старшего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.
Вариативное обучение - обучение на основе реализации вариативных образовательных программ, где вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Выбор профиля - личностное самоопределение старшего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.
Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.
Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.
Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».
Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.
Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, формирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).
Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, формирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).
Система зачётных единиц (кредитов) обусловлена потребностями модернизации образования, применением новых технологий обучения, например дистанционного обучения, а также перспективой расширения сетевой модели профильного обучения, когда индивидуальный учебный план (ИУП) учащегося может реализовываться в различных образовательных учреждениях и организациях.
Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учебной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.
При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.
Традиционно зачётной единицей, определяющей объем учебной работы, как учащегося, так и преподавателя, является академический час (40-45 мин). БУП определяет максимальную недельную учебную нагрузку. К сожалению, такая мера работы учащегося не характеризует объём и трудоёмкость теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы, как в целом, так и по отдельным дисциплинам.
При расчетах трудоёмкости образовательных программ в зачетных единицах исходят из следующего. Средняя продолжительность учебного года составляет 32-34 недели, поэтому одна зачётная единица (кредит) соответствует 32 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 мин, то есть одному часу в неделю. Расчёт трудоёмкости дисциплины в зачётных единицах производится, исходя из деления её трудоёмкости в академических часах на 32 с округлением до 0,5. Одна неделя практики или учебного проекта выражается 1,5 зачётными единицами.
В педагогической и методической литературе последних лет для характеристики учебной деятельности широко используются понятия «исследовательская деятельность», «исследовательское обучение», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «метод проектов». С их помощью подчёркивают направленность современного обучения на содействие реализации личностного потенциала каждого ребенка. При этом перечисленные понятия часто трактуются синонимично, что приводит к отождествлению идей исследовательского и проектного обучения. Вместе с тем их содержание и организационно-деятельностные основания заметно различаются…
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных технологий.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
Прежде, чем заполнить графу учебного плана «Мой выбор», Вы должны чётко определить приоритетное направление Вашей учебной деятельности на последующие 2 года, то есть выбрать профиль обучения.
Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.
Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.
§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уровня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.
§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.
Структура учебного плана и содержание учебных курсов, как первой обязательной части, так и элективных позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в ВУЗ или колледж. Поэтому составленный Вами индивидуальный учебный план принесёт наибольшую пользу, если Вы определились с ВУЗом, колледжем и специальностью.
Теперь Вы сможете приступить к заполнению плана.
§ Изучите внимательно содержание предложенного учебного плана класса. В зависимости от профиля обучения Вы можете сделать свой выбор уровня изучения предметов. Разное количество часов профильного и базового уровня обеспечивается соответствующим уровнем программы обучения.
§ Изучите внимательно предложенные примеры учебных планов различных профилей. Это только подсказка из опыта работы. Они не являются обязательными шаблонами. Вы можете составить свой вариант.
1. Создание рабочей группы, изучение документов.
2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.
3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.
4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.
5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.
6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.
7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.
2. Проведение заседания педагогического совета, определение круга вопросов организации и кадрового обеспечения проектирования индивидуальных программ профильной школы, выявление возможностей и предложений учителей относительно основных и специальных учебных курсов.
3. Проведение собрания с учащимися 10 (11) класса, составление проектов индивидуальных учебных планов.
4. Проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов.
5. Установление сроков возможного изменения планов и профилей.
6. Анализ индивидуальных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей.
7. Подписание соглашения с родителями и учащимися.
1. Работа с предприятиями:
§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;
§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/города и кадровой политике предприятий;
§ обмен информацией с предприятиями;
§ привлечение представителей предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);
§ участие предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;
§ заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для проведения стажировок и/или для работы во время каникул;
§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;
§ установление постоянных персональных контактов с представителями предприятий района/города;
§ создание банка данных (информационной сети) о тенденциях экономического развития района/города и кадровой политике предприятий;
§ обмен информацией с предприятиями;
§ привлечение представителей предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий (например, дни открытых дверей, олимпиады, конкурсы и др.);
§ участие предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий;
§ заключение договоров с предприятиями о предоставлении мест обучающимся для проведения стажировок и/или для работы во время каникул;
§ поддержание целенаправленных контактов с бывшими выпускниками учебного заведения, в частности с теми, кто сегодня сам является работодателем;