Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных технологий.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
- дней самообразования (подготовка к семинару, зачету, деловой игре и т. д.),
- зачётных дней (в т. ч. для экстерната).
Методами учета и оценки результатов обучения является самооценка достижений по определённым критериям, образцам, тестирование, рейтинговое оценивание, вводится зачётная система. Особенностью организации учения в среднем и старшем звене является нарастание самостоятельной учебной деятельности.
Структурообразующим методом организации обучения в профильной школе является проектная деятельность — деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях.
Метод проектов силён своей целенаправленностью, сочетанием практической и познавательной мотивации. Проект дает наглядные результаты и для ученика, и для родителей. Обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать результаты другим людям становится фактом биографии ученика, его семьи, друзей.
Коллективная работа проблемных групп по методу проекта (в т. ч. выполнение заказов-заданий ресурсных центров) избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, способствует возникновению внутренней мотивации, снимает интеллектуальные страхи.
Региональный опыт позволяет уточнить и систематизировать технологии обучения, наиболее эффективные в условиях профильной школы.
Современные технологии обучения, реализуемые в практике педагогов профильных школ
Педагогическая технология
Краткая характеристика
Построение учебного процесса на концептуальной основе
Технология предполагает выявление идей учебного курса, создание комплекса межпредметных связей с другими курсами, разработку межпредметных логических заданий.
Обучение укрупнёнными дидактическими единицами
Обеспечивает общее видение темы. Технология предполагает использование обобщенных характеристик, правил, информационно-емких опорных сигналов, конспектов, концептов. Организационной единицей при крупноблочном построении обучения становится урок, учебный день, неделя (глубокое погружение).
Организационно- деятельностные, имитационные игры.
ОДИ имитируют реальную деятельность, в т. ч. производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся.
Технология КСО
(коллективный способ обучения)
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Технология полного усвоения знаний
Ученику предлагаются блоки-модули, подлежащие усвоению. Эти блоки распечатываются как мини-учебник на бумажном носителе или в компьютерном варианте. Каждый блок имеет разноуровневое наполнение, сопровождается дидактическим и контрольными текстами. Переход к новому блоку разрешается только после полного усвоения предыдущего. Управление обучением организуется различными методами по усмотрению педагога.
Компьютерные технологии обучения
Связаны с созданием и использованием педагогических программных средств (обучающие, контролирующие программы), использованием возможностей «Интернет» - обучения.
Дифференцированное обучение
Дифференцированное обучение - традиционная образовательная технология и часть общедидактической системы. Реализуется в форме гомогенной и гетерогенной дифференциации. «Гомогенная» связана с созданием групп определенного профиля, интереса, уровня подготовки. «Гетерогенная» - внутригрупповая, требует разработки разноуровневых программ, овладения приёмами разноуровневого обучения внутри одной группы
ТРИЗ (технология решения изобретательных задач)
Используются приёмы игротехники как средства мышления.
Технология проектного обучения
Исходный лозунг – «Всё из жизни, всё для жизни». Проектная деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Проектная деятельность организуется в рамках одного предмета или носит межпредметный характер. К руководству проектной деятельностью могут привлекаться несколько преподавателей.
Методами учёта и оценки результатов обучения являются
самооценка достижений по определённым критериям, образцам,
тестирование, входной и итоговый диагностический контроль, рейтинговый контроль, зачётная система.
Особого внимания требует создание системы оценивания предпрофильных курсов 9(10) класс. Данная система должна быть безотметочной, построенной на мотивировании, без фиксирования успешности (не выполнено, не значит плохо). Возможные варианты отметок:
- прослушан курс,
- защищён реферат,
- разработан проект,
- выполнены творческие задания.
Инновационная практика обновления содержания и технологий обучения органически вписывается в новую систему предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивая создание индивидуальной траектории развития личности, творческое и профессиональное самоопределение выпускника.
В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовлечения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личностно ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.
Преобладающие методы обучения - проблемный, исследовательский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы.
Профильное обучение осуществляется в форме:
- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интегрированного содержания, используя материал нескольких предметов и элективных курсов;
- лекционно-семинарских занятий;
- лабораторных практикумов, уроков-исследований,
- дней самообразования (подготовка к семинару, зачету, деловой игре и т. д.),
- зачётных дней (в т. ч. для экстерната).
Методами учета и оценки результатов обучения является самооценка достижений по определённым критериям, образцам, тестирование, рейтинговое оценивание, вводится зачётная система. Особенностью организации учения в среднем и старшем звене является нарастание самостоятельной учебной деятельности.
Структурообразующим методом организации обучения в профильной школе является проектная деятельность — деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях.
Метод проектов силён своей целенаправленностью, сочетанием практической и познавательной мотивации. Проект дает наглядные результаты и для ученика, и для родителей. Обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать результаты другим людям становится фактом биографии ученика, его семьи, друзей.
Коллективная работа проблемных групп по методу проекта (в т. ч. выполнение заказов-заданий ресурсных центров) избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, способствует возникновению внутренней мотивации, снимает интеллектуальные страхи.
Региональный опыт позволяет уточнить и систематизировать технологии обучения, наиболее эффективные в условиях профильной школы.
Современные технологии обучения, реализуемые в практике педагогов профильных школ
Педагогическая технология
Краткая характеристика
Построение учебного процесса на концептуальной основе
Технология предполагает выявление идей учебного курса, создание комплекса межпредметных связей с другими курсами, разработку межпредметных логических заданий.
Обучение укрупнёнными дидактическими единицами
Обеспечивает общее видение темы. Технология предполагает использование обобщенных характеристик, правил, информационно-емких опорных сигналов, конспектов, концептов. Организационной единицей при крупноблочном построении обучения становится урок, учебный день, неделя (глубокое погружение).
Организационно- деятельностные, имитационные игры.
ОДИ имитируют реальную деятельность, в т. ч. производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся.
Технология КСО
(коллективный способ обучения)
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Технология полного усвоения знаний
Ученику предлагаются блоки-модули, подлежащие усвоению. Эти блоки распечатываются как мини-учебник на бумажном носителе или в компьютерном варианте. Каждый блок имеет разноуровневое наполнение, сопровождается дидактическим и контрольными текстами. Переход к новому блоку разрешается только после полного усвоения предыдущего. Управление обучением организуется различными методами по усмотрению педагога.
Компьютерные технологии обучения
Связаны с созданием и использованием педагогических программных средств (обучающие, контролирующие программы), использованием возможностей «Интернет» - обучения.
Дифференцированное обучение
Дифференцированное обучение - традиционная образовательная технология и часть общедидактической системы. Реализуется в форме гомогенной и гетерогенной дифференциации. «Гомогенная» связана с созданием групп определенного профиля, интереса, уровня подготовки. «Гетерогенная» - внутригрупповая, требует разработки разноуровневых программ, овладения приёмами разноуровневого обучения внутри одной группы
ТРИЗ (технология решения изобретательных задач)
Используются приёмы игротехники как средства мышления.
Технология проектного обучения
Исходный лозунг – «Всё из жизни, всё для жизни». Проектная деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Проектная деятельность организуется в рамках одного предмета или носит межпредметный характер. К руководству проектной деятельностью могут привлекаться несколько преподавателей.
Методами учёта и оценки результатов обучения являются
самооценка достижений по определённым критериям, образцам,
тестирование, входной и итоговый диагностический контроль, рейтинговый контроль, зачётная система.
Особого внимания требует создание системы оценивания предпрофильных курсов 9(10) класс. Данная система должна быть безотметочной, построенной на мотивировании, без фиксирования успешности (не выполнено, не значит плохо). Возможные варианты отметок:
- прослушан курс,
- защищён реферат,
- разработан проект,
- выполнены творческие задания.
Инновационная практика обновления содержания и технологий обучения органически вписывается в новую систему предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивая создание индивидуальной траектории развития личности, творческое и профессиональное самоопределение выпускника.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи