ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Работа по обновлению содержания образования, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения требует освоения не только традиционных, но и современных техноло­гий.

В основу организации профильного обучения заложены идеи личностно ориентированного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков, поэтому в учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, имитационных, организационно-деятельностных игр, задания, в которых обучение проходит путем свободного общения, вовле­чения в деятельность. В связи с этим, имеет смысл обратиться к технологиям, наиболее полно воплотившим идеологию личност­но ориентированного образования и прошедшим апробацию в школе.

Преобладающие методы обучения - проблемный, исследова­тельский, самостоятельная работа, уроки с компьютерной под­держкой, лабораторные практикумы.

Профильное обучение осуществляется в форме:

- уроков «погружения в проблему», когда старшеклассники в течение учебного дня ведут поиск ее решения на основе интег­рированного содержания, используя материал нескольких пред­метов и элективных курсов;

- лекционно-семинарских занятий;

- лабораторных практикумов, уроков-исследований,

- дней самообразования (подготовка к семинару, зачету, деловой игре и т. д.),

- зачётных дней (в т. ч. для экстерната).

Методами учета и оценки результатов обучения является само­оценка достижений по определённым критериям, образцам, тести­рование, рейтинговое оценивание, вводится зачётная система. Осо­бенностью организации учения в среднем и старшем звене является нарастание самостоятельной учебной деятельности.

Структурообразующим методом организации обучения в профильной школе является проектная деятельность — деятельность по созданию материального или интеллектуально­го продукта (от замысла до результата), совершаемая в специ­ально организованных педагогических условиях.

Метод проектов силён своей целенаправленностью, сочета­нием практической и познавательной мотивации. Проект дает наглядные результаты и для ученика, и для родителей. Обсужде­ние итогов работы, возможность продемонстрировать результаты другим людям становится фактом биографии ученика, его семьи, друзей.

Коллективная работа проблемных групп по методу проекта (в т. ч. выполнение заказов-заданий ресурсных центров) избав­ляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, способствует возникновению внутренней мотивации, снимает интеллектуальные страхи.

Региональный опыт позволяет уточнить и систематизировать технологии обучения, наиболее эффективные в условиях про­фильной школы.



Современные технологии обучения, реализуемые в практике педагогов профильных школ

Педагогическая технология
Краткая характеристика

Построение учебного процесса на концептуальной основе
Технология предполагает выявление идей учебного курса, создание комплекса меж­предметных связей с другими курсами, разработку межпредметных логических заданий.

Обучение укрупнёнными дидактическими единицами
Обеспечивает общее видение темы. Техно­логия предполагает использование обоб­щенных характеристик, правил, информа­ционно-емких опорных сигналов, конспек­тов, концептов. Организационной единицей при крупноблочном построении обучения становится урок, учебный день, неделя (глубокое погружение).

Организационно- деятельностные, имита­ционные игры.
ОДИ имитируют реальную деятельность, в т. ч. производственную и социальную, по­могают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся.

Технология КСО

(коллективный способ обучения)
Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообу­чение и взаимоконтроль обучаемых.

Технология полного усвоения знаний
Ученику предлагаются блоки-модули, под­лежащие усвоению. Эти блоки распечаты­ваются как мини-учебник на бумажном носителе или в компьютерном варианте. Каждый блок имеет разноуровневое напол­нение, сопровождается дидактическим и контрольными текстами. Переход к новому блоку разрешается только после полного усвоения предыдущего. Управление обуче­нием организуется различными методами по усмотрению педагога.

Компьютерные технологии обучения
Связаны с созданием и использованием педагогических программных средств (обу­чающие, контролирующие программы), использованием возможностей «Интернет» - обучения.

Дифференцированное обучение
Дифференцированное обучение - традици­онная образовательная технология и часть общедидактической системы. Реализуется в форме гомогенной и гетерогенной диффе­ренциации. «Гомогенная» связана с созда­нием групп определенного профиля, инте­реса, уровня подготовки. «Гетерогенная» - внутригрупповая, требует разработки раз­ноуровневых программ, овладения приёмами разноуровневого обучения внутри одной группы

ТРИЗ (технология решения изобретательных задач)
Используются приёмы игротехники как средства мышления.

Технология проектного обучения
Исходный лозунг – «Всё из жизни, всё для жизни». Проектная деятельность по созда­нию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), со­вершаемая в специально организованных педагогических условиях. Проектная деятельность организуется в рамках одного предмета или носит межпредметный харак­тер. К руководству проектной деятельно­стью могут привлекаться несколько препо­давателей.




Методами учёта и оценки результатов обучения являются
самооценка достижений по определённым критериям, образцам,
тестирование, входной и итоговый диагностический кон­троль, рейтинговый контроль, зачётная система.

Особого внимания требует создание системы оценивания предпрофильных курсов 9(10) класс. Данная система должна быть безотметочной, построенной на мотивировании, без фиксирова­ния успешности (не выполнено, не значит плохо). Возможные варианты отметок:

- прослушан курс,

- защищён реферат,

- разработан проект,

- выполнены творческие задания.

Инновационная практика обновления содержания и техноло­гий обучения органически вписывается в новую систему предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивая создание индивидуальной траектории развития личности, твор­ческое и профессиональное самоопределение выпускника.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.