ГЛОССАРИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Аутентичное оценивание — вид оценивания, применя­ющийся, прежде всего, в практико-ориентированном об­разовании и предусматривающий оценивание сформиро­ванности умений, навыков, компетентности учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально прибли­женную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. Аутентичное, т.е. «истинное, настоящее, подлин­ное, верное оценивание». Иногда используется термин «подлинная оценка» или «оценивание реальных дости­жений учащихся».

Вариативное обучение - обучение на основе реализа­ции вариативных образовательных программ, где вариа­тивность образовательных программ определяется построе­нием содержания общеобразовательных программ (основ­ных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образователь­ного учреждения и выбора образовательных ресурсов сре­ды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содер­жания и соответствующих им форм учебной деятельности.

Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Выбор профиля - личностное самоопределение стар­шего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.

Диагностика - способ получения измеряемых показателей обучения, обеспечи­вающих объективное и всестороннее изучение условий и результатов учебного процесса, способ прояснения всех изменений, которые происходят в позна­вательном процессе. Диагностика включает в себя контроль (проверку), оценива­ние, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенден­ций, прогнозирование дальнейшего развития.

Дифференциация - ориентация образовательных уч­реждений на развитие интересов, склонностей, способ­ностей и педагогических возможностей обучающихся. Дифференциация может осуществляться по разным при­знакам: на основе успеваемости, способностей, учета выбо­ра предметов и т. д.

Дифференцированный подход к обучению - процесс обучения, учитывающий особенности разных групп уча­щихся, рассчитанный на посильность обучения каждой группы.

Знания - совокупность сведений об окружающей дей­ствительности, выраженная в виде представлений, поня­тий, суждений, теорий и зафиксированная в знаковых си­стемах.

Индивидуализация обучения - обучение, при котором способы, приёмы и темпы согласуются с индивидуальны­ми возможностями ребенка, с уровнем развития его спо­собностей.

Индивидуальный учебный план (ИУП) - совокупность учеб­ных предметов (курсов), выбранных для освоения уча­щимся из учебного плана общеобразовательного учрежде­ния, составленного на основе базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образо­вательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (кур­сов) нескольких образовательных учреждений (организа­ций).

Индивидуальный образовательный маршрут - вре­менная последовательность реализации образовательной деятельности старшего школьника. Индивидуальный об­разовательный маршрут является изменяющимся и зави­сит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, фор­мы и виды организации взаимодействия педагогов и обу­чающихся, номенклатуру видов работы.

Индивидуальная образовательная программа - про­грамма образовательной деятельности учащегося, состав­ленная на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты.

Инновация - все новое, вводимое в известные педаго­гические системы и традиционно организуемый процесс в данный исторически-временной период развития педаго­гической практики.

Интерес - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. Интерес - проявле­ние не только познавательной потребности, но и других. Интерес - активная познавательная направленность че­ловека на тот или иной предмет или явление действитель­ности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овла­дению той или иной деятельностью.

Информационная работа - организованное знаком­ство учащихся 9(10) классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образова­ния после окончания основной школы), изучение условий приёма, особенностей организации образовательного про­цесса, образовательных программ, посещение дней откры­тых дверей и др.

Компетенция - готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ре­сурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляю­щая социальный заказ к системе образования.

Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащим­ся универсальными способами деятельности

Консультирование - процесс взаимодействия препода­вателя и обучающегося с целью создания условий для акту­ализации его потенциала и личностных возможностей при решении профессиональных и личностных проблем. Этапы консультирования: подготовительный, установочный, ди­агностический, рекомендательный, контрольный.

Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями стандартами.

Концепция - 1) система взглядов на процессы и явле­ния в природе и обществе; 2) ведущий замысел, определя­ющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов; конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция в педагогиче­ской науке указывает способ построения системы средств на основе целостного понимания сущности процессов раз­вития, обучения и воспитания. В концепции особое внима­ние уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности.

Концепция образования - упорядоченное описание оп­ределенной педагогической системы (явления), способ­ствующее ее пониманию, трактовке, выявлению руково­дящих идей построения и функционирования.

Концепция (педагогическая) - система ведущих идей, раскрывающая трактовку сущности педагогического объекта, а также система принципов и методов, с помощью которой раскрывается способ понимания и преобразования выделенного педагогического явления, процесса или педагогической системы (Н. В. Бордовская).

Концепция обучения — совокупность обобщенных по­ложений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Компетентность — способность человека реализовы­вать свои замыслы в условиях многофакторного информа­ционного и коммуникационного пространства.

Личностное достижение — результат деятельности уча­щегося, имеющий положительную динамику и социально-одобряемый характер; при этом школьник испытывает эмоциональную удовлетворенность (чувства приподнятос­ти, радости, успешности и т. д.)-

Личностно - ориентированный образовательный про­цесс — процесс обучения, воспитания и развития, учиты­вающий особенности и потребности личности, в ходе кото­рого реализуются идеи гуманизации, индивидуализации, дифференциации, деятельностного подхода в образовании.

Личностная ориентация содержания образования — направленность образовательной деятельности, определя­емая социальными интересами, способностями и потреб­ностями личности.

Модель — схематическое, знаковое изображение или упрощенное описание педагогического явления или про­цесса как системы, раскрывающее самые существенные его свойства и отношения.

Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию ре­шения за счет реализации внутренних возможностей.

Мониторинг образовательного процесса - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательного процесса в организациях образования.

Направление обучения - организационная форма профильного обучения, обеспечивающая расширенное изучение группы предметов определенных образова­тельных областей.

Образовательная среда профильной школы - дина­мично развивающаяся предметно-пространственная сре­да, объединяющая ресурсы образовательного учреждения и других социальных ин­ститутов (информационные, материальные, научно-про­изводственные, учебно-производственные и др.) с целью обогащения социального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и характеризующаяся создани­ем условий для расширения продуктивной образователь­ной деятельности.

Образовательное пространство - осваиваемая уча­щимся окружающая среда для достижения им целей обра­зования. Образовательное пространство человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспри­нимает, на которое реагирует, с которым вступает в кон­такт, взаимодействует в процессе образовательной дея­тельности (О. Е. Лебедев).

Образовательные результаты — достижения школьни­ка в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять в практике образовательной дея­тельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обуче­ния, быть готовым использовать вне рамок учебного пред­мета. К новым образовательным результатам относятся ов­ладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практи­кой, развитие познавательных интересов и т. д.

Открытое образование - сложная социальная система, проявляющая способности гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образователь­ные потребности и запросы, обеспечивающая доступ ин­дивида к образовательным ресурсам в течение всей его ак­тивной жизни, предоставляющая широкий спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рам­ках государственного стандарта с индивидуализированными учебными программами.

Открытость образования - организация и структура об­разования, обеспечивающая доступность образовательных учреждений и возможность выбора их обучающимися; возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителя­ми.

Открытость образовательной среды — принцип образования, предусматривающий интеграции образовательных учреждений и социума. Открытость среды проявляется в увеличении уровня ин­формированности населения о деятельности организации образования; в измене­нии состава «авторов» социального заказа системе образо­вания; в наличии общественных структур, участвующих в управлении; в участии социальных институтов в создании условий для педагогизации социокультурной среды; в но­вых принципах отношений образовательной системы с другими социальными институтами в расширяющихся ре­гиональных и международных связях.

Оценка — определение и выражение в условных зна­ках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя сте­пени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, ус­тановленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Оценивание — процесс вынесения суждений о ходе и результатах образовательного процесса, содержащий ка­чественный и количественный анализ, имеющий целью стимулирование качества.

Парадигма образовательная - 1) исходные концепту­альные идеи педагогической науки и образовательной практики, господствующие в течение определённого истори­ческого периода; 2) система научных достижений (теорий, принципов, методов), лежащих в основе педагогической на­уки и практики; при их замене говорят о смене парадигмы.

Парадигма педагогическая — устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель-стандарт решения опре­делённого класса педагогических задач, которые, однако, продолжают изменяться, несмотря на то, что в педагоги­ческой науке и в передовой педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнение общепри­нятую модель-стандарт, общепринятую точку зрения.

Парадигма обучения - устоявшаяся модель образова­тельного процесса, где приоритетом выступает личность педагога, отбирающего содержание, методы, формы, тех­нологии и средства обучения.

Парадигма учения - модель образовательного процесса, в центре которого находится личность обучающегося, кото­рый реализует свою субъектность на основе свободного выбо­ра образовательных средств и форм в условиях проектирова­ния индивидуального образовательного маршрута.

Портфолио - форма аутентичного оценивания личност­ных достижений и образовательных результатов в различ­ных видах образовательной деятельности за определен­ный период времени. Это собрание личностных достижений ученика, которое формируется лично и пока­зывает уровень подготовленности обучающегося и его ак­тивности в учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами, а также демонстрирует его уси­лия и прогресс.

Практическая ориентация — направленность образова­тельного процесса в общеобразовательном учреждении на расширение опыта обучающихся, развитие компетентнос­ти за счет включения их в продуктивную деятельность. Приоритетными выступают проектно-исследовательская деятельность, социальная практика с целями развития пользовательских навыков и информационных техноло­гий, формирование коммуникативных и социальных ком­петенции.

Практико-ориентированная направленность обучения - направленность содержания образования на решение практических задач, которые ставятся перед учащи­мися в конкретной образовательной ситуации.

Предметно-пространственная среда - совокупность материальных условий (оформление класса, порядок расстановки парт в классе, расположение помещений для заня­тий и т.п.), информационных и коммуникационных ресурсов и технических средств осуще­ствления образовательного процесса.

Приоритет сохранения здоровья - один из принципов обновления содержания образования, приведение содер­жания образования в соответствие с возрастными особен­ностями школьников, разгрузка учебного материала.

Психолого-возрастные особенности старшеклассни­ков - характеристики личности, определяемые возраст­ным развитием психики человека.

Предпрофильная подготовка - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организа­ционной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей даль­нейшего обучения и широкой сферы последующей профес­сиональной деятельности (в том числе относительно про­филя и места дальнейшего обучения).

Принцип - руководящая идея, основное правило, ос­новное требование к деятельности, поведению.

Продуктивное обучение — обучение, при котором уче­ник учится в процессе производства своего собственного продукта, а образовательный процесс доходит до стадии конечного, целостного и завершенного индивидуального результата. В 1972 г. в Нью-Йорке появилось первое учеб­ное заведение под названием «Город как школа», реализу­ющее продуктивное обучение. Тогда же родился документ «Вперёд — в XXI век». Инициаторами модели «Город как школа» были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 г. государственную «альтернативную школу», взяв за основу идею программы Парквея «Школа без стен».

Профильная ориентация - специально организован­ная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непро­фильных классах старшей школы, в учреждениях профес­сионального образования. Профильная ориентация долж­на рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места даль­нейшего обучения, она предполагает работу по повыше­нию готовности подростка к социальному, профессиональ­ному и культурному самоопределению в целом.

Профориентация (профессиональная ориентация) - целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с лич­ными склонностями, интересами, способностями и одно­временно с общественными потребностями в кадрах раз­личных профессий и разного уровня квалификации.

Профессиограмма - подробное описание профессии: цель труда, предмет труда, средства труда, условия труда, психологические требования профессии к человеку, должно­стные обязанности, уровень необходимой квалификации.

Профессия - вид трудовой деятельности, предъявляю­щий к человеку определенный перечень требований (на­пример, учитель). Профессию относят к какому-либо виду в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работ­ник), цели труда (что нужно сделать с предметом труда), средств труда (чем работник воздействует на предмет тру­да), условий труда (где происходит процесс работы). Про­фессия может иметь несколько предметов, целей, средств и разные условия труда. В этом случае необходимо выде­лить те из них, которые являются главными.

Профессиональные пробы - профиспытания, модели­рующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующие обоснованному выбору профессии.

Профильные общеобразовательные предметы - пред­меты повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профиль­ные учебные предметы являются обязательными для уча­щихся, выбравших данный профиль обучения.

Профильное обучение - средство дифференциации индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации обра­зовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение отличается:

- от углублённого обучения более широким спектром предметов, избираемых школьниками для изучения;

- введением элективных курсов и общей ориентацией на социализа­цию, индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- созданием отдельных классов, в соответствии с интересами школьни­ков, а также обучением их по одному (однопрофильная школа), двум или трём профилям (многопрофиль­ная школа), а также по индивидуальным учебным планам.

Профилирование содержания общего образования - построение содержания общего образования с учётом склонностей и интересов учащихся.

Профильная школа - организация образования, реализующая модели профильного обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля - создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, т. е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществ­лять выбор) и знакомство с миром профессий.

Рейтинг - дословно с английского - это оценка, неко­торая численная характеристика какого-либо качествен­ного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин — индивидуальный, кумулятивный индекс. В образовательной практике рейтинг — это некоторая числовая величи­на, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания обучающегося по одному или нескольким предметам в течение опреде­ленного периода обучения (семестр, год и т. д.).

Рейтинговая система — 1) форма интегрального конт­роля над качеством учебно-познавательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтере­сованной, активной работы обучающихся; 2) метод коли­чественной характеристики качества знаний; 3) диагностико-деятельностный контроль качества обучения. Основными целями рейтинговой системы являются комп­лексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими основных образовательных программ, стимулирование образовательной деятельности обучаю­щихся и повышение качества образования.

Самоопределение - самостоятельный этап социализа­ции, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятель­ности, при условии которых человек становится способ­ным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей.

Самоопределение индивида - основанный на свобод­ном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего мес­та в обществе, образа жизни и видов деятельности, а так­же линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях.

Самоопределение личности - сознательный акт выяв­ления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации.

Личностно-профессиональное самоопределение - дос­тижение такого уровня развития личности старшеклас­сника, при котором становится возможным самостоятель­ный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути: образовательного маршрута, профессии. Эффектив­ное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает продуктивное са­мосознание: позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять вы­боры.

Склонность - одна из форм направленности личности, в структуру которой входят интерес и волевое стремление осуществлять его в свей деятельности. Склонность - лю­бое положительное, внутренне мотивированное отноше­ние (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонности составляет устойчи­вая потребность личности в какой-либо деятельности, ког­да привлекательными оказываются не только достигае­мые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая склонность характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности, творческим отношением к её изменению, развитию, к постоянному на­коплению знаний и совершенствованию умений и навы­ков, соответствующих данной деятельности.

Социализация личности - процесс вхождения индиви­да в социальную среду, его овладение умениями и навыка­ми практической и теоретической деятельности, преобра­зование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь мно­гогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация предполагает активное отношение самого человека к освоению культу­ры человеческих отношений в формировании определен­ных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реали­зации.

Социальное партнёрство - такая совместная коллектив­но-распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым все­ми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перма­нентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества (И. Ремаренко).

Способности - индивидуально-психологические осо­бенности, определяющие успешность выполнения дея­тельности или ряда деятельностей, несводимые к знани­ям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельнос­ти (Б. М. Теплов).

Государственный общеобязательный стандарт образования - норма­тивный документ, способствующий проведению единой государственной политики в области образования, определяющий совокупность целей и задач, базового содер­жания образования, максимального объема учебной нагрузки обучающихся и вос­питанников, основных принципов организации процесса обучения и оценки качест­ва знаний по образовательным областям и отдельным учебным предметам, ожидае­мых образовательных результатов в виде знаний, умений, навыков и сформирован­ных ключевых компетентностей, правил и процедур государственного контроля ка­чества образования.

Ступени обучения (ступени образования) - построение учебных (образовательных) программ в соответствии с воз­растными особенностями учащихся и организацией и структурой содержания общего образования.

Тьюторство - 1) общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; 2) форма воспита­тельной работы, основанная на сопровождении развития личности воспитанника. Тьюторство практикуется в обра­зовательных учреждениях, где большое значение придает­ся учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками инфор­мации.

Тьютор - 1) педагог, осуществляющий общее руковод­ство самостоятельной внеаудиторной работой учащих­ся; 2) индивидуальный научный руководитель; 3) воспита­тель.

Учебный предмет - область знания, адаптированная для целей образования.

Элективные курсы - обязательные для посещения учебные кур­сы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обу­чения на старшей ступени школы. содержание кото­рых позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в соответствии с личными наклонностями и выбором школьников и способствует расширению и уг­лублению знаний по предметам. Совокупность элективных курсов (курсов по вы­бору) образует вариативную часть базисного учебного плана. Одни из них могут «поддержи­вать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для по­строения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать уча­щийся.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.