Аутентичное оценивание — вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. Аутентичное, т.е. «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание». Иногда используется термин «подлинная оценка» или «оценивание реальных достижений учащихся».
Вариативное обучение - обучение на основе реализации вариативных образовательных программ, где вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Выбор профиля - личностное самоопределение старшего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.
Диагностика - способ получения измеряемых показателей обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение условий и результатов учебного процесса, способ прояснения всех изменений, которые происходят в познавательном процессе. Диагностика включает в себя контроль (проверку), оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.
Дифференциация - ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся. Дифференциация может осуществляться по разным признакам: на основе успеваемости, способностей, учета выбора предметов и т. д.
Дифференцированный подход к обучению - процесс обучения, учитывающий особенности разных групп учащихся, рассчитанный на посильность обучения каждой группы.
Знания - совокупность сведений об окружающей действительности, выраженная в виде представлений, понятий, суждений, теорий и зафиксированная в знаковых системах.
Индивидуализация обучения - обучение, при котором способы, приёмы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей.
Индивидуальный учебный план (ИУП) - совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).
Индивидуальный образовательный маршрут - временная последовательность реализации образовательной деятельности старшего школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Индивидуальная образовательная программа - программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты.
Инновация - все новое, вводимое в известные педагогические системы и традиционно организуемый процесс в данный исторически-временной период развития педагогической практики.
Интерес - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. Интерес - проявление не только познавательной потребности, но и других. Интерес - активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью.
Информационная работа - организованное знакомство учащихся 9(10) классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приёма, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.
Компетенция - готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.
Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности
Консультирование - процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося с целью создания условий для актуализации его потенциала и личностных возможностей при решении профессиональных и личностных проблем. Этапы консультирования: подготовительный, установочный, диагностический, рекомендательный, контрольный.
Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями стандартами.
Концепция - 1) система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; 2) ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов; конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция в педагогической науке указывает способ построения системы средств на основе целостного понимания сущности процессов развития, обучения и воспитания. В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности.
Концепция образования - упорядоченное описание определенной педагогической системы (явления), способствующее ее пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей построения и функционирования.
Концепция (педагогическая) - система ведущих идей, раскрывающая трактовку сущности педагогического объекта, а также система принципов и методов, с помощью которой раскрывается способ понимания и преобразования выделенного педагогического явления, процесса или педагогической системы (Н. В. Бордовская).
Концепция обучения — совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.
Компетентность — способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
Личностное достижение — результат деятельности учащегося, имеющий положительную динамику и социально-одобряемый характер; при этом школьник испытывает эмоциональную удовлетворенность (чувства приподнятости, радости, успешности и т. д.)-
Личностно - ориентированный образовательный процесс — процесс обучения, воспитания и развития, учитывающий особенности и потребности личности, в ходе которого реализуются идеи гуманизации, индивидуализации, дифференциации, деятельностного подхода в образовании.
Личностная ориентация содержания образования — направленность образовательной деятельности, определяемая социальными интересами, способностями и потребностями личности.
Модель — схематическое, знаковое изображение или упрощенное описание педагогического явления или процесса как системы, раскрывающее самые существенные его свойства и отношения.
Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.
Мониторинг образовательного процесса - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательного процесса в организациях образования.
Направление обучения - организационная форма профильного обучения, обеспечивающая расширенное изучение группы предметов определенных образовательных областей.
Образовательная среда профильной школы - динамично развивающаяся предметно-пространственная среда, объединяющая ресурсы образовательного учреждения и других социальных институтов (информационные, материальные, научно-производственные, учебно-производственные и др.) с целью обогащения социального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и характеризующаяся созданием условий для расширения продуктивной образовательной деятельности.
Образовательное пространство - осваиваемая учащимся окружающая среда для достижения им целей образования. Образовательное пространство человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности (О. Е. Лебедев).
Образовательные результаты — достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять в практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относятся овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов и т. д.
Открытое образование - сложная социальная система, проявляющая способности гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, обеспечивающая доступ индивида к образовательным ресурсам в течение всей его активной жизни, предоставляющая широкий спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рамках государственного стандарта с индивидуализированными учебными программами.
Открытость образования - организация и структура образования, обеспечивающая доступность образовательных учреждений и возможность выбора их обучающимися; возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителями.
Открытость образовательной среды — принцип образования, предусматривающий интеграции образовательных учреждений и социума. Открытость среды проявляется в увеличении уровня информированности населения о деятельности организации образования; в изменении состава «авторов» социального заказа системе образования; в наличии общественных структур, участвующих в управлении; в участии социальных институтов в создании условий для педагогизации социокультурной среды; в новых принципах отношений образовательной системы с другими социальными институтами в расширяющихся региональных и международных связях.
Оценка — определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Оценивание — процесс вынесения суждений о ходе и результатах образовательного процесса, содержащий качественный и количественный анализ, имеющий целью стимулирование качества.
Парадигма образовательная - 1) исходные концептуальные идеи педагогической науки и образовательной практики, господствующие в течение определённого исторического периода; 2) система научных достижений (теорий, принципов, методов), лежащих в основе педагогической науки и практики; при их замене говорят о смене парадигмы.
Парадигма педагогическая — устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель-стандарт решения определённого класса педагогических задач, которые, однако, продолжают изменяться, несмотря на то, что в педагогической науке и в передовой педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнение общепринятую модель-стандарт, общепринятую точку зрения.
Парадигма обучения - устоявшаяся модель образовательного процесса, где приоритетом выступает личность педагога, отбирающего содержание, методы, формы, технологии и средства обучения.
Парадигма учения - модель образовательного процесса, в центре которого находится личность обучающегося, который реализует свою субъектность на основе свободного выбора образовательных средств и форм в условиях проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Портфолио - форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени. Это собрание личностных достижений ученика, которое формируется лично и показывает уровень подготовленности обучающегося и его активности в учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами, а также демонстрирует его усилия и прогресс.
Практическая ориентация — направленность образовательного процесса в общеобразовательном учреждении на расширение опыта обучающихся, развитие компетентности за счет включения их в продуктивную деятельность. Приоритетными выступают проектно-исследовательская деятельность, социальная практика с целями развития пользовательских навыков и информационных технологий, формирование коммуникативных и социальных компетенции.
Практико-ориентированная направленность обучения - направленность содержания образования на решение практических задач, которые ставятся перед учащимися в конкретной образовательной ситуации.
Предметно-пространственная среда - совокупность материальных условий (оформление класса, порядок расстановки парт в классе, расположение помещений для занятий и т.п.), информационных и коммуникационных ресурсов и технических средств осуществления образовательного процесса.
Приоритет сохранения здоровья - один из принципов обновления содержания образования, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников, разгрузка учебного материала.
Психолого-возрастные особенности старшеклассников - характеристики личности, определяемые возрастным развитием психики человека.
Предпрофильная подготовка - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе относительно профиля и места дальнейшего обучения).
Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению.
Продуктивное обучение — обучение, при котором ученик учится в процессе производства своего собственного продукта, а образовательный процесс доходит до стадии конечного, целостного и завершенного индивидуального результата. В 1972 г. в Нью-Йорке появилось первое учебное заведение под названием «Город как школа», реализующее продуктивное обучение. Тогда же родился документ «Вперёд — в XXI век». Инициаторами модели «Город как школа» были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 г. государственную «альтернативную школу», взяв за основу идею программы Парквея «Школа без стен».
Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Профориентация (профессиональная ориентация) - целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.
Профессиограмма - подробное описание профессии: цель труда, предмет труда, средства труда, условия труда, психологические требования профессии к человеку, должностные обязанности, уровень необходимой квалификации.
Профессия - вид трудовой деятельности, предъявляющий к человеку определенный перечень требований (например, учитель). Профессию относят к какому-либо виду в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), цели труда (что нужно сделать с предметом труда), средств труда (чем работник воздействует на предмет труда), условий труда (где происходит процесс работы). Профессия может иметь несколько предметов, целей, средств и разные условия труда. В этом случае необходимо выделить те из них, которые являются главными.
Профессиональные пробы - профиспытания, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующие обоснованному выбору профессии.
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Профильное обучение - средство дифференциации индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение отличается:
- от углублённого обучения более широким спектром предметов, избираемых школьниками для изучения;
- введением элективных курсов и общей ориентацией на социализацию, индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- созданием отдельных классов, в соответствии с интересами школьников, а также обучением их по одному (однопрофильная школа), двум или трём профилям (многопрофильная школа), а также по индивидуальным учебным планам.
Профилирование содержания общего образования - построение содержания общего образования с учётом склонностей и интересов учащихся.
Профильная школа - организация образования, реализующая модели профильного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля - создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, т. е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин — индивидуальный, кумулятивный индекс. В образовательной практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания обучающегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т. д.).
Рейтинговая система — 1) форма интегрального контроля над качеством учебно-познавательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы обучающихся; 2) метод количественной характеристики качества знаний; 3) диагностико-деятельностный контроль качества обучения. Основными целями рейтинговой системы являются комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими основных образовательных программ, стимулирование образовательной деятельности обучающихся и повышение качества образования.
Самоопределение - самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей.
Самоопределение индивида - основанный на свободном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях.
Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации.
Личностно-профессиональное самоопределение - достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути: образовательного маршрута, профессии. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает продуктивное самосознание: позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.
Склонность - одна из форм направленности личности, в структуру которой входят интерес и волевое стремление осуществлять его в свей деятельности. Склонность - любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонности составляет устойчивая потребность личности в какой-либо деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая склонность характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности, творческим отношением к её изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности.
Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация предполагает активное отношение самого человека к освоению культуры человеческих отношений в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Социальное партнёрство - такая совместная коллективно-распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества (И. Ремаренко).
Способности - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).
Государственный общеобязательный стандарт образования - нормативный документ, способствующий проведению единой государственной политики в области образования, определяющий совокупность целей и задач, базового содержания образования, максимального объема учебной нагрузки обучающихся и воспитанников, основных принципов организации процесса обучения и оценки качества знаний по образовательным областям и отдельным учебным предметам, ожидаемых образовательных результатов в виде знаний, умений, навыков и сформированных ключевых компетентностей, правил и процедур государственного контроля качества образования.
Ступени обучения (ступени образования) - построение учебных (образовательных) программ в соответствии с возрастными особенностями учащихся и организацией и структурой содержания общего образования.
Тьюторство - 1) общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; 2) форма воспитательной работы, основанная на сопровождении развития личности воспитанника. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации.
Тьютор - 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой учащихся; 2) индивидуальный научный руководитель; 3) воспитатель.
Учебный предмет - область знания, адаптированная для целей образования.
Элективные курсы - обязательные для посещения учебные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. содержание которых позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в соответствии с личными наклонностями и выбором школьников и способствует расширению и углублению знаний по предметам. Совокупность элективных курсов (курсов по выбору) образует вариативную часть базисного учебного плана. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Вариативное обучение - обучение на основе реализации вариативных образовательных программ, где вариативность образовательных программ определяется построением содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учётом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды. Вариативность - это возможность выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
Возрастосообразная школа - школа, проектирующая образовательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Выбор профиля - личностное самоопределение старшего школьника относительно дальнейшего направления обучения с учетом интересов, потребностей, склонностей.
Диагностика - способ получения измеряемых показателей обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение условий и результатов учебного процесса, способ прояснения всех изменений, которые происходят в познавательном процессе. Диагностика включает в себя контроль (проверку), оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.
Дифференциация - ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся. Дифференциация может осуществляться по разным признакам: на основе успеваемости, способностей, учета выбора предметов и т. д.
Дифференцированный подход к обучению - процесс обучения, учитывающий особенности разных групп учащихся, рассчитанный на посильность обучения каждой группы.
Знания - совокупность сведений об окружающей действительности, выраженная в виде представлений, понятий, суждений, теорий и зафиксированная в знаковых системах.
Индивидуализация обучения - обучение, при котором способы, приёмы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей.
Индивидуальный учебный план (ИУП) - совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).
Индивидуальный образовательный маршрут - временная последовательность реализации образовательной деятельности старшего школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Индивидуальная образовательная программа - программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты.
Инновация - все новое, вводимое в известные педагогические системы и традиционно организуемый процесс в данный исторически-временной период развития педагогической практики.
Интерес - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. Интерес - проявление не только познавательной потребности, но и других. Интерес - активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью.
Информационная работа - организованное знакомство учащихся 9(10) классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приёма, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.
Компетенция - готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.
Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности
Консультирование - процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося с целью создания условий для актуализации его потенциала и личностных возможностей при решении профессиональных и личностных проблем. Этапы консультирования: подготовительный, установочный, диагностический, рекомендательный, контрольный.
Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями стандартами.
Концепция - 1) система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; 2) ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов; конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция в педагогической науке указывает способ построения системы средств на основе целостного понимания сущности процессов развития, обучения и воспитания. В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности.
Концепция образования - упорядоченное описание определенной педагогической системы (явления), способствующее ее пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей построения и функционирования.
Концепция (педагогическая) - система ведущих идей, раскрывающая трактовку сущности педагогического объекта, а также система принципов и методов, с помощью которой раскрывается способ понимания и преобразования выделенного педагогического явления, процесса или педагогической системы (Н. В. Бордовская).
Концепция обучения — совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.
Компетентность — способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
Личностное достижение — результат деятельности учащегося, имеющий положительную динамику и социально-одобряемый характер; при этом школьник испытывает эмоциональную удовлетворенность (чувства приподнятости, радости, успешности и т. д.)-
Личностно - ориентированный образовательный процесс — процесс обучения, воспитания и развития, учитывающий особенности и потребности личности, в ходе которого реализуются идеи гуманизации, индивидуализации, дифференциации, деятельностного подхода в образовании.
Личностная ориентация содержания образования — направленность образовательной деятельности, определяемая социальными интересами, способностями и потребностями личности.
Модель — схематическое, знаковое изображение или упрощенное описание педагогического явления или процесса как системы, раскрывающее самые существенные его свойства и отношения.
Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.
Мониторинг образовательного процесса - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательного процесса в организациях образования.
Направление обучения - организационная форма профильного обучения, обеспечивающая расширенное изучение группы предметов определенных образовательных областей.
Образовательная среда профильной школы - динамично развивающаяся предметно-пространственная среда, объединяющая ресурсы образовательного учреждения и других социальных институтов (информационные, материальные, научно-производственные, учебно-производственные и др.) с целью обогащения социального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и характеризующаяся созданием условий для расширения продуктивной образовательной деятельности.
Образовательное пространство - осваиваемая учащимся окружающая среда для достижения им целей образования. Образовательное пространство человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности (О. Е. Лебедев).
Образовательные результаты — достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять в практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относятся овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов и т. д.
Открытое образование - сложная социальная система, проявляющая способности гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, обеспечивающая доступ индивида к образовательным ресурсам в течение всей его активной жизни, предоставляющая широкий спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рамках государственного стандарта с индивидуализированными учебными программами.
Открытость образования - организация и структура образования, обеспечивающая доступность образовательных учреждений и возможность выбора их обучающимися; возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителями.
Открытость образовательной среды — принцип образования, предусматривающий интеграции образовательных учреждений и социума. Открытость среды проявляется в увеличении уровня информированности населения о деятельности организации образования; в изменении состава «авторов» социального заказа системе образования; в наличии общественных структур, участвующих в управлении; в участии социальных институтов в создании условий для педагогизации социокультурной среды; в новых принципах отношений образовательной системы с другими социальными институтами в расширяющихся региональных и международных связях.
Оценка — определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Оценивание — процесс вынесения суждений о ходе и результатах образовательного процесса, содержащий качественный и количественный анализ, имеющий целью стимулирование качества.
Парадигма образовательная - 1) исходные концептуальные идеи педагогической науки и образовательной практики, господствующие в течение определённого исторического периода; 2) система научных достижений (теорий, принципов, методов), лежащих в основе педагогической науки и практики; при их замене говорят о смене парадигмы.
Парадигма педагогическая — устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель-стандарт решения определённого класса педагогических задач, которые, однако, продолжают изменяться, несмотря на то, что в педагогической науке и в передовой педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнение общепринятую модель-стандарт, общепринятую точку зрения.
Парадигма обучения - устоявшаяся модель образовательного процесса, где приоритетом выступает личность педагога, отбирающего содержание, методы, формы, технологии и средства обучения.
Парадигма учения - модель образовательного процесса, в центре которого находится личность обучающегося, который реализует свою субъектность на основе свободного выбора образовательных средств и форм в условиях проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Портфолио - форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени. Это собрание личностных достижений ученика, которое формируется лично и показывает уровень подготовленности обучающегося и его активности в учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами, а также демонстрирует его усилия и прогресс.
Практическая ориентация — направленность образовательного процесса в общеобразовательном учреждении на расширение опыта обучающихся, развитие компетентности за счет включения их в продуктивную деятельность. Приоритетными выступают проектно-исследовательская деятельность, социальная практика с целями развития пользовательских навыков и информационных технологий, формирование коммуникативных и социальных компетенции.
Практико-ориентированная направленность обучения - направленность содержания образования на решение практических задач, которые ставятся перед учащимися в конкретной образовательной ситуации.
Предметно-пространственная среда - совокупность материальных условий (оформление класса, порядок расстановки парт в классе, расположение помещений для занятий и т.п.), информационных и коммуникационных ресурсов и технических средств осуществления образовательного процесса.
Приоритет сохранения здоровья - один из принципов обновления содержания образования, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников, разгрузка учебного материала.
Психолого-возрастные особенности старшеклассников - характеристики личности, определяемые возрастным развитием психики человека.
Предпрофильная подготовка - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе относительно профиля и места дальнейшего обучения).
Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению.
Продуктивное обучение — обучение, при котором ученик учится в процессе производства своего собственного продукта, а образовательный процесс доходит до стадии конечного, целостного и завершенного индивидуального результата. В 1972 г. в Нью-Йорке появилось первое учебное заведение под названием «Город как школа», реализующее продуктивное обучение. Тогда же родился документ «Вперёд — в XXI век». Инициаторами модели «Город как школа» были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 г. государственную «альтернативную школу», взяв за основу идею программы Парквея «Школа без стен».
Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Профориентация (профессиональная ориентация) - целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.
Профессиограмма - подробное описание профессии: цель труда, предмет труда, средства труда, условия труда, психологические требования профессии к человеку, должностные обязанности, уровень необходимой квалификации.
Профессия - вид трудовой деятельности, предъявляющий к человеку определенный перечень требований (например, учитель). Профессию относят к какому-либо виду в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), цели труда (что нужно сделать с предметом труда), средств труда (чем работник воздействует на предмет труда), условий труда (где происходит процесс работы). Профессия может иметь несколько предметов, целей, средств и разные условия труда. В этом случае необходимо выделить те из них, которые являются главными.
Профессиональные пробы - профиспытания, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующие обоснованному выбору профессии.
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Профильное обучение - средство дифференциации индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение отличается:
- от углублённого обучения более широким спектром предметов, избираемых школьниками для изучения;
- введением элективных курсов и общей ориентацией на социализацию, индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- созданием отдельных классов, в соответствии с интересами школьников, а также обучением их по одному (однопрофильная школа), двум или трём профилям (многопрофильная школа), а также по индивидуальным учебным планам.
Профилирование содержания общего образования - построение содержания общего образования с учётом склонностей и интересов учащихся.
Профильная школа - организация образования, реализующая модели профильного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля - создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, т. е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин — индивидуальный, кумулятивный индекс. В образовательной практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания обучающегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т. д.).
Рейтинговая система — 1) форма интегрального контроля над качеством учебно-познавательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы обучающихся; 2) метод количественной характеристики качества знаний; 3) диагностико-деятельностный контроль качества обучения. Основными целями рейтинговой системы являются комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими основных образовательных программ, стимулирование образовательной деятельности обучающихся и повышение качества образования.
Самоопределение - самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей.
Самоопределение индивида - основанный на свободном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях.
Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации.
Личностно-профессиональное самоопределение - достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути: образовательного маршрута, профессии. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает продуктивное самосознание: позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.
Склонность - одна из форм направленности личности, в структуру которой входят интерес и волевое стремление осуществлять его в свей деятельности. Склонность - любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонности составляет устойчивая потребность личности в какой-либо деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая склонность характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности, творческим отношением к её изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности.
Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация предполагает активное отношение самого человека к освоению культуры человеческих отношений в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Социальное партнёрство - такая совместная коллективно-распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества (И. Ремаренко).
Способности - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).
Государственный общеобязательный стандарт образования - нормативный документ, способствующий проведению единой государственной политики в области образования, определяющий совокупность целей и задач, базового содержания образования, максимального объема учебной нагрузки обучающихся и воспитанников, основных принципов организации процесса обучения и оценки качества знаний по образовательным областям и отдельным учебным предметам, ожидаемых образовательных результатов в виде знаний, умений, навыков и сформированных ключевых компетентностей, правил и процедур государственного контроля качества образования.
Ступени обучения (ступени образования) - построение учебных (образовательных) программ в соответствии с возрастными особенностями учащихся и организацией и структурой содержания общего образования.
Тьюторство - 1) общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; 2) форма воспитательной работы, основанная на сопровождении развития личности воспитанника. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации.
Тьютор - 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой учащихся; 2) индивидуальный научный руководитель; 3) воспитатель.
Учебный предмет - область знания, адаптированная для целей образования.
Элективные курсы - обязательные для посещения учебные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. содержание которых позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в соответствии с личными наклонностями и выбором школьников и способствует расширению и углублению знаний по предметам. Совокупность элективных курсов (курсов по выбору) образует вариативную часть базисного учебного плана. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи