В самом общем виде наука - это система закономерностей, действующих в определенной области. Эта область, по сути, является объектом («фоном») той или иной науки, а система закономерностей - ее предметом («фигурой»). Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека. Эти явления получили название образования, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.
Функции педагогики обусловлены ее предметом (табл. 1.1).
Задачи педагогики:
1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Теоретическое обоснование и научная интерпретация передового педагогического опыта, выявление в инновациях того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.
3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Создание теоретических моделей предполагаемого развития образовательной инфраструктуры, необходимых для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.
4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования.
5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).
Источники развития педагогической науки
Педагогика как наука, имеющая длительную историю и научные традиции, развивается благодаря целому комплексу источников. К числу основных таких источников относятся:
● многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях, культурных продуктах;
● текущая мировая и отечественная практика образования: традиционные и инновационные формы обучения и воспитания;
● философия как методологическая основа педагогической науки, фундаментальные классические и современные модели познаваемости мира;
● достижения в области наук о человеке (психологии, социологии, физиологии, культурологии и др.);
● собственно педагогические теоретические и экспериментальные исследования;
● актуальные общественные потребности, социальный заказ.
На современном этапе развития отечественной педагогической науки отчетливо наблюдается смена научной парадигмы. В самом общем виде эту смену можно охарактеризовать как движение от идеологии к культуре. Смещение идеологической ориентации на культурную прослеживается и в общетеоретических, и в прикладных современных педагогических исследованиях.
Современная структура педагогики
Педагогика по мере своего становления, накопив большое количество эмпирического и теоретического материала, превратилась в самостоятельную область научного познания. На определенном этапе развития в педагогической науке стали происходить процессы ее дифференцирования.
Появившаяся специализация в области научно-практических исследований позволяет более качественно изучать отдельные аспекты целостного предмета педагогической науки.
К основным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся:
Общая педагогика, являющаяся фундаментом системы педагогических наук. К проблемам теории и методологии, которые являются центральными для общей педагогики, относят в первую очередь: определение соотношения обучения и развития; изучение общего влияния целенаправленного педагогического воздействия на формирующуюся личность; определение основных закономерностей процесса передачи и активного усвоения социокультурного опыта; описание структуры учебной деятельности; выработка общедидактических принципов, методов и средств; конструирование новых моделей образовательных систем; анализ общих тенденций образовательного процесса и обобщение передового педагогического опыта.
История педагогики, которая изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития. Историко-педагогические исследования, опираясь на исторический, этнографический, этнологический, археологический материал, выявляют закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. История педагогики пользуется общей периодизацией развития человечества, где выделяются эпохи первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического, постсоциалистического развития общества. В истории педагогики условно выделяют периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. Соблюдая идеологическую независимость, исследователи истории педагогики пытаются беспристрастно, объективно дать оценку образовательных парадигм прошлого.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.
Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания. Отрасли, относящиеся к возрастной педагогике (ясельная, дошкольная, школьная), в системе наук о воспитании занимают особое место. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом изучения - закономерности, методы, средства и технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный возраст, школьный возраст).
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей раннего возраста. Это отрасль педагогической науки развивается в тесном сотрудничестве и взаимодействии с психологией, физиологией, медициной, гигиеной.
Дошкольная педагогика - отрасль педагогической науки, которая изучает процесс воспитания и образования (цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления), влияние этого процесса на развитие дошкольника, формирование его личности. Дошкольная педагогика изучает тенденции и перспективы развития системы дошкольного образования; разрабатывает отечественные стандарты образования, изучает международные стандарты предшкольного развития ребенка; обогащает теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию; изучает и разрабатывает теоретические основы и технологии обучения детей в дошкольных учебно- воспитательных учреждениях и в условиях семьи, а также исследует особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.
Школьная педагогика - старейшая, наиболее развитая отрасль науки о воспитании. Накопив богатый ценный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений, научные данные о закономерностях воспитания и образования детей школьного возраста в разных учебных заведениях (начальная и средняя школа, лицеи, гимназии и др.), педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики.
Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Эта отрасль возрастной педагогики находится в стадии становления. Мировая практика работы с людьми послепроизводственного возраста показывает необходимость и важность этого направления педагогической деятельности для создания оптимальных условий реализации опыта пожилых людей, их нормальной полноценной жизнедеятельности. Решение этих задач возможно в тесном сотрудничестве с медиками и специалистами в области геронтологии. Актуальность развития этой отрасли в предупреждении потери огромного интеллектуального потенциала людей пожилого возраста, создание более комфортных психологических условий для них при частичной или полной утрате активной роли в обществе.
Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в физическом развитии. Специальные педагогические науки занимаются вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих (сурдопедагогика), слепых и слабовидящих (тифлопедагогика), людей с речевыми нарушениями (логопедия), умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития (олигофренопедагогика). В тесном единстве с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи таких детей и взрослых с окружающим миром, с социальной средой складывается система воспитания и образования лиц с аномальным развитием.
Частные методики (предметные дидактики) исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в области преподавания отдельных учебных предметов. Это многочисленные методики обучения дошкольников, школьников, студентов различным дисциплинам: методики преподавания родного и иностранных языков, истории, литературы, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Исследователи методик преподавания, учитывая специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся, разрабатывают новые методы, средства, технологии обучения конкретным дисциплинам; обогащают науку надпредметными знаниями и увеличивают арсенал общей теории образования - дидактики.
Военная педагогика раскрывает закономерности, осуществляет теоретические обоснования, разрабатывает принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Основные педагогические разработки в этой области используются в военных частях, учебных военных заведениях в освоении военных специальностей. Элементы военной педагогики встречаются в школьной и вузовской системе образования.
Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высших учебных заведений, занимается специфическими проблемами получения высшего образования. Научный потенциал в лице специалистов высшей категории, их учительский и преподавательский профессионализм позволяет создавать новые дидактические конструкции в образовании, разрабатывать оригинальные методики обучения студентов, привлекая нередко к инновационным разработкам и самих учащихся. При этом особую актуальность приобретает преемственность вузовской педагогики с педагогикой школьной.
Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук.
Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности характера - результат этнического воспитания и влияния соответствующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследование традиционной педагогической культуры субэтнических образований (поморов, сибиряков и др.). В этнопедагогике объект изучения принадлежат области собственно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применяться вместе с чисто педагогическим методами. Сказанное справедливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются понятия педагогические, а этнологические и антропологические термины играют вспомогательную роль.
Достижением этнопедагогики является рассмотрение педагогических закономерностей как естественноисторических процессов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. В полиэтнической России педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики.
Социальная педагогика - наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
Социальная педагогика как наука появилась во второй половине XX века в связи с развертыванием научно-технической революции и современной урбанизацией. Социальная педагогика интегрирует в себе достижения традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социологии, социальной психологии, биологических и антропологических наук, их основные идеи и принципы. Социальная педагогика раскрывает значение конкретных социально-культурных условий среды, их влияние на педагогический процесс.
Главные функции социальной педагогики - обобщение накопленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, которые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения среды.
Лечебная педагогика - относительно новая отрасль педагогики, предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с недомогающими и больными школьниками. Развиваясь наравне с медициной, эта отрасль педагогики занимается проблемами обучения и лечения в их оптимальном сочетании детей, межнаучными теоретическими обоснованиями, методическими разработками в этой области.
Педагогика среднего специального образования. Эта отрасль находится в стадии становления. Она изучает содержание, формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних учебных заведениях. Ее теоретические основы развиваются за счет адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. В виду усиления связей «школа - вуз», «колледж - вуз» интегрируются силы специалистов, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появились такие отрасли, как гендерная педагогика, пренатальная педагогика и др.
Все отрасли педагогической науки тесно связаны и направлены на решение общепедагогических и частноотраслевых задач. Иллюстрация связи таких задач представлена в таблице 1.2.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека. Эти явления получили название образования, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия.
Функции педагогики обусловлены ее предметом (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Функции педагогики
Функции педагогики
Задачи педагогики:
1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Теоретическое обоснование и научная интерпретация передового педагогического опыта, выявление в инновациях того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.
3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Создание теоретических моделей предполагаемого развития образовательной инфраструктуры, необходимых для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.
4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования.
5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).
Источники развития педагогической науки
Педагогика как наука, имеющая длительную историю и научные традиции, развивается благодаря целому комплексу источников. К числу основных таких источников относятся:
● многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях, культурных продуктах;
● текущая мировая и отечественная практика образования: традиционные и инновационные формы обучения и воспитания;
● философия как методологическая основа педагогической науки, фундаментальные классические и современные модели познаваемости мира;
● достижения в области наук о человеке (психологии, социологии, физиологии, культурологии и др.);
● собственно педагогические теоретические и экспериментальные исследования;
● актуальные общественные потребности, социальный заказ.
На современном этапе развития отечественной педагогической науки отчетливо наблюдается смена научной парадигмы. В самом общем виде эту смену можно охарактеризовать как движение от идеологии к культуре. Смещение идеологической ориентации на культурную прослеживается и в общетеоретических, и в прикладных современных педагогических исследованиях.
Современная структура педагогики
Педагогика по мере своего становления, накопив большое количество эмпирического и теоретического материала, превратилась в самостоятельную область научного познания. На определенном этапе развития в педагогической науке стали происходить процессы ее дифференцирования.
Появившаяся специализация в области научно-практических исследований позволяет более качественно изучать отдельные аспекты целостного предмета педагогической науки.
К основным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся:
Общая педагогика, являющаяся фундаментом системы педагогических наук. К проблемам теории и методологии, которые являются центральными для общей педагогики, относят в первую очередь: определение соотношения обучения и развития; изучение общего влияния целенаправленного педагогического воздействия на формирующуюся личность; определение основных закономерностей процесса передачи и активного усвоения социокультурного опыта; описание структуры учебной деятельности; выработка общедидактических принципов, методов и средств; конструирование новых моделей образовательных систем; анализ общих тенденций образовательного процесса и обобщение передового педагогического опыта.
История педагогики, которая изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития. Историко-педагогические исследования, опираясь на исторический, этнографический, этнологический, археологический материал, выявляют закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. История педагогики пользуется общей периодизацией развития человечества, где выделяются эпохи первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического, постсоциалистического развития общества. В истории педагогики условно выделяют периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. Соблюдая идеологическую независимость, исследователи истории педагогики пытаются беспристрастно, объективно дать оценку образовательных парадигм прошлого.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.
Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания. Отрасли, относящиеся к возрастной педагогике (ясельная, дошкольная, школьная), в системе наук о воспитании занимают особое место. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом изучения - закономерности, методы, средства и технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный возраст, школьный возраст).
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей раннего возраста. Это отрасль педагогической науки развивается в тесном сотрудничестве и взаимодействии с психологией, физиологией, медициной, гигиеной.
Дошкольная педагогика - отрасль педагогической науки, которая изучает процесс воспитания и образования (цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления), влияние этого процесса на развитие дошкольника, формирование его личности. Дошкольная педагогика изучает тенденции и перспективы развития системы дошкольного образования; разрабатывает отечественные стандарты образования, изучает международные стандарты предшкольного развития ребенка; обогащает теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию; изучает и разрабатывает теоретические основы и технологии обучения детей в дошкольных учебно- воспитательных учреждениях и в условиях семьи, а также исследует особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.
Школьная педагогика - старейшая, наиболее развитая отрасль науки о воспитании. Накопив богатый ценный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений, научные данные о закономерностях воспитания и образования детей школьного возраста в разных учебных заведениях (начальная и средняя школа, лицеи, гимназии и др.), педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики.
Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Эта отрасль возрастной педагогики находится в стадии становления. Мировая практика работы с людьми послепроизводственного возраста показывает необходимость и важность этого направления педагогической деятельности для создания оптимальных условий реализации опыта пожилых людей, их нормальной полноценной жизнедеятельности. Решение этих задач возможно в тесном сотрудничестве с медиками и специалистами в области геронтологии. Актуальность развития этой отрасли в предупреждении потери огромного интеллектуального потенциала людей пожилого возраста, создание более комфортных психологических условий для них при частичной или полной утрате активной роли в обществе.
Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в физическом развитии. Специальные педагогические науки занимаются вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих (сурдопедагогика), слепых и слабовидящих (тифлопедагогика), людей с речевыми нарушениями (логопедия), умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития (олигофренопедагогика). В тесном единстве с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи таких детей и взрослых с окружающим миром, с социальной средой складывается система воспитания и образования лиц с аномальным развитием.
Частные методики (предметные дидактики) исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в области преподавания отдельных учебных предметов. Это многочисленные методики обучения дошкольников, школьников, студентов различным дисциплинам: методики преподавания родного и иностранных языков, истории, литературы, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Исследователи методик преподавания, учитывая специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся, разрабатывают новые методы, средства, технологии обучения конкретным дисциплинам; обогащают науку надпредметными знаниями и увеличивают арсенал общей теории образования - дидактики.
Военная педагогика раскрывает закономерности, осуществляет теоретические обоснования, разрабатывает принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Основные педагогические разработки в этой области используются в военных частях, учебных военных заведениях в освоении военных специальностей. Элементы военной педагогики встречаются в школьной и вузовской системе образования.
Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высших учебных заведений, занимается специфическими проблемами получения высшего образования. Научный потенциал в лице специалистов высшей категории, их учительский и преподавательский профессионализм позволяет создавать новые дидактические конструкции в образовании, разрабатывать оригинальные методики обучения студентов, привлекая нередко к инновационным разработкам и самих учащихся. При этом особую актуальность приобретает преемственность вузовской педагогики с педагогикой школьной.
Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук.
Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности характера - результат этнического воспитания и влияния соответствующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследование традиционной педагогической культуры субэтнических образований (поморов, сибиряков и др.). В этнопедагогике объект изучения принадлежат области собственно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применяться вместе с чисто педагогическим методами. Сказанное справедливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются понятия педагогические, а этнологические и антропологические термины играют вспомогательную роль.
Достижением этнопедагогики является рассмотрение педагогических закономерностей как естественноисторических процессов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. В полиэтнической России педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики.
Социальная педагогика - наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
Социальная педагогика как наука появилась во второй половине XX века в связи с развертыванием научно-технической революции и современной урбанизацией. Социальная педагогика интегрирует в себе достижения традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социологии, социальной психологии, биологических и антропологических наук, их основные идеи и принципы. Социальная педагогика раскрывает значение конкретных социально-культурных условий среды, их влияние на педагогический процесс.
Главные функции социальной педагогики - обобщение накопленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, которые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения среды.
Лечебная педагогика - относительно новая отрасль педагогики, предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с недомогающими и больными школьниками. Развиваясь наравне с медициной, эта отрасль педагогики занимается проблемами обучения и лечения в их оптимальном сочетании детей, межнаучными теоретическими обоснованиями, методическими разработками в этой области.
Педагогика среднего специального образования. Эта отрасль находится в стадии становления. Она изучает содержание, формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних учебных заведениях. Ее теоретические основы развиваются за счет адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. В виду усиления связей «школа - вуз», «колледж - вуз» интегрируются силы специалистов, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появились такие отрасли, как гендерная педагогика, пренатальная педагогика и др.
Все отрасли педагогической науки тесно связаны и направлены на решение общепедагогических и частноотраслевых задач. Иллюстрация связи таких задач представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Общие и частные задачи основных отраслей педагогики
Общие и частные задачи основных отраслей педагогики
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи