Сложная многоуровневая структура и методология педагогической науки и ее принадлежность к гуманитарной области человеческого знания детерминируют комплексность понятийного аппарата педагогики. Так, для описания феноменологии и закономерностей педагогического процесса педагогическая наука использует необходимые ей заимствованные из других наук категории (в первую очередь к таким наукам относятся философия, психология и социология), а также собственно педагогические понятия.
К числу основных заимствованных понятий относятся прежде всего категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика тем не менее не может обойтись без использования их для анализа собственного предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.
Личность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Авторы различных концепций обучения и воспитания определяли структуру и содержание педагогического процесса, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изучения проблемы личности, как правило, находится поиск соотношения природных (биологических, генетических) и социальных факторов, влияющих на ее развитие и формирование.
Представители тех психологических направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему природными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, подавляются или замещаются. Представители социологических подходов считают, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается.
Для современного этапа развития отечественной психологии и педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, сложного, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе. Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь это творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, то есть личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.
Развитие
Это понятие в самом общем виде определяется как объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения человека.
В определении сущности развития и развития личности, в частности, также существуют различные подходы. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс - регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Л. И. Анциферова). То есть развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят и количественные изменения, и качественные преобразования. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. К основным факторам развития относят наследственность, социальную макро- и микросреду, материально-экономические условия жизни, воспитание и самовоспитание.
Развитие личности
Развитие личности - сложнейший, непрерывный процесс объективной действительности. Для его изучения современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, социальную, духовную и другие стороны. В этом плане педагогика изучает преимущественно проблемы духовного развития человека во взаимосвязи со всеми другими сторонами этого процесса.
Движущими силами процесса развития выступают возникающие противоречия, которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению В. А. Крутецкого, относятся противоречия между: новыми потребностями и возможностями их удовлетворения; возросшими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; растущими социальными требованиями и наличным уровнем развития личности. Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются.
Понимание развития тесно связано с такими понятиями, как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает возможности личностного развития и пути его оптимизации в образовательном процессе.
Социализация
Социализация - процесс вхождения человека в общество, в культуру своей или чужой страны. Изучение этого процесса имеет достаточно длительную историю и интересует представителей разных научных областей - психологии, этнографии, культурологи, социологии, педагогии.
На современном этапе развития гуманитарных областей человеческого познания можно выделить три больших группы определений социализации и соответственно три аспекта проблемы взаимоотношения человека и общества: культурантропологический, социологический и психологический.
С точки зрения культурантропологии социализация рассматривается как процесс передачи культурного наследия, процесс овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения. Однако при этом человек, на которого оказываются культурные воздействия, рассматривается в данном подходе как пассивный потребитель культуры.
Большинство современных социологических исследований основываются на понимании социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.
Характерной особенностью психологического подхода является приоритетное рассмотрение индивидуального своеобразия личности в процессе освоения социального пространства, то, как человек отбирает для себя представленные обществом образцы поведения. С точки зрения современной психологии социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения, осуществляемый в общении и деятельности.
Перейдем к рассмотрению собственно педагогических понятий. К их числу в первую очередь относятся: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.
Воспитание
Воспитание - основное, родовое понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом. В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (И. П. Подласый).
Направленность воспитания проявляется в трех аспектах - целенаправленное формирование отношения к окружающему, мировоззрения и поведения. Критериями эффективности воспитания является соответствие индивида требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание и методы.
В качестве объективных механизмов воспитательного взаимодействия взрослых с подрастающим поколением всегда выступали непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения (Б. Т. Лихачев). Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов - индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и социальных институтов воспитания. Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.
Обучение
Как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Обучение имеет две взаимообусловленные стороны: преподавание (трансляция системы знаний и способов их освоения и применения) и учение (усвоение передаваемого опыта посредством его восприятия, осмысления, преобразования и использования).
Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУН). Знания - это отражение человеком объективной реальности в форме научных фактов, представлений и понятий. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоретические и практические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навыки - элементы практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении определенных действий.
В реальной образовательной практике процессы обучения и воспитания неразрывно связаны. Это обнаруживается уже на этапе формулировки целей этих процессов.
Цели обучения и воспитания - это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения. Педагогический интерпретированный социальный заказ выступает в роли критерия эффективности, способа отбора и поиска оптимальных средств, позволяет определить функции школы и других социальных институтов, формирующих личность в целостной социальной системе обучения и воспитания.
Цели обучения и воспитания - движущие силы развития не только практики образования, но и педагогической науки. В том случае, когда реальный результат учебно-воспитательного процесса не соответствует заданному социальному эталону, педагогическая наука ищет пути и средства повышения эффективности и качества функционирования образовательного процесса.
Образование
Образование - это система, процесс и результат усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование определенного уровня интеллектуального и эмоционального развития, мировоззрения и познавательных интересов.
Различают внешние и внутренние цели образования. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии производства и культуры, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.
Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Объем и направленность содержания образования регулируются Государственным стандартом образования.
Целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования фиксируются в виде педагогических технологий (или технологий образования). Педагогическая технология - это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса.
Главные критерии образованности - системность знаний и системность мышления, которые проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстановить недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. («Образование есть то, что остается, когда выученное забывается».)
Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.
Как социально обусловленная система образование имеет следующие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся), учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав и взаимодействие определяют построение педагогического процесса.
В настоящее время активно осуществляется поиск путей оптимизации образовательного процесса. Это обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования.
Педагогическая деятельность
Центральная видовая категория педагогики. Определяется как особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Педагогическая деятельность представляет собой сознательное, научно обоснованное, целенаправленное, систематически и планомерно организуемое воздействие на детей, взаимодействие с ними, которое должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу, выраженному в форме эталона личности.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, которые осуществляются в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важным критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой организационной формы, но не преследует прямого достижения цели, так как эта цель не достижима в ограниченные временными рамками сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важным критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в отношениях, эмоциональных реакциях и поведении.
В структуре педагогической деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента (Н. В. Кузьмина):
● конструктивная деятельность - конструктивно содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
● организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности;
● коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.
Для эффективного осуществления педагогической деятельности педагогу необходимо владение общей и педагогической культурой, навыками социального взаимодействия, педагогическими знаниями и умениями. Кроме того, успешность профессиональной деятельности педагога определяется наличием педагогических способностей и направленности, а также определенных личностных качеств (эмпатии, рефлексивности, коммуникабельности, ответственности, организованности и др.).
Педагогический процесс
Педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента - педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления. Доказано, что эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия, от активности, содержательных и динамических особенностей обучаемого. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в формирующейся личности многое так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К внутренним условиям, например, принято относить задатки способностей, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и т. п.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Ответные реакции воспитанников проявляются в разнообразных формах (активное или пассивное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания и безразличие и т. п.).
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. Это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая задача - это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство - являются задачами социального управления, и их решение предполагает прохождение следующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий; осуществление плана решения задачи на практике, включая организацию взаимодействия, регулирование и корректирование педагогического процесса; анализ результатов решения.
К числу основных заимствованных понятий относятся прежде всего категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика тем не менее не может обойтись без использования их для анализа собственного предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.
Личность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Авторы различных концепций обучения и воспитания определяли структуру и содержание педагогического процесса, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изучения проблемы личности, как правило, находится поиск соотношения природных (биологических, генетических) и социальных факторов, влияющих на ее развитие и формирование.
Представители тех психологических направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему природными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, подавляются или замещаются. Представители социологических подходов считают, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается.
Для современного этапа развития отечественной психологии и педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, сложного, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе. Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь это творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, то есть личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.
Развитие
Это понятие в самом общем виде определяется как объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения человека.
В определении сущности развития и развития личности, в частности, также существуют различные подходы. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс - регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Л. И. Анциферова). То есть развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят и количественные изменения, и качественные преобразования. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. К основным факторам развития относят наследственность, социальную макро- и микросреду, материально-экономические условия жизни, воспитание и самовоспитание.
Развитие личности
Развитие личности - сложнейший, непрерывный процесс объективной действительности. Для его изучения современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, социальную, духовную и другие стороны. В этом плане педагогика изучает преимущественно проблемы духовного развития человека во взаимосвязи со всеми другими сторонами этого процесса.
Движущими силами процесса развития выступают возникающие противоречия, которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению В. А. Крутецкого, относятся противоречия между: новыми потребностями и возможностями их удовлетворения; возросшими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; растущими социальными требованиями и наличным уровнем развития личности. Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются.
Понимание развития тесно связано с такими понятиями, как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает возможности личностного развития и пути его оптимизации в образовательном процессе.
Социализация
Социализация - процесс вхождения человека в общество, в культуру своей или чужой страны. Изучение этого процесса имеет достаточно длительную историю и интересует представителей разных научных областей - психологии, этнографии, культурологи, социологии, педагогии.
На современном этапе развития гуманитарных областей человеческого познания можно выделить три больших группы определений социализации и соответственно три аспекта проблемы взаимоотношения человека и общества: культурантропологический, социологический и психологический.
С точки зрения культурантропологии социализация рассматривается как процесс передачи культурного наследия, процесс овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения. Однако при этом человек, на которого оказываются культурные воздействия, рассматривается в данном подходе как пассивный потребитель культуры.
Большинство современных социологических исследований основываются на понимании социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.
Характерной особенностью психологического подхода является приоритетное рассмотрение индивидуального своеобразия личности в процессе освоения социального пространства, то, как человек отбирает для себя представленные обществом образцы поведения. С точки зрения современной психологии социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения, осуществляемый в общении и деятельности.
Перейдем к рассмотрению собственно педагогических понятий. К их числу в первую очередь относятся: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.
Воспитание
Воспитание - основное, родовое понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом. В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (И. П. Подласый).
Направленность воспитания проявляется в трех аспектах - целенаправленное формирование отношения к окружающему, мировоззрения и поведения. Критериями эффективности воспитания является соответствие индивида требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание и методы.
В качестве объективных механизмов воспитательного взаимодействия взрослых с подрастающим поколением всегда выступали непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения (Б. Т. Лихачев). Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов - индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и социальных институтов воспитания. Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.
Обучение
Как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Обучение имеет две взаимообусловленные стороны: преподавание (трансляция системы знаний и способов их освоения и применения) и учение (усвоение передаваемого опыта посредством его восприятия, осмысления, преобразования и использования).
Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУН). Знания - это отражение человеком объективной реальности в форме научных фактов, представлений и понятий. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоретические и практические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навыки - элементы практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении определенных действий.
В реальной образовательной практике процессы обучения и воспитания неразрывно связаны. Это обнаруживается уже на этапе формулировки целей этих процессов.
Цели обучения и воспитания - это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения. Педагогический интерпретированный социальный заказ выступает в роли критерия эффективности, способа отбора и поиска оптимальных средств, позволяет определить функции школы и других социальных институтов, формирующих личность в целостной социальной системе обучения и воспитания.
Цели обучения и воспитания - движущие силы развития не только практики образования, но и педагогической науки. В том случае, когда реальный результат учебно-воспитательного процесса не соответствует заданному социальному эталону, педагогическая наука ищет пути и средства повышения эффективности и качества функционирования образовательного процесса.
Образование
Образование - это система, процесс и результат усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование определенного уровня интеллектуального и эмоционального развития, мировоззрения и познавательных интересов.
Различают внешние и внутренние цели образования. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии производства и культуры, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.
Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Объем и направленность содержания образования регулируются Государственным стандартом образования.
Целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования фиксируются в виде педагогических технологий (или технологий образования). Педагогическая технология - это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса.
Главные критерии образованности - системность знаний и системность мышления, которые проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстановить недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. («Образование есть то, что остается, когда выученное забывается».)
Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.
Как социально обусловленная система образование имеет следующие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся), учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав и взаимодействие определяют построение педагогического процесса.
В настоящее время активно осуществляется поиск путей оптимизации образовательного процесса. Это обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования.
Педагогическая деятельность
Центральная видовая категория педагогики. Определяется как особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Педагогическая деятельность представляет собой сознательное, научно обоснованное, целенаправленное, систематически и планомерно организуемое воздействие на детей, взаимодействие с ними, которое должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу, выраженному в форме эталона личности.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, которые осуществляются в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важным критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой организационной формы, но не преследует прямого достижения цели, так как эта цель не достижима в ограниченные временными рамками сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важным критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в отношениях, эмоциональных реакциях и поведении.
В структуре педагогической деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента (Н. В. Кузьмина):
● конструктивная деятельность - конструктивно содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
● организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности;
● коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.
Для эффективного осуществления педагогической деятельности педагогу необходимо владение общей и педагогической культурой, навыками социального взаимодействия, педагогическими знаниями и умениями. Кроме того, успешность профессиональной деятельности педагога определяется наличием педагогических способностей и направленности, а также определенных личностных качеств (эмпатии, рефлексивности, коммуникабельности, ответственности, организованности и др.).
Педагогический процесс
Педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента - педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления. Доказано, что эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия, от активности, содержательных и динамических особенностей обучаемого. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в формирующейся личности многое так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К внутренним условиям, например, принято относить задатки способностей, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и т. п.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Ответные реакции воспитанников проявляются в разнообразных формах (активное или пассивное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания и безразличие и т. п.).
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. Это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая задача - это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство - являются задачами социального управления, и их решение предполагает прохождение следующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий; осуществление плана решения задачи на практике, включая организацию взаимодействия, регулирование и корректирование педагогического процесса; анализ результатов решения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи