ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОД ПРОЕКТОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В педагогической и методической лите­ратуре последних лет для характерис­тики учебной деятельности широко исполь­зуются понятия «исследовательская дея­тельность», «исследовательское обучение», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «ме­тод проектов». С их помощью подчёркива­ют направленность современного обучения на содействие реализации личностного по­тенциала каждого ребенка. При этом пере­численные понятия часто трактуются сино­нимично, что приводит к отождествлению идей исследовательского и проектного обу­чения. Вместе с тем их содержание и организационно-деятельностные основания за­метно различаются…

Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строитель­ство которой началось в первые послерево­люционные годы, составляли идеи всемерно­го укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности уча­щихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения цент­рировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы са­мостоятельного поиска, исследования осо­бенностей местных условий территории проживания.

Исследовательский метод

«Главное — не в результатах, а в процессе их получения». Сам же процесс получения результатов должен быть поставлен так, чтобы он как можно бо­лее приближался к характеру … исследования. Процесс обуче­ния, построенный таким образом, позволяет сделать полученные знания личным достоя­нием ученика. Учёный рассматривает вопро­сы организации учебного исследования, со­относя его с этапами научного познания. Он приходит к выводу о том, что основным методом обучения должен быть лабораторно-исследовательский:

1) в основе обучения должно лежать на­блюдение объекта (или темы изучения) в его конкретности;

2) явления и факты должны быть про­анализированы;

3) должны быть получены ответы на вопросы, которые вызваны наблюдением;

4) должно быть проведено сравнение не­посредственно наблюдаемого с аналогичными явлениями, сведения о которых мож­но почерпнуть из уст учителя или из учеб­ных пособий;

5) накопленный материал необходимо объединить.

Исходя из рассуждений…, вы­делим этапы учебного исследования (рисунок 1).

Учебное исследование должно быть организовано так, чтобы класс работал кол­лективно и чтобы при этом выполнение об­щего задания зависело от индивидуальных усилий отдельного школьника. Каждый ученик выполняет свою работу, вызываю­щую мысли, переживания, требующую усилий воли, порождающую ответствен­ность перед другими учениками за выпол­ненную работу как часть общего дела.


Трудности организации коллективной исследовательской работы в рассмотрен­ном варианте привели к появлению в прак­тике передовых учителей звеньевой формы-организации учебной деятельности.

Таким образом, … тех­нология исследовательского обучения осно­вывается на идее освоения учащимися ме­тода … науки в процессе иссле­дования. Освоенный метод в дальнейшем становится основой познавательной и прак­тической деятельности человека в … среде.

Конкретизируя общие положения, выделяет такой специфический эле­мент исследовательской деятельности, как решение проблемы, отмечая в этой связи: «Урок - это обсуждение всеми того или ино­го вопроса, выполнение того или иного дела. Класс свободно высказывается «за» или «против» той или иной рабочей гипоте­зы; одни выдвигают одни соображения и доводы, другие выставляют другие; учитель намечает пути к доказательно­му разрешению возникшего затруднения, ученики обращаются к карте, рисункам, книге ...и вопрос разрешается». … при создании рабочей гипотезы и дальнейших путей ее решения важное место занимают «моменты зат­руднения». Момент затруднения, порож­дающий гипотезу, близок к современной трактовке «проблем­ной ситуации». Он - важный способ стимулирования активно­сти учащихся.

Решение проблемы заметно изменяет содержание и структуру учебной деятель­ности. Каждый ученик что-то обдумывает, предполагает, выдвигает доводы - мыслит в режиме поисковой активности. Осуще­ствляя исследование, он использует кни­ги, схемы, пособия, выполняет упражне­ния, проводит опыты, наблюдения. Излагая полученные результаты, он систематизи­рует, обобщает данные и т.д. Кроме инди­видуальной в исследовании присутствует коллективная форма, предполагающая ак­тивную коммуникативную деятельность: ученики обмениваются информацией, де­лятся своими мыслями, идеями, участву­ют в диспутах, обсуждении полученных результатов, в ведении дневников коллек­тивной работы и т.д. Поскольку решение проблем предлагается непосредственно на местности, во время исследования …, здесь имеет место и практическая деятельность.

Итак, в основе исследования лежит про­блема, которая инициирует поисковую активность учащихся, вызывает различные виды деятельности (познавательную, прак­тическую, оценочную, проектную и др.) и порождает мотив деятельности, направ­ленной на решение проблемы. Целью ис­следования становится поиск способов решения проблемы и получение нового знания. Решение проблемы, «поиск (научной) истины» приводит к разви­тию у ученика исследовательских уме­ний …

Особенности деятельности учителя

Основная задача учителя состоит в орга­низации исследования учениками. Учитель - это старший товарищ, помогающий осилить трудный путь движения к знанию. Действия учителя направлены на то, чтобы:

§ выявить возможности учеников и раз­бить их на группы;

§ помочь им научиться действовать вместе;

§ пробудить интерес к изучаемому;

§ следить за динамикой интереса учеников к изучаемой проблеме; уметь его поддер­живать и развивать…;

§ раскрыть многообразие содержания изучаемого материала и наметить вариан­ты его изучения;

§ указать пути и методы самостоятель­ного индивидуального и коллективного ис­следования;

§ поощрять и развивать крити­ческое отношение к исследовательским действиям;

§ восполнить пробелы и исправить ошибки выполненной учебной работы, кол­лективного дела.

Особенности деятельности учащихся

Особенности учебной деятельности уча­щихся:

§ всю учебную работу школьники вы­полняют самостоятельно;

§ исследовательская работа ведется кол­лективно, по принципу разделения труда;

§ учебная работа выходит за рамки классно-урочной системы, строгого распи­сания, проходит в реальном географическом окружении;

§ обучение происходит при постоянном консультировании и общем руководстве учителя;

§ учебная работа ведется по планам и программам, разработанным самими уче­никами на основе общих программ в соот­ветствии с их жизненными интересами;

§ учёт выполненной работы, педагоги­ческий контроль осуществляется по ре­альным результатам (докладам, рисункам, схемам, диаграммам);

§ работать можно над любым материа­лом, взятым из книги или жизни.

Признаки исследовательского обучения

Описание структуры педагогической и учебной деятельности позволяет выделить основные признаки исследовательского обу­чения, как его понимали методисты 20-30-х гг. XX в.:

1) это специально организованное обу­чение, обеспечивающее самостоятельную учебную деятельность;

2) в ходе обучения школьники осваива­ют метод научного географического иссле­дования;

3) результатом применения научного метода к исследованию действительности является новое знание.

… Соответственно, пер­воочередной задачей исследовательского обучения является развитие у учеников умений осуществлять научный поиск. Ис­следовательские умения обеспечивают не­обходимую готовность самостоятельно, творчески осваивать новые способы дея­тельности….

Метод проектов

Наряду с исследовательским методом ши­рокое распространение получил метод про­ектов. Назначение проектирования состоит в разработке какого-либо замысла, плана деятельности, реализация которого пред­полагает достижение заранее определен­ного результата. В обучении в самом общем виде метод проектов сводится к тому, что ученики при активной помощи учителя разрабатывают проект, осуществление ко­торого означает выполнение вполне опре­деленного и завершенного цикла учебной деятельности. Цикличность определяет специфику проектной деятельности, кото­рая включает три основные фазы:

§ проектировочная,

§ технологическая,

§ рефлексивная.

Первая фаза является наиболее слож­ной и предполагает последовательное осу­ществление следующих стадий:

1) концептуальная, состоящая в выяв­лении противоречия, формулировке про­блемы, определения целей предстоящей деятельности;

2) моделирования;

3) конструирования;

4) технологической подготовки реализа­ции проекта.

Большое значение в выполнении этой фазы имеет прогнозирование. Но здесь, в отличие от исследования, прогноз осно­вывается на действии известных причин, полностью предсказуем.

Вторая фаза включает стадии реализа­ции проекта и оформления результатов.

Рефлексивная фаза состоит в подведении итогов и включает контроль полученных результатов, их оценку и собственно реф­лексию.

Примером проекта может служить тема «Наш пруд». Учащиеся в групповой форме работы и при активной помощи учителя разрабатывают проект изучения водоема, расположенного в данном населенном пун­кте, проводят его комплексное исследова­ние, составляют географическую характе­ристику водоема, в том числе его геоэколо­гическую оценку, предлагают меры по улучшению качества воды в водоеме и его ближайшего окружения. Проект разраба­тывается и реализуется в течение 10-15 часов (среднесрочный проект).

Соотношение исследовательской и проектной деятельности

Как же соотносятся исследовательская и проектная деятельность в учебном про­цессе? Очевидно, что их не следует ни про­тивопоставлять, ни отождествлять. Это разные виды деятельности, что не исклю­чает возможности их сочетания в струк­туре учения. Как было показано выше …, учебное исследование не предполагает создания какого-либо заранее запланированного объекта или его модели. Оно в большей степени направлено на получение нового (объективного или субъективного) знания, что дает основание рассматривать учеб­ное исследование как один из методов организации познавательной деятельнос­ти. Проектная деятельность основывает­ся на знании, зависит от познавательной деятельности, вторична по отношению к ней и в качестве обязательного элемента включает преобразование. Последнее мо­жет осуществляться в реальной практи­ческой деятельности и в идеальном вари­анте. Идеальное преобразование объекта осуществляется в воображении, что так­же соответствует принципам проектной деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.