В педагогической и методической литературе последних лет для характеристики учебной деятельности широко используются понятия «исследовательская деятельность», «исследовательское обучение», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «метод проектов». С их помощью подчёркивают направленность современного обучения на содействие реализации личностного потенциала каждого ребенка. При этом перечисленные понятия часто трактуются синонимично, что приводит к отождествлению идей исследовательского и проектного обучения. Вместе с тем их содержание и организационно-деятельностные основания заметно различаются…
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Исследовательский метод
«Главное — не в результатах, а в процессе их получения». Сам же процесс получения результатов должен быть поставлен так, чтобы он как можно более приближался к характеру … исследования. Процесс обучения, построенный таким образом, позволяет сделать полученные знания личным достоянием ученика. Учёный рассматривает вопросы организации учебного исследования, соотнося его с этапами научного познания. Он приходит к выводу о том, что основным методом обучения должен быть лабораторно-исследовательский:
1) в основе обучения должно лежать наблюдение объекта (или темы изучения) в его конкретности;
2) явления и факты должны быть проанализированы;
3) должны быть получены ответы на вопросы, которые вызваны наблюдением;
4) должно быть проведено сравнение непосредственно наблюдаемого с аналогичными явлениями, сведения о которых можно почерпнуть из уст учителя или из учебных пособий;
5) накопленный материал необходимо объединить.
Исходя из рассуждений…, выделим этапы учебного исследования (рисунок 1).
Учебное исследование должно быть организовано так, чтобы класс работал коллективно и чтобы при этом выполнение общего задания зависело от индивидуальных усилий отдельного школьника. Каждый ученик выполняет свою работу, вызывающую мысли, переживания, требующую усилий воли, порождающую ответственность перед другими учениками за выполненную работу как часть общего дела.
Трудности организации коллективной исследовательской работы в рассмотренном варианте привели к появлению в практике передовых учителей звеньевой формы-организации учебной деятельности.
Таким образом, … технология исследовательского обучения основывается на идее освоения учащимися метода … науки в процессе исследования. Освоенный метод в дальнейшем становится основой познавательной и практической деятельности человека в … среде.
Конкретизируя общие положения, выделяет такой специфический элемент исследовательской деятельности, как решение проблемы, отмечая в этой связи: «Урок - это обсуждение всеми того или иного вопроса, выполнение того или иного дела. Класс свободно высказывается «за» или «против» той или иной рабочей гипотезы; одни выдвигают одни соображения и доводы, другие выставляют другие; учитель намечает пути к доказательному разрешению возникшего затруднения, ученики обращаются к карте, рисункам, книге ...и вопрос разрешается». … при создании рабочей гипотезы и дальнейших путей ее решения важное место занимают «моменты затруднения». Момент затруднения, порождающий гипотезу, близок к современной трактовке «проблемной ситуации». Он - важный способ стимулирования активности учащихся.
Решение проблемы заметно изменяет содержание и структуру учебной деятельности. Каждый ученик что-то обдумывает, предполагает, выдвигает доводы - мыслит в режиме поисковой активности. Осуществляя исследование, он использует книги, схемы, пособия, выполняет упражнения, проводит опыты, наблюдения. Излагая полученные результаты, он систематизирует, обобщает данные и т.д. Кроме индивидуальной в исследовании присутствует коллективная форма, предполагающая активную коммуникативную деятельность: ученики обмениваются информацией, делятся своими мыслями, идеями, участвуют в диспутах, обсуждении полученных результатов, в ведении дневников коллективной работы и т.д. Поскольку решение проблем предлагается непосредственно на местности, во время исследования …, здесь имеет место и практическая деятельность.
Итак, в основе исследования лежит проблема, которая инициирует поисковую активность учащихся, вызывает различные виды деятельности (познавательную, практическую, оценочную, проектную и др.) и порождает мотив деятельности, направленной на решение проблемы. Целью исследования становится поиск способов решения проблемы и получение нового знания. Решение проблемы, «поиск (научной) истины» приводит к развитию у ученика исследовательских умений …
Особенности деятельности учителя
Основная задача учителя состоит в организации исследования учениками. Учитель - это старший товарищ, помогающий осилить трудный путь движения к знанию. Действия учителя направлены на то, чтобы:
§ выявить возможности учеников и разбить их на группы;
§ помочь им научиться действовать вместе;
§ пробудить интерес к изучаемому;
§ следить за динамикой интереса учеников к изучаемой проблеме; уметь его поддерживать и развивать…;
§ раскрыть многообразие содержания изучаемого материала и наметить варианты его изучения;
§ указать пути и методы самостоятельного индивидуального и коллективного исследования;
§ поощрять и развивать критическое отношение к исследовательским действиям;
§ восполнить пробелы и исправить ошибки выполненной учебной работы, коллективного дела.
Особенности деятельности учащихся
Особенности учебной деятельности учащихся:
§ всю учебную работу школьники выполняют самостоятельно;
§ исследовательская работа ведется коллективно, по принципу разделения труда;
§ учебная работа выходит за рамки классно-урочной системы, строгого расписания, проходит в реальном географическом окружении;
§ обучение происходит при постоянном консультировании и общем руководстве учителя;
§ учебная работа ведется по планам и программам, разработанным самими учениками на основе общих программ в соответствии с их жизненными интересами;
§ учёт выполненной работы, педагогический контроль осуществляется по реальным результатам (докладам, рисункам, схемам, диаграммам);
§ работать можно над любым материалом, взятым из книги или жизни.
Признаки исследовательского обучения
Описание структуры педагогической и учебной деятельности позволяет выделить основные признаки исследовательского обучения, как его понимали методисты 20-30-х гг. XX в.:
1) это специально организованное обучение, обеспечивающее самостоятельную учебную деятельность;
2) в ходе обучения школьники осваивают метод научного географического исследования;
3) результатом применения научного метода к исследованию действительности является новое знание.
… Соответственно, первоочередной задачей исследовательского обучения является развитие у учеников умений осуществлять научный поиск. Исследовательские умения обеспечивают необходимую готовность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности….
Метод проектов
Наряду с исследовательским методом широкое распространение получил метод проектов. Назначение проектирования состоит в разработке какого-либо замысла, плана деятельности, реализация которого предполагает достижение заранее определенного результата. В обучении в самом общем виде метод проектов сводится к тому, что ученики при активной помощи учителя разрабатывают проект, осуществление которого означает выполнение вполне определенного и завершенного цикла учебной деятельности. Цикличность определяет специфику проектной деятельности, которая включает три основные фазы:
§ проектировочная,
§ технологическая,
§ рефлексивная.
Первая фаза является наиболее сложной и предполагает последовательное осуществление следующих стадий:
1) концептуальная, состоящая в выявлении противоречия, формулировке проблемы, определения целей предстоящей деятельности;
2) моделирования;
3) конструирования;
4) технологической подготовки реализации проекта.
Большое значение в выполнении этой фазы имеет прогнозирование. Но здесь, в отличие от исследования, прогноз основывается на действии известных причин, полностью предсказуем.
Вторая фаза включает стадии реализации проекта и оформления результатов.
Рефлексивная фаза состоит в подведении итогов и включает контроль полученных результатов, их оценку и собственно рефлексию.
Примером проекта может служить тема «Наш пруд». Учащиеся в групповой форме работы и при активной помощи учителя разрабатывают проект изучения водоема, расположенного в данном населенном пункте, проводят его комплексное исследование, составляют географическую характеристику водоема, в том числе его геоэкологическую оценку, предлагают меры по улучшению качества воды в водоеме и его ближайшего окружения. Проект разрабатывается и реализуется в течение 10-15 часов (среднесрочный проект).
Соотношение исследовательской и проектной деятельности
Как же соотносятся исследовательская и проектная деятельность в учебном процессе? Очевидно, что их не следует ни противопоставлять, ни отождествлять. Это разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре учения. Как было показано выше …, учебное исследование не предполагает создания какого-либо заранее запланированного объекта или его модели. Оно в большей степени направлено на получение нового (объективного или субъективного) знания, что дает основание рассматривать учебное исследование как один из методов организации познавательной деятельности. Проектная деятельность основывается на знании, зависит от познавательной деятельности, вторична по отношению к ней и в качестве обязательного элемента включает преобразование. Последнее может осуществляться в реальной практической деятельности и в идеальном варианте. Идеальное преобразование объекта осуществляется в воображении, что также соответствует принципам проектной деятельности.
Известно, что общую методологическую установку «трудовой» школы, строительство которой началось в первые послереволюционные годы, составляли идеи всемерного укрепления связи обучения с жизнью и революционными преобразованиями, идеи развития активности, инициативности учащихся-строителей новой жизни. Лишённый предметной основы, процесс обучения центрировался на идее организации учебной деятельности как практико-ориентированной, преобразующей включающей элементы самостоятельного поиска, исследования особенностей местных условий территории проживания.
Исследовательский метод
«Главное — не в результатах, а в процессе их получения». Сам же процесс получения результатов должен быть поставлен так, чтобы он как можно более приближался к характеру … исследования. Процесс обучения, построенный таким образом, позволяет сделать полученные знания личным достоянием ученика. Учёный рассматривает вопросы организации учебного исследования, соотнося его с этапами научного познания. Он приходит к выводу о том, что основным методом обучения должен быть лабораторно-исследовательский:
1) в основе обучения должно лежать наблюдение объекта (или темы изучения) в его конкретности;
2) явления и факты должны быть проанализированы;
3) должны быть получены ответы на вопросы, которые вызваны наблюдением;
4) должно быть проведено сравнение непосредственно наблюдаемого с аналогичными явлениями, сведения о которых можно почерпнуть из уст учителя или из учебных пособий;
5) накопленный материал необходимо объединить.
Исходя из рассуждений…, выделим этапы учебного исследования (рисунок 1).
Учебное исследование должно быть организовано так, чтобы класс работал коллективно и чтобы при этом выполнение общего задания зависело от индивидуальных усилий отдельного школьника. Каждый ученик выполняет свою работу, вызывающую мысли, переживания, требующую усилий воли, порождающую ответственность перед другими учениками за выполненную работу как часть общего дела.
Трудности организации коллективной исследовательской работы в рассмотренном варианте привели к появлению в практике передовых учителей звеньевой формы-организации учебной деятельности.
Таким образом, … технология исследовательского обучения основывается на идее освоения учащимися метода … науки в процессе исследования. Освоенный метод в дальнейшем становится основой познавательной и практической деятельности человека в … среде.
Конкретизируя общие положения, выделяет такой специфический элемент исследовательской деятельности, как решение проблемы, отмечая в этой связи: «Урок - это обсуждение всеми того или иного вопроса, выполнение того или иного дела. Класс свободно высказывается «за» или «против» той или иной рабочей гипотезы; одни выдвигают одни соображения и доводы, другие выставляют другие; учитель намечает пути к доказательному разрешению возникшего затруднения, ученики обращаются к карте, рисункам, книге ...и вопрос разрешается». … при создании рабочей гипотезы и дальнейших путей ее решения важное место занимают «моменты затруднения». Момент затруднения, порождающий гипотезу, близок к современной трактовке «проблемной ситуации». Он - важный способ стимулирования активности учащихся.
Решение проблемы заметно изменяет содержание и структуру учебной деятельности. Каждый ученик что-то обдумывает, предполагает, выдвигает доводы - мыслит в режиме поисковой активности. Осуществляя исследование, он использует книги, схемы, пособия, выполняет упражнения, проводит опыты, наблюдения. Излагая полученные результаты, он систематизирует, обобщает данные и т.д. Кроме индивидуальной в исследовании присутствует коллективная форма, предполагающая активную коммуникативную деятельность: ученики обмениваются информацией, делятся своими мыслями, идеями, участвуют в диспутах, обсуждении полученных результатов, в ведении дневников коллективной работы и т.д. Поскольку решение проблем предлагается непосредственно на местности, во время исследования …, здесь имеет место и практическая деятельность.
Итак, в основе исследования лежит проблема, которая инициирует поисковую активность учащихся, вызывает различные виды деятельности (познавательную, практическую, оценочную, проектную и др.) и порождает мотив деятельности, направленной на решение проблемы. Целью исследования становится поиск способов решения проблемы и получение нового знания. Решение проблемы, «поиск (научной) истины» приводит к развитию у ученика исследовательских умений …
Особенности деятельности учителя
Основная задача учителя состоит в организации исследования учениками. Учитель - это старший товарищ, помогающий осилить трудный путь движения к знанию. Действия учителя направлены на то, чтобы:
§ выявить возможности учеников и разбить их на группы;
§ помочь им научиться действовать вместе;
§ пробудить интерес к изучаемому;
§ следить за динамикой интереса учеников к изучаемой проблеме; уметь его поддерживать и развивать…;
§ раскрыть многообразие содержания изучаемого материала и наметить варианты его изучения;
§ указать пути и методы самостоятельного индивидуального и коллективного исследования;
§ поощрять и развивать критическое отношение к исследовательским действиям;
§ восполнить пробелы и исправить ошибки выполненной учебной работы, коллективного дела.
Особенности деятельности учащихся
Особенности учебной деятельности учащихся:
§ всю учебную работу школьники выполняют самостоятельно;
§ исследовательская работа ведется коллективно, по принципу разделения труда;
§ учебная работа выходит за рамки классно-урочной системы, строгого расписания, проходит в реальном географическом окружении;
§ обучение происходит при постоянном консультировании и общем руководстве учителя;
§ учебная работа ведется по планам и программам, разработанным самими учениками на основе общих программ в соответствии с их жизненными интересами;
§ учёт выполненной работы, педагогический контроль осуществляется по реальным результатам (докладам, рисункам, схемам, диаграммам);
§ работать можно над любым материалом, взятым из книги или жизни.
Признаки исследовательского обучения
Описание структуры педагогической и учебной деятельности позволяет выделить основные признаки исследовательского обучения, как его понимали методисты 20-30-х гг. XX в.:
1) это специально организованное обучение, обеспечивающее самостоятельную учебную деятельность;
2) в ходе обучения школьники осваивают метод научного географического исследования;
3) результатом применения научного метода к исследованию действительности является новое знание.
… Соответственно, первоочередной задачей исследовательского обучения является развитие у учеников умений осуществлять научный поиск. Исследовательские умения обеспечивают необходимую готовность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности….
Метод проектов
Наряду с исследовательским методом широкое распространение получил метод проектов. Назначение проектирования состоит в разработке какого-либо замысла, плана деятельности, реализация которого предполагает достижение заранее определенного результата. В обучении в самом общем виде метод проектов сводится к тому, что ученики при активной помощи учителя разрабатывают проект, осуществление которого означает выполнение вполне определенного и завершенного цикла учебной деятельности. Цикличность определяет специфику проектной деятельности, которая включает три основные фазы:
§ проектировочная,
§ технологическая,
§ рефлексивная.
Первая фаза является наиболее сложной и предполагает последовательное осуществление следующих стадий:
1) концептуальная, состоящая в выявлении противоречия, формулировке проблемы, определения целей предстоящей деятельности;
2) моделирования;
3) конструирования;
4) технологической подготовки реализации проекта.
Большое значение в выполнении этой фазы имеет прогнозирование. Но здесь, в отличие от исследования, прогноз основывается на действии известных причин, полностью предсказуем.
Вторая фаза включает стадии реализации проекта и оформления результатов.
Рефлексивная фаза состоит в подведении итогов и включает контроль полученных результатов, их оценку и собственно рефлексию.
Примером проекта может служить тема «Наш пруд». Учащиеся в групповой форме работы и при активной помощи учителя разрабатывают проект изучения водоема, расположенного в данном населенном пункте, проводят его комплексное исследование, составляют географическую характеристику водоема, в том числе его геоэкологическую оценку, предлагают меры по улучшению качества воды в водоеме и его ближайшего окружения. Проект разрабатывается и реализуется в течение 10-15 часов (среднесрочный проект).
Соотношение исследовательской и проектной деятельности
Как же соотносятся исследовательская и проектная деятельность в учебном процессе? Очевидно, что их не следует ни противопоставлять, ни отождествлять. Это разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре учения. Как было показано выше …, учебное исследование не предполагает создания какого-либо заранее запланированного объекта или его модели. Оно в большей степени направлено на получение нового (объективного или субъективного) знания, что дает основание рассматривать учебное исследование как один из методов организации познавательной деятельности. Проектная деятельность основывается на знании, зависит от познавательной деятельности, вторична по отношению к ней и в качестве обязательного элемента включает преобразование. Последнее может осуществляться в реальной практической деятельности и в идеальном варианте. Идеальное преобразование объекта осуществляется в воображении, что также соответствует принципам проектной деятельности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи