ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показатель­ны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, бо­лее разнообразными и содержательными становятся отношения с дру­гими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятель­ности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирова­ние характера и других основ личности.

Средний школьный возраст характеризуется тем, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые отношения, сложившиеся ещё в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важней­шими институтами социализации становятся общество сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстника­ми, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познаёт окружающих и самого себя, фор­мирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство со­лидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).

Ярко проявляются в этот период всевозможные увлечения и хобби.

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской и женский взгляд на мир. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справлять­ся со школьной программой. В то же время многие подростки испыты­вают трудности в учёбе. Для многих учёба отходит на второй план.

Важнейшее новообразование возраста — чувство взрослости - представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток ещё не достиг. У подростка складываются разнообразные образы «Я», пер­воначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию, которую можно считать, по мнению психологов, центральным новообразованием всего периода. В целом это период завершения детства. Я-концепция в процессе накопле­ния подростком жизненного опыта становится более конкретной и реалистичной. Подросток проверяет её «на практике», чтобы, стал­киваясь с жизненными трудностями, не разочаровываться пона­прасну. Помочь подростку найти более зрелый и позитивный «образ Я» — непростая задача. Эту задачу необходимо решать, потому что Я-концепция влияет на психическое здоровье, межличностные от­ношения и социальную адаптацию, успехи в учебе и профессиональные стремления, определяет предпочтительные для подростка фор­мы поведения.

Способность принимать решения. Теоретически подросток знает, из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения, и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, использовать эти знания в жизни ему удается далеко не всегда. При­чиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстни­ков, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, что­бы подросткам была предоставлена возможность принимать решения и чтобы их научили это делать.

Считается, что подростки менее креативны, чем дети младше­го возраста (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Снижение креативно­сти объясняется тем, что подростки испытывают сильное давление и со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосаб­ливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять ему. В резуль­тате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, к которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению воз­можности творчества. Таким образом, одна из основных причин кризи­са креативности - подавление индивидуальности.

К окончанию девятого класса перед многими подростками встает проблема выбора профессии и определения жизненного пути. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

Сложность и противоречивость подросткового возраста требует от взрослых взаимодействия с подростком на паритетных, терпимых, но требовательных и последовательных позициях:

§ взрослые всегда должны объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение с подростком;

§ власть используется лишь в меру необходимости;

§ ценится как послушание, так и независимость подростка;

§ взрослые устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

§ взрослые прислушиваются к мнениям подростка, но не потакают его желаниям.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.