Методы обучения и их классификация.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Термин «метод» (от греческого) - означает путь, способ продвижения к истине.
В процессе обучения метод выступает как упорядочный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.
Широкое распространение в дидактике нашла классификация методов обучения, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) репродуктивный;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический);
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивная группа (методы 1 и 2), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (методы 4 и 5) — учащийся добывает новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, т.к. предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Виды обучения и их характеристика.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Содержание образования менялось в зависимости от тех ценностей, которые преобладали в обществе, так как педагогика – это наука, тесно связанная с общественной идеологией. Неслучайно поэтому в различные исторические периоды преобладал тот или иной вид обучения. Попробуем коротко охарактеризовать каждый из них:
1. Метод сократической беседы (метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов). Преподаватель устно рассуждая, ведет ученика по пути познания. Беседа велась с одним или несколькими учащимися.
2. Догматическое обучение (первый вид коллективной организации познавательной деятельности). Основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний на латинском языке. Отличительная особенность этого вида обучения – отрыв формы от содержания.
3. Объяснительно-иллюстративный вид. Его отличительная черта – привлечение в учебный процесс наглядности. Объяснительно-иллюстративный вид обучения требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспро изводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, которое не является развивающим и готовит исполнителя, а не творческую личность.

Педагогические цели

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Что такое цель? Цель – категория философская. Приведу одно из определений: цель – это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.
Нас интересуют последние. При подготовке учебного занятия преподавателю необходимо наметить три группы целей:
1. Познавательную (цели формирования знаний, навыков, умений).
2. Развивающую (цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
3. Воспитательную (цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.).
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
• Сравнить, обобщить определенную информацию.
• Сделать выбор наиболее значимой информации.
• На её основе сформулировать цель.
• Принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.

Зарубежные концепции обучения.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Широкое распространение в педагогической практике с США и во многих странах Европы получили бихевиористическая теория. Она отождествляла жизнь человека и животного, сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле «стимул-реакция». С этой точки зрения, процесс обучения — искусство управлять стимулами с целью вызова и предотвращения определенных реакции. Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Сознательная деятельность подменяется чисто рефлекторной. Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят в том, что у человека, кроме двигательной есть еще и словесная реакция, и что на него могут действовать словесные стимулы.
Прагматисты сводят обучение лишь к расширению личного опыта учащегося для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. Основоположник прагматизма Джордж Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков, а, следовательно, отрицают научное обоснование учебных планов и программ, они умаляют роль преподавателя, отводя ему роль консультанта. Основной механизм и метод получения знаний, умений и навыков — «обучение через делание». Современные прагматисты считают, что обучение — это сугубо индивидуальный процесс (представитель – Ругги и др.).

Возникновение и развитие педагогики

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: «Как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом её исследования?» Недаром говорится: «Отыщи всему начало и многое поймешь». В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить своё место в общей системе вещей и знаний.
Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добытые знания последующим поколениям.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Из античной Греции ведет свое происхождение термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда –ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Из древней Греции ведут свое начало многие педагогические понятия и термины (школа – досуг, гимназия – общественная школа физического развития и др.). В трудах многих древнегреческих философов (Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур ) содержались глубокие мысли по вопросам воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и приводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовского».

ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Воспитание как культурно-исторический феномен • Воспитание — категория педагогической науки • Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме • Воспитательный процесс, его цель и сущность

1. ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Воспитание является важнейшей функцией общества с древ­нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в соци­альные и производственные отношения невозможно развитие об­щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содер­жание, средства. История дает яркие примеры особенностей вос­питания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Ан­тичность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура на­родов и народностей разных стран проявляется не только в тради­циях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филоге­незе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет ко­лыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

Методы обучения и их классификация. Инновации в разработке методов профессионального обучения.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельно­сти преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на осво­ение ими знаний, умений и навыков. Классификация методов:

1. По источникам познания:

· Словесные – рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж;

· Наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование ТСО;

· Практические – упражнения, тренировка, лабораторные работы, поручение.

2. На основе структуры личности: методы формирования:

· Сознания – рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, показ, иллюстрация, демонстрация, убеждение, внушение, метод примера.

· Поведения – упражнение, тренировка, поручение, создание педагогических ситуаций.

Учебно-исследовательская деятельность студентов как часть их профессиональной подготовки

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Учебная конференция - организационная форма обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и учащих­ся с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершен­ствование знаний. Она дает широкие воз­можности учащимся для самовыражения, самореализации.

При подготовке и в процессе проведения конференции особое значение придается всемерному развитию самостоятельности уча­щихся, подготовке их к самообразованию. Этого достигают двой­ной целенаправленностью учебно-познавательной деятельности учащихся:

самостоятельным добыванием новых знаний из разных источ­ников;

самостоятельным применением уже имеющихся знаний в но­вых условиях учебной деятельности.

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические, заключительные и обзор­ные конференции.

Методические задачи диагностики профессиональных знаний и умений.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из важнейших структурных элементов процесса обуче­ния является диагностика результатов профессионального обу­чения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом уроке должны быть в центре внимания преподавателя и мастера произ­водственного обучения. Проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень важным блоком.

Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах мето­дики профессионального обучения.

В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие функции диагностики знаний и умений:

-контролирующая — состоит в выявлении уровня сфор­мированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотрен­ных программой;

-обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;

-воспитывающая — реализуется при формировании у уча­щихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дис­циплины труда в процессе обучения.

Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методических задачах, которые решает преподаватель или мастер производственного обучения.

Формы организации процесса обучения. Лекция, семинар, практические и лабораторные работы как формы организации учебной деятельности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Организационные формы обучения — это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Применяя различные организационные формы обучения, пре­подаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуаль­ную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный матери­ал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну пробле­му, овладевают общей темой. Обеспечивает общее продвижение учащих­ся в учении. Однако такая работа не может быть универсальной, так как при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа делится на несколько звеньев, которые выполняют одинаковые или различ­ные задания. Цели: решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и прак­тических работ, изучение нового материала. Групповая деятельность создает благоприятные воспитатель­ные возможности, приучает к коллективным методам работы.

Производственная практика как форма организации учебной деятельности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Производственная практика учащихся средних специальных учебных заведений проводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной.

Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских техникума, а технологическая и пред­дипломная — непосредственно на предприятии.

Назначение производственной практики — подготовка учащихся к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве, дает учащимся первоначальный опыт профессио­нальной деятельности.

Дидактические цели производственной практики включают в себя: формирование профессиональных умений и навыков; за­крепление, обобщение и систематизация знаний путем их приме­нения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учрежде­ний; практическое освоение современного оборудования и техно­логий.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к труду, т.е. к выполнению основных трудовых функций тех должностей, на которых может быть использован специалист согласно квалификационной харак­теристике.

Содержание начального профессионально-технического образования. Типы образовательных учреждений.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Содержание начального профессионального образования обес­печивает получение профессии и соответствующей квалифика­ции учащимися, а также содействует взаимопониманию и сотруд­ничеству между участниками образовательного процесса, способ­ствует реализации прав обучающихся на свободный выбор взгля­дов и убеждений.

Содержание образования и организация образовательного про­цесса в учреждениях начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением, и обеспечивается необходимой учебной и учебно-методической литературой.

Теоретическая общеобразовательная и профессиональная подготовка учащихся. Оно является одновременно продолжением школьного общего образования, научным обеспечением профессиональной практической деятельности и основой для последующего получения среднего и высшего профессионального образования.