Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на освоение ими знаний, умений и навыков. Классификация методов:
1. По источникам познания:
· Словесные – рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж;
· Наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование ТСО;
· Практические – упражнения, тренировка, лабораторные работы, поручение.
2. На основе структуры личности: методы формирования:
· Сознания – рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, показ, иллюстрация, демонстрация, убеждение, внушение, метод примера.
· Поведения – упражнение, тренировка, поручение, создание педагогических ситуаций.
· Чувств – соревнование, одобрение, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, контроль, оценка.
3. По степени продуктивности:
· Объяснительно-иллюстративные – (преподаватель сообщает учащимся «готовую» информацию) рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.
· Репродуктивные – (преподаватель выдает задание, а учащиеся выполняют его по образцу, правилу) упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.
· Проблемные – (преподаватель ставит проблему и решает ее, показывая пути решения) беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.
· Частично-поисковые – (учащиеся частично сами решают поставленную проблему) диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.
· Исследовательские – (учащиеся сами решают поставленную проблему) исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.
4. Методы контроля в обучении:
· Устное – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены.
· Письменное – контрольные работы, письменные зачеты, письменные экзамены, программированные работы.
5. Методы обучения:
· Теоретическое – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы.
· Производственное – показа трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический, эвристический (проектировочное, регулировочное, диагностичное упражнения) методы.
6. Активные методы обучения:
· Имитационные:
¾ Игровые – использование тренажеров, элементов деловой игры.
¾ Неигровые – анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.
· Неимитационные – проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы с книгой и электронной версией учебника.
7. Инновационные методы обучения:
· Интернет-технологии;
· Блочно-модульный принцип освоения программы обучения;
· Профессиональная ориентация;
· Инновационные игровые технологии.
1. По источникам познания:
· Словесные – рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж;
· Наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование ТСО;
· Практические – упражнения, тренировка, лабораторные работы, поручение.
2. На основе структуры личности: методы формирования:
· Сознания – рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, показ, иллюстрация, демонстрация, убеждение, внушение, метод примера.
· Поведения – упражнение, тренировка, поручение, создание педагогических ситуаций.
· Чувств – соревнование, одобрение, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, контроль, оценка.
3. По степени продуктивности:
· Объяснительно-иллюстративные – (преподаватель сообщает учащимся «готовую» информацию) рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.
· Репродуктивные – (преподаватель выдает задание, а учащиеся выполняют его по образцу, правилу) упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.
· Проблемные – (преподаватель ставит проблему и решает ее, показывая пути решения) беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.
· Частично-поисковые – (учащиеся частично сами решают поставленную проблему) диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.
· Исследовательские – (учащиеся сами решают поставленную проблему) исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.
4. Методы контроля в обучении:
· Устное – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены.
· Письменное – контрольные работы, письменные зачеты, письменные экзамены, программированные работы.
5. Методы обучения:
· Теоретическое – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы.
· Производственное – показа трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический, эвристический (проектировочное, регулировочное, диагностичное упражнения) методы.
6. Активные методы обучения:
· Имитационные:
¾ Игровые – использование тренажеров, элементов деловой игры.
¾ Неигровые – анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.
· Неимитационные – проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы с книгой и электронной версией учебника.
7. Инновационные методы обучения:
· Интернет-технологии;
· Блочно-модульный принцип освоения программы обучения;
· Профессиональная ориентация;
· Инновационные игровые технологии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи