Формы организации процесса обучения. Лекция, семинар, практические и лабораторные работы как формы организации учебной деятельности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Организационные формы обучения — это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Применяя различные организационные формы обучения, пре­подаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуаль­ную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный матери­ал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну пробле­му, овладевают общей темой. Обеспечивает общее продвижение учащих­ся в учении. Однако такая работа не может быть универсальной, так как при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа делится на несколько звеньев, которые выполняют одинаковые или различ­ные задания. Цели: решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и прак­тических работ, изучение нового материала. Групповая деятельность создает благоприятные воспитатель­ные возможности, приучает к коллективным методам работы.

При индивидуальной работе каждый получает свое задание, которое он выполняет независимо от других учащихся. Индивидуальная форма организации учебного труда осо­бенно целесообразна для таких видов работ, в которых могут бо­лее ярко проявиться индивидуальные особенности и возможно­сти учащихся.

Лекция — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а уча­щиеся его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция — наиболее экономичный способ передачи учебной ин­формации.

Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятель­ности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе се­минара углубляются, систематизируются и контролируются зна­ния учащихся, полученные в результате самостоятельной вне­аудиторной работы над первоисточниками, документами, допол­нительной литературой. Цели: углубление, систе­матизация, закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; обучение умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой; развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на воп­росы, слушать других, самому задавать вопросы.

Лабораторное занятие - учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ. Цели: опытная проверка формул, расчетов; ознакомление с мето­дикой проведения экспериментов, исследований; формирование умения учащихся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализи­ровать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести иссле­дования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т.п., а также формирование профессиональных умений и навыков обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами при проведении опытов. Веду­щая дидактическая цель - овладе­ние техникой эксперимента, умением решать практические зада­чи путем постановки опыта.

Практическое занятие — это форма организации учебного процесса дает возможность учащимся под руководством и по за­данию преподавателя выполнить одну или несколько практиче­ских работ. Дидактическая цель — формирование профессиональных умений у учащихся, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных предметов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.