Воспитание как культурно-исторический феномен • Воспитание — категория педагогической науки • Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме • Воспитательный процесс, его цель и сущность
1. ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспитание — непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.
Философия определяет онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей.
Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности — наследственности, микро- и макросреде.
2. ВОСПИТАНИЕ - КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.
Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания.
Осуществляя нормативно-регулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая закономерности воспитания, формулирует принципы, объясняет должное — как необходимо организовать воспитание, систему образования, обучение, чтобы они были эффективными.
Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
Закономерности — объективно и постоянно существующие связи между явлениями.
Принцип — основное требование.
Концепция — совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.
В 20 —30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы).
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:
психоаналитическая теория (А.Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);
когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Д.Дьюи);
поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);
биологическая (генетическая) теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);
социоэнергетическая (культурно-родовая) теория ( Л. С. Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);
гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).
Воспитание — основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем.
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.
В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:
1 воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
• воспитание в специальном педагогическом смысле —• процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский);
• воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский);
• воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В.Мудрик).
Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности — ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.
Парадигма — система принципов, идей, подходов, в контексте которых разрабатываются теории.
1. ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспитание — непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.
Философия определяет онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей.
Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности — наследственности, микро- и макросреде.
2. ВОСПИТАНИЕ - КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.
Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания.
Осуществляя нормативно-регулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая закономерности воспитания, формулирует принципы, объясняет должное — как необходимо организовать воспитание, систему образования, обучение, чтобы они были эффективными.
Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
Закономерности — объективно и постоянно существующие связи между явлениями.
Принцип — основное требование.
Концепция — совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.
В 20 —30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы).
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:
психоаналитическая теория (А.Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);
когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Д.Дьюи);
поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);
биологическая (генетическая) теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);
социоэнергетическая (культурно-родовая) теория ( Л. С. Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);
гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).
Воспитание — основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем.
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.
В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:
1 воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
• воспитание в специальном педагогическом смысле —• процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский);
• воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский);
• воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В.Мудрик).
Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности — ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.
Парадигма — система принципов, идей, подходов, в контексте которых разрабатываются теории.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи