(1878—1942) «...Не могу удобно жить. Стыжусь, что имею что есть, зная, что дети голодают, и чувствую отвращение к моей улыбке, когда кругом молодые измученные лица. Требую уважения к ребенку. И правильно кто-то меня спросил: «А кто сегодня уважает человека?» — писал в марте 1937 г. своему другу польский педагог и писатель Януш Корчак. Мысль о бездомных, голодающих детях на разных континентах не давала ему покоя.
Это был удивительно добрый и необыкновенный человек, который благу ребенка посвятил труд всей своей жизни, остался верен детям и своим принципам даже в смертный час.
Януш Корчак родился и жил в Варшаве. Он был не только талантливым писателем-сказочником, но и прекрасным врачом, и замечательным педагогом. Его очень почитала варшавская беднота — у кого не было денег, он лечил бесплатно, и всегда был готов днем и ночью прийти на помощь к больному. Особенно любил Корчак детей. Он тяжело переживал, когда видел, как ребенок становится жертвой гнета со стороны взрослых, которые часто руководствуются только своими интересами и удобствами. Поэтому дети и «бывают сиротами в доме собственных родителей».
Корчак знал, что без физического развития нельзя вырасти крепким, веселым и здоровым человеком. Поэтому он собирал детей бедняков и устраивал для них за городом общую детскую «дачу». Здесь они отдыхали, приучались к самостоятельности, сами себя обслуживали. На загородной даче Януш Корчак жил вместе с детьми. Он учил их заботиться друг о друге, разному ремеслу, придумывал забавные и твердые правила, которые все должны были исполнять. Так, нельзя было опаздывать к завтраку, обеду и ужину. Потому что нехорошо заставлять всех ждать одного, когда еда уже на столе. Однажды двоих мальчиков за опоздание ребята решили отправить обратно в город. Конечно, эти двое раскаялись и их простили, сочтя причину опоздания уважительной — мальчики ушли в лес за цветами и заблудились. Но это был урок для всех: распорядок дня незыблем и его надо соблюдать точно.
Скоро Януш Корчак понял, что жить дальше без детей он не сможет. Слишком великий и неиссякаемый запас любви и нежности он испытывал к этим обездоленным маленьким человечкам. Ведь он сам испытал на себе, что значат ранние невзгоды и лишения в детстве: после смерти отца семья бедствовала, и ему рано пришлось зарабатывать на хлеб, чтобы помочь матери. На собранные деньги Корчак построил в Варшаве Дом сирот, где стали жить, учиться дети, потерявшие родителей. Здесь все управление было в руках самих ребят, которые выбирали для этого совет.
1 сентября 1939 г. Польшу оккупировала фашистская Германия, и мирная жизнь людей была нарушена. Их отправляли в лагеря за колючую проволоку и там убивали непосильной работой, голодом, заживо сжигали в крематориях. Добрались гитлеровцы и до Дома сирот. Они затолкали детей в вагон поезда и привезли их в крематорий, а Корчаку заявили, что он свободен, может уйти. Да, у него была возможность спастись. Но старый учитель не оставил детей. Вместе с ними он вошел во двор фашистского лагеря и погиб в крематории.
Так закончилась жизнь этого прекрасного человека. Но живо его большое наследие благородных мыслей и педагогических советов, которые учат нас милосердию и добру. Учат независимо мыслить, быть доброжелательными, честными. И еще он оставил память о себе как о человеке, который написал так: «Никому не желаю плохого. Не умею. Не знаю, как это делается».
Это был удивительно добрый и необыкновенный человек, который благу ребенка посвятил труд всей своей жизни, остался верен детям и своим принципам даже в смертный час.
Януш Корчак родился и жил в Варшаве. Он был не только талантливым писателем-сказочником, но и прекрасным врачом, и замечательным педагогом. Его очень почитала варшавская беднота — у кого не было денег, он лечил бесплатно, и всегда был готов днем и ночью прийти на помощь к больному. Особенно любил Корчак детей. Он тяжело переживал, когда видел, как ребенок становится жертвой гнета со стороны взрослых, которые часто руководствуются только своими интересами и удобствами. Поэтому дети и «бывают сиротами в доме собственных родителей».
Корчак знал, что без физического развития нельзя вырасти крепким, веселым и здоровым человеком. Поэтому он собирал детей бедняков и устраивал для них за городом общую детскую «дачу». Здесь они отдыхали, приучались к самостоятельности, сами себя обслуживали. На загородной даче Януш Корчак жил вместе с детьми. Он учил их заботиться друг о друге, разному ремеслу, придумывал забавные и твердые правила, которые все должны были исполнять. Так, нельзя было опаздывать к завтраку, обеду и ужину. Потому что нехорошо заставлять всех ждать одного, когда еда уже на столе. Однажды двоих мальчиков за опоздание ребята решили отправить обратно в город. Конечно, эти двое раскаялись и их простили, сочтя причину опоздания уважительной — мальчики ушли в лес за цветами и заблудились. Но это был урок для всех: распорядок дня незыблем и его надо соблюдать точно.
Скоро Януш Корчак понял, что жить дальше без детей он не сможет. Слишком великий и неиссякаемый запас любви и нежности он испытывал к этим обездоленным маленьким человечкам. Ведь он сам испытал на себе, что значат ранние невзгоды и лишения в детстве: после смерти отца семья бедствовала, и ему рано пришлось зарабатывать на хлеб, чтобы помочь матери. На собранные деньги Корчак построил в Варшаве Дом сирот, где стали жить, учиться дети, потерявшие родителей. Здесь все управление было в руках самих ребят, которые выбирали для этого совет.
1 сентября 1939 г. Польшу оккупировала фашистская Германия, и мирная жизнь людей была нарушена. Их отправляли в лагеря за колючую проволоку и там убивали непосильной работой, голодом, заживо сжигали в крематориях. Добрались гитлеровцы и до Дома сирот. Они затолкали детей в вагон поезда и привезли их в крематорий, а Корчаку заявили, что он свободен, может уйти. Да, у него была возможность спастись. Но старый учитель не оставил детей. Вместе с ними он вошел во двор фашистского лагеря и погиб в крематории.
Так закончилась жизнь этого прекрасного человека. Но живо его большое наследие благородных мыслей и педагогических советов, которые учат нас милосердию и добру. Учат независимо мыслить, быть доброжелательными, честными. И еще он оставил память о себе как о человеке, который написал так: «Никому не желаю плохого. Не умею. Не знаю, как это делается».
(1906—1966) Авиация была страстью Сергея Коро- лева. В годы первых пятилеток наша страна создавала свою промышленность, укрепляла военную мощь. В эти годы был выдвинут лозунг: «Комсомол — на самолет». Юный Королев мечтал стать летчиком, строить летательные аппараты и самому летать на них.
В Москве, куда Королев приехал из Одессы, он учился одновременно в Московском Высшем техническом училище и в школе летчиков. Когда Королев познакомился с работами К. Э. Циолковского, он навсегда увлекся полетами в космос. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше. Но чтобы достичь невиданных высот и скоростей, нужно было создать ракеты, ракетную технику.
В 1933 г., 17 августа, в подмосковном поселке Нахабино в небо взлетела первая ракета. Она поднялась на высоту всего 400 м. Но с этих метров начались тысячи километров межпланетных перелетов. Ракету запустили участники Группы изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с С. П. Королевым.
С 1933 г. Королев руководил отделом ракетных летательных аппаратов в Реактивном научно-исследовательском институте. Он создал управляемую крылатую ракету и ракетопланер. В годы Великой Отечественной войны конструктор работал над ракетными двигателями для боевых самолетов.
После войны он стал руководителем большого коллектива, работавшего над созданием мощных ракет. С именем Главного конструктора Сергея Павловича Королева связано начало освоения космического пространства. Сначала на высоты в сотни километров были подняты научные приборы и животные. Затем в конструкторском бюро Королева был создан первый в мире искусственный спутник Земли. День его запуска — 4 октября 1957 г. мы считаем днем начала космической эры в истории человечества.
12 апреля 1961 г. академик Королев проводил в полет первого космонавта — Юрия Алексеевича Гагарина. Полет человека в космос был целью жизни Главного конструктора. Он сам говорил об этом. Вслед за гагаринским «Востоком» при жизни Королева в космос полетели еще пять таких кораблей, был создан более совершенный многоместный космический корабль «Восход».
К Луне, Венере, Марсу полетели автоматические космические аппараты. Впервые в истории на поверхность Луны «прилунилась» советская автоматическая станция.
Родина наградила этого выдающегося ученого самыми высокими наградами. Сергей Павлович Королев — лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. За выдающиеся работы в области космо- навтики ученые и инженеры награ- ждаются Золотой медалью имени Королева.
В Москве, куда Королев приехал из Одессы, он учился одновременно в Московском Высшем техническом училище и в школе летчиков. Когда Королев познакомился с работами К. Э. Циолковского, он навсегда увлекся полетами в космос. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше. Но чтобы достичь невиданных высот и скоростей, нужно было создать ракеты, ракетную технику.
В 1933 г., 17 августа, в подмосковном поселке Нахабино в небо взлетела первая ракета. Она поднялась на высоту всего 400 м. Но с этих метров начались тысячи километров межпланетных перелетов. Ракету запустили участники Группы изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с С. П. Королевым.
С 1933 г. Королев руководил отделом ракетных летательных аппаратов в Реактивном научно-исследовательском институте. Он создал управляемую крылатую ракету и ракетопланер. В годы Великой Отечественной войны конструктор работал над ракетными двигателями для боевых самолетов.
После войны он стал руководителем большого коллектива, работавшего над созданием мощных ракет. С именем Главного конструктора Сергея Павловича Королева связано начало освоения космического пространства. Сначала на высоты в сотни километров были подняты научные приборы и животные. Затем в конструкторском бюро Королева был создан первый в мире искусственный спутник Земли. День его запуска — 4 октября 1957 г. мы считаем днем начала космической эры в истории человечества.
12 апреля 1961 г. академик Королев проводил в полет первого космонавта — Юрия Алексеевича Гагарина. Полет человека в космос был целью жизни Главного конструктора. Он сам говорил об этом. Вслед за гагаринским «Востоком» при жизни Королева в космос полетели еще пять таких кораблей, был создан более совершенный многоместный космический корабль «Восход».
К Луне, Венере, Марсу полетели автоматические космические аппараты. Впервые в истории на поверхность Луны «прилунилась» советская автоматическая станция.
Родина наградила этого выдающегося ученого самыми высокими наградами. Сергей Павлович Королев — лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. За выдающиеся работы в области космо- навтики ученые и инженеры награ- ждаются Золотой медалью имени Королева.
Одними из первых животных, которых начали приручать люди, были дикие туры. Много тысяч лет назад охотники стали приводить молодых турят в становища и приручать их. Считается, что от туров и пошли домашние коровы.
Древние кочевые племена разводили стада коров и быков только ради мяса и шкур. Позже, с переходом к оседлому образу жизни, когда начало развиваться земледелие, люди стали впрягать сильных животных в плуг, перевозить на них грузы.
Значение коровы и быка для древнего человека было так велико, что многие народы их обожествляли. О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу — молоко, люди узнали около 2800 лет назад. Корова и сейчас оправдывает свое старинное название — кормилица. Ведь она дает молоко, а молоко — это и масло, и сливки, и сметана, и про- стокваша, и творог.
А знаете, сколько молока дает в сутки одна корова? 20 и даже больше литров. Два ведра молока в сутки! Коровы- рекордистки ярославской породы, например, дают в сутки свыше 80 л молока! Существует много пород коров: аулиеатинская, симментальская, черно- пестрая. Часто породы называются по имени тех мест, где выведена порода: костромская, ярославская, холмогорская. Каждая из этих пород хороша для своих мест, для своих пастбищ, климата и других природных условий.
Каждая порода имеет свои преимущества и недостатки. Одни коровы дают много молока, но оно не такое жирное. Другие дают молока мало, но зато большей жирности. Ученые стараются вывести такие породы коров, которые давали бы много молока, да чтобы это молоко было достаточно жирное.
Но и хорошая порода — это еще не все. Чтобы коровы давали много молока, за ними нужно правильно ухаживать и, главное, хорошо их кормить. Много сил, труда, умения должен затратить животновод, чтобы добиться высоких удоев.
Древние кочевые племена разводили стада коров и быков только ради мяса и шкур. Позже, с переходом к оседлому образу жизни, когда начало развиваться земледелие, люди стали впрягать сильных животных в плуг, перевозить на них грузы.
Значение коровы и быка для древнего человека было так велико, что многие народы их обожествляли. О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу — молоко, люди узнали около 2800 лет назад. Корова и сейчас оправдывает свое старинное название — кормилица. Ведь она дает молоко, а молоко — это и масло, и сливки, и сметана, и про- стокваша, и творог.
А знаете, сколько молока дает в сутки одна корова? 20 и даже больше литров. Два ведра молока в сутки! Коровы- рекордистки ярославской породы, например, дают в сутки свыше 80 л молока! Существует много пород коров: аулиеатинская, симментальская, черно- пестрая. Часто породы называются по имени тех мест, где выведена порода: костромская, ярославская, холмогорская. Каждая из этих пород хороша для своих мест, для своих пастбищ, климата и других природных условий.
Каждая порода имеет свои преимущества и недостатки. Одни коровы дают много молока, но оно не такое жирное. Другие дают молока мало, но зато большей жирности. Ученые стараются вывести такие породы коров, которые давали бы много молока, да чтобы это молоко было достаточно жирное.
Но и хорошая порода — это еще не все. Чтобы коровы давали много молока, за ними нужно правильно ухаживать и, главное, хорошо их кормить. Много сил, труда, умения должен затратить животновод, чтобы добиться высоких удоев.
В зародыше семени находятся вместе и будущий стебель — «вершок», и зачаточный корешок. В дальнейшем их пути разойдутся: стебель потянется вверх — к свету, корень уйдет вниз — в почву, свяжет растение с землей.
Удерживать растение в почве — важное дело. Но главная работа корня — добывать из почвы воду и «пищу» — минеральные соли. Чтобы пронизать толщу почвы во всех направлениях, корни сильно разрастаются. Удивительна способность корня ветвиться: в этом корень в сотни раз превосходит стебель. Каждый куст ржи образует за лето миллионы корней и миллиарды мельчайших корневых волосков. Если соединить их в одну линию, ниточка протянется на 600 км.
Чем сильнее развит корень, тем больше он добудет из почвы воды и пищи, лучше накормит растение. Мощность корня — очень важный признак при отборе лучших растений для ученого- селекционера, который выводит новые сорта.
Корень не только искатель и добытчик, он и хранилище запасов пищи, и подземная химическая лаборатория. В корнях табака, например, накапливается никотин, в корнях коксагыза образуется каучук, в корнях моркови накапливается сахар и оранжевый каротин, из которого при употреблении в пищу образуется витамин А. Корень еще и диспетчер: он распределяет питательные вещества, обеспечивает рост стебля и листьев.
Разные задачи выполняют листья и корни, но в своей работе они связаны в единое целое. Чтобы поглощать из почвы воду и соли, корень должен дышать, но дыхание невозможно, если к корню не поступит заготовленный листьями сахар.
Есть у корня враги: растения-паразиты, личинки насекомых, вредные микробы. Но есть и помощники. Неутомимые землерои дождевые черви нередко прокладывают путь корню. Есть и друзья-невидимки — клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. Благодаря им бобовые получают азот не только из почвы, как остальные растения, но и из воздуха.
Возделывая сельскохозяйственные растения, человек рыхлит и удобряет почву. Чем лучше работают корни, тем выше будет урожай
Удерживать растение в почве — важное дело. Но главная работа корня — добывать из почвы воду и «пищу» — минеральные соли. Чтобы пронизать толщу почвы во всех направлениях, корни сильно разрастаются. Удивительна способность корня ветвиться: в этом корень в сотни раз превосходит стебель. Каждый куст ржи образует за лето миллионы корней и миллиарды мельчайших корневых волосков. Если соединить их в одну линию, ниточка протянется на 600 км.
Чем сильнее развит корень, тем больше он добудет из почвы воды и пищи, лучше накормит растение. Мощность корня — очень важный признак при отборе лучших растений для ученого- селекционера, который выводит новые сорта.
Корень не только искатель и добытчик, он и хранилище запасов пищи, и подземная химическая лаборатория. В корнях табака, например, накапливается никотин, в корнях коксагыза образуется каучук, в корнях моркови накапливается сахар и оранжевый каротин, из которого при употреблении в пищу образуется витамин А. Корень еще и диспетчер: он распределяет питательные вещества, обеспечивает рост стебля и листьев.
Разные задачи выполняют листья и корни, но в своей работе они связаны в единое целое. Чтобы поглощать из почвы воду и соли, корень должен дышать, но дыхание невозможно, если к корню не поступит заготовленный листьями сахар.
Есть у корня враги: растения-паразиты, личинки насекомых, вредные микробы. Но есть и помощники. Неутомимые землерои дождевые черви нередко прокладывают путь корню. Есть и друзья-невидимки — клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. Благодаря им бобовые получают азот не только из почвы, как остальные растения, но и из воздуха.
Возделывая сельскохозяйственные растения, человек рыхлит и удобряет почву. Чем лучше работают корни, тем выше будет урожай
КНДР Площадь - 121 200 кв. км Население - свыше 20 000 000 человек
Республика Корея Площадь - 99 600 кв. км Население - 42 300 000 человек
Корейцы называют свою страну «Чосон», что значит «страна утренней свежести». Расположена в Восточной Азии, занимает Корейский полуостров и около 3,5 тыс. окружающих ее островов. Восточная часть полуострова — обрывистые склоны, гряды гор и сопок. Западная часть и неширокая полоса на юге — равнина, полого опускающаяся к Желтому морю. Климат Кореи — переходный от морского к континентальному. Летом температура поднимается до 30—40 градусов тепла. Зимой, особенно в северных районах, очень холодно, и морозы достигают 40 градусов мороза.
Растительный и животный мир Кореи удивительно велик и разнообразен. На севере — тайга, на юге — субтропики. Здесь растут корейский кедр, несколько видов елей, черная и каменная березы, много видов дуба, серебристая пихта и одна из древнейших древесных пород — тисе. А всего в лесах Кореи — около 3 тыс. различных пород деревьев. Из животных известны медведи, тигры, леопарды, рыси, кабаны.
Основное население — корейцы. Еще за несколько веков до новой эры в Корее знали поливное земледелие, выплавляли и обрабатывали металлы, изготовляли предметы из бронзы и ювелирные изделия.
В 1234 г. в Корее впервые в мире применили металлический шрифт для книгопечатания. Здесь были изобретены водяные часы.
С древности и вплоть до наших дней история Кореи — это история постоянной борьбы народа за независимость. Ее пытались покорить маньчжурские, китайские и другие захватчики, но каждый раз корейцы изгоняли их, восстанавливая свою независимость.
После второй мировой войны в результате освободительного движения и помощи советских и американских войск Корея была освобождена от японских захватчиков. 15 августа 1945 г. был днем освобождения страны. Север Кореи освободили советские войска, а юг — американцы. В дальнейшем Корея разделилась на две части: северную — Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) и южную — Респуб- лику Корея.
Ведущая отрасль экономики КНДР — промышленность. Она выпускает автомобили и трактора, станки и ткани. Здесь выплавляют металл и шьют обувь. Развиты электроэнергетика, угольная и химическая промышленность, производство стройматериалов.
Основу сельского хозяйства составляет производство зерна. Главные культуры — рис и кукуруза. Выращиваются также пшеница, ячмень, соя, картофель, табак и женьшень. Осуществляется программа освоения прибрежных отмелей.
Юг Кореи всегда был житницей страны. В Республике Корея сельское хозяйство по-прежнему занимает важное место. Более половины всех земель орошается. Благодаря теплому климату здесь снимают два урожая в год. Преобладает мелкое земледелие.
Но не сельское хозяйство определяет сегодня экономику страны. Основное место в ней занимает промышленность, в частности, такие ее отрасли, как радиоэлектроника, текстильное производство, авто- и судостроение и др. Новые промышленные центры строятся главным образом на побережье, что облегчает вывоз продукции. Многие виды продукции создаются специально для экспорта, и по некоторым из них страна вышла в число ведущих производителей и экспортеров мира.
Корейцы свято сохраняют свои обычаи и традиции. Национальная одежда мужчин — запашная куртка и широкие штаны. Их закрепляют у талии широким кушаком, а у щиколоток завязывают тесемками и заправляют в носки. Зимой та же одежда, но только на стеганой вате. Женская одежда — короткая кофта с длинными узкими рукавами, широкие брюки и пышная в сборку юбка, которая подвязывается выше талии широким, длинным поясом. Сейчас национальную одежду, как правило, носят женщины, да и то зачастую в нерабочее время.
Для национальной корейской кухни характерна растительная пища. По- вседневная еда — отваренный на пару рис без соли и с приправой из сои или овощные блюда.
Республика Корея Площадь - 99 600 кв. км Население - 42 300 000 человек
Корейцы называют свою страну «Чосон», что значит «страна утренней свежести». Расположена в Восточной Азии, занимает Корейский полуостров и около 3,5 тыс. окружающих ее островов. Восточная часть полуострова — обрывистые склоны, гряды гор и сопок. Западная часть и неширокая полоса на юге — равнина, полого опускающаяся к Желтому морю. Климат Кореи — переходный от морского к континентальному. Летом температура поднимается до 30—40 градусов тепла. Зимой, особенно в северных районах, очень холодно, и морозы достигают 40 градусов мороза.
Растительный и животный мир Кореи удивительно велик и разнообразен. На севере — тайга, на юге — субтропики. Здесь растут корейский кедр, несколько видов елей, черная и каменная березы, много видов дуба, серебристая пихта и одна из древнейших древесных пород — тисе. А всего в лесах Кореи — около 3 тыс. различных пород деревьев. Из животных известны медведи, тигры, леопарды, рыси, кабаны.
Основное население — корейцы. Еще за несколько веков до новой эры в Корее знали поливное земледелие, выплавляли и обрабатывали металлы, изготовляли предметы из бронзы и ювелирные изделия.
В 1234 г. в Корее впервые в мире применили металлический шрифт для книгопечатания. Здесь были изобретены водяные часы.
С древности и вплоть до наших дней история Кореи — это история постоянной борьбы народа за независимость. Ее пытались покорить маньчжурские, китайские и другие захватчики, но каждый раз корейцы изгоняли их, восстанавливая свою независимость.
После второй мировой войны в результате освободительного движения и помощи советских и американских войск Корея была освобождена от японских захватчиков. 15 августа 1945 г. был днем освобождения страны. Север Кореи освободили советские войска, а юг — американцы. В дальнейшем Корея разделилась на две части: северную — Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) и южную — Респуб- лику Корея.
Ведущая отрасль экономики КНДР — промышленность. Она выпускает автомобили и трактора, станки и ткани. Здесь выплавляют металл и шьют обувь. Развиты электроэнергетика, угольная и химическая промышленность, производство стройматериалов.
Основу сельского хозяйства составляет производство зерна. Главные культуры — рис и кукуруза. Выращиваются также пшеница, ячмень, соя, картофель, табак и женьшень. Осуществляется программа освоения прибрежных отмелей.
Юг Кореи всегда был житницей страны. В Республике Корея сельское хозяйство по-прежнему занимает важное место. Более половины всех земель орошается. Благодаря теплому климату здесь снимают два урожая в год. Преобладает мелкое земледелие.
Но не сельское хозяйство определяет сегодня экономику страны. Основное место в ней занимает промышленность, в частности, такие ее отрасли, как радиоэлектроника, текстильное производство, авто- и судостроение и др. Новые промышленные центры строятся главным образом на побережье, что облегчает вывоз продукции. Многие виды продукции создаются специально для экспорта, и по некоторым из них страна вышла в число ведущих производителей и экспортеров мира.
Корейцы свято сохраняют свои обычаи и традиции. Национальная одежда мужчин — запашная куртка и широкие штаны. Их закрепляют у талии широким кушаком, а у щиколоток завязывают тесемками и заправляют в носки. Зимой та же одежда, но только на стеганой вате. Женская одежда — короткая кофта с длинными узкими рукавами, широкие брюки и пышная в сборку юбка, которая подвязывается выше талии широким, длинным поясом. Сейчас национальную одежду, как правило, носят женщины, да и то зачастую в нерабочее время.
Для национальной корейской кухни характерна растительная пища. По- вседневная еда — отваренный на пару рис без соли и с приправой из сои или овощные блюда.
(1473—1543) Во 2-м в. новой эры древнегреческий ученый Клавдий Птолемей создал учение о том, что Земля — это центр Вселенной. А вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. И много веков люди считали, что Птолемей прав.
Система мира, созданная Птолемеем, получила название геоцентрической (в переводе с греческого «гео» — «земля»). Полторы тысячи лет она господствовала в научных представлениях о строении мира, став тормозом в развитии естествознания. И только польский ученый Николай Коперник сумел доказать ее несостоятельность.
Коперник родился в польском городе Торуни. Жажда знаний владела им с детства. Сначала он учился у себя на родине, а потом продолжил образование в университетах Италии.
Он изучал философию, математику, медицину и астрономию. Окончив учение, Коперник возвратился в Польшу. Он был математиком и врачом. Его уважали за обширные знания. Простые люди любили его, потому что он всегда был на их стороне, бесплатно лечил, помогал в беде.
Самым сильным увлечением Коперника была астрономия. Он не пропускал ни одной ясной ночи, наб- людал движение звезд. И чем больше Коперник изучал звездное небо, тем больше приходил к убеждению, что Птолемей ошибался. Коперник нашел неопровержимые тому доказательства и произвел математические расчеты, которые не оставляли уже никаких сомнений. Он доказал, что наша планета за сутки поворачивается вокруг самой себя, как вращающийся волчок. Одновременно она движется и вокруг Солнца, совершая один полный оборот в течение года. И все другие планеты, подобно Земле, движутся вокруг Солнца.
Итак, Коперник стал считать центром мироздания не Землю, а Солнце. Таким образом, Земля, согласно учению Коперника, оказалась всего лишь рядовой планетой. Гелиоцентрическая (в переводе с греческого «гелиос» — «солнце») система мира Коперника сыграла революционную роль в познании окружающего мира.
Наблюдения Коперника имели большое практическое значение. Таблицы движения небесных тел, составленные Коперником, были значительно точнее таблиц Птолемея. А это было очень важно для мореплавателей тех лет. Ведь в море они ориентировались по звездам.
Ученый написал книгу о строении Вселенной, но, опасаясь суда инквизиции, опубликовал ее, лишь когда ему исполнилось 70 лет. Первые экземпляры книги увидели свет за несколько дней до его смерти.
Система мира, созданная Птолемеем, получила название геоцентрической (в переводе с греческого «гео» — «земля»). Полторы тысячи лет она господствовала в научных представлениях о строении мира, став тормозом в развитии естествознания. И только польский ученый Николай Коперник сумел доказать ее несостоятельность.
Коперник родился в польском городе Торуни. Жажда знаний владела им с детства. Сначала он учился у себя на родине, а потом продолжил образование в университетах Италии.
Он изучал философию, математику, медицину и астрономию. Окончив учение, Коперник возвратился в Польшу. Он был математиком и врачом. Его уважали за обширные знания. Простые люди любили его, потому что он всегда был на их стороне, бесплатно лечил, помогал в беде.
Самым сильным увлечением Коперника была астрономия. Он не пропускал ни одной ясной ночи, наб- людал движение звезд. И чем больше Коперник изучал звездное небо, тем больше приходил к убеждению, что Птолемей ошибался. Коперник нашел неопровержимые тому доказательства и произвел математические расчеты, которые не оставляли уже никаких сомнений. Он доказал, что наша планета за сутки поворачивается вокруг самой себя, как вращающийся волчок. Одновременно она движется и вокруг Солнца, совершая один полный оборот в течение года. И все другие планеты, подобно Земле, движутся вокруг Солнца.
Итак, Коперник стал считать центром мироздания не Землю, а Солнце. Таким образом, Земля, согласно учению Коперника, оказалась всего лишь рядовой планетой. Гелиоцентрическая (в переводе с греческого «гелиос» — «солнце») система мира Коперника сыграла революционную роль в познании окружающего мира.
Наблюдения Коперника имели большое практическое значение. Таблицы движения небесных тел, составленные Коперником, были значительно точнее таблиц Птолемея. А это было очень важно для мореплавателей тех лет. Ведь в море они ориентировались по звездам.
Ученый написал книгу о строении Вселенной, но, опасаясь суда инквизиции, опубликовал ее, лишь когда ему исполнилось 70 лет. Первые экземпляры книги увидели свет за несколько дней до его смерти.
Выдающихся успехов на конькобежной дорожке добилась замечательная советская спортсменка Лидия Скобликова. Зимой в олимпийском Инсбруке (1964) она установила рекорд, который, очевидно, не скоро удастся превзойти. Скобликова фини- шировала с лучшими результатами на всех дистанциях и к двум высшим олимпийским наградам, полученным в 1960 г. в Скво Вэлли (США), добавила еще четыре. В мире нет больше конькобежца, который достиг бы таких вершин.
Научиться кататься на коньках может каждый. Для этого нужно сначала научиться хорошо держаться на них, то есть освоить простое катание (передвижение на коньках с небольшой скоростью). Для катания пригодны любые коньки, но наиболее удобны «Сне- гурочки», простые хоккейные или коньки для фигурного катания. Важно, чтобы коньки не имели острых носков — иначе на них трудно научиться кататься.
Самая удобная обувь для катания на коньках — специальные конькобежные ботинки. Если их нет, можно прикреплять коньки к обуви крепкой тесьмой.
Коньки и ботинки должны быть одного размера и соответствовать размеру ноги. При покупке мерьте ботинки на такие же носки, в каких будете кататься. Ботинок должен плотно облегать ногу, но ни в коем случае не сжимать ее. В тесной обуви ноги будут быстро уставать и замерзать.
Не мелочь и шнурки. Толстые и тонкие давят ногу при плотной шнуровке, их трудно завязывать. Очень удобна обычная белая тесьма или тонкий бельевой шнур.
Для занятий на катке новичкам следует одеваться тепло, так как им приходится много отдыхать. Одежда должна облегать фигуру конькобежца, но не стеснять его движений. Рекомендуется обычный зимний тренировочный костюм с узкими брюками внизу. Под него надо надевать трикотажное или фланелевое белье, свитер или шерстяную кофту; на ноги — простые или шерстяные тонкие носки; на голову — шапочку, закры- вающую уши; на руки — варежки.
Но едва выйдя на лед, вы можете тут же упасть. Это не беда. Таких, кто научился бы кататься на коньках, ни разу не упав, нет и быть не может. Обучение на льду нужно начинать со следующих приемов: поставьте ноги близко одна к другой, чуть-чуть присядьте (согните ноги в коленях), потом постепенно нажмите на лед внутренним ребром одного конька (скажем, правого), отводя конек назад — в сторону. Корпус в это время нужно наклонить вперед, руки согнуть в локтях и слегка развести их в стороны для сохранения равновесия. По мере того как направляющая нога (левая) будет двигаться вперед, центр тяжести переносится на нее. Когда правая нога выпрямится, ее нужно плавным движением отнять ото льда, подтянуть и поставить рядом с левой. И некоторое время катиться на согнутых в коленях ногах, не производя движений коньками. Затем оттолкнуться левой ногой и катиться на двух рядом стоящих коньках.
Когда освоите толчки, можно их проводить беспрерывно, не прибегая к скольжению на двух рядом стоящих коньках. На первых занятиях не следует очень часто передвигать ногами. Вы научитесь правильным движениям на льду гораздо скорей, если станете проделывать их медленно, равномерно чередуя с толчками. Старайтесь смотреть не под ноги себе, а вперед на 3—5 м по направлению движения.
Одновременно разучивайте приемы торможения. Самый простой из них — тормоз полуплугом. Для этого надо выставить одну ногу вперед, поставить ее поперек движения и слегка нажимать на лед внутренним краем конька. Можно тормозить задком конька или применить тормоз плугом: сблизить носки и нажимать внутренними краями обоих коньков на лед.
Простое катание — это первая и очень важная ступенька спортивного мастерства. Освоив его, вы сможете участвовать в различных играх на льду, попробовать свои силы в соревнованиях с товарищами. А когда почувствуете себя на льду уверенно, можете перейти к скоростному бегу.
Научиться кататься на коньках может каждый. Для этого нужно сначала научиться хорошо держаться на них, то есть освоить простое катание (передвижение на коньках с небольшой скоростью). Для катания пригодны любые коньки, но наиболее удобны «Сне- гурочки», простые хоккейные или коньки для фигурного катания. Важно, чтобы коньки не имели острых носков — иначе на них трудно научиться кататься.
Самая удобная обувь для катания на коньках — специальные конькобежные ботинки. Если их нет, можно прикреплять коньки к обуви крепкой тесьмой.
Коньки и ботинки должны быть одного размера и соответствовать размеру ноги. При покупке мерьте ботинки на такие же носки, в каких будете кататься. Ботинок должен плотно облегать ногу, но ни в коем случае не сжимать ее. В тесной обуви ноги будут быстро уставать и замерзать.
Не мелочь и шнурки. Толстые и тонкие давят ногу при плотной шнуровке, их трудно завязывать. Очень удобна обычная белая тесьма или тонкий бельевой шнур.
Для занятий на катке новичкам следует одеваться тепло, так как им приходится много отдыхать. Одежда должна облегать фигуру конькобежца, но не стеснять его движений. Рекомендуется обычный зимний тренировочный костюм с узкими брюками внизу. Под него надо надевать трикотажное или фланелевое белье, свитер или шерстяную кофту; на ноги — простые или шерстяные тонкие носки; на голову — шапочку, закры- вающую уши; на руки — варежки.
Но едва выйдя на лед, вы можете тут же упасть. Это не беда. Таких, кто научился бы кататься на коньках, ни разу не упав, нет и быть не может. Обучение на льду нужно начинать со следующих приемов: поставьте ноги близко одна к другой, чуть-чуть присядьте (согните ноги в коленях), потом постепенно нажмите на лед внутренним ребром одного конька (скажем, правого), отводя конек назад — в сторону. Корпус в это время нужно наклонить вперед, руки согнуть в локтях и слегка развести их в стороны для сохранения равновесия. По мере того как направляющая нога (левая) будет двигаться вперед, центр тяжести переносится на нее. Когда правая нога выпрямится, ее нужно плавным движением отнять ото льда, подтянуть и поставить рядом с левой. И некоторое время катиться на согнутых в коленях ногах, не производя движений коньками. Затем оттолкнуться левой ногой и катиться на двух рядом стоящих коньках.
Когда освоите толчки, можно их проводить беспрерывно, не прибегая к скольжению на двух рядом стоящих коньках. На первых занятиях не следует очень часто передвигать ногами. Вы научитесь правильным движениям на льду гораздо скорей, если станете проделывать их медленно, равномерно чередуя с толчками. Старайтесь смотреть не под ноги себе, а вперед на 3—5 м по направлению движения.
Одновременно разучивайте приемы торможения. Самый простой из них — тормоз полуплугом. Для этого надо выставить одну ногу вперед, поставить ее поперек движения и слегка нажимать на лед внутренним краем конька. Можно тормозить задком конька или применить тормоз плугом: сблизить носки и нажимать внутренними краями обоих коньков на лед.
Простое катание — это первая и очень важная ступенька спортивного мастерства. Освоив его, вы сможете участвовать в различных играх на льду, попробовать свои силы в соревнованиях с товарищами. А когда почувствуете себя на льду уверенно, можете перейти к скоростному бегу.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король...» Вы, ребята, наверное, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но все в государстве делалось так, как они приказывали. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали избирать правителей сами. Выбранные правители обязаны были управлять делами государ- ства, исполняя конституцию страны. Конституция — слово латинское и означает «устройство», «установление». Она определяет принципы устройства государства, органы его управления, кто и как их может выбирать, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно им обеспечить государство.
Первой демократической конституцией стала Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г. Десять поправок к конституции, за которые проголосовал Конгресс США в 1789 г., закрепили права и свободы человека и гражданина. Так стали законом свобода слова, печати, собра- ний, свобода верить в того бога, какого себе избрал. Законом защищалась и неприкосновенность личности. Церковь была отделена от государства, то есть уже не могла, как прежде, вмешиваться в управление страной. В американской конституции воплотились идеи великих просветителей того времени о свободе, равенстве, братстве людей.
Конечно, записать такие слова в конституции и добиться, чтобы все были свободны, равны и счастливы,— не одно и то же. В истории тех же Соединенных Штатов Америки и других государств с самыми демократическими конституциями немало было и есть несправедливости, жестокости по отношению к людям, особенно к бедным и незнатным. Демократическая конституция — лишь первый шаг к правовому государству, то есть государству, где все подчиняются закону и ни для кого не делается исключений. Сама конституция — это главный закон государства. Какой бы закон ни принимался, он не может противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет решения законодателей, если они нарушают конституцию.
В нашей стране еще в начале 19 в. молодые дворяне — декабристы стре- мились создать конституцию. Права и свободы граждан провозглашались в «Русской правде» П. Пестеля и «Кон- ституции» Н. Муравьева. Но в царской России никогда демократия не лежала в основе закона.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране в июле 1918 г. была принята Конституция РСФСР. В ней было записано, что вся земля, её недра, фабрики, заводы передаются в руки народа, а власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось равноправие граждан независимо от их национальности и пола.
В 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Новое многонациональное государство приняло в январе 1924 г. первую Конституцию СССР. А в 1936 г. был принят новый Основной Закон Советского государства.
До конца 1991 г. в Советском Союзе жили по Конституции, которая была принята в 1977 г. Она была шагом вперед по сравнению с предыдущей Конституцией, однако основная роль в управлении государством отводилась не народным Советам, а Коммунистической партии. Это сдерживало развитие демократии в стране, ограничивало возможности людей отстаивать свои права.
Россия в составе СССР тоже имела свою конституцию, но она мало чем отличалась от Конституции СССР. 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. По Конституции, главой государства является президент. Народ избирает своих депутатов в Федеральное собрание — парламент. В парламенте — две палаты: Совет Федерации и Государственная дума, они работают над созданием новых законов. Если же законы нарушаются, в дело вступает суд: только он осуществляет правосудие.
Первой демократической конституцией стала Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г. Десять поправок к конституции, за которые проголосовал Конгресс США в 1789 г., закрепили права и свободы человека и гражданина. Так стали законом свобода слова, печати, собра- ний, свобода верить в того бога, какого себе избрал. Законом защищалась и неприкосновенность личности. Церковь была отделена от государства, то есть уже не могла, как прежде, вмешиваться в управление страной. В американской конституции воплотились идеи великих просветителей того времени о свободе, равенстве, братстве людей.
Конечно, записать такие слова в конституции и добиться, чтобы все были свободны, равны и счастливы,— не одно и то же. В истории тех же Соединенных Штатов Америки и других государств с самыми демократическими конституциями немало было и есть несправедливости, жестокости по отношению к людям, особенно к бедным и незнатным. Демократическая конституция — лишь первый шаг к правовому государству, то есть государству, где все подчиняются закону и ни для кого не делается исключений. Сама конституция — это главный закон государства. Какой бы закон ни принимался, он не может противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет решения законодателей, если они нарушают конституцию.
В нашей стране еще в начале 19 в. молодые дворяне — декабристы стре- мились создать конституцию. Права и свободы граждан провозглашались в «Русской правде» П. Пестеля и «Кон- ституции» Н. Муравьева. Но в царской России никогда демократия не лежала в основе закона.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране в июле 1918 г. была принята Конституция РСФСР. В ней было записано, что вся земля, её недра, фабрики, заводы передаются в руки народа, а власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось равноправие граждан независимо от их национальности и пола.
В 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Новое многонациональное государство приняло в январе 1924 г. первую Конституцию СССР. А в 1936 г. был принят новый Основной Закон Советского государства.
До конца 1991 г. в Советском Союзе жили по Конституции, которая была принята в 1977 г. Она была шагом вперед по сравнению с предыдущей Конституцией, однако основная роль в управлении государством отводилась не народным Советам, а Коммунистической партии. Это сдерживало развитие демократии в стране, ограничивало возможности людей отстаивать свои права.
Россия в составе СССР тоже имела свою конституцию, но она мало чем отличалась от Конституции СССР. 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. По Конституции, главой государства является президент. Народ избирает своих депутатов в Федеральное собрание — парламент. В парламенте — две палаты: Совет Федерации и Государственная дума, они работают над созданием новых законов. Если же законы нарушаются, в дело вступает суд: только он осуществляет правосудие.
Вы пришли в большой, светлый, нарядный зал консерватории. Настроение у вас праздничное, тор- жественное. Сейчас начнется концерт. На сцене сидят музыканты, в руках у них музыкальные инструменты. Это оркестр. Выходит дирижер. Полная тишина. Он взмахнул палочкой — и зазвучала музыка. Слышите, как стройно и согласно играет оркестр, как искусно каждый из музыкантов ведет свою мелодию? Для того чтобы научиться так хорошо играть, руководить хором или оркестром, петь в оперном театре или выступать в концертном зале, по радио или телевидению, надо окончить консерваторию. Так в нашей стране называется высшее музыкальное учебное заведение. В консерватории готовят пианистов и скрипачей, исполнителей на духовых и ударных инструментах, певцов и дирижеров, композиторов.
Слово «консерватория» появилось в Италии лет четыреста тому назад. Так называли детские дома, где жили сироты. Их учили и сапоги шить, и стены красить, а также петь и играть на музыкальных инструментах. Постепенно этим словом стали называть специальные школы, где учили только музыкантов.
В России консерватории открылись более ста лет назад: в Петербурге в 1862 г. и в Москве — в 1866 г.
Слово «консерватория» появилось в Италии лет четыреста тому назад. Так называли детские дома, где жили сироты. Их учили и сапоги шить, и стены красить, а также петь и играть на музыкальных инструментах. Постепенно этим словом стали называть специальные школы, где учили только музыкантов.
В России консерватории открылись более ста лет назад: в Петербурге в 1862 г. и в Москве — в 1866 г.
Желание стать скульптором созрело у Сергея Конeнкова во время учебы в Рославльской гимназии. Он решил поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.
На семейном совете дядя Андрей, старший в патриархальной семье Конeнковых, посчитав свой капитал, сказал взрослому внуку: — Ежели хорошо уродится овес со льном, быть по-твоему. Соберусь с силами, дам 50 рублей, и поезжай с богом. Учись, работай! Может, и выйдет из тебя человек. Ну а если ничего больше посылать не буду, не обессудь. Пора на свои ноги становиться.
Шел Сергею Конeнкову в ту пору уже восемнадцатый год. По крестьянским понятиям — вполне самостоятельный мужик. Все лето он работал не покладая рук в хозяйстве и на полях, не забывал и о предстоящих экзаменах. Урожай задался на славу, и осенью дядя Андрей сдержал слово...
Экзамены в училище юноша выдержал успешно. За два года окончил скульптурное отделение, получив за этюды малую серебряную медаль.
В своих жанрово-повествовательных произведениях молодой Конeнков стремился передать размышления о нелегкой жизни родного народа и его порыве к борьбе за свободу. Наиболее ярко он воспроизвел это в скульптуре «Камнебоец».
В центре внимания публики, посещавшей его выставки, были и обобщенно- символические по характеру скульптуры «Нике», «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Крестьянин», «Славянин». С вдохновением, исступленно работал Коненков над образом итальянского скрипача-виртуоза Паганини. Увидев скульптуру на выставке, публицист Т. Ардов писал: «Это не мрамор уже — это живая тень передо мной. И все кругом живет ее жизнью... Я не верил до сих пор, что камень скульптуры может так волновать и мучить душу, может так жить...» Большое место в творчестве Конeнкова занимают фантастические герои народных сказок и поверий, вырезанные в дереве («Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Сова-ведьма», «Старичок- полевичок», «Богатыри», «Вещая старушка», «Ветер», «Пан со сви- релью»). Он мастерски проникал в мир своих героев, в мир природы, его фантазия всегда рождала что-то непо- вторимо новое.
Часто эскизы не удовлетворяли художника. Тогда рождались все новые и новые варианты. Многогранность его таланта живым дыханием неповторимой красоты наполняла фигуры, портреты. Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Ф. И. Шаляпин, А. М. Горький, М. П. Мусоргский — это образы духовно богатых, талантливых русских людей. На них смотришь — и созерцаешь чудо! Много лет русский художник прожил в США, побывал во многих других странах, но всегда душой стремился к родной смоленской стороне — деревне Верхние Караковичи на берегу живописной реки Десны. Здесь он, как легендарный Антей, черпал могучие творческие силы, чтобы в своем искусстве открывать красоту земли нам, тем самым делая нас духовно богаче.
Прочитайте книги: Конeнков С. Т. О жизни и о себе. Конeнков С. Т. Мой век. М.: Дет. лит., 1984.
Кончаловская Н. П. Деревянные сказки. М.: Малыш, 1982.
На семейном совете дядя Андрей, старший в патриархальной семье Конeнковых, посчитав свой капитал, сказал взрослому внуку: — Ежели хорошо уродится овес со льном, быть по-твоему. Соберусь с силами, дам 50 рублей, и поезжай с богом. Учись, работай! Может, и выйдет из тебя человек. Ну а если ничего больше посылать не буду, не обессудь. Пора на свои ноги становиться.
Шел Сергею Конeнкову в ту пору уже восемнадцатый год. По крестьянским понятиям — вполне самостоятельный мужик. Все лето он работал не покладая рук в хозяйстве и на полях, не забывал и о предстоящих экзаменах. Урожай задался на славу, и осенью дядя Андрей сдержал слово...
Экзамены в училище юноша выдержал успешно. За два года окончил скульптурное отделение, получив за этюды малую серебряную медаль.
В своих жанрово-повествовательных произведениях молодой Конeнков стремился передать размышления о нелегкой жизни родного народа и его порыве к борьбе за свободу. Наиболее ярко он воспроизвел это в скульптуре «Камнебоец».
В центре внимания публики, посещавшей его выставки, были и обобщенно- символические по характеру скульптуры «Нике», «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Крестьянин», «Славянин». С вдохновением, исступленно работал Коненков над образом итальянского скрипача-виртуоза Паганини. Увидев скульптуру на выставке, публицист Т. Ардов писал: «Это не мрамор уже — это живая тень передо мной. И все кругом живет ее жизнью... Я не верил до сих пор, что камень скульптуры может так волновать и мучить душу, может так жить...» Большое место в творчестве Конeнкова занимают фантастические герои народных сказок и поверий, вырезанные в дереве («Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Сова-ведьма», «Старичок- полевичок», «Богатыри», «Вещая старушка», «Ветер», «Пан со сви- релью»). Он мастерски проникал в мир своих героев, в мир природы, его фантазия всегда рождала что-то непо- вторимо новое.
Часто эскизы не удовлетворяли художника. Тогда рождались все новые и новые варианты. Многогранность его таланта живым дыханием неповторимой красоты наполняла фигуры, портреты. Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Ф. И. Шаляпин, А. М. Горький, М. П. Мусоргский — это образы духовно богатых, талантливых русских людей. На них смотришь — и созерцаешь чудо! Много лет русский художник прожил в США, побывал во многих других странах, но всегда душой стремился к родной смоленской стороне — деревне Верхние Караковичи на берегу живописной реки Десны. Здесь он, как легендарный Антей, черпал могучие творческие силы, чтобы в своем искусстве открывать красоту земли нам, тем самым делая нас духовно богаче.
Прочитайте книги: Конeнков С. Т. О жизни и о себе. Конeнков С. Т. Мой век. М.: Дет. лит., 1984.
Кончаловская Н. П. Деревянные сказки. М.: Малыш, 1982.
Самолет пошел на посадку. Вот он коснулся колесами посадочной полосы и покатился по ней, замедляя ход. Полет окончился. Пассажиры отправились на аэровокзал за своими чемоданами.
Больше ста человек привез самолет. Представляете, сколько времени нужно, чтобы каждому по очереди выдать его вещи? Но пассажиры ждали совсем недолго. В центре просторного зала натянута широкая резиновая лента. Одним концом эта лента уходит в окно в стене. И как только пассажиры вошли в зал, лента поползла из окошка, везя на себе чемоданы, портфели, сумки. Через несколько минут последний пассажир, взяв с ленты свой багаж, покинул зал.
Что же это за лента? И почему она непрерывно движется? Это конвейер. Концы ленты соединены, и она натянута на два барабана, так же как цепь у вашего велосипеда. Только у велосипеда цепь натянута на специальных колесах с зубчиками (шестернях), а у конвейера барабаны гладкие. Чтобы лента двигалась, электрический мотор заставляет вращаться один из барабанов. Крутится барабан, тянет за собой ленту, а лента тащит на себе багаж. И не только багаж: на конвейер можно положить и уголь, и руду, и песок.
На любой фабрике, на любом заводе конвейер — лучший помощник. Какая машина лучше его, быстрее его может перевозить из цеха в цех детали, подавать уголь в печь, нагружать песком железнодорожные платформы? На конвейере собирают автомобили. В начале конвейера укрепляют одну из основных частей автомобиля — раму. Движется конвейер и везет раму от одной бригады рабочих к другой. Одни рабочие устанавливают на раму двигатель, другие прилаживают колеса, третьи ставят двери. Кончился конвейер, а на нем уже не рама, а готовый автомобиль.
Разные бывают конвейеры. Есть конвейеры для перевозки горячих грузов, таких, как раскаленные рельсы или только что выкованные детали. У этих конвейеров лента, конечно, не резиновая — резина же сгорит! Приходится делать ленты из железа.
Некоторые конвейеры могут поднимать груз. Обычно у них вместо ленты двигается цепь. Устанавливаются они, например, на снегоуборочных машинах. Наезжает машина на сугроб, ее кривые рычаги-лопаты загребают снег и кидают его на скребки работающего конвейера, который поднимает снег наверх и сбрасывает в кузов грузовика.
Конвейеры перевозят и людей. Это эскалаторы — лестницы-чудесницы в метро
Больше ста человек привез самолет. Представляете, сколько времени нужно, чтобы каждому по очереди выдать его вещи? Но пассажиры ждали совсем недолго. В центре просторного зала натянута широкая резиновая лента. Одним концом эта лента уходит в окно в стене. И как только пассажиры вошли в зал, лента поползла из окошка, везя на себе чемоданы, портфели, сумки. Через несколько минут последний пассажир, взяв с ленты свой багаж, покинул зал.
Что же это за лента? И почему она непрерывно движется? Это конвейер. Концы ленты соединены, и она натянута на два барабана, так же как цепь у вашего велосипеда. Только у велосипеда цепь натянута на специальных колесах с зубчиками (шестернях), а у конвейера барабаны гладкие. Чтобы лента двигалась, электрический мотор заставляет вращаться один из барабанов. Крутится барабан, тянет за собой ленту, а лента тащит на себе багаж. И не только багаж: на конвейер можно положить и уголь, и руду, и песок.
На любой фабрике, на любом заводе конвейер — лучший помощник. Какая машина лучше его, быстрее его может перевозить из цеха в цех детали, подавать уголь в печь, нагружать песком железнодорожные платформы? На конвейере собирают автомобили. В начале конвейера укрепляют одну из основных частей автомобиля — раму. Движется конвейер и везет раму от одной бригады рабочих к другой. Одни рабочие устанавливают на раму двигатель, другие прилаживают колеса, третьи ставят двери. Кончился конвейер, а на нем уже не рама, а готовый автомобиль.
Разные бывают конвейеры. Есть конвейеры для перевозки горячих грузов, таких, как раскаленные рельсы или только что выкованные детали. У этих конвейеров лента, конечно, не резиновая — резина же сгорит! Приходится делать ленты из железа.
Некоторые конвейеры могут поднимать груз. Обычно у них вместо ленты двигается цепь. Устанавливаются они, например, на снегоуборочных машинах. Наезжает машина на сугроб, ее кривые рычаги-лопаты загребают снег и кидают его на скребки работающего конвейера, который поднимает снег наверх и сбрасывает в кузов грузовика.
Конвейеры перевозят и людей. Это эскалаторы — лестницы-чудесницы в метро
Комсомол — коммунистический союз молодежи — был создан в 1918 г. как молодежная организация партии большевиков. В 1924 г. стал называться Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи (ВЛКСМ).
С пребыванием в комсомоле связана юность и молодость многих миллионов советских людей разных поколений. И каждое из этих поколений сделало много доброго и хорошего для нашей Родины. Сколько подвигов совершили комсомольцы, память о которых народ сохранил в своих любимых песнях.
20-е годы. Каков он, комсомолец этих лет? Отличник в школе и в вузе, помощник для отстающих, руководитель кружка для неграмотных или художественной самодеятельности, смелый борец за новую жизнь, вожатый красногалстучных отрядов пионеров.
30-е годы. Комсомол на стройке первых пятилеток. Только с помощью молодых самоотверженных людей, готовых перенести все невзгоды, могли появиться Магнитка, Днепрогэс, новые города. И сами молодые строители тоже росли, становились специалистами и организаторами производства.
Однако уже тогда, в 20-х и 30-х гг., комсомольцы учились не только мирным профессиям. Они осваивали военные специальности. Защита Отечества была для каждого из них заповедью священной. Вот почему воспитанники комсомола проявили массовый беспримерный героизм в годы Великой Отечественной войны.
В послевоенный период не было, пожалуй, ни одной большой стройки, где бы комсомольцы не доказывали свою готовность трудиться во благо своего Отечества.
Комсомольские организации имелись почти в каждой школе, маленьком учреждении, в селе, не говоря уже о крупном заводе или воинской части. И каждая первичная организация объединяла разных по своим жизненным судьбам, симпатиям, уровню образования людей. Понятно, что одна только вера в коммунистические идеалы не могла удерживать их вместе, тем более что руководство организации, всецело зависевшее от партийного аппарата, давно оторвалось от рядовых комсомольцев, не знало их нужд, взглядов, настроений. В последние годы становилось все более очевидным, что комсомол изжил себя. Последний съезд ВЛКСМ, который состоялся в октябре 1991 г., объявил о самороспуске организации.
Многие люди с теплотой вспоминают свою комсомольскую юность: некоторые первичные организации умели, несмотря ни на что, создать душевную, теплую молодежную атмосферу, увлечь комсомольцев интересными делами. И эти примеры, и опыт других стран говорят, что молодежные объединения необходимы. Несколько таких объединений, организованных на новой основе, уже появилось. В своей практике они учитывают и положительный, и отрицательный опыт ВЛКСМ.
С пребыванием в комсомоле связана юность и молодость многих миллионов советских людей разных поколений. И каждое из этих поколений сделало много доброго и хорошего для нашей Родины. Сколько подвигов совершили комсомольцы, память о которых народ сохранил в своих любимых песнях.
20-е годы. Каков он, комсомолец этих лет? Отличник в школе и в вузе, помощник для отстающих, руководитель кружка для неграмотных или художественной самодеятельности, смелый борец за новую жизнь, вожатый красногалстучных отрядов пионеров.
30-е годы. Комсомол на стройке первых пятилеток. Только с помощью молодых самоотверженных людей, готовых перенести все невзгоды, могли появиться Магнитка, Днепрогэс, новые города. И сами молодые строители тоже росли, становились специалистами и организаторами производства.
Однако уже тогда, в 20-х и 30-х гг., комсомольцы учились не только мирным профессиям. Они осваивали военные специальности. Защита Отечества была для каждого из них заповедью священной. Вот почему воспитанники комсомола проявили массовый беспримерный героизм в годы Великой Отечественной войны.
В послевоенный период не было, пожалуй, ни одной большой стройки, где бы комсомольцы не доказывали свою готовность трудиться во благо своего Отечества.
Комсомольские организации имелись почти в каждой школе, маленьком учреждении, в селе, не говоря уже о крупном заводе или воинской части. И каждая первичная организация объединяла разных по своим жизненным судьбам, симпатиям, уровню образования людей. Понятно, что одна только вера в коммунистические идеалы не могла удерживать их вместе, тем более что руководство организации, всецело зависевшее от партийного аппарата, давно оторвалось от рядовых комсомольцев, не знало их нужд, взглядов, настроений. В последние годы становилось все более очевидным, что комсомол изжил себя. Последний съезд ВЛКСМ, который состоялся в октябре 1991 г., объявил о самороспуске организации.
Многие люди с теплотой вспоминают свою комсомольскую юность: некоторые первичные организации умели, несмотря ни на что, создать душевную, теплую молодежную атмосферу, увлечь комсомольцев интересными делами. И эти примеры, и опыт других стран говорят, что молодежные объединения необходимы. Несколько таких объединений, организованных на новой основе, уже появилось. В своей практике они учитывают и положительный, и отрицательный опыт ВЛКСМ.