(1878—1942) «...Не могу удобно жить. Стыжусь, что имею что есть, зная, что дети голодают, и чувствую отвращение к моей улыбке, когда кругом молодые измученные лица. Требую уважения к ребенку. И правильно кто-то меня спросил: «А кто сегодня уважает человека?» — писал в марте 1937 г. своему другу польский педагог и писатель Януш Корчак. Мысль о бездомных, голодающих детях на разных континентах не давала ему покоя.
Это был удивительно добрый и необыкновенный человек, который благу ребенка посвятил труд всей своей жизни, остался верен детям и своим принципам даже в смертный час.
Януш Корчак родился и жил в Варшаве. Он был не только талантливым писателем-сказочником, но и прекрасным врачом, и замечательным педагогом. Его очень почитала варшавская беднота — у кого не было денег, он лечил бесплатно, и всегда был готов днем и ночью прийти на помощь к больному. Особенно любил Корчак детей. Он тяжело переживал, когда видел, как ребенок становится жертвой гнета со стороны взрослых, которые часто руководствуются только своими интересами и удобствами. Поэтому дети и «бывают сиротами в доме собственных родителей».
Корчак знал, что без физического развития нельзя вырасти крепким, веселым и здоровым человеком. Поэтому он собирал детей бедняков и устраивал для них за городом общую детскую «дачу». Здесь они отдыхали, приучались к самостоятельности, сами себя обслуживали. На загородной даче Януш Корчак жил вместе с детьми. Он учил их заботиться друг о друге, разному ремеслу, придумывал забавные и твердые правила, которые все должны были исполнять. Так, нельзя было опаздывать к завтраку, обеду и ужину. Потому что нехорошо заставлять всех ждать одного, когда еда уже на столе. Однажды двоих мальчиков за опоздание ребята решили отправить обратно в город. Конечно, эти двое раскаялись и их простили, сочтя причину опоздания уважительной — мальчики ушли в лес за цветами и заблудились. Но это был урок для всех: распорядок дня незыблем и его надо соблюдать точно.
Скоро Януш Корчак понял, что жить дальше без детей он не сможет. Слишком великий и неиссякаемый запас любви и нежности он испытывал к этим обездоленным маленьким человечкам. Ведь он сам испытал на себе, что значат ранние невзгоды и лишения в детстве: после смерти отца семья бедствовала, и ему рано пришлось зарабатывать на хлеб, чтобы помочь матери. На собранные деньги Корчак построил в Варшаве Дом сирот, где стали жить, учиться дети, потерявшие родителей. Здесь все управление было в руках самих ребят, которые выбирали для этого совет.
1 сентября 1939 г. Польшу оккупировала фашистская Германия, и мирная жизнь людей была нарушена. Их отправляли в лагеря за колючую проволоку и там убивали непосильной работой, голодом, заживо сжигали в крематориях. Добрались гитлеровцы и до Дома сирот. Они затолкали детей в вагон поезда и привезли их в крематорий, а Корчаку заявили, что он свободен, может уйти. Да, у него была возможность спастись. Но старый учитель не оставил детей. Вместе с ними он вошел во двор фашистского лагеря и погиб в крематории.
Так закончилась жизнь этого прекрасного человека. Но живо его большое наследие благородных мыслей и педагогических советов, которые учат нас милосердию и добру. Учат независимо мыслить, быть доброжелательными, честными. И еще он оставил память о себе как о человеке, который написал так: «Никому не желаю плохого. Не умею. Не знаю, как это делается».
Это был удивительно добрый и необыкновенный человек, который благу ребенка посвятил труд всей своей жизни, остался верен детям и своим принципам даже в смертный час.
Януш Корчак родился и жил в Варшаве. Он был не только талантливым писателем-сказочником, но и прекрасным врачом, и замечательным педагогом. Его очень почитала варшавская беднота — у кого не было денег, он лечил бесплатно, и всегда был готов днем и ночью прийти на помощь к больному. Особенно любил Корчак детей. Он тяжело переживал, когда видел, как ребенок становится жертвой гнета со стороны взрослых, которые часто руководствуются только своими интересами и удобствами. Поэтому дети и «бывают сиротами в доме собственных родителей».
Корчак знал, что без физического развития нельзя вырасти крепким, веселым и здоровым человеком. Поэтому он собирал детей бедняков и устраивал для них за городом общую детскую «дачу». Здесь они отдыхали, приучались к самостоятельности, сами себя обслуживали. На загородной даче Януш Корчак жил вместе с детьми. Он учил их заботиться друг о друге, разному ремеслу, придумывал забавные и твердые правила, которые все должны были исполнять. Так, нельзя было опаздывать к завтраку, обеду и ужину. Потому что нехорошо заставлять всех ждать одного, когда еда уже на столе. Однажды двоих мальчиков за опоздание ребята решили отправить обратно в город. Конечно, эти двое раскаялись и их простили, сочтя причину опоздания уважительной — мальчики ушли в лес за цветами и заблудились. Но это был урок для всех: распорядок дня незыблем и его надо соблюдать точно.
Скоро Януш Корчак понял, что жить дальше без детей он не сможет. Слишком великий и неиссякаемый запас любви и нежности он испытывал к этим обездоленным маленьким человечкам. Ведь он сам испытал на себе, что значат ранние невзгоды и лишения в детстве: после смерти отца семья бедствовала, и ему рано пришлось зарабатывать на хлеб, чтобы помочь матери. На собранные деньги Корчак построил в Варшаве Дом сирот, где стали жить, учиться дети, потерявшие родителей. Здесь все управление было в руках самих ребят, которые выбирали для этого совет.
1 сентября 1939 г. Польшу оккупировала фашистская Германия, и мирная жизнь людей была нарушена. Их отправляли в лагеря за колючую проволоку и там убивали непосильной работой, голодом, заживо сжигали в крематориях. Добрались гитлеровцы и до Дома сирот. Они затолкали детей в вагон поезда и привезли их в крематорий, а Корчаку заявили, что он свободен, может уйти. Да, у него была возможность спастись. Но старый учитель не оставил детей. Вместе с ними он вошел во двор фашистского лагеря и погиб в крематории.
Так закончилась жизнь этого прекрасного человека. Но живо его большое наследие благородных мыслей и педагогических советов, которые учат нас милосердию и добру. Учат независимо мыслить, быть доброжелательными, честными. И еще он оставил память о себе как о человеке, который написал так: «Никому не желаю плохого. Не умею. Не знаю, как это делается».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи