Это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, сестры и братья, бабушки и дедушки — самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы жизнь ваша была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастите, полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети — и родится новая семья. Семья — самая необходимая ячейка в обществе. Стоит ли доказывать, что это так? И все же давайте вместе подумаем: чем мы все обязаны семье? Наверное, прежде всего тем, что существуем. Мы появились на свет потому, что наши мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появлялись новые люди.
Рождение ребенка — это и большая радость, но и большая ответственность. Ведь он еще совсем беспомощный, и его надо вовремя накормить, помыть, сменить одежду. Родители учат его ходить, говорить, рассказывают ему сказки, играют с ним, гуляют, знакомят с окружающим миром.
В школьные годы семья помогает детям учиться, находить свое место в коллективе одноклассников. Родители и другие взрослые члены семьи пробуждают в ребенке чувства совести и справедливости, знакомят с правилами поведения в обществе и нормами морали. Они учат его быть честным, не брать чужого, уважать старших, любить Родину, ценить труд людей и многому, многому другому. Следовательно, семья нужна еще и для того, чтобы помочь ребенку стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Но семья не сможет хорошо заботиться о детях, сохранять доброжелательную, благоприятную для воспитания атмосферу, если у нее не будет всего, что нужно для нормальной жизни. Поэтому взрослые члены семьи работают. Но трудятся они не только ради себя и своей семьи. На работе они делают то, что нужно и другим людям. Значит, семья еще и трудовая ячейка общества, она вносит большой вклад в его благополучие.
И наконец, семья испокон веков считалась хранительницей домашнего очага, здорового образа жизни. В кругу родных вы находите то тепло человеческих отношений, взаимопо- нимание и сочувствие, которые не всегда можно найти даже среди близких друзей.
Рождение ребенка — это и большая радость, но и большая ответственность. Ведь он еще совсем беспомощный, и его надо вовремя накормить, помыть, сменить одежду. Родители учат его ходить, говорить, рассказывают ему сказки, играют с ним, гуляют, знакомят с окружающим миром.
В школьные годы семья помогает детям учиться, находить свое место в коллективе одноклассников. Родители и другие взрослые члены семьи пробуждают в ребенке чувства совести и справедливости, знакомят с правилами поведения в обществе и нормами морали. Они учат его быть честным, не брать чужого, уважать старших, любить Родину, ценить труд людей и многому, многому другому. Следовательно, семья нужна еще и для того, чтобы помочь ребенку стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Но семья не сможет хорошо заботиться о детях, сохранять доброжелательную, благоприятную для воспитания атмосферу, если у нее не будет всего, что нужно для нормальной жизни. Поэтому взрослые члены семьи работают. Но трудятся они не только ради себя и своей семьи. На работе они делают то, что нужно и другим людям. Значит, семья еще и трудовая ячейка общества, она вносит большой вклад в его благополучие.
И наконец, семья испокон веков считалась хранительницей домашнего очага, здорового образа жизни. В кругу родных вы находите то тепло человеческих отношений, взаимопо- нимание и сочувствие, которые не всегда можно найти даже среди близких друзей.
Так называют прославленные в древ- ности сооружения и статуи. До нас, к сожалению, дошло лишь одно из этих прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук — пирамиды — гробницы древних еги- петских царей — фараонов.
От Каира, столицы Египта, далеко на юг тянется цепь остроконечных искусственных гор белого и желтова- того цветов. Это пирамиды. Самая большая из них — пирамида фараона Хеопса — высотой около 147 м, построена в начале 27 в. до новой эры. Лишь на 2 м ниже пирамида Хефрена. Этому фараону показалась недостаточной гробница величиной с гору, и он приказал поставить рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. У стража лицо человека и туловище льва. Называется он Сфинксом. Образ Сфинкса, мудрого, как человек, и сильного, как лев, внушал суеверный ужас, и люди называли его отцом трепета. Другое «чудо света» — висячие сады Семирамиды — находилось в самом большом и богатом городе Древнего Востока — Вавилоне. Они были созданы по приказу царя Навуходоносора II в 6 в. до новой эры для своей жены царицы Семирамиды. Навуходоносор построил свой дворец на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту шестиэтажного дома. К площадке уступами поднимались шесть рядов кирпичных арок — шесть аркад. На каждом уступе был насыпан слой земли и разведен цветущий сад. День и ночь сотни рабов вращали колоссальные колеса с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду реки Евфрата.
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим «чудом света». Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесенное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колон. В 356 г. до новой эры некто Герострат, желая прославиться, поджег храм. Его имя навеки стало символом бессмысленного варварства.
В северо-западной части Греции, в городе Олимпии, на родине Олимпийских игр, в 456 г. до новой эры появился храм, посвященный Зевсу— верховному богу древних греков. Храм украшала статуя бога, изваянная великим скульптором Фидием. Это четвертое «чудо». Двенадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Голову его украшал золотой венок из оливко- вых ветвей — знак миролюбия грозного бога. Голова, плечи, руки, грудь были выточены из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо, обрамленное бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым. Казалось, что Зевс вот-вот улыбнется, поднимется с трона и расправит могучие плечи.
В Малой Азии, в столице небольшого Карийского царства — Галикарнасе (ныне — город Бодрум в Турции) находилось пятое «чудо» — велико- лепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой — царицей Артемисией в середине 4 в. до новой эры. Это было величественное соору- жение из кирпича, облицованное изнутри и снаружи белым мрамором, высотой 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба. Второй этаж был обнесен снаружи мраморной колоннадой, а третий представлял собой многоступенчатую пирамиду. Ее венчала четверка коней с колесницей, которой правили Мавсол и Артемисия (статуи Мавсола и его жены Артемисии, а также другие украшения мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне). От имени Мавсола и произошло слово «мавзолей».
В 3 в. до новой эры на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое «чудо», известное под именем Колосса Родосского. На торговой площади между морем и городскими воротами стоял бронзовый юноша ростом 36 м. Его могучие ноги были чуть расставлены, ладонью правой руки он прикрывал глаза, всматриваясь вдаль. Голову его украшал венец в форме расходящихся в стороны лучей солнца. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителем.
На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до новой эры был построен самый большой маяк древности. Высота этой трехъярусной башни достигала 135 м. На ее вершине в открытой каменной беседке пылал костер, указывая путь кораблям.
Висячие сады Семирамиды разрушены наводнениями реки Евфрата. Храм Артемиды был восстановлен, а потом разрушен снова. Статуя Зевса сгорела. Мавзолей разобрали в 15 в. крестоносцы для постройки крепости. Колосс рухнул при землетрясении. Такая же судьба постигла Александрийский маяк. И только пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.
Но хотя статуи и сооружения, отно- сящиеся к семи «чудесам света», за исключением пирамид, погибли, память о них живет в веках. И с древ- ности повелось называть всякое пре- красное творение рук человеческих, поражающее всех красотой, восьмым «чудом света».
Читайте: Энциклопедический словарь юного историка. (Всеобщая история). М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 368—374.
Черняк В. З. Семь «чудес» и другие. М.: Знание, 1990.
От Каира, столицы Египта, далеко на юг тянется цепь остроконечных искусственных гор белого и желтова- того цветов. Это пирамиды. Самая большая из них — пирамида фараона Хеопса — высотой около 147 м, построена в начале 27 в. до новой эры. Лишь на 2 м ниже пирамида Хефрена. Этому фараону показалась недостаточной гробница величиной с гору, и он приказал поставить рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. У стража лицо человека и туловище льва. Называется он Сфинксом. Образ Сфинкса, мудрого, как человек, и сильного, как лев, внушал суеверный ужас, и люди называли его отцом трепета. Другое «чудо света» — висячие сады Семирамиды — находилось в самом большом и богатом городе Древнего Востока — Вавилоне. Они были созданы по приказу царя Навуходоносора II в 6 в. до новой эры для своей жены царицы Семирамиды. Навуходоносор построил свой дворец на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту шестиэтажного дома. К площадке уступами поднимались шесть рядов кирпичных арок — шесть аркад. На каждом уступе был насыпан слой земли и разведен цветущий сад. День и ночь сотни рабов вращали колоссальные колеса с кожаными ведрами, подавая в висячие сады воду реки Евфрата.
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим «чудом света». Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесенное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колон. В 356 г. до новой эры некто Герострат, желая прославиться, поджег храм. Его имя навеки стало символом бессмысленного варварства.
В северо-западной части Греции, в городе Олимпии, на родине Олимпийских игр, в 456 г. до новой эры появился храм, посвященный Зевсу— верховному богу древних греков. Храм украшала статуя бога, изваянная великим скульптором Фидием. Это четвертое «чудо». Двенадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Голову его украшал золотой венок из оливко- вых ветвей — знак миролюбия грозного бога. Голова, плечи, руки, грудь были выточены из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо, обрамленное бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым. Казалось, что Зевс вот-вот улыбнется, поднимется с трона и расправит могучие плечи.
В Малой Азии, в столице небольшого Карийского царства — Галикарнасе (ныне — город Бодрум в Турции) находилось пятое «чудо» — велико- лепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой — царицей Артемисией в середине 4 в. до новой эры. Это было величественное соору- жение из кирпича, облицованное изнутри и снаружи белым мрамором, высотой 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба. Второй этаж был обнесен снаружи мраморной колоннадой, а третий представлял собой многоступенчатую пирамиду. Ее венчала четверка коней с колесницей, которой правили Мавсол и Артемисия (статуи Мавсола и его жены Артемисии, а также другие украшения мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне). От имени Мавсола и произошло слово «мавзолей».
В 3 в. до новой эры на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое «чудо», известное под именем Колосса Родосского. На торговой площади между морем и городскими воротами стоял бронзовый юноша ростом 36 м. Его могучие ноги были чуть расставлены, ладонью правой руки он прикрывал глаза, всматриваясь вдаль. Голову его украшал венец в форме расходящихся в стороны лучей солнца. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителем.
На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до новой эры был построен самый большой маяк древности. Высота этой трехъярусной башни достигала 135 м. На ее вершине в открытой каменной беседке пылал костер, указывая путь кораблям.
Висячие сады Семирамиды разрушены наводнениями реки Евфрата. Храм Артемиды был восстановлен, а потом разрушен снова. Статуя Зевса сгорела. Мавзолей разобрали в 15 в. крестоносцы для постройки крепости. Колосс рухнул при землетрясении. Такая же судьба постигла Александрийский маяк. И только пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.
Но хотя статуи и сооружения, отно- сящиеся к семи «чудесам света», за исключением пирамид, погибли, память о них живет в веках. И с древ- ности повелось называть всякое пре- красное творение рук человеческих, поражающее всех красотой, восьмым «чудом света».
Читайте: Энциклопедический словарь юного историка. (Всеобщая история). М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 368—374.
Черняк В. З. Семь «чудес» и другие. М.: Знание, 1990.
Чтобы осенью получить урожаи пше- ницы, подсолнечника, гороха, льна и других растений, надо весной посеять в почву их зерна, плоды или соплодия (сросшиеся плодики, как, например, у свеклы). Все это называют семенным материалом, а чаще — просто семенами. Иногда семенами называют также клубни картофеля, луковицы лука, зубчики чеснока, предназначенные для посева.
Кроме культурных растений семенами размножаются многие дикорастущие растения. Например, одуванчики, желтые цветки которых похожи на маленькие солнышки. После их отцветания на стебле остается пушистая шапочка. Подует ветер, и вот уже в воздухе закружились семена с хохолком на конце. Благодаря ветру они переносятся на значительные расстояния. Вот так и расселились одуванчики по всему земному шару.
Семенами размножаются деревья (береза, липа, клен, дуб, ель, сосна), кустарники, травы на лугах (клевер, мышиный горошек, мятлик, овсяница), сорняки (сурепка, лебеда) и многие другие растения.
Попав во влажную, прогретую солнцем почву, семена начинают прорастать. Сначала они набухают, впитывая влагу, и увеличиваются в объеме. Затем лопается оболочка семени и появляются совсем крошечные зародышевые стебли и корни, которые начинают расти. Корни углубляются в почву, а стебли выходят на поверхность. Так семена дают начало новым растениям. Какие они будут, какой дадут урожай, во многом зависит от качества семян.
Хорошие, высокоурожайные семена получают с семенных посевов. Для них отводят лучшие участки поля. За семенными посевами тщательно ухаживают и вовремя их убирают. Семена очищают от попавших в них листьев, кусочков стеблей, комочков почвы и другого сора, а также от различных насекомых. Если семена влажные, то их подсушивают в специальных сушилках. Хранят семена в хранилищах при определенной температуре.
Незадолго до посева проверяют их всхожесть. Если через несколько дней после намачивания у семян появляется небольшой росток — их можно сеять. Семена с низкой всхожестью, а также засоренные семенами сорняков сеять нельзя. Если сухие семена хранят в хороших условиях, то они остаются всхожими 5—10 лет, а семена тыквы, огурца, кабачка — даже до 20 лет. Перед посевом семена прогревают. Тогда они быстрее прорастают и дают дружные всходы. Если семян нужно немного, например чтобы засеять грядку огурца или редиски, то отбирают самые крупные и полновесные, намачивают их в теплой воде и проращивают. Сеют такие семена только во влажную почву, иначе росток может засохнуть. Растения, выросшие из них, дают ранний урожай.
Для посева семян применяют сеялки. Они делают небольшие бороздки, укладывают в них семена и засыпают рыхлой почвой. Сеялки бывают разные. Одни сеют пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо. Другие — хлопчатник, лен, сахарную свеклу. Овощные растения высеивают овощные сеялки. Есть сеялки и для посадки луковиц лука. Клубни картофеля сажают картофелесажалками. Ну а грядки мы обычно засеваем вручную. Делаем бороздки, кладем в них семена, засыпаем и с нетерпением ждем всходов.
Кроме культурных растений семенами размножаются многие дикорастущие растения. Например, одуванчики, желтые цветки которых похожи на маленькие солнышки. После их отцветания на стебле остается пушистая шапочка. Подует ветер, и вот уже в воздухе закружились семена с хохолком на конце. Благодаря ветру они переносятся на значительные расстояния. Вот так и расселились одуванчики по всему земному шару.
Семенами размножаются деревья (береза, липа, клен, дуб, ель, сосна), кустарники, травы на лугах (клевер, мышиный горошек, мятлик, овсяница), сорняки (сурепка, лебеда) и многие другие растения.
Попав во влажную, прогретую солнцем почву, семена начинают прорастать. Сначала они набухают, впитывая влагу, и увеличиваются в объеме. Затем лопается оболочка семени и появляются совсем крошечные зародышевые стебли и корни, которые начинают расти. Корни углубляются в почву, а стебли выходят на поверхность. Так семена дают начало новым растениям. Какие они будут, какой дадут урожай, во многом зависит от качества семян.
Хорошие, высокоурожайные семена получают с семенных посевов. Для них отводят лучшие участки поля. За семенными посевами тщательно ухаживают и вовремя их убирают. Семена очищают от попавших в них листьев, кусочков стеблей, комочков почвы и другого сора, а также от различных насекомых. Если семена влажные, то их подсушивают в специальных сушилках. Хранят семена в хранилищах при определенной температуре.
Незадолго до посева проверяют их всхожесть. Если через несколько дней после намачивания у семян появляется небольшой росток — их можно сеять. Семена с низкой всхожестью, а также засоренные семенами сорняков сеять нельзя. Если сухие семена хранят в хороших условиях, то они остаются всхожими 5—10 лет, а семена тыквы, огурца, кабачка — даже до 20 лет. Перед посевом семена прогревают. Тогда они быстрее прорастают и дают дружные всходы. Если семян нужно немного, например чтобы засеять грядку огурца или редиски, то отбирают самые крупные и полновесные, намачивают их в теплой воде и проращивают. Сеют такие семена только во влажную почву, иначе росток может засохнуть. Растения, выросшие из них, дают ранний урожай.
Для посева семян применяют сеялки. Они делают небольшие бороздки, укладывают в них семена и засыпают рыхлой почвой. Сеялки бывают разные. Одни сеют пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо. Другие — хлопчатник, лен, сахарную свеклу. Овощные растения высеивают овощные сеялки. Есть сеялки и для посадки луковиц лука. Клубни картофеля сажают картофелесажалками. Ну а грядки мы обычно засеваем вручную. Делаем бороздки, кладем в них семена, засыпаем и с нетерпением ждем всходов.
Все, кто бывал в горах, знакомы с этим грозным явлением природы. Знали его еще в древности, и само слово «сель» имеет древнеарабское происхождение («сайль» в переводе с арабского — «бурный поток»).
Сель по-прежнему одна из самых серьезных угроз горным поселкам, сельскохозяйственным угодьям, жизни людей. Мощный поток из камней и песка сметает всё на своем пути.
Сель возникает внезапно: небольшая горная речка в одно мгновение вздувается, превращается в могучий поток воды, грязи и камней. Выливаясь из долины, поток сметает все на своем пути, подобно снежной лавине. Обычно сель возникает после периода затяжных дождей, обильных ливней или жаркой погоды, вызвавшей усиленное таяние снега и ледников. Во всех случаях переполняются водой низкие места в верховьях реки и резко поднимается ее уровень. Дополнительное поступление воды может переполнить озеро у края ледника; образовавшийся прорыв огромных масс воды вызывает особенно мощный сель. Разрушительный поток легко перемещается со скоростью более 10 м в секунду.
Сели характерны для горных и предгорных районов Средней Азии, Южного Казахстана, Восточного Закавказья. Составлена карта селеопасных районов — их насчитывается более 5 тысяч. Ученые исследуют сели, предсказывают их образование, разрабатывают меры предотвращения грозного стихийного бедствия.
Предотвратить сель можно закреплением почвенного и растительного покрова на горных склонах, профилактическим спуском водоемов, начинающих переполняться, строительством селезащитных плотин.
Долгое время под угрозой селей, проносившихся по реке Малой Алмаатинке, находилась столица Казах- стана Алматы. В 1973 г. после прохо- ждения очередного селя на его пути с помощью направленного взрыва была создана плотина высотой более 100 м. Теперь сели, продолжающие свои «атаки», теряют всю силу в озере, разлившемся за плотиной.
Сель по-прежнему одна из самых серьезных угроз горным поселкам, сельскохозяйственным угодьям, жизни людей. Мощный поток из камней и песка сметает всё на своем пути.
Сель возникает внезапно: небольшая горная речка в одно мгновение вздувается, превращается в могучий поток воды, грязи и камней. Выливаясь из долины, поток сметает все на своем пути, подобно снежной лавине. Обычно сель возникает после периода затяжных дождей, обильных ливней или жаркой погоды, вызвавшей усиленное таяние снега и ледников. Во всех случаях переполняются водой низкие места в верховьях реки и резко поднимается ее уровень. Дополнительное поступление воды может переполнить озеро у края ледника; образовавшийся прорыв огромных масс воды вызывает особенно мощный сель. Разрушительный поток легко перемещается со скоростью более 10 м в секунду.
Сели характерны для горных и предгорных районов Средней Азии, Южного Казахстана, Восточного Закавказья. Составлена карта селеопасных районов — их насчитывается более 5 тысяч. Ученые исследуют сели, предсказывают их образование, разрабатывают меры предотвращения грозного стихийного бедствия.
Предотвратить сель можно закреплением почвенного и растительного покрова на горных склонах, профилактическим спуском водоемов, начинающих переполняться, строительством селезащитных плотин.
Долгое время под угрозой селей, проносившихся по реке Малой Алмаатинке, находилась столица Казах- стана Алматы. В 1973 г. после прохо- ждения очередного селя на его пути с помощью направленного взрыва была создана плотина высотой более 100 м. Теперь сели, продолжающие свои «атаки», теряют всю силу в озере, разлившемся за плотиной.
Селекция — это выведение новых сортов и форм культурных растений и новых пород животных. Причем не только новых, но и с нужными человеку свойствами. Современная селекция — это и наука, которая разрабатывает способы и методы их получения. В переводе с латинского слово «селекция» означает «отбор».
Сравните два яблока. Одно сорвано с дикой яблони, другое — с культурной. Первое яблоко маленькое, жесткое, кислое. Второе — крупное, сочное, красивое, с прекрасным вкусом, так и просится в рот.
Откуда же взялась культурная яблоня? Это результат окультуривания и селекции дикой яблони, многовекового отбора ее лучших форм, их выращивания и размножения.
Еще в глубокой древности первые земледельцы, которые были и первыми селекционерами, начав выращивать растения около своих жилищ, старались размножать и сохранять лучшие из них. Сначала они отбирали растения бессознательно, не задумываясь над тем, что, делая такой отбор, они изменяют и улучшают растительный мир Земли. Древние селекционеры создали замечательные формы растений: высокосахаристый виноград, крупноплодную яблоню, кукурузу и пшеницу с крупным зерном, превосходные дыни и арбузы.
Впоследствии отбор лучших форм растений, а также животных стали производить сознательно. Возникла народная селекция. В результате были выведены ценные сорта пшеницы (например, Крымка, Полтавка), яблони (Антоновка, Анис, Грушовка), льна, клевера и многих других растений. А также всемирно известные породы лошадей (ахалтекинская), овец (романовская, каракульская), крупного рогатого скота (ярославская, холмогорская).
В начале 20 в. селекция становится наукой. Кроме отбора начинают при- менять методы, основанные на знании законов наследственности и изменчи- вости. В селекционной практике широко используют научные открытия и теоретические разработки Н. И. Вавилова.
Эти методы позволяют создавать искусственно новые формы растений и животных. Например, в селекции широко используют гибридизацию — скрещивание организмов с разными свойствами. В результате ее получают новые организмы (гибриды), сочетающие свойства исходных форм. Так, если скрестить крупнозерновую пшеницу с пшеницей, в зерне которой много белка, то среди гибридного потомства можно отобрать растения с крупным высокобелковым зерном, получить новый сорт.
Во всем мире известны замечательные сорта пшеницы ученых П. П. Лукьяненко и В. Н. Ремесло, высокомасличные сорта подсолнечника (до 59% масла в семенах) В. С. Пустовойта, высокосахаристые сорта сахарной свеклы, лен-долгунец с длинным прочным волокном. Выведены ценные породы коров — костромская, казахская белоголовая, овец — асканийская, свиней — белорусская чернопестрая и других животных.
Может, и кто-нибудь из вас, ребята, захочет стать селекционером, освоит эту трудную, но такую прекрасную и нужную людям профессию.
Прочтите: Пальман В. И. Улыбка богини Деметры. М.: Дет. лит., 1986.
Сравните два яблока. Одно сорвано с дикой яблони, другое — с культурной. Первое яблоко маленькое, жесткое, кислое. Второе — крупное, сочное, красивое, с прекрасным вкусом, так и просится в рот.
Откуда же взялась культурная яблоня? Это результат окультуривания и селекции дикой яблони, многовекового отбора ее лучших форм, их выращивания и размножения.
Еще в глубокой древности первые земледельцы, которые были и первыми селекционерами, начав выращивать растения около своих жилищ, старались размножать и сохранять лучшие из них. Сначала они отбирали растения бессознательно, не задумываясь над тем, что, делая такой отбор, они изменяют и улучшают растительный мир Земли. Древние селекционеры создали замечательные формы растений: высокосахаристый виноград, крупноплодную яблоню, кукурузу и пшеницу с крупным зерном, превосходные дыни и арбузы.
Впоследствии отбор лучших форм растений, а также животных стали производить сознательно. Возникла народная селекция. В результате были выведены ценные сорта пшеницы (например, Крымка, Полтавка), яблони (Антоновка, Анис, Грушовка), льна, клевера и многих других растений. А также всемирно известные породы лошадей (ахалтекинская), овец (романовская, каракульская), крупного рогатого скота (ярославская, холмогорская).
В начале 20 в. селекция становится наукой. Кроме отбора начинают при- менять методы, основанные на знании законов наследственности и изменчи- вости. В селекционной практике широко используют научные открытия и теоретические разработки Н. И. Вавилова.
Эти методы позволяют создавать искусственно новые формы растений и животных. Например, в селекции широко используют гибридизацию — скрещивание организмов с разными свойствами. В результате ее получают новые организмы (гибриды), сочетающие свойства исходных форм. Так, если скрестить крупнозерновую пшеницу с пшеницей, в зерне которой много белка, то среди гибридного потомства можно отобрать растения с крупным высокобелковым зерном, получить новый сорт.
Во всем мире известны замечательные сорта пшеницы ученых П. П. Лукьяненко и В. Н. Ремесло, высокомасличные сорта подсолнечника (до 59% масла в семенах) В. С. Пустовойта, высокосахаристые сорта сахарной свеклы, лен-долгунец с длинным прочным волокном. Выведены ценные породы коров — костромская, казахская белоголовая, овец — асканийская, свиней — белорусская чернопестрая и других животных.
Может, и кто-нибудь из вас, ребята, захочет стать селекционером, освоит эту трудную, но такую прекрасную и нужную людям профессию.
Прочтите: Пальман В. И. Улыбка богини Деметры. М.: Дет. лит., 1986.
Всего 36 лет прожил русский исследо- ватель Арктики Георгий Яковлевич Седов. Но сколько вобрала в себя его жизнь! Человек этот стал для нас одним из символов мужества, героизма и целеустремленности.
Он происходил из рыбацкой семьи и только в 14 лет научился грамоте, но сумел закончить мореходные классы.
Прошли годы, и Седов стал образо- ванным офицером, знатоком морского дела. За его плечами не одна труднейшая экспедиция: на Колыму, на Новую Землю. Это только подготовка к самому главному, о чем он мечтал, к чему постоянно готовился — к экспедиции на Северный полюс.
Правительство отказало Седову в поддержке, и тогда он сам снарядил экспедиционный корабль. 27 августа 1912 г. «Святой Фока» покинул Архангельск. Он держал путь к Земле Франца-Иосифа. Там экспедиция Седова должна была перезимовать. А затем с приходом нового полярного дня отправиться пешком и на собаках к полюсу.
Но зима в тот год была ранней. «Святой Фока», не дойдя до Земли Франца- Иосифа, вмерз в лед возле северо- западного побережья Новой Земли. Здесь экспедиция и провела свою первую зимовку. Седов со своими спутниками исследовали Новую Землю, составили новые, точные карты побережья. Наступило лето, но льды продолжали крепко держать корабль. Только в августе лед начал ломаться. С невероятным трудом, почти без топлива, словно подгоняемый неиссякаемой энергией Седова, «Святой Фока» доплыл до Земли Франца-Иосифа и встал на якоре в бухте Тихой острова Гукера. Здесь полярникам пришлось перенести новый удар: не пришло судно с углем...
Наступила вторая тяжелая зимовка, а силы людей были подорваны. Началась цинга, заболел и Седов. Но воля и настойчивость не изменили ему. Его уговаривали остаться на корабле, отложить поход на полюс. Седов не согласился: отложить — значит совсем отказаться от поставленной им цели.
Отважный полярник в февральский мороз и метель выходит с двумя матросами в путь. Собачьи упряжки с трудом пробираются по льду. То и дело приходится обходить беспорядочное нагромождение льдов — торосы. Седов надрывно кашляет, сверяет по компасу направление. «Только на север...» — повторял он.
Дойти до Северного полюса Седову не удалось. Он умер в пути. Но его короткая жизнь была не напрасной. Смелый первопроходец сделал свое дело — проложил путь на Север другим, которые дошли до полюса, опираясь на ценные научные сведения, полученные экспедицией Георгия Седова.
Благодарные потомки хранят память о замечательном человеке, прочно вписавшем свое имя в историю исследования Арктики. Именем Георгия Яковлевича Седова назван поселок в Донецкой области, где он родился, а также мыс и ледник на самом северном архипелаге мира — Земле Франца- Иосифа.
Прочтите: Винокуров И. Г. Пешком на полюс. М.: Дет. лит., 1989.
Матвеева Е. А. Полярная звезда. М.: Малыш, 1989.
Он происходил из рыбацкой семьи и только в 14 лет научился грамоте, но сумел закончить мореходные классы.
Прошли годы, и Седов стал образо- ванным офицером, знатоком морского дела. За его плечами не одна труднейшая экспедиция: на Колыму, на Новую Землю. Это только подготовка к самому главному, о чем он мечтал, к чему постоянно готовился — к экспедиции на Северный полюс.
Правительство отказало Седову в поддержке, и тогда он сам снарядил экспедиционный корабль. 27 августа 1912 г. «Святой Фока» покинул Архангельск. Он держал путь к Земле Франца-Иосифа. Там экспедиция Седова должна была перезимовать. А затем с приходом нового полярного дня отправиться пешком и на собаках к полюсу.
Но зима в тот год была ранней. «Святой Фока», не дойдя до Земли Франца- Иосифа, вмерз в лед возле северо- западного побережья Новой Земли. Здесь экспедиция и провела свою первую зимовку. Седов со своими спутниками исследовали Новую Землю, составили новые, точные карты побережья. Наступило лето, но льды продолжали крепко держать корабль. Только в августе лед начал ломаться. С невероятным трудом, почти без топлива, словно подгоняемый неиссякаемой энергией Седова, «Святой Фока» доплыл до Земли Франца-Иосифа и встал на якоре в бухте Тихой острова Гукера. Здесь полярникам пришлось перенести новый удар: не пришло судно с углем...
Наступила вторая тяжелая зимовка, а силы людей были подорваны. Началась цинга, заболел и Седов. Но воля и настойчивость не изменили ему. Его уговаривали остаться на корабле, отложить поход на полюс. Седов не согласился: отложить — значит совсем отказаться от поставленной им цели.
Отважный полярник в февральский мороз и метель выходит с двумя матросами в путь. Собачьи упряжки с трудом пробираются по льду. То и дело приходится обходить беспорядочное нагромождение льдов — торосы. Седов надрывно кашляет, сверяет по компасу направление. «Только на север...» — повторял он.
Дойти до Северного полюса Седову не удалось. Он умер в пути. Но его короткая жизнь была не напрасной. Смелый первопроходец сделал свое дело — проложил путь на Север другим, которые дошли до полюса, опираясь на ценные научные сведения, полученные экспедицией Георгия Седова.
Благодарные потомки хранят память о замечательном человеке, прочно вписавшем свое имя в историю исследования Арктики. Именем Георгия Яковлевича Седова назван поселок в Донецкой области, где он родился, а также мыс и ледник на самом северном архипелаге мира — Земле Франца- Иосифа.
Прочтите: Винокуров И. Г. Пешком на полюс. М.: Дет. лит., 1989.
Матвеева Е. А. Полярная звезда. М.: Малыш, 1989.
Английский писатель Джонатан Свифт родился в ирландском городе Дублине. Отец его, бедный священник, умер еще до появления сына на свет. Не имея никаких средств на воспитание маленького Джонатана, мать вынуждена была отдать его в семью богатого родственника. Но мальчика ждало там одиночество и горечь унижения. Суровый дядя решил сделать племянника священником, и Джонатан после школы в возрасте 14 лет поступил на богословский факультет. Однако церковная служба не привлекла Свифта. После долгих хлопот он устроился секретарем у влиятельного английского дипломата и царедворца Уильяма Темпла. В его доме Свифт наблюдал жизнь приближенных короля, которую позднее он так точно изобразил в «Путешествиях Гулливера» и других произведениях.
После смерти Темпла Джонатан Свифт поступил на должность священника в маленьком деревенском приходе в Ирландии. Он становится защитником бедных. В своих произведениях он под вымышленными именами высмеивает то чванливого герцога, то лицемерного церковника, а то и самого короля. Неподкупность писателя была хорошо известна английским аристократам, вот почему они так боялись разящего смеха Свифта и ненавидели его самого. Зато писатель был любимцем простого народа.
В 1704 г. Свифт анонимно опубликовал замечательную книгу «Сказка бочки, написанная для общего совер- шенствования человеческого рода». В ней автор беспощадно осмеивает раз- личные виды человеческой глупости. Он также написал десятки памфлетов, в которых разоблачал злоупотребления вельмож. Но главным трудом его жизни стал роман «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Это одно из самых замечательных сатирических произведений мировой литературы.
Рассказывая о маленьких человечках, которые жили в стране Лилипутии, где оказался Гулливер, автор высмеял политические порядки Англии. Ненавязчиво он живописует приключения Гулливера, какие с ним происходят среди остроконечников и тупоконечников, спорящих друг с дру- гом, как надо разбивать яйцо — с тупого или острого конца. Современникам было понятно, что писатель говорил о двух противоборствующих религиозных лагерях — католиков и протестантов.
Из Лилипутии Гулливер попадает в страну великанов, где сам оказывается лилипутом. Здесь правит мудрый и справедливый король, он заботится о благе своего народа. Довольный Гулливер покидает эту страну.
Скоро он оказывается на летающем острове, где живут ученые, которых и назвать-то таковыми нельзя. Их наука не связана с жизнью. Одни извлекают солнечную энергию из огурцов, а другие доказывают, что надо возводить дом не с фундамента, а с крыши. Писатель дает понять, что это лжеученые и им нечего делать в науке.
Заканчивается путешествие Гулливера в загадочной стране гуигнгнмов.
Здесь лошади живут, как умные и благородные люди, а люди (йэху) оди- чали и дошли до скотского состояния. Йэху завистливы, корыстолюбивы, жестоки. Ради удовлетворения самых низменных интересов они готовы пойти на любую подлость. Под видом одичавших людей писатель-сатирик изобразил тех, кто потерял честь и совесть и ведет паразитический образ жизни.
Свифт мастерски использовал многие сатирические приемы, фантастические образы и ситуации, язык его безупречен — это и сделало роман бессмертным.
В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772—1773 гг. в талантливом переводе Ерофея Каржавина. С тех пор эта книга много- кратно переиздавалась, став одной из любимых детских книг.
После смерти Темпла Джонатан Свифт поступил на должность священника в маленьком деревенском приходе в Ирландии. Он становится защитником бедных. В своих произведениях он под вымышленными именами высмеивает то чванливого герцога, то лицемерного церковника, а то и самого короля. Неподкупность писателя была хорошо известна английским аристократам, вот почему они так боялись разящего смеха Свифта и ненавидели его самого. Зато писатель был любимцем простого народа.
В 1704 г. Свифт анонимно опубликовал замечательную книгу «Сказка бочки, написанная для общего совер- шенствования человеческого рода». В ней автор беспощадно осмеивает раз- личные виды человеческой глупости. Он также написал десятки памфлетов, в которых разоблачал злоупотребления вельмож. Но главным трудом его жизни стал роман «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Это одно из самых замечательных сатирических произведений мировой литературы.
Рассказывая о маленьких человечках, которые жили в стране Лилипутии, где оказался Гулливер, автор высмеял политические порядки Англии. Ненавязчиво он живописует приключения Гулливера, какие с ним происходят среди остроконечников и тупоконечников, спорящих друг с дру- гом, как надо разбивать яйцо — с тупого или острого конца. Современникам было понятно, что писатель говорил о двух противоборствующих религиозных лагерях — католиков и протестантов.
Из Лилипутии Гулливер попадает в страну великанов, где сам оказывается лилипутом. Здесь правит мудрый и справедливый король, он заботится о благе своего народа. Довольный Гулливер покидает эту страну.
Скоро он оказывается на летающем острове, где живут ученые, которых и назвать-то таковыми нельзя. Их наука не связана с жизнью. Одни извлекают солнечную энергию из огурцов, а другие доказывают, что надо возводить дом не с фундамента, а с крыши. Писатель дает понять, что это лжеученые и им нечего делать в науке.
Заканчивается путешествие Гулливера в загадочной стране гуигнгнмов.
Здесь лошади живут, как умные и благородные люди, а люди (йэху) оди- чали и дошли до скотского состояния. Йэху завистливы, корыстолюбивы, жестоки. Ради удовлетворения самых низменных интересов они готовы пойти на любую подлость. Под видом одичавших людей писатель-сатирик изобразил тех, кто потерял честь и совесть и ведет паразитический образ жизни.
Свифт мастерски использовал многие сатирические приемы, фантастические образы и ситуации, язык его безупречен — это и сделало роман бессмертным.
В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772—1773 гг. в талантливом переводе Ерофея Каржавина. С тех пор эта книга много- кратно переиздавалась, став одной из любимых детских книг.
Домашние свиньи произошли от дикой свиньи, или кабана. Благодаря необыкновенной приспособленности к самым разнообразным условиям жизни кабаны сохранились на Земле до наших дней. И внешне почти не изменились. Они водятся в Европе и Азии, а также были завезены и освоились в Северной и Центральной Америке. Они могут жить в дубравах и тайге, в тропических лесах и пустынях, в степях и горах.
Кабан — животное сильное и опасное. У него острые, как лезвие, страшные клыки. В минуту опасности он вмиг становится свирепым зверем и может вступить в схватку с медведем, рысью и даже вооруженным человеком.
Этого зверя приручил человек примерно 7 тысяч лет назад. Считается, что свинья — второе, после собаки, одомашненное животное. Туловище свиньи приземистое и коренастое, ноги очень короткие и крепкие, толстая кожа покрыта жесткой щетиной. Тонкий маленький хвостик закорючкой почти всегда находится в движении. Верхняя губа свиньи оканчи- вается коротким хоботком с «пятачком» на конце.
Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает отличным обонянием и хорошо чует постоянно ухаживающего за ней человека. А вот зрение у свиньи слабое, но зато очень острый слух. И еще она хорошо плавает.
Самая известная — крупная белая свинья, она достигает веса 500 кг. Поросята, а их рождается за один опорос по 12—15, очень быстро растут и уже в 6-месячном возрасте весят 100— 110 кг.
У нас разводят уржумскую, сибирскую северную, кемеровскую, брейтовскую и некоторые другие породы.
Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Их кормят кукурузными початками и зерном, вареным карто- фелем, свеклой, репой, дают молодую траву, сено из бобовых растений. Если на луговом пастбище свинье попадутся полевая мышь, улитка, грибы, она съест и это. Даже ядовитую гадюку и ту затопчет ногами и съест.
Важно следить за чистотой в помещении, где содержатся свиньи. На фермах их обычный туалет — душ, мытье щетками. Если хорошая погода, свиней выводят на прогулку.
Прочтите: Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным. М.: Дет. лит., 1987.
Кабан — животное сильное и опасное. У него острые, как лезвие, страшные клыки. В минуту опасности он вмиг становится свирепым зверем и может вступить в схватку с медведем, рысью и даже вооруженным человеком.
Этого зверя приручил человек примерно 7 тысяч лет назад. Считается, что свинья — второе, после собаки, одомашненное животное. Туловище свиньи приземистое и коренастое, ноги очень короткие и крепкие, толстая кожа покрыта жесткой щетиной. Тонкий маленький хвостик закорючкой почти всегда находится в движении. Верхняя губа свиньи оканчи- вается коротким хоботком с «пятачком» на конце.
Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает отличным обонянием и хорошо чует постоянно ухаживающего за ней человека. А вот зрение у свиньи слабое, но зато очень острый слух. И еще она хорошо плавает.
Самая известная — крупная белая свинья, она достигает веса 500 кг. Поросята, а их рождается за один опорос по 12—15, очень быстро растут и уже в 6-месячном возрасте весят 100— 110 кг.
У нас разводят уржумскую, сибирскую северную, кемеровскую, брейтовскую и некоторые другие породы.
Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Их кормят кукурузными початками и зерном, вареным карто- фелем, свеклой, репой, дают молодую траву, сено из бобовых растений. Если на луговом пастбище свинье попадутся полевая мышь, улитка, грибы, она съест и это. Даже ядовитую гадюку и ту затопчет ногами и съест.
Важно следить за чистотой в помещении, где содержатся свиньи. На фермах их обычный туалет — душ, мытье щетками. Если хорошая погода, свиней выводят на прогулку.
Прочтите: Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным. М.: Дет. лит., 1987.
Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
Много интересного о светляках можно узнать в книгах: Насекомые Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 1987. Гл. «Светлячок пирацелия». С. 90—91.
Плавильщиков Н. Н. Занимательная энтомология. — М.: Дет. лит., 1990. Гл. «Потушенный фонарик». с. 137—140.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
Много интересного о светляках можно узнать в книгах: Насекомые Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 1987. Гл. «Светлячок пирацелия». С. 90—91.
Плавильщиков Н. Н. Занимательная энтомология. — М.: Дет. лит., 1990. Гл. «Потушенный фонарик». с. 137—140.
Нет, пожалуй, ничего удивительнее света. Он мчится с самой большой скоростью, какая только возможна в природе: 300 тысяч км в секунду.
Что же такое — свет? По этому поводу долгое время у ученых не было единого мнения. Больше двухсот лет шли ожесточенные споры. Одни, в том числе И. Ньютон, считали, что свет — это поток мельчайших частиц — корпускул, вылетающих из светящегося тела. Другие полагали, что свет — это волнообразные колебания особого вещества — эфира, заполняющего все мировое пространство. Эту точку зрения защищали X. Гюйгенс и М. В. Ломоносов.
Лишь в 1905 г. физик Альберт Эйнштейн доказал, что свет обладает свойствами одновременно и частиц, и волн. После этого открытия стали понятны многие явления, которые до этого никак не могли быть объяснены.
Почему, например, на фотопленке светлые места выходят темными, а темные — светлыми? Оказывается, потому что эмульсию, которой покрыта пленка, бомбардируют частички света — фотоны. Под их воздействием вещество эмульсии темнеет. Там, куда фотонов попало много, пленка чернеет больше, там, где мало, — меньше.
Фотоны, проникая в листья растений, вызывают химические реакции, необходимые для развития не только самих растений, но и всего живого на Земле. В результате этих реакций выделяется кислород и поглощается углекислый газ.
А почему всё кругом разноцветное? Почему краски бывают разными? Здесь всё уже зависит от волновых свойств света. Волны света — это электромагнитные волны, такие же, как радиоволны, только значительно более короткие.
Красный свет имеет одну длину волны, зеленый — другую (его волны короче), волны синих лучей короче зеленых. Белый свет — это смесь цветных лучей. Когда он попадает на предмет, одни волны поглощаются, а другие отражаются. Какие волны отразились — такой цвет мы и видим. Белая бумага одинаково хорошо отражает световые волны любого цвета, и потому она воспринимается как белая; черный бархат, наоборот, поглощает световые волны, и потому он видится черным.
Свет Солнца и звезд, огня и электрической искры испускается атомами различных веществ, разогре- тых до температуры в сотни и тысячи градусов! Но бывает и «холодный свет»: так светятся гнилушки, светляки, особые микроорганизмы, живущие в воде теплых морей, и созданные людьми светящиеся краски.
Без света не было бы жизни на Земле. Невидимый инфракрасный свет несет нам тепло Солнца, и только поэтому наша планета не превращается в холодный кусок льда. Благодаря свету живут растения, их листья выделяют кислород, и воздух становится пригоден для дыхания живых существ.
Что же такое — свет? По этому поводу долгое время у ученых не было единого мнения. Больше двухсот лет шли ожесточенные споры. Одни, в том числе И. Ньютон, считали, что свет — это поток мельчайших частиц — корпускул, вылетающих из светящегося тела. Другие полагали, что свет — это волнообразные колебания особого вещества — эфира, заполняющего все мировое пространство. Эту точку зрения защищали X. Гюйгенс и М. В. Ломоносов.
Лишь в 1905 г. физик Альберт Эйнштейн доказал, что свет обладает свойствами одновременно и частиц, и волн. После этого открытия стали понятны многие явления, которые до этого никак не могли быть объяснены.
Почему, например, на фотопленке светлые места выходят темными, а темные — светлыми? Оказывается, потому что эмульсию, которой покрыта пленка, бомбардируют частички света — фотоны. Под их воздействием вещество эмульсии темнеет. Там, куда фотонов попало много, пленка чернеет больше, там, где мало, — меньше.
Фотоны, проникая в листья растений, вызывают химические реакции, необходимые для развития не только самих растений, но и всего живого на Земле. В результате этих реакций выделяется кислород и поглощается углекислый газ.
А почему всё кругом разноцветное? Почему краски бывают разными? Здесь всё уже зависит от волновых свойств света. Волны света — это электромагнитные волны, такие же, как радиоволны, только значительно более короткие.
Красный свет имеет одну длину волны, зеленый — другую (его волны короче), волны синих лучей короче зеленых. Белый свет — это смесь цветных лучей. Когда он попадает на предмет, одни волны поглощаются, а другие отражаются. Какие волны отразились — такой цвет мы и видим. Белая бумага одинаково хорошо отражает световые волны любого цвета, и потому она воспринимается как белая; черный бархат, наоборот, поглощает световые волны, и потому он видится черным.
Свет Солнца и звезд, огня и электрической искры испускается атомами различных веществ, разогре- тых до температуры в сотни и тысячи градусов! Но бывает и «холодный свет»: так светятся гнилушки, светляки, особые микроорганизмы, живущие в воде теплых морей, и созданные людьми светящиеся краски.
Без света не было бы жизни на Земле. Невидимый инфракрасный свет несет нам тепло Солнца, и только поэтому наша планета не превращается в холодный кусок льда. Благодаря свету живут растения, их листья выделяют кислород, и воздух становится пригоден для дыхания живых существ.
Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были мед, сладкий сок клена, березы, липы, варили тогда солод, делали патоку.
Но уже древним грекам было известно, что «в Индии есть тростник, который без пчел дает мед». И действительно, в Индии уже в древности получали сладкий сироп из сахарного тростника. Впоследствии научились делать и твердый сахар. От индийцев сахарный тростник перекочевал к персам, арабам и другим народам, жившим в теплых странах. А знаменитый Христофор Колумб во время своего путешествия завез сахарный тростник в Вест-Индию, на Антильские острова. Здесь тростник очень хорошо прижился, особенно на острове Куба. Из стран, где производили сахар, стал он попадать и в Россию. Считался сахар в то время заморской диковинкой.
Сахарный тростник у нас расти не может, да и привозить чужеземный сахар дорого и сложно. Стали думать: как же найти ему замену? Чего только не предлагали: листья капусты, пастернак, тыкву, кукурузу, но вот беда — сахара в них мало. Победила всех белая сахарная свекла.
На сахарном заводе все начинается с того, что исполинские железные руки поднимают грузовик, который привез свеклу, и высыпают ее в огромный желоб, наполненный водой. Словно по реке движется свекла, потом одна машина выгребет ее из желоба наверх, другая — промоет, а третья — порежет клубни на мелкие полоски. Белая пушистая стружка направляется в закрытые круглые баки, сквозь которые непрерывно течет горячая вода. Здесь стружка и отдает свой сладкий сок. Но из белой свеклы течет черный сок. Его гонят по трубам к гигантским бакам и аппаратам. Только пройдя сквозь них, сок становится чистым и прозрачным.
Для того чтобы сок загустел, он поступает в высокие башни. В этих башнях из него выпаривают лишнюю воду, еще раз очищают и в последней белой башне в густой сироп добавляют мельчайшую сахарную пудру. Крупинки пудры обрастают сахарным сиропом, и получаются кристаллики сахара. В специальных машинах эти кристаллики моют, высушивают — и сахарный песок готов.
Из песка делают сахар-рафинад. «Рафинад» — значит «особенно хорошо очищенный». Сахарный песок снова растворяют, снова очищают и опять получают знакомые нам кристаллики. Затем мокрый белый песок попадает в автоматы. Сжатый со всех сторон, он спрессовывается в бруски. На движущейся ленте транспортера бруски проезжают сквозь печь, которая высушивает их и делает более твердыми. Дальше бруски подъезжают к станку, он распиливает их на ровные кусочки, и механические руки быстро упаковывают сахар-рафинад в пачки.
Читайте о сахаре: Смирнов А. В. Вершки и корешки. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «За сахаром—в поднебесье». С. 103—104; Гл. «Свекловица — рог изобилия». с. 88—93.
Но уже древним грекам было известно, что «в Индии есть тростник, который без пчел дает мед». И действительно, в Индии уже в древности получали сладкий сироп из сахарного тростника. Впоследствии научились делать и твердый сахар. От индийцев сахарный тростник перекочевал к персам, арабам и другим народам, жившим в теплых странах. А знаменитый Христофор Колумб во время своего путешествия завез сахарный тростник в Вест-Индию, на Антильские острова. Здесь тростник очень хорошо прижился, особенно на острове Куба. Из стран, где производили сахар, стал он попадать и в Россию. Считался сахар в то время заморской диковинкой.
Сахарный тростник у нас расти не может, да и привозить чужеземный сахар дорого и сложно. Стали думать: как же найти ему замену? Чего только не предлагали: листья капусты, пастернак, тыкву, кукурузу, но вот беда — сахара в них мало. Победила всех белая сахарная свекла.
На сахарном заводе все начинается с того, что исполинские железные руки поднимают грузовик, который привез свеклу, и высыпают ее в огромный желоб, наполненный водой. Словно по реке движется свекла, потом одна машина выгребет ее из желоба наверх, другая — промоет, а третья — порежет клубни на мелкие полоски. Белая пушистая стружка направляется в закрытые круглые баки, сквозь которые непрерывно течет горячая вода. Здесь стружка и отдает свой сладкий сок. Но из белой свеклы течет черный сок. Его гонят по трубам к гигантским бакам и аппаратам. Только пройдя сквозь них, сок становится чистым и прозрачным.
Для того чтобы сок загустел, он поступает в высокие башни. В этих башнях из него выпаривают лишнюю воду, еще раз очищают и в последней белой башне в густой сироп добавляют мельчайшую сахарную пудру. Крупинки пудры обрастают сахарным сиропом, и получаются кристаллики сахара. В специальных машинах эти кристаллики моют, высушивают — и сахарный песок готов.
Из песка делают сахар-рафинад. «Рафинад» — значит «особенно хорошо очищенный». Сахарный песок снова растворяют, снова очищают и опять получают знакомые нам кристаллики. Затем мокрый белый песок попадает в автоматы. Сжатый со всех сторон, он спрессовывается в бруски. На движущейся ленте транспортера бруски проезжают сквозь печь, которая высушивает их и делает более твердыми. Дальше бруски подъезжают к станку, он распиливает их на ровные кусочки, и механические руки быстро упаковывают сахар-рафинад в пачки.
Читайте о сахаре: Смирнов А. В. Вершки и корешки. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «За сахаром—в поднебесье». С. 103—104; Гл. «Свекловица — рог изобилия». с. 88—93.
Веками мечтали люди подняться в воздух и полететь над землей. Их фан- тазия, опережая время, создала ска- зочный ковер-самолет. С развитием техники эта мечта осуществилась. Первые самолеты появились в небе в начале нынешнего века. Они, конечно, сильно отличались от могучих современных машин, о которых вы можете узнать из рассказа «Авиация».
Самолеты строились по двум схемам — с одним крылом (монопланы) или с двумя крыльями (бипланы). Со временем первая схема взяла верх, и сейчас только легкие, главным образом учебные, самолеты выпускают по второй схеме. Крыло у моноплана (крылья у биплана) — главная часть самолета. Благодаря крылу самолет держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. А крыло у самолета устроено так, что этот поток как бы подныривает под него, давит на него снизу. Так создается подъемная сила, которая отрывает самолет от земли и держит его в воздухе.
Задняя часть самолета оснащена хвостовым оперением, которое состоит из стабилизатора и верти- кального киля. Стабилизатор нужен для того, чтобы машина была устойчивой в воздухе. К стабилизатору и килю крепятся рули, с помощью которых летчик может изменять высоту и направление полета. Это тоже происходит под воздействием потока воздуха.
И крыло, и хвостовое оперение прикрепляют к корпусу самолета — фюзеляжу. В нем расположены кабина экипажа, механизмы управления самолетом, салон для пассажиров, грузовые отсеки. У небольших само- летов их единственный двигатель раз- мещают в передней части фюзеляжа. Обычно же двигатели располагают на крыльях. Но у некоторых самолетов двигатели устанавливают в задней части фюзеляжа.
Очень важная часть самолета — шасси. Это тележки с колесами на толстых упругих шинах. Без них нельзя ни взлететь, ни приземлиться. В полете шасси убираются внутрь фюзеляжа или крыла, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Мощные реактивные двигатели поднимают самолет на высоту до 20—25 км и сообщают ему огромную скорость.
Пассажирские самолеты Ан-24, Як-40 летают на небольшие расстояния, Ту-134 — на средние. Дальние рейсы совершают самолеты Ил-86, Ту-154. Сегодня в воздухе новые самолеты — лайнеры Ту- 204, Ил-96-300, Ил-114, супергигант Ан- 225 и другие. Они за короткое время могут доставить пассажиров и груз в любую точку Земли. Самолеты Военно- Воздушных Сил охраняют небо над нашей страной.
На автотрассах зарубежных стран наиболее распространены самолеты фирмы США «Боинг»: В-747 различных модификаций и более современные В-757 и В-767. Максимальная дальность полета — 13 500 км.
На такое же расстояние летают широкофюзеляжные аэробусы англо- французского производства (с участием некоторых других зарубежных стран) А- 300, А-310, А-320.
Современные самолеты имеют самые различные размеры и конструкцию в зависимости от их назначения. Это и сверхлегкие машины любительской постройки, и тяжелые и сверхтяжелые самолеты, способные перевозить свыше 500 пассажиров или 150—250 т груза, и сравнительно тихоходные учебные самолеты, и истребители-перехватчики со скоростью полета, достигающей 3500 км в час. На самолете можно теперь без посадок и дозаправки топливом в полете облететь земной шар.
Главные задачи, которые стоят перед авиаконструкторами, — сделать новые самолеты такими, чтобы они тратили немного топлива в полете и не загрязняли атмосферу.
Самолеты строились по двум схемам — с одним крылом (монопланы) или с двумя крыльями (бипланы). Со временем первая схема взяла верх, и сейчас только легкие, главным образом учебные, самолеты выпускают по второй схеме. Крыло у моноплана (крылья у биплана) — главная часть самолета. Благодаря крылу самолет держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. А крыло у самолета устроено так, что этот поток как бы подныривает под него, давит на него снизу. Так создается подъемная сила, которая отрывает самолет от земли и держит его в воздухе.
Задняя часть самолета оснащена хвостовым оперением, которое состоит из стабилизатора и верти- кального киля. Стабилизатор нужен для того, чтобы машина была устойчивой в воздухе. К стабилизатору и килю крепятся рули, с помощью которых летчик может изменять высоту и направление полета. Это тоже происходит под воздействием потока воздуха.
И крыло, и хвостовое оперение прикрепляют к корпусу самолета — фюзеляжу. В нем расположены кабина экипажа, механизмы управления самолетом, салон для пассажиров, грузовые отсеки. У небольших само- летов их единственный двигатель раз- мещают в передней части фюзеляжа. Обычно же двигатели располагают на крыльях. Но у некоторых самолетов двигатели устанавливают в задней части фюзеляжа.
Очень важная часть самолета — шасси. Это тележки с колесами на толстых упругих шинах. Без них нельзя ни взлететь, ни приземлиться. В полете шасси убираются внутрь фюзеляжа или крыла, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Мощные реактивные двигатели поднимают самолет на высоту до 20—25 км и сообщают ему огромную скорость.
Пассажирские самолеты Ан-24, Як-40 летают на небольшие расстояния, Ту-134 — на средние. Дальние рейсы совершают самолеты Ил-86, Ту-154. Сегодня в воздухе новые самолеты — лайнеры Ту- 204, Ил-96-300, Ил-114, супергигант Ан- 225 и другие. Они за короткое время могут доставить пассажиров и груз в любую точку Земли. Самолеты Военно- Воздушных Сил охраняют небо над нашей страной.
На автотрассах зарубежных стран наиболее распространены самолеты фирмы США «Боинг»: В-747 различных модификаций и более современные В-757 и В-767. Максимальная дальность полета — 13 500 км.
На такое же расстояние летают широкофюзеляжные аэробусы англо- французского производства (с участием некоторых других зарубежных стран) А- 300, А-310, А-320.
Современные самолеты имеют самые различные размеры и конструкцию в зависимости от их назначения. Это и сверхлегкие машины любительской постройки, и тяжелые и сверхтяжелые самолеты, способные перевозить свыше 500 пассажиров или 150—250 т груза, и сравнительно тихоходные учебные самолеты, и истребители-перехватчики со скоростью полета, достигающей 3500 км в час. На самолете можно теперь без посадок и дозаправки топливом в полете облететь земной шар.
Главные задачи, которые стоят перед авиаконструкторами, — сделать новые самолеты такими, чтобы они тратили немного топлива в полете и не загрязняли атмосферу.