«Фридерик Шопен — музыкальный гений». Такая пометка появилась в экзаменационном листе молодого композитора, когда он в 1829 г. закан- чивал Варшавскую консерваторию. К этому времени он уже написал два концерта для фортепиано с оркестром, известные сейчас каждому любителю музыки.
Осенью 1830 г. Шопен отправился в концертную поездку за рубеж. Он покидал Польшу, не подозревая, что больше никогда не увидит ее. Во время его отсутствия в Варшаве вспыхнуло восстание, жестоко подавленное войсками Николая I. Среди повстанцев были друзья Шопена, и это навсегда поставило его в положение изгнанника.
После концертов в Вене Шопен поехал в Париж. Уже первые его выступления здесь принесли ему известность. Венгерский пианист и композитор Ференц Лист, немецкий поэт Генрих Гейне, писательница Жорж Санд, художник Эжен Делакруа — все, кому посчастливилось услышать игру Шопена, покорены его музыкой. Слава Шопена растет. Но как найти заработок? Он больше не может жить на средства отца, скромного учителя. И он дает уроки. Сочинять приходится урывками, в основном летом, когда ученики разъезжаются.
Его жизнь все больше омрачает болезнь и тоска по родине. О горячо любимой Польше, ее жизни, природе, людях, о ее истории поведал композитор в своих сочинениях. Почти все они написаны для фортепиано. В мазурках Шопена перед нами возникают то картина пышного бала, то пляска крестьян под незатейливый аккомпанемент деревенского скрипача, то слышится песня. Раздумья о судьбах польского народа, вера в его будущее звучат в горделивых, торжественных, а иногда и драматических полонезах Шопена. «В некоторых полонезах Шопена, — сказал Лист, — слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».
Его вальсы, прелюды, сонаты, баллады привлекают слушателей своей поэтичностью, романтической взвол- нованностью.
Музыку Шопена любят во всем мире. Она звучит в исполнении и великого музыканта С. Т. Рихтера, и молодого пианиста Е. Кисина, и учащихся музыкальных школ.
О замечательном польском композиторе читайте книгу: Могилевская С. А. Над рекой Утратой: Повесть. М.: Дет. лит., 1976.
Осенью 1830 г. Шопен отправился в концертную поездку за рубеж. Он покидал Польшу, не подозревая, что больше никогда не увидит ее. Во время его отсутствия в Варшаве вспыхнуло восстание, жестоко подавленное войсками Николая I. Среди повстанцев были друзья Шопена, и это навсегда поставило его в положение изгнанника.
После концертов в Вене Шопен поехал в Париж. Уже первые его выступления здесь принесли ему известность. Венгерский пианист и композитор Ференц Лист, немецкий поэт Генрих Гейне, писательница Жорж Санд, художник Эжен Делакруа — все, кому посчастливилось услышать игру Шопена, покорены его музыкой. Слава Шопена растет. Но как найти заработок? Он больше не может жить на средства отца, скромного учителя. И он дает уроки. Сочинять приходится урывками, в основном летом, когда ученики разъезжаются.
Его жизнь все больше омрачает болезнь и тоска по родине. О горячо любимой Польше, ее жизни, природе, людях, о ее истории поведал композитор в своих сочинениях. Почти все они написаны для фортепиано. В мазурках Шопена перед нами возникают то картина пышного бала, то пляска крестьян под незатейливый аккомпанемент деревенского скрипача, то слышится песня. Раздумья о судьбах польского народа, вера в его будущее звучат в горделивых, торжественных, а иногда и драматических полонезах Шопена. «В некоторых полонезах Шопена, — сказал Лист, — слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».
Его вальсы, прелюды, сонаты, баллады привлекают слушателей своей поэтичностью, романтической взвол- нованностью.
Музыку Шопена любят во всем мире. Она звучит в исполнении и великого музыканта С. Т. Рихтера, и молодого пианиста Е. Кисина, и учащихся музыкальных школ.
О замечательном польском композиторе читайте книгу: Могилевская С. А. Над рекой Утратой: Повесть. М.: Дет. лит., 1976.
Всю свою писательскую судьбу Михаил Александрович Шолохов связал с Доном, с его историей и людьми. Не считая недолгих отъездов (Москва, заграничные поездки), он всю жизнь прожил на Дону, причем более полувека в родной станице Вёшенской.
Долгое время считалось, что Шолохов родился в 1905 г. Оказалось, он на пять лет старше, чем сообщалось во всех его биографиях. И это обстоятельство позволяет по-новому взглянуть на многие факты его литературного пути.
Печататься он начал в 1923 г., а через два года вышли его первые сборники — «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Они сразу привлекли к себе внимание своей простотой, ярким народным языком и правдивым изображением жизни.
О чем же рассказывал читателям молодой автор «Донских рассказов»? Почти все они посвящены событиям гражданской войны, тому, как революция рушила уклад казачьей жизни.
Во многих из них рассказывается о мальчишках, волею судьбы втянутых в совсем не детские дела. Это щуплый непоседа Миша, которому еще «восьмой идет», а он уже испытал на себе все ужасы братоубийственной войны. Алешка, оставшийся сиротой. Мама и сестренка у него умерли голодной смертью, а его, вспухшего от голода, спасли добрые люди.
И так почти в каждом рассказе: голод, холод, бессмысленная смерть. Автор хорошо знал то, о чем рассказывал. «Мне не нужно было собирать материал. Я жил и живу среди своих героев», — говорил М. А. Шолохов.
Жизни донского казачества посвящены и основные произведения писателя — «Тихий Дон» (1928—1940) и «Поднятая целина» (1932—1960). Шолохов писал самую доподлинную правду. Поэтому каждая из этих книг в свое время стала событием. В «Тихом Доне» писатель заставил взглянуть на гражданскую войну глазами их участников: и красноармейцев, и белогвардейцев. Для Шолохова не было запретных фактов истории: он описал казацкий мятеж против Советской власти в 1919 г. Впервые в литературе этого времени была показана трагедия революции.
Донские земли становятся полем решающих битв гражданской войны. Сложные судьбы выпадают на долю многих казаков: бывшие друзья ста- новятся врагами. Григорий Мелехов, главный герой романа, несколько раз переходит из лагеря красных в лагерь белых и обратно. Он никак не может решить для себя, кто прав. Писатель показывает, что в Мелехове живут как бы два человека: и собственник, и труженик. А казацкая удаль и любовь к работе создают одновременно и воина, и крестьянина. И в результате в книге возникает трагическая ситуация правоты обеих сторон.
За роман «Тихий Дон» в 1965 г. писатель получил Нобелевскую премию, самую почетную в мире.
В «Поднятой целине» М. А. Шолохов рассказал о годах коллективизации на Дону, о том, как мучительно переживали крестьяне происходящее, как трудно было расставаться со своим хозяйством и вести свою буренку в общий коровник. Не все крестьяне охотно вступали в колхозы. Вместе со старым бытом ломались и судьбы людей.
Одно из самых замечательных произведений М. А. Шолохова—рассказ «Судьба человека». Герой этого произведения, получившего всемирную известность, — шофер Андрей Соколов, переживший ужасы фашистского плена, гибель всех своих близких. Но тяжелые испытания не сломили этого человека: он сохранил и человеческое достоинство, и широкую, открытую всему доброму и прекрасному душу. В конце рассказа мы видим его вместе с усыновленным им шестилетним сиротой Ванюшкой.
Событиям войны посвящен и неза- конченный роман писателя «Они сра- жались за Родину».
Михаил Александрович пользовался неизменной любовью и уважением народа.
При жизни писателя столица Вёшенская стала как бы столицей донского края. К Шолохову шли люди за советом, а иногда и с просьбой о заступничестве. После смерти писателя его дом в станице стал музеем.
Долгое время считалось, что Шолохов родился в 1905 г. Оказалось, он на пять лет старше, чем сообщалось во всех его биографиях. И это обстоятельство позволяет по-новому взглянуть на многие факты его литературного пути.
Печататься он начал в 1923 г., а через два года вышли его первые сборники — «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Они сразу привлекли к себе внимание своей простотой, ярким народным языком и правдивым изображением жизни.
О чем же рассказывал читателям молодой автор «Донских рассказов»? Почти все они посвящены событиям гражданской войны, тому, как революция рушила уклад казачьей жизни.
Во многих из них рассказывается о мальчишках, волею судьбы втянутых в совсем не детские дела. Это щуплый непоседа Миша, которому еще «восьмой идет», а он уже испытал на себе все ужасы братоубийственной войны. Алешка, оставшийся сиротой. Мама и сестренка у него умерли голодной смертью, а его, вспухшего от голода, спасли добрые люди.
И так почти в каждом рассказе: голод, холод, бессмысленная смерть. Автор хорошо знал то, о чем рассказывал. «Мне не нужно было собирать материал. Я жил и живу среди своих героев», — говорил М. А. Шолохов.
Жизни донского казачества посвящены и основные произведения писателя — «Тихий Дон» (1928—1940) и «Поднятая целина» (1932—1960). Шолохов писал самую доподлинную правду. Поэтому каждая из этих книг в свое время стала событием. В «Тихом Доне» писатель заставил взглянуть на гражданскую войну глазами их участников: и красноармейцев, и белогвардейцев. Для Шолохова не было запретных фактов истории: он описал казацкий мятеж против Советской власти в 1919 г. Впервые в литературе этого времени была показана трагедия революции.
Донские земли становятся полем решающих битв гражданской войны. Сложные судьбы выпадают на долю многих казаков: бывшие друзья ста- новятся врагами. Григорий Мелехов, главный герой романа, несколько раз переходит из лагеря красных в лагерь белых и обратно. Он никак не может решить для себя, кто прав. Писатель показывает, что в Мелехове живут как бы два человека: и собственник, и труженик. А казацкая удаль и любовь к работе создают одновременно и воина, и крестьянина. И в результате в книге возникает трагическая ситуация правоты обеих сторон.
За роман «Тихий Дон» в 1965 г. писатель получил Нобелевскую премию, самую почетную в мире.
В «Поднятой целине» М. А. Шолохов рассказал о годах коллективизации на Дону, о том, как мучительно переживали крестьяне происходящее, как трудно было расставаться со своим хозяйством и вести свою буренку в общий коровник. Не все крестьяне охотно вступали в колхозы. Вместе со старым бытом ломались и судьбы людей.
Одно из самых замечательных произведений М. А. Шолохова—рассказ «Судьба человека». Герой этого произведения, получившего всемирную известность, — шофер Андрей Соколов, переживший ужасы фашистского плена, гибель всех своих близких. Но тяжелые испытания не сломили этого человека: он сохранил и человеческое достоинство, и широкую, открытую всему доброму и прекрасному душу. В конце рассказа мы видим его вместе с усыновленным им шестилетним сиротой Ванюшкой.
Событиям войны посвящен и неза- конченный роман писателя «Они сра- жались за Родину».
Михаил Александрович пользовался неизменной любовью и уважением народа.
При жизни писателя столица Вёшенская стала как бы столицей донского края. К Шолохову шли люди за советом, а иногда и с просьбой о заступничестве. После смерти писателя его дом в станице стал музеем.
«Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлека- тельное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...» Не правда ли, это описание чем-то напоминает вашу школу и школьный двор? А ведь написаны эти строки более 330 лет назад великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Это его трудами школа приобрела современный вид, появились классы и урок. А раньше школа выглядела совсем иначе.
Первую школу, по легенде, открыл после Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же судить по археологическим раскопкам, то первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Школы возникали при храмах — для обучения будущих священнослужителей (жрецов), при дворцах — для детей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди, чтобы вести хозяйство и государственные дела. Тогда еще не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто шли в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учебу и сколько лет учиться. Великий философ Аристотель пришел в платоновскую Академию 17-летним юношей и остался там на 20 лет. А со своими учениками Аристотель вообще не сидел на занятиях: учеба шла во время общей прогулки. Учитель и ученики этой школы получили название «перипатетики», то есть «прохаживающиеся».
И ведь в самом деле: передавать знания, обучать профессии, вырабатывать нужные для жизни умения и навыки можно по-разному, и школой для каждого из нас становится не только здание, к которому ведет знакомая дорога от дома, но и сама жизнь.
Всему приходится учиться, потому и школ в жизни каждого человека много, много и учителей. Но то, чему он научится в этих школах, у этих учи- телей, зависит от него самого.
Раньше часто знание вбивали ученикам розгами, побоями. В одном египетском папирусе рассказывается, как ученика за какую-то провинность на три месяца заковали в колодки. В конце прошлого века, проходя мимо лицея на улице Остоженке в Москве, прохожий вновь наблюдал нечто подобное: «Кого-то драли: слышал плач». Все это ушло из современной школы. В прошлом осталась и школьная система, получившая назва- ние «двухколейной». При той системе выпускники одних школ (прежде всего гимназий, лицеев, частных колледжей) получали возможность поступать в университеты, а других школ («реальных училищ») могли рассчитывать только на работу где-нибудь на заводе или фабрике. Теперь каждая семья вправе сама решать, где учиться детям.
Учителя готовы учить вас основам наук. В школах есть библиотека, масса учебных пособий, опытный участок, спортзал, появились телевизоры, компьютеры... Дело остается за малым: каждому из вас взяться за учебу по- настоящему!
Первую школу, по легенде, открыл после Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же судить по археологическим раскопкам, то первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Школы возникали при храмах — для обучения будущих священнослужителей (жрецов), при дворцах — для детей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди, чтобы вести хозяйство и государственные дела. Тогда еще не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто шли в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учебу и сколько лет учиться. Великий философ Аристотель пришел в платоновскую Академию 17-летним юношей и остался там на 20 лет. А со своими учениками Аристотель вообще не сидел на занятиях: учеба шла во время общей прогулки. Учитель и ученики этой школы получили название «перипатетики», то есть «прохаживающиеся».
И ведь в самом деле: передавать знания, обучать профессии, вырабатывать нужные для жизни умения и навыки можно по-разному, и школой для каждого из нас становится не только здание, к которому ведет знакомая дорога от дома, но и сама жизнь.
Всему приходится учиться, потому и школ в жизни каждого человека много, много и учителей. Но то, чему он научится в этих школах, у этих учи- телей, зависит от него самого.
Раньше часто знание вбивали ученикам розгами, побоями. В одном египетском папирусе рассказывается, как ученика за какую-то провинность на три месяца заковали в колодки. В конце прошлого века, проходя мимо лицея на улице Остоженке в Москве, прохожий вновь наблюдал нечто подобное: «Кого-то драли: слышал плач». Все это ушло из современной школы. В прошлом осталась и школьная система, получившая назва- ние «двухколейной». При той системе выпускники одних школ (прежде всего гимназий, лицеев, частных колледжей) получали возможность поступать в университеты, а других школ («реальных училищ») могли рассчитывать только на работу где-нибудь на заводе или фабрике. Теперь каждая семья вправе сама решать, где учиться детям.
Учителя готовы учить вас основам наук. В школах есть библиотека, масса учебных пособий, опытный участок, спортзал, появились телевизоры, компьютеры... Дело остается за малым: каждому из вас взяться за учебу по- настоящему!
На берегу Камы в окружении хвойных лесов стоит город Елабуга. Здесь в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — выдающийся русский художник-пейзажист. Суровая природа родного Предуралья, величественная красота сосновых боров и рощ навсегда покорили сердце юного Шишкина. Любовь к природе он пронес через всю свою жизнь, ей он посвятил все свое творчество.
Картины Шишкина привлекают простотой и естественностью компо- зиции, фотографической точностью письма. Но вглядитесь в них попристальнее. В картине «Рожь» колы- шется под ветром море колосьев, полевая дорога уводит вдаль, к соснам- великанам... И невольно возникают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей. Художник не просто запечатлел на полотне бесхитростный пейзаж, но создал эпический, обобщенный образ родной сердцу русской природы.
Друзья шутливо называли Шишкина царем леса. Действительно, никто из современников так не знал и не любил, как он, лес. От его лесных пейзажей веет былинным величием. Он любил писать могучие вековые дубы («Дубы»), стройные, золотящиеся на солнце сосны («Сосновый бор», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем»), потайные уголки леса («Лесная глушь»). Недаром картины Шишкина пользовались успехом у самого широкого зрителя.
Глубокое знание русской природы, русского леса отразилось и в графике Шишкина. Он оставил сотни рисунков пером и карандашом, офорты, лито- графии. В них видно, как художник неустанно учился у природы, как научная точность рисунка сочеталась у него с артистизмом исполнения. Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержа- тельного искусства, волнующего и сейчас сердца миллионов зрителей. Пойдите в Третьяковскую галерею — и вы убедитесь в этом сами.
Прочтите: Пистунова А. М. Родник в лесу: Повесть о художнике И. И. Шишкине. М.: Дет. лит., 1987.
Картины Шишкина привлекают простотой и естественностью компо- зиции, фотографической точностью письма. Но вглядитесь в них попристальнее. В картине «Рожь» колы- шется под ветром море колосьев, полевая дорога уводит вдаль, к соснам- великанам... И невольно возникают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей. Художник не просто запечатлел на полотне бесхитростный пейзаж, но создал эпический, обобщенный образ родной сердцу русской природы.
Друзья шутливо называли Шишкина царем леса. Действительно, никто из современников так не знал и не любил, как он, лес. От его лесных пейзажей веет былинным величием. Он любил писать могучие вековые дубы («Дубы»), стройные, золотящиеся на солнце сосны («Сосновый бор», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем»), потайные уголки леса («Лесная глушь»). Недаром картины Шишкина пользовались успехом у самого широкого зрителя.
Глубокое знание русской природы, русского леса отразилось и в графике Шишкина. Он оставил сотни рисунков пером и карандашом, офорты, лито- графии. В них видно, как художник неустанно учился у природы, как научная точность рисунка сочеталась у него с артистизмом исполнения. Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержа- тельного искусства, волнующего и сейчас сердца миллионов зрителей. Пойдите в Третьяковскую галерею — и вы убедитесь в этом сами.
Прочтите: Пистунова А. М. Родник в лесу: Повесть о художнике И. И. Шишкине. М.: Дет. лит., 1987.
Не на всякой карте найдешь маленький английский городок Стратфорд, который расположен на берегу реки Эйвон. А его стоит найти и название запомнить. В этом городе четыре столетия назад родился великий поэт и драматург Уильям Шекспир.
О его детстве и юности известно немного. Историю его жизни обычно рассказывают так. Долго учиться мальчику не пришлось. Отец его разорился. Когда Уильям стал взрослым, ему пришлось бежать из родного города. Предание рассказывает, что его преследовал помещик: Шекспир охотился на оленей в его лесах да еще и высмеивал помещика в дерзких стихах. Так ли это было на самом деле, точно неизвестно. Известно только, что смолоду жизнь Шекспира была нелегкой, что в конце концов он добрался до Лондона, попал в театр и полюбил его навсегда.
В театре Шекспир играл маленькие роли. Он не стал знаменитым актером, зато хорошо узнал сцену. Это очень помогло ему, когда он начал писать пьесы для театра. По-видимому, он почти никуда не уезжал и все время проводил за письменным столом или в театре, где помогал ставить свои пьесы. Зато герои трагедий и комедий Шекспира путешествовали, сражались, боролись.
Время, когда жил Шекспир, было трудным, тревожным и бурным. Англия вела войну, захватывала новые колонии. События английской жизни находили отражение в любом произведении великого драматурга, в какой бы эпохе или стране ни происходило их действие. Герои Шекспира страдали, радовались и волновались, как живые люди, как его современники.
Шекспир написал 37 пьес, многие из них поставлены в театре. Среди них «Ромео и Джульетта» — печальная и прекрасная легенда о юных влюбленных, которых погубила бессмысленная и жестокая вражда их семей. Трагедия «Гамлет» — история юноши, который боролся против лжи и несправедливости и погиб в неравной борьбе. В трагедии «Король Лир» рассказывается об обманутых любви и доверии отца, о лицемерии старших его дочерей и самоотверженности, искренности и прямоте младшей. Эти и многие другие пьесы Шекспира: «Отелло», «Ричард III», «Макбет», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь» — живут до сих пор на сценах театров.
О ком бы ни писал Шекспир: о датском ли принце Гамлете, о египетской ли царице Клеопатре, о венецианском ли полководце Отелло, он всегда рас- сказывал о больших человеческих чувствах, которые во все века волновали и всегда будут волновать людей.
Кроме пьес Шекспир писал поэмы и сонеты. Читать Шекспира нелегко, но очень интересно. Когда вы станете старше, вы прочитаете его стихи и пьесы, посмотрите спектакли по его произведениям в театре и, наверное, согласитесь с тем, что Шекспир — один из величайших писателей всех времен и народов.
О его детстве и юности известно немного. Историю его жизни обычно рассказывают так. Долго учиться мальчику не пришлось. Отец его разорился. Когда Уильям стал взрослым, ему пришлось бежать из родного города. Предание рассказывает, что его преследовал помещик: Шекспир охотился на оленей в его лесах да еще и высмеивал помещика в дерзких стихах. Так ли это было на самом деле, точно неизвестно. Известно только, что смолоду жизнь Шекспира была нелегкой, что в конце концов он добрался до Лондона, попал в театр и полюбил его навсегда.
В театре Шекспир играл маленькие роли. Он не стал знаменитым актером, зато хорошо узнал сцену. Это очень помогло ему, когда он начал писать пьесы для театра. По-видимому, он почти никуда не уезжал и все время проводил за письменным столом или в театре, где помогал ставить свои пьесы. Зато герои трагедий и комедий Шекспира путешествовали, сражались, боролись.
Время, когда жил Шекспир, было трудным, тревожным и бурным. Англия вела войну, захватывала новые колонии. События английской жизни находили отражение в любом произведении великого драматурга, в какой бы эпохе или стране ни происходило их действие. Герои Шекспира страдали, радовались и волновались, как живые люди, как его современники.
Шекспир написал 37 пьес, многие из них поставлены в театре. Среди них «Ромео и Джульетта» — печальная и прекрасная легенда о юных влюбленных, которых погубила бессмысленная и жестокая вражда их семей. Трагедия «Гамлет» — история юноши, который боролся против лжи и несправедливости и погиб в неравной борьбе. В трагедии «Король Лир» рассказывается об обманутых любви и доверии отца, о лицемерии старших его дочерей и самоотверженности, искренности и прямоте младшей. Эти и многие другие пьесы Шекспира: «Отелло», «Ричард III», «Макбет», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь» — живут до сих пор на сценах театров.
О ком бы ни писал Шекспир: о датском ли принце Гамлете, о египетской ли царице Клеопатре, о венецианском ли полководце Отелло, он всегда рас- сказывал о больших человеческих чувствах, которые во все века волновали и всегда будут волновать людей.
Кроме пьес Шекспир писал поэмы и сонеты. Читать Шекспира нелегко, но очень интересно. Когда вы станете старше, вы прочитаете его стихи и пьесы, посмотрите спектакли по его произведениям в театре и, наверное, согласитесь с тем, что Шекспир — один из величайших писателей всех времен и народов.
Кобзарем зовут на Украине Тараса Григорьевича Шевченко, народного поэта и художника, автора «Кобзаря» — одной из самых знаменитых книг в мире. «Кобзарь» — книга. Кобзарь — человек, написавший эту книгу. Редко кому из поэтов выпадала высокая честь называться в народе именем своего творения. Это удел великого таланта.
Родился Шевченко в семье крепостного крестьянина. Рано потерял мать и отца, зарабатывал себе на жизнь сам, будучи пастушком, мальчиком на побегушках. В детские годы у него обнаружилось непреодолимое желание рисовать, а затем расцвел и его поэтический дар.
В 1840 г. вышел первый сборник стихов — «Кобзарь». На фронтисписе (рисунок, отражающий главную идею книги) изображен народный певец-кобзарь с бандурой и мальчиком-поводырем. Этот образ и дал имя первому сборнику. Стихи поэта быстро и широко распространялись, находили живой отклик в душе миллионов людей:
Широкий Днепр ревет и стонет, Сердитый ветер листья рвет, К земле все ниже вербы клонит И волны грозные несет. (Перевод М. Исаковского.)
Многие из стихов «Кобзаря» вскоре после написания становились народными песнями. Первыми «композиторами» и исполнителями произведений Шевченко были простые, неграмотные украинские крестьяне, которым стихи поэта были близки по духу, песенно-музыкальной форме. Высшая честь для любого поэта! Стихи Шевченко помогали бороться с неправдой, несправедливостью, злом. Бунтарской силой и бунтарской страстью отличается поэма «Гайдамаки». В ней проявился яркий, самобытный талант поэта; прослеживается тесная связь произве- дения с народным творчеством. Поэт проникновенно отражает народные чаяния: протестует против несправед- ливости, стремится к личной свободе и других зовет к этому.
Тяготение к поэтическому слову у поэта было настолько сильным, что его ничто не в состоянии остановить: ни цензура, ни физические запреты (за поэму «Сон» Шевченко был арестован и отправлен рядовым в Оренбургский отдельный корпус с запрещением писать и рисовать), ни жизненные лишения, ни казематский надзор. Не случайно поэт записывает в своем «Дневнике»: «Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись — моя будущая профессия... И вместо того... я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы...» К Шевченко пришла слава, а потом из-за наиболее революционных его стихов — «Сон», «Катерина», «Кавказ», «И мертвым и живым...», «Завещание» и других — имя его стало запретным, а произведения начали печататься анонимно, переписываться от руки.
Судьба наделила Шевченко еще одним даром — талантом художника. По сути, благодаря этому своему таланту он и попадает в Петербург в Академию художеств, где учится с 1838 по 1845 г. В первый же год учебы в Академии он получает за рисунок с натуры серебряную медаль, первую свою медаль, за которой последуют вторая, третья... Выдающиеся деятели русской и украинской культуры — К. П. Брюллов, В. А. Жуковский, А. Г. Венецианов, В. Григорович, Е. Гребинка, А. Мокрицкий и другие — помогли выкупить его из кре- постной неволи. Общение с мастерами кисти и слова способствовало духовному становлению Шевченко, расширяло его знания, оттачивало мастерство. «Незабвенные, золотые дни» учебы в Академии художеств были самым светлым, самым радостным временем в его жизни. О нем он взволнованно рассказывает в автобиографической повести «Художник». В живописи, как и в поэзии, он остался верен правде жизни. Об этом говорят его картины («Катерина»), офорты («Живописная Украина») и особенно акварели и рисунки, созданные в ссылке («Наказание шпицрутенами»). Шевченко был и прекрасным иллюстратором.
Стихи Шевченко — образец высокой, чистой поэзии, они отличаются простотой, ясностью, динамизмом. Они вдохновляли и продолжают вдохновлять композиторов, драматургов, художников, кинематографистов. Поэзия Шевченко переведена на многие языки народов мира.
Прекрасно сказал о великом украинском поэте продолжатель его традиций писатель И. Я. Франке: «Он был сыном мужика — а стал власте- лином в царстве духа, он был крепостным — а стал исполином в царстве человеческой культуры».
Родился Шевченко в семье крепостного крестьянина. Рано потерял мать и отца, зарабатывал себе на жизнь сам, будучи пастушком, мальчиком на побегушках. В детские годы у него обнаружилось непреодолимое желание рисовать, а затем расцвел и его поэтический дар.
В 1840 г. вышел первый сборник стихов — «Кобзарь». На фронтисписе (рисунок, отражающий главную идею книги) изображен народный певец-кобзарь с бандурой и мальчиком-поводырем. Этот образ и дал имя первому сборнику. Стихи поэта быстро и широко распространялись, находили живой отклик в душе миллионов людей:
Широкий Днепр ревет и стонет, Сердитый ветер листья рвет, К земле все ниже вербы клонит И волны грозные несет. (Перевод М. Исаковского.)
Многие из стихов «Кобзаря» вскоре после написания становились народными песнями. Первыми «композиторами» и исполнителями произведений Шевченко были простые, неграмотные украинские крестьяне, которым стихи поэта были близки по духу, песенно-музыкальной форме. Высшая честь для любого поэта! Стихи Шевченко помогали бороться с неправдой, несправедливостью, злом. Бунтарской силой и бунтарской страстью отличается поэма «Гайдамаки». В ней проявился яркий, самобытный талант поэта; прослеживается тесная связь произве- дения с народным творчеством. Поэт проникновенно отражает народные чаяния: протестует против несправед- ливости, стремится к личной свободе и других зовет к этому.
Тяготение к поэтическому слову у поэта было настолько сильным, что его ничто не в состоянии остановить: ни цензура, ни физические запреты (за поэму «Сон» Шевченко был арестован и отправлен рядовым в Оренбургский отдельный корпус с запрещением писать и рисовать), ни жизненные лишения, ни казематский надзор. Не случайно поэт записывает в своем «Дневнике»: «Странное, однако ж, это всемогущее призвание. Я хорошо знал, что живопись — моя будущая профессия... И вместо того... я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы...» К Шевченко пришла слава, а потом из-за наиболее революционных его стихов — «Сон», «Катерина», «Кавказ», «И мертвым и живым...», «Завещание» и других — имя его стало запретным, а произведения начали печататься анонимно, переписываться от руки.
Судьба наделила Шевченко еще одним даром — талантом художника. По сути, благодаря этому своему таланту он и попадает в Петербург в Академию художеств, где учится с 1838 по 1845 г. В первый же год учебы в Академии он получает за рисунок с натуры серебряную медаль, первую свою медаль, за которой последуют вторая, третья... Выдающиеся деятели русской и украинской культуры — К. П. Брюллов, В. А. Жуковский, А. Г. Венецианов, В. Григорович, Е. Гребинка, А. Мокрицкий и другие — помогли выкупить его из кре- постной неволи. Общение с мастерами кисти и слова способствовало духовному становлению Шевченко, расширяло его знания, оттачивало мастерство. «Незабвенные, золотые дни» учебы в Академии художеств были самым светлым, самым радостным временем в его жизни. О нем он взволнованно рассказывает в автобиографической повести «Художник». В живописи, как и в поэзии, он остался верен правде жизни. Об этом говорят его картины («Катерина»), офорты («Живописная Украина») и особенно акварели и рисунки, созданные в ссылке («Наказание шпицрутенами»). Шевченко был и прекрасным иллюстратором.
Стихи Шевченко — образец высокой, чистой поэзии, они отличаются простотой, ясностью, динамизмом. Они вдохновляли и продолжают вдохновлять композиторов, драматургов, художников, кинематографистов. Поэзия Шевченко переведена на многие языки народов мира.
Прекрасно сказал о великом украинском поэте продолжатель его традиций писатель И. Я. Франке: «Он был сыном мужика — а стал власте- лином в царстве духа, он был крепостным — а стал исполином в царстве человеческой культуры».
Посмотрите на карту. В верхней, северной ее части поражает своими очертаниями Скандинавский полуостров, напоминающий взъерошенную собаку. «Мохнатым» он выглядит оттого, что его берега изрезаны множеством заливов — фьордов и скалистых островов.
Швеция, как и соседняя Норвегия, расположена на каменном фундаменте, состоящем из очень твердых горных пород — гранитов и гнейсов. В скалистой толще строят иногда склады и гаражи. И для жилых домов камень служит фундаментом.
В древности каменное основание Швеции было покрыто толстым слоем льда. Ледник, двигаясь на юг, выпахал глубокие котловины, сгладил скалы. После потепления талые ледниковые воды заполнили все понижения, и среди холмов и гор образовались озера.
Вдоль границы с Норвегией узкой полосой протянулись Скандинавские горы со скалистыми гребнями, высотой более 2 тыс. метров. Через перевалы в горах проложены железные дороги, по которым из Швеции к морским портам Норвегии перевозят главные богатства страны — железную руду и древесину. Но более половины этого сырья перерабатывается на месте. По производству стали и бумаги страна занимает второе место в Западной Европе. Из выплавленного металла производят автомобили, суда, турбины, оборудование для электростанций, подшипники и многое другое. Энергию предприятиям дают гидроэлектростанции, расположенные на бурных горных реках.
В Швеции только 5% населения занимаются сельским хозяйством, но они почти полностью обеспечивают страну продовольствием. Особенно хорошо развито молочное животноводство.
Уровень жизни в стране — один из самых высоких в мире. Девятимиллионный шведский народ трудолюбив. И в промышленности, и в сельском хозяйстве здесь применяют самую современную технику. Кроме того, уже более полутора столетий Швеция не участвует в войнах. И в первой, и во второй мировых войнах она соблюдала нейтралитет. Это благотворно сказалось на ее экономике.
Самый большой город Швеции — ее столица Стокгольм. Он расположен на берегах пролива, соединяющего озеро Меларен с морем, на 14 островах, связанных между собой мостами. В старой части города улицы такие узкие, что по ним на машине не проехать. Крыши старинных домов красные, черепичные. Во многих домах сохранены камины, где в холодную погоду пылает огонь, а на столе стоит керосиновая лампа. Не удивляйтесь, такие дома сохранились на одном из островов Стокгольма — Скансене. Там создан музей под открытым небом. На остров перевезли со всех уголков страны крестьянские дома, сараи, ульи. Школьники приходят сюда, чтобы посмотреть на старину, на жизнь своих предков — лесорубов, рыбаков и землепашцев.
Если вы хотите попасть в Швецию прошлого века, совершить путешествие через всю страну, прочитайте книгу Сельмы Лагерлeф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями». А с жизнью ваших ровесников в Швеции познакомила весь мир писательница Астрид Линдгрен. Обаятельны и незабываемы персонажи ее повестей: «Пеппи — Длинный Чулок» — задорная и находчивая девочка — и, конечно, Малыш и Карлсон, который живет на крыше одного из самых обыкновенных домов Стокгольма.
И будни, и праздники шведов нельзя представить себе без спорта. Даже в самых маленьких городках есть гимнастические залы, стадионы, бассейны, катки и лыжные трассы. Швеция — родина спортивной гимна- стики, шведская стенка изобретена здесь. Очень любят в стране лыжный спорт и хоккей.
Шведы и их соседи — норвежцы прославились в истории как муже- ственные мореплаватели. Они раньше Христофора Колумба достигли берегов Северной Америки. Некоторые европейские народы прозвали их норманнами, то есть «северными людьми», а русские — варягами. Много столетий назад варяги отправлялись на лодках через Балтийское море по Волхову и Днепру торговать с Киевской Русью. Некоторые варяги нанимались в дружины русских князей. В те давние времена завязались связи между Россией и Швецией.
Швеция, как и соседняя Норвегия, расположена на каменном фундаменте, состоящем из очень твердых горных пород — гранитов и гнейсов. В скалистой толще строят иногда склады и гаражи. И для жилых домов камень служит фундаментом.
В древности каменное основание Швеции было покрыто толстым слоем льда. Ледник, двигаясь на юг, выпахал глубокие котловины, сгладил скалы. После потепления талые ледниковые воды заполнили все понижения, и среди холмов и гор образовались озера.
Вдоль границы с Норвегией узкой полосой протянулись Скандинавские горы со скалистыми гребнями, высотой более 2 тыс. метров. Через перевалы в горах проложены железные дороги, по которым из Швеции к морским портам Норвегии перевозят главные богатства страны — железную руду и древесину. Но более половины этого сырья перерабатывается на месте. По производству стали и бумаги страна занимает второе место в Западной Европе. Из выплавленного металла производят автомобили, суда, турбины, оборудование для электростанций, подшипники и многое другое. Энергию предприятиям дают гидроэлектростанции, расположенные на бурных горных реках.
В Швеции только 5% населения занимаются сельским хозяйством, но они почти полностью обеспечивают страну продовольствием. Особенно хорошо развито молочное животноводство.
Уровень жизни в стране — один из самых высоких в мире. Девятимиллионный шведский народ трудолюбив. И в промышленности, и в сельском хозяйстве здесь применяют самую современную технику. Кроме того, уже более полутора столетий Швеция не участвует в войнах. И в первой, и во второй мировых войнах она соблюдала нейтралитет. Это благотворно сказалось на ее экономике.
Самый большой город Швеции — ее столица Стокгольм. Он расположен на берегах пролива, соединяющего озеро Меларен с морем, на 14 островах, связанных между собой мостами. В старой части города улицы такие узкие, что по ним на машине не проехать. Крыши старинных домов красные, черепичные. Во многих домах сохранены камины, где в холодную погоду пылает огонь, а на столе стоит керосиновая лампа. Не удивляйтесь, такие дома сохранились на одном из островов Стокгольма — Скансене. Там создан музей под открытым небом. На остров перевезли со всех уголков страны крестьянские дома, сараи, ульи. Школьники приходят сюда, чтобы посмотреть на старину, на жизнь своих предков — лесорубов, рыбаков и землепашцев.
Если вы хотите попасть в Швецию прошлого века, совершить путешествие через всю страну, прочитайте книгу Сельмы Лагерлeф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями». А с жизнью ваших ровесников в Швеции познакомила весь мир писательница Астрид Линдгрен. Обаятельны и незабываемы персонажи ее повестей: «Пеппи — Длинный Чулок» — задорная и находчивая девочка — и, конечно, Малыш и Карлсон, который живет на крыше одного из самых обыкновенных домов Стокгольма.
И будни, и праздники шведов нельзя представить себе без спорта. Даже в самых маленьких городках есть гимнастические залы, стадионы, бассейны, катки и лыжные трассы. Швеция — родина спортивной гимна- стики, шведская стенка изобретена здесь. Очень любят в стране лыжный спорт и хоккей.
Шведы и их соседи — норвежцы прославились в истории как муже- ственные мореплаватели. Они раньше Христофора Колумба достигли берегов Северной Америки. Некоторые европейские народы прозвали их норманнами, то есть «северными людьми», а русские — варягами. Много столетий назад варяги отправлялись на лодках через Балтийское море по Волхову и Днепру торговать с Киевской Русью. Некоторые варяги нанимались в дружины русских князей. В те давние времена завязались связи между Россией и Швецией.
Это небольшое по площади государство (41 тыс. кв. км) в 13 раз меньше соседней Франции. Тем не менее на его территории умещаются 22 миниатюрные республики — кантоны. Они образуют Швейцарскую Конфедерацию. Конфедерация — редко встречающаяся форма государственного устройства и очень необычная. Каждый из кантонов имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Швейцарцы говорят на диалектах немецкого, французского, итальянского языков, а также на ретороманском языке.
Три пятых страны занимают горы. Альпийские пики, укрытые вечными снегами, глубокие ущелья, горные луга, синие озера, старинные живописные города в долинах издавна привлекают в Швейцарию туристов и альпинистов из многих стран. Само слово «альпинизм» происходит от названия гор — Альп. Для обслуживания туристов построены канатные дороги, гостиницы, кемпинги, рестораны, организована служба горных проводников.
В далеком прошлом важнейший путь из Швейцарии в Италию шел через небез- опасный альпийский перевал Сен-Бернар (2,5 км высоты). Еще в 11 в. там был построен монастырь, обитатели которого оказывали помощь путникам, застигнутым в дороге бураном. Им помогали разыскивать заблудившихся и замерзающих путешественников большие собаки особой породы — сенбернары. Они согревали замерза- ющего человека теплом своего тела и доставляли ему привязанный к их шее бочоночек с ромом. Теперь собаки уже не используются для спасения людей, их заменяют спасатели-горнолыжники, снабженные рацией. Ныне нет и надоб- ности путешественникам взбираться на перевал, так как под ним пробит большой автомобильный туннель, соединивший Швейцарию и Италию кратчайшим путем. Туннели и автомобильные дороги облегчили передвижение в горах.
В 1815 г. в Швейцарии был принят закон о ее «вечном нейтралитете», то есть невмешательстве ни в какие меж- дународные столкновения. Более 150 лет она не участвовала ни в каких войнах. Ее обошли стороной и первая, и вторая мировые войны. Длительный мир способствовал развитию хозяйства страны.
Швейцария благодаря своему нейт- ралитету была избрана местом прове- дения международных конференций и важных дипломатических встреч. В Женеве находятся Дворец Наций ООН и штаб-квартиры многих других международных организаций. В нейтральной Швейцарии искали убежище многие революционеры из стран Европы.
Крупным источником доходов Швейцарии помимо туризма стали прибыли от банковской деятельности. В сейфах швейцарских банков хранится огромное количество ценных бумаг из многих стран мира. Особое признание стране принесли ее умельцы- ремесленники, известные своей тонкой работой. На весь мир славятся отличающиеся высокой точностью и надежностью швейцарские часы. Навыки потомственных мастеров помогли Швейцарии достичь успехов в развитии разнообразной промышленности, и прежде всего наиболее сложных ее отраслей.
В современной Швейцарии гармонично сочетаются сельский и промышленный пейзажи. На дне горных долин и на плоскогорье зеленеют поля, огороды, цветут сады. На высоких альпийских лугах пасутся стада коров. Зимой, когда скот стоит в хлеву, пастухи-горцы работают на соседних сыроваренных предприятиях или в свободное время вырезают из дерева фигурки гномов и игрушки — сувениры для продажи туристам.
Столица Швейцарии — Берн (300 тыс. жителей) занимает по численности населения только четвертое место среди городов страны — после Цюриха, Базеля и Женевы. Берн был основан в 13 в. и хранит много памятников седой старины. Первые этажи домов в центре города окаймлены нескончаемыми галереями, куда выходят витрины магазинов. Правительственные и прочие государственные учреждения сосредоточены в Федеральном дворце, увенчанном высоким куполом, который виден издалека.
Швейцарцы бережно хранят обычаи предков. В общенациональные и многочисленные местные праздники на городских площадях, как и столетия назад, разыгрываются театральные представления, карнавалы. Вечером на улицах и балконах домов вспыхивают разноцветные фонарики. На холмах зажигают костры, вокруг которых танцует и поет молодежь. В праздник сбора винограда устраиваются шествия девушек в ярких куртках, напоминающих гусарские мундиры. В сельской местности еще строят деревянные дома — шале — с двускат- ной высокой крышей. В городах выделяются своим обликом ратуши, соборы, башни крепостей.
Традиционное блюдо в Швейцарии — кукуруза, из которой приготовляют густую кашу — полекту. На Рождество обязательно едят жареные каштаны. В пище крестьян преобладают мучные и крупяные изделия. В горных районах едят преимущественно молочные продукты, особенно сыр. Начало его производства относится к 15 в. Швейцарские мастера сыроделия еще в 17 в. приглашались в разные страны, в том числе и в Россию. Швейцарцы употребляют сыр не только как закуску. Известны и горячие блюда из него, как, например, сырный суп или сыр, сваренный в вине, — «фондю».
Швейцария — родина великого писателя и педагога Ж. Ж. Руссо, всемирно известного архитектора Ле Корбюзье, художников Ж. Э. Лиотара, X. Эрни, исследователя стратосферы и морских глубин О. Пикара.
Швейцарцы говорят на диалектах немецкого, французского, итальянского языков, а также на ретороманском языке.
Три пятых страны занимают горы. Альпийские пики, укрытые вечными снегами, глубокие ущелья, горные луга, синие озера, старинные живописные города в долинах издавна привлекают в Швейцарию туристов и альпинистов из многих стран. Само слово «альпинизм» происходит от названия гор — Альп. Для обслуживания туристов построены канатные дороги, гостиницы, кемпинги, рестораны, организована служба горных проводников.
В далеком прошлом важнейший путь из Швейцарии в Италию шел через небез- опасный альпийский перевал Сен-Бернар (2,5 км высоты). Еще в 11 в. там был построен монастырь, обитатели которого оказывали помощь путникам, застигнутым в дороге бураном. Им помогали разыскивать заблудившихся и замерзающих путешественников большие собаки особой породы — сенбернары. Они согревали замерза- ющего человека теплом своего тела и доставляли ему привязанный к их шее бочоночек с ромом. Теперь собаки уже не используются для спасения людей, их заменяют спасатели-горнолыжники, снабженные рацией. Ныне нет и надоб- ности путешественникам взбираться на перевал, так как под ним пробит большой автомобильный туннель, соединивший Швейцарию и Италию кратчайшим путем. Туннели и автомобильные дороги облегчили передвижение в горах.
В 1815 г. в Швейцарии был принят закон о ее «вечном нейтралитете», то есть невмешательстве ни в какие меж- дународные столкновения. Более 150 лет она не участвовала ни в каких войнах. Ее обошли стороной и первая, и вторая мировые войны. Длительный мир способствовал развитию хозяйства страны.
Швейцария благодаря своему нейт- ралитету была избрана местом прове- дения международных конференций и важных дипломатических встреч. В Женеве находятся Дворец Наций ООН и штаб-квартиры многих других международных организаций. В нейтральной Швейцарии искали убежище многие революционеры из стран Европы.
Крупным источником доходов Швейцарии помимо туризма стали прибыли от банковской деятельности. В сейфах швейцарских банков хранится огромное количество ценных бумаг из многих стран мира. Особое признание стране принесли ее умельцы- ремесленники, известные своей тонкой работой. На весь мир славятся отличающиеся высокой точностью и надежностью швейцарские часы. Навыки потомственных мастеров помогли Швейцарии достичь успехов в развитии разнообразной промышленности, и прежде всего наиболее сложных ее отраслей.
В современной Швейцарии гармонично сочетаются сельский и промышленный пейзажи. На дне горных долин и на плоскогорье зеленеют поля, огороды, цветут сады. На высоких альпийских лугах пасутся стада коров. Зимой, когда скот стоит в хлеву, пастухи-горцы работают на соседних сыроваренных предприятиях или в свободное время вырезают из дерева фигурки гномов и игрушки — сувениры для продажи туристам.
Столица Швейцарии — Берн (300 тыс. жителей) занимает по численности населения только четвертое место среди городов страны — после Цюриха, Базеля и Женевы. Берн был основан в 13 в. и хранит много памятников седой старины. Первые этажи домов в центре города окаймлены нескончаемыми галереями, куда выходят витрины магазинов. Правительственные и прочие государственные учреждения сосредоточены в Федеральном дворце, увенчанном высоким куполом, который виден издалека.
Швейцарцы бережно хранят обычаи предков. В общенациональные и многочисленные местные праздники на городских площадях, как и столетия назад, разыгрываются театральные представления, карнавалы. Вечером на улицах и балконах домов вспыхивают разноцветные фонарики. На холмах зажигают костры, вокруг которых танцует и поет молодежь. В праздник сбора винограда устраиваются шествия девушек в ярких куртках, напоминающих гусарские мундиры. В сельской местности еще строят деревянные дома — шале — с двускат- ной высокой крышей. В городах выделяются своим обликом ратуши, соборы, башни крепостей.
Традиционное блюдо в Швейцарии — кукуруза, из которой приготовляют густую кашу — полекту. На Рождество обязательно едят жареные каштаны. В пище крестьян преобладают мучные и крупяные изделия. В горных районах едят преимущественно молочные продукты, особенно сыр. Начало его производства относится к 15 в. Швейцарские мастера сыроделия еще в 17 в. приглашались в разные страны, в том числе и в Россию. Швейцарцы употребляют сыр не только как закуску. Известны и горячие блюда из него, как, например, сырный суп или сыр, сваренный в вине, — «фондю».
Швейцария — родина великого писателя и педагога Ж. Ж. Руссо, всемирно известного архитектора Ле Корбюзье, художников Ж. Э. Лиотара, X. Эрни, исследователя стратосферы и морских глубин О. Пикара.
Шашки появились в Древнем Египте в незапамятные времена. Они имеют почти пятидесятивековую историю. Игра проникла в разные страны, и правила ее изменялись. И поныне существует много различных систем: русская, англо- американская (чекере), итальянская, канадская и др. Цель игры — уничтожить силы соперника.
Для русского воина всегда считалось позором попасть в плен. И в русских шашках стремятся «пленить» «живую силу» партнера.
Играют два соперника на 64-клеточной доске. Клетки (они называются полями) попеременно окрашены в белый и черный цвета. Доска между играющими располагается так, чтобы угловое черное поле было слева. В каждой «армии» по 12 шашек: у одного соперника — белые, у другого — черные. Ими заполняются все черные поля первых трех горизон- тальных рядов. Игру начинают белые. Ходом называется передвижение шашки на соседнее черное свободное поле. Это тихий ход. Бывают и ударные ходы. Если шашка соперника находится на соседнем (по диагонали) поле, а следующее поле свободно, то шашку соперника необходимо побить: перескочить через нее и снять ее с доски. Брать можно и нужно столько шашек, сколько их находится на пути следования. Выбор направления взятия шашек (если их несколько) определяет играющий. Шашки снимают с доски только после окончания хода. Нельзя перескакивать через одну и ту же шашку дважды.
Простая шашка может стать дамкой. Когда такая шашка в ходе игры доходит до последней горизонтали, она превращается в дамку. Дамка может ходить на любое свободное по диагонали поле. Это основные правила игры в русские шашки.
Научиться игре в шашки несложно, но она требует высокого интеллекта. Как писал страстный любитель шашек знаменитый польский поэт Адам Мицкевич:
Чей ум живей, чей дух способнее к паренью, Тем шашки лучшее доставят развлеченье!
В 1723 г. были созданы правила игры в международные шашки на 100-клеточ- ной доске с 20 шашками у каждого играющего. По этим правилам проводятся международные турниры, чемпионаты мира. Подобные турниры проводятся и на 64-клеточной доске. Стоклеточные шашки отличаются от русских правилами взятия.
Этих правил три. И они создают большие возможности для проведения сложных позиционных маневров и комбинаций: 1) обязательное взятие наибольшего количества шашек при наличии нескольких направлений; 2) шашка, по- павшая в результате боя на последнюю горизонталь, право дамки получает лишь со следующего хода; 3) при обязательном дальнейшем взятии шашек соперника она не становится дамкой.
Как научиться играть в шашки, рас- сказывается в книгах: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Сеня, Храбрик и шашки. М.: Дет. лит., 1992.
Городецкий В. Б. Книга о шашках. М.: Дет. лит., 1984.
Для русского воина всегда считалось позором попасть в плен. И в русских шашках стремятся «пленить» «живую силу» партнера.
Играют два соперника на 64-клеточной доске. Клетки (они называются полями) попеременно окрашены в белый и черный цвета. Доска между играющими располагается так, чтобы угловое черное поле было слева. В каждой «армии» по 12 шашек: у одного соперника — белые, у другого — черные. Ими заполняются все черные поля первых трех горизон- тальных рядов. Игру начинают белые. Ходом называется передвижение шашки на соседнее черное свободное поле. Это тихий ход. Бывают и ударные ходы. Если шашка соперника находится на соседнем (по диагонали) поле, а следующее поле свободно, то шашку соперника необходимо побить: перескочить через нее и снять ее с доски. Брать можно и нужно столько шашек, сколько их находится на пути следования. Выбор направления взятия шашек (если их несколько) определяет играющий. Шашки снимают с доски только после окончания хода. Нельзя перескакивать через одну и ту же шашку дважды.
Простая шашка может стать дамкой. Когда такая шашка в ходе игры доходит до последней горизонтали, она превращается в дамку. Дамка может ходить на любое свободное по диагонали поле. Это основные правила игры в русские шашки.
Научиться игре в шашки несложно, но она требует высокого интеллекта. Как писал страстный любитель шашек знаменитый польский поэт Адам Мицкевич:
Чей ум живей, чей дух способнее к паренью, Тем шашки лучшее доставят развлеченье!
В 1723 г. были созданы правила игры в международные шашки на 100-клеточ- ной доске с 20 шашками у каждого играющего. По этим правилам проводятся международные турниры, чемпионаты мира. Подобные турниры проводятся и на 64-клеточной доске. Стоклеточные шашки отличаются от русских правилами взятия.
Этих правил три. И они создают большие возможности для проведения сложных позиционных маневров и комбинаций: 1) обязательное взятие наибольшего количества шашек при наличии нескольких направлений; 2) шашка, по- павшая в результате боя на последнюю горизонталь, право дамки получает лишь со следующего хода; 3) при обязательном дальнейшем взятии шашек соперника она не становится дамкой.
Как научиться играть в шашки, рас- сказывается в книгах: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Сеня, Храбрик и шашки. М.: Дет. лит., 1992.
Городецкий В. Б. Книга о шашках. М.: Дет. лит., 1984.
Для добычи полезных ископаемых глубоко под землей строят целый город. Есть там свои подземные улицы, площади и переулки. Этот подземный город называют шахтой. В шахте добывают каменный уголь, соль, сланец, руду, которая содержит ценные металлы, и другие полезные ископаемые.
Шахты тоже ставят рекорды. Самая первая в мире из шахт — Львиная пещера в Свазиленде (Африка). Ее возраст — более 43 тыс. лет. А самая глубокая рас- полагается в Южно-Африканской Республике. Ее глубина — 3777 м. Самой большой железно-рудной шахтой считается шахта в Лебединском, недалеко от Курска.
Вот перед нами шахта, где добывают уголь. В глубь земли, словно огромный колодец, уходит шахтный ствол. По нему специальным подъемником — клетью — поднимают добытый уголь. В стволе проложены трубы и электрические провода, по стволу в шахту мощным вентилятором подается свежий воздух. Люди попадают в шахту тоже по стволу. Вместе с шахтерами войдем в подъемник.
Клеть стремительно проваливается вниз: спускаться потихоньку слишком долго. Наконец мы внизу. Выходим на ярко освещенную площадь. От нее отходит подземная улица — бетонированный тоннель, вдоль которого проложены рельсы. От тоннеля ответвляются все новые и новые коридоры — штреки. По штрекам к шахтному стволу едут нам навстречу самоходные вагонетки, груженные углем.
Откуда же такой поток угля? Если вы пойдете по штреку, то попадете в забой. Уголь добывают именно здесь. Шахтный ствол и постройки вокруг него, подземные галереи и штреки, вагонетки в шахте, электрические кабели и трубы — все это для того, чтобы вести работы в забое.
У поверхности забоя с глухим шумом работает низкая длинная машина. Это горный комбайн. Он выполняет сразу несколько операций. Спереди у комбайна цепь вроде велосипедной, только большая и с острыми зубьями. Она вгрызается в пласт и подрубает уголь. Диски, тоже усаженные зубьями, разбивают этот уголь на куски, отдельные глыбы. А сзади ползет погрузчик. Он подхватывает глыбы угля и наваливает их на ленту конвейера. Комбайн движется все глубже в пласт. И уголь течет непрерывной рекой по конвейеру в вагонетки, они везут его к стволу шахты, где уголь поднимают наверх.
Существует и другой способ добычи угля — с помощью воды. В забое ставят гидромонитор. Он похож на маленькую пушку, только это водяная пушка. Струя воды бьет из сопла гидромонитора с огромной силой, дробит угольный пласт, а водяной поток выносит из забоя глыбы угля.
Там, где уголь залегает неглубоко, для его добычи устраивают карьеры. Карьер — это забой под открытым небом. Горные породы, которые скрывают угольный пласт, взрывают. А потом в карьер спускаются мощные экскаваторы, загребают уголь и грузят его в самосвалы или в железнодорожные вагоны. Соорудить карьер в 1,5 раза дешевле, чем построить шахту. Людям в карьере работать легче. А угля на каждого работающего здесь добывают в 3—4 раза больше, чем в шахте.
Прочтите книгу: Колосов М. М. Уголек. М.: Малыш, 1985.
Шахты тоже ставят рекорды. Самая первая в мире из шахт — Львиная пещера в Свазиленде (Африка). Ее возраст — более 43 тыс. лет. А самая глубокая рас- полагается в Южно-Африканской Республике. Ее глубина — 3777 м. Самой большой железно-рудной шахтой считается шахта в Лебединском, недалеко от Курска.
Вот перед нами шахта, где добывают уголь. В глубь земли, словно огромный колодец, уходит шахтный ствол. По нему специальным подъемником — клетью — поднимают добытый уголь. В стволе проложены трубы и электрические провода, по стволу в шахту мощным вентилятором подается свежий воздух. Люди попадают в шахту тоже по стволу. Вместе с шахтерами войдем в подъемник.
Клеть стремительно проваливается вниз: спускаться потихоньку слишком долго. Наконец мы внизу. Выходим на ярко освещенную площадь. От нее отходит подземная улица — бетонированный тоннель, вдоль которого проложены рельсы. От тоннеля ответвляются все новые и новые коридоры — штреки. По штрекам к шахтному стволу едут нам навстречу самоходные вагонетки, груженные углем.
Откуда же такой поток угля? Если вы пойдете по штреку, то попадете в забой. Уголь добывают именно здесь. Шахтный ствол и постройки вокруг него, подземные галереи и штреки, вагонетки в шахте, электрические кабели и трубы — все это для того, чтобы вести работы в забое.
У поверхности забоя с глухим шумом работает низкая длинная машина. Это горный комбайн. Он выполняет сразу несколько операций. Спереди у комбайна цепь вроде велосипедной, только большая и с острыми зубьями. Она вгрызается в пласт и подрубает уголь. Диски, тоже усаженные зубьями, разбивают этот уголь на куски, отдельные глыбы. А сзади ползет погрузчик. Он подхватывает глыбы угля и наваливает их на ленту конвейера. Комбайн движется все глубже в пласт. И уголь течет непрерывной рекой по конвейеру в вагонетки, они везут его к стволу шахты, где уголь поднимают наверх.
Существует и другой способ добычи угля — с помощью воды. В забое ставят гидромонитор. Он похож на маленькую пушку, только это водяная пушка. Струя воды бьет из сопла гидромонитора с огромной силой, дробит угольный пласт, а водяной поток выносит из забоя глыбы угля.
Там, где уголь залегает неглубоко, для его добычи устраивают карьеры. Карьер — это забой под открытым небом. Горные породы, которые скрывают угольный пласт, взрывают. А потом в карьер спускаются мощные экскаваторы, загребают уголь и грузят его в самосвалы или в железнодорожные вагоны. Соорудить карьер в 1,5 раза дешевле, чем построить шахту. Людям в карьере работать легче. А угля на каждого работающего здесь добывают в 3—4 раза больше, чем в шахте.
Прочтите книгу: Колосов М. М. Уголек. М.: Малыш, 1985.
Шахматы появились в Индии. Около 5 в. здесь играли в чатурангу: каждый из четырех играющих при помощи фигур четырех видов — слонов, коней, боевых колесниц, пехоты — пытался уничтожить фигуры противников. Потом, шествуя из страны в страну, эта игра превратилась в современные шахматы. По одной из легенд, индийские мудрецы придумали шахматы, чтобы предотвратить войны: зачем вести в бой настоящих правителей, если полем боя может стать обыкновенная доска, а победа одержи- ваться самым мощным человеческим оружием — мыслью.
Из всех видов игр, когда-либо приду- манных человеком, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, приучают к самостоятельной работе с книгой. Великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным.
Для игры нужна специальная шахматная доска, разделенная на 64 квадрата — 32 белые и 32 черные клетки. Каждая клетка называется полем. Это арена шахматного сражения.
На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур, а играющие — командиры этих армий. Раскладывая шахматную доску на столе, посмотрите, какое поле в ближнем к вам правом нижнем углу доски. Если белое, то доска лежит правильно.
В составе каждого войска 16 отважных воинов: король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждый из играющих ставит свои фигуры на ближние к нему два ряда клеток. По углам доски ставят ладьи, похожие на маленькие зубчатые башенки. На соседние свободные поля рядом с ладьями нужно поставить коней. Внешний вид их точно соответствует на- званию. Рядом с конями в начальной позиции должны стоять слоны — стройные островерхие фигуры. На два последних свободных поля между слонами ставятся самые главные шах- матные фигуры — ферзь и король. У обоих на голове — набалдашник, напоминающий корону. Эти фигуры самые высокие, но ферзь чуть пониже короля. Белый ферзь должен стоять на белом поле, а черный — наоборот. Рядом с ферзями ставятся короли. Ну, а впереди всех этих фигур, во втором ряду, на восьми свободных полях расставьте пешки: белые — перед белыми фигурами, черные — перед черными фигурами.
С этой начальной позиции начинается шахматная партия. Она складывается из ходов. Считается, что ход сделан, если взять одну из своих фигур и переставить ее на другое поле — либо свободное, либо занятое фигурой противоположного цвета, то есть фигурой соперника. Но сначала надо взять эту фигуру, положить ее рядом с шахматной доской, а затем на это поле поставить свою фигуру. Этот ход называется «взятие».
Начинает партию тот, кто играет белыми. Черные делают ответный ход. Затем опять ходят белые. И так — по очереди. Два хода подряд делать нельзя.
Каждая фигура на шахматной доске ходит по-разному. Ладья — только по прямым линиям, по горизонтальным и вертикальным, на 1,2,3 или даже 7 полей, если, конечно, на них нет каких-либо других фигур. Слон ходит по диагоналям, вперед или назад, никуда не сворачивая. И до конца игры каждый слон верен только одному своему цвету. Ферзь — это сильная фигура. Она может ходить, как ладья и как слон. Его сила огромна, и потеря, как правило, означает проигрыш партии. Поэтому следите за ним очень внимательно.
Конь — особенная и единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Он ходит «буквой Г», как бы «скачет» наискосок, причем может делать свой ход в любом направлении. Но с белого поля он может «прыгнуть» только на черное поле и наоборот.
Младший чин в шахматной армии — пешка (рядовой). Фигуры могут наступать и отступать, пешка же знает только одну команду: вперед. Эта фигура хоть и маленькая и слабее всех остальных, но она необычная, и недооценка ее приводит к ошибке. Часто одна тихая, незаметная пешка может решить судьбу всей партии. Ходит пешка прямо на одно поле и только с начальной позиции один раз в течение всей партии может быть продвинута на два поля. Берет пешка, как и ходит, тоже вперед на одно поле, но по диагонали, вправо и влево. Пешка, достигшая последнего ряда (восьмой горизонтали для белых или первой для черных), превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.
Ну, а самая главная фигура — король. Он может пойти по всем направлениям. Но длина его шага — всего одно поле. Поэтому королевская рать должна быть всегда начеку и бдительно оберегать своего короля. Нападение на него какой-либо фигуры называется шахом. Если от него нет спасения, значит, король получит мат (поражение). В этом и состоит цель шахматной игры — дать мат королю противника. Тот, кто первым сумел это сделать, выиграл партию. Если ни один из соперников не может обыграть другого — это ничья.
Играя, всегда старайтесь бороться до конца и соблюдать важнейший принцип шахмат: любой ход должен обязательно иметь смысл.
О волшебном мире шахмат, правилах игры, фигурах, шахматной терминологии и выдающихся шахматистах мира рассказывают книги: Шахматы — школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. М.: Педаго- гика, 1991.
Хенкин В. Л. Куда идет король... М.: Мол. гвардия, 1979.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 165—169.
Из всех видов игр, когда-либо приду- манных человеком, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, приучают к самостоятельной работе с книгой. Великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным.
Для игры нужна специальная шахматная доска, разделенная на 64 квадрата — 32 белые и 32 черные клетки. Каждая клетка называется полем. Это арена шахматного сражения.
На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур, а играющие — командиры этих армий. Раскладывая шахматную доску на столе, посмотрите, какое поле в ближнем к вам правом нижнем углу доски. Если белое, то доска лежит правильно.
В составе каждого войска 16 отважных воинов: король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждый из играющих ставит свои фигуры на ближние к нему два ряда клеток. По углам доски ставят ладьи, похожие на маленькие зубчатые башенки. На соседние свободные поля рядом с ладьями нужно поставить коней. Внешний вид их точно соответствует на- званию. Рядом с конями в начальной позиции должны стоять слоны — стройные островерхие фигуры. На два последних свободных поля между слонами ставятся самые главные шах- матные фигуры — ферзь и король. У обоих на голове — набалдашник, напоминающий корону. Эти фигуры самые высокие, но ферзь чуть пониже короля. Белый ферзь должен стоять на белом поле, а черный — наоборот. Рядом с ферзями ставятся короли. Ну, а впереди всех этих фигур, во втором ряду, на восьми свободных полях расставьте пешки: белые — перед белыми фигурами, черные — перед черными фигурами.
С этой начальной позиции начинается шахматная партия. Она складывается из ходов. Считается, что ход сделан, если взять одну из своих фигур и переставить ее на другое поле — либо свободное, либо занятое фигурой противоположного цвета, то есть фигурой соперника. Но сначала надо взять эту фигуру, положить ее рядом с шахматной доской, а затем на это поле поставить свою фигуру. Этот ход называется «взятие».
Начинает партию тот, кто играет белыми. Черные делают ответный ход. Затем опять ходят белые. И так — по очереди. Два хода подряд делать нельзя.
Каждая фигура на шахматной доске ходит по-разному. Ладья — только по прямым линиям, по горизонтальным и вертикальным, на 1,2,3 или даже 7 полей, если, конечно, на них нет каких-либо других фигур. Слон ходит по диагоналям, вперед или назад, никуда не сворачивая. И до конца игры каждый слон верен только одному своему цвету. Ферзь — это сильная фигура. Она может ходить, как ладья и как слон. Его сила огромна, и потеря, как правило, означает проигрыш партии. Поэтому следите за ним очень внимательно.
Конь — особенная и единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Он ходит «буквой Г», как бы «скачет» наискосок, причем может делать свой ход в любом направлении. Но с белого поля он может «прыгнуть» только на черное поле и наоборот.
Младший чин в шахматной армии — пешка (рядовой). Фигуры могут наступать и отступать, пешка же знает только одну команду: вперед. Эта фигура хоть и маленькая и слабее всех остальных, но она необычная, и недооценка ее приводит к ошибке. Часто одна тихая, незаметная пешка может решить судьбу всей партии. Ходит пешка прямо на одно поле и только с начальной позиции один раз в течение всей партии может быть продвинута на два поля. Берет пешка, как и ходит, тоже вперед на одно поле, но по диагонали, вправо и влево. Пешка, достигшая последнего ряда (восьмой горизонтали для белых или первой для черных), превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.
Ну, а самая главная фигура — король. Он может пойти по всем направлениям. Но длина его шага — всего одно поле. Поэтому королевская рать должна быть всегда начеку и бдительно оберегать своего короля. Нападение на него какой-либо фигуры называется шахом. Если от него нет спасения, значит, король получит мат (поражение). В этом и состоит цель шахматной игры — дать мат королю противника. Тот, кто первым сумел это сделать, выиграл партию. Если ни один из соперников не может обыграть другого — это ничья.
Играя, всегда старайтесь бороться до конца и соблюдать важнейший принцип шахмат: любой ход должен обязательно иметь смысл.
О волшебном мире шахмат, правилах игры, фигурах, шахматной терминологии и выдающихся шахматистах мира рассказывают книги: Шахматы — школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. М.: Педаго- гика, 1991.
Хенкин В. Л. Куда идет король... М.: Мол. гвардия, 1979.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 165—169.
Вам хорошо знаком круглый- прекруглый, гладкий-прегладкий мяч. Выпустишь его из рук — укатится.
Многие тела и предметы имеют форму шара. Маленькие круглые дробинки и гигантские шарообразные звезды. Вкусные арбузы и воздушные шары. Мирные шары стеклянных плафонов и совсем не мирные пушечные ядра и плавающие морские мины.
Редкая игра обходится без шаров: больших волейбольных, футбольных и баскетбольных мячей, маленьких мячиков для настольного тенниса и теннисных мячей, бильярдных шаров. Нужны шары и силачам-спортсменам: ведь и ядро для толкания, и метательный молот имеют форму шара.
Миллионы металлических шариков, маленьких и больших, трудятся в шариковых подшипниках. Из физики известно, что трение качения суще- ственно меньше трения скольжения. Постоянная кривизна поверхности шариков, которые перекатываются между двумя кольцами в шарико- подшипнике, позволяет уменьшить износ вращающихся частей машин — локомотива, станка, вашего велосипеда.
Еще одно его важное свойство: из всех тел данного объема именно у шара наименьшая площадь поверхности. Потому-то и появились воздушные шары, а не воздушные кубы или тетраэдры — у них наименьший вес оболочки. Может быть, этим объясняется также сферическая форма многих плодов — ведь чем меньше площадь поверхности, тем меньше испарение влаги. Неспроста имеют шарообразные форму мыльные пузыри и водяные капли: поверхностное натяжение стремится уменьшить площадь мыльной и водяной пленки. Это свойство ответственно за форму планет. Предполагают, что вещество, из которого состоят планеты, вначале находилось в жидком состоянии.
В центре шара есть очень интересная точка. Она так и называется — центр шара. Если направиться из центра в путешествие по прямой линии, то, в какую бы сторону мы ни двигались, расстояние от центра шара до его поверхности будет всегда одним и тем же. Это расстояние называется радиусом шара. У маленьких дробинок и радиус крошечный, а у огромной Луны радиус равен 1737 км.
Два радиуса, направленные в проти- воположные стороны, но лежащие на одной прямой, образуют диаметр шара. Он всегда в 2 раза длиннее радиуса. Попытайтесь сами измерить диаметр мячика. Зная диаметр, легко найти и радиус: он равен половине диаметра.
В каком бы месте мы ни разрезали шар на две части, срез обязательно будет иметь вид круга. Вы можете сами убедиться в этом, разрезая арбуз.
Самый большой круг получится, если провести нож через центр шара. У этого круга такой же радиус, как и у самого шара. Запомните: площадь поверхности шара ровно в 4 раза больше площади его большого круга.
И еще: если в волейбольную камеру радиусом 10 см налить воду, то в нее поместится немногим более 4 литров. Стоит же увеличить диаметр шара в 2 раза, и жидкости в него поместится уже в 8 раз больше! А как вы думаете, сколько воды можно налить в шар радиусом 30 см? Оказывается, он вмещает в 27 раз больше воды, чем наша волейбольная камера.
Многие тела и предметы имеют форму шара. Маленькие круглые дробинки и гигантские шарообразные звезды. Вкусные арбузы и воздушные шары. Мирные шары стеклянных плафонов и совсем не мирные пушечные ядра и плавающие морские мины.
Редкая игра обходится без шаров: больших волейбольных, футбольных и баскетбольных мячей, маленьких мячиков для настольного тенниса и теннисных мячей, бильярдных шаров. Нужны шары и силачам-спортсменам: ведь и ядро для толкания, и метательный молот имеют форму шара.
Миллионы металлических шариков, маленьких и больших, трудятся в шариковых подшипниках. Из физики известно, что трение качения суще- ственно меньше трения скольжения. Постоянная кривизна поверхности шариков, которые перекатываются между двумя кольцами в шарико- подшипнике, позволяет уменьшить износ вращающихся частей машин — локомотива, станка, вашего велосипеда.
Еще одно его важное свойство: из всех тел данного объема именно у шара наименьшая площадь поверхности. Потому-то и появились воздушные шары, а не воздушные кубы или тетраэдры — у них наименьший вес оболочки. Может быть, этим объясняется также сферическая форма многих плодов — ведь чем меньше площадь поверхности, тем меньше испарение влаги. Неспроста имеют шарообразные форму мыльные пузыри и водяные капли: поверхностное натяжение стремится уменьшить площадь мыльной и водяной пленки. Это свойство ответственно за форму планет. Предполагают, что вещество, из которого состоят планеты, вначале находилось в жидком состоянии.
В центре шара есть очень интересная точка. Она так и называется — центр шара. Если направиться из центра в путешествие по прямой линии, то, в какую бы сторону мы ни двигались, расстояние от центра шара до его поверхности будет всегда одним и тем же. Это расстояние называется радиусом шара. У маленьких дробинок и радиус крошечный, а у огромной Луны радиус равен 1737 км.
Два радиуса, направленные в проти- воположные стороны, но лежащие на одной прямой, образуют диаметр шара. Он всегда в 2 раза длиннее радиуса. Попытайтесь сами измерить диаметр мячика. Зная диаметр, легко найти и радиус: он равен половине диаметра.
В каком бы месте мы ни разрезали шар на две части, срез обязательно будет иметь вид круга. Вы можете сами убедиться в этом, разрезая арбуз.
Самый большой круг получится, если провести нож через центр шара. У этого круга такой же радиус, как и у самого шара. Запомните: площадь поверхности шара ровно в 4 раза больше площади его большого круга.
И еще: если в волейбольную камеру радиусом 10 см налить воду, то в нее поместится немногим более 4 литров. Стоит же увеличить диаметр шара в 2 раза, и жидкости в него поместится уже в 8 раз больше! А как вы думаете, сколько воды можно налить в шар радиусом 30 см? Оказывается, он вмещает в 27 раз больше воды, чем наша волейбольная камера.