Шахматы появились в Индии. Около 5 в. здесь играли в чатурангу: каждый из четырех играющих при помощи фигур четырех видов — слонов, коней, боевых колесниц, пехоты — пытался уничтожить фигуры противников. Потом, шествуя из страны в страну, эта игра превратилась в современные шахматы. По одной из легенд, индийские мудрецы придумали шахматы, чтобы предотвратить войны: зачем вести в бой настоящих правителей, если полем боя может стать обыкновенная доска, а победа одержи- ваться самым мощным человеческим оружием — мыслью.
Из всех видов игр, когда-либо приду- манных человеком, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, приучают к самостоятельной работе с книгой. Великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным.
Для игры нужна специальная шахматная доска, разделенная на 64 квадрата — 32 белые и 32 черные клетки. Каждая клетка называется полем. Это арена шахматного сражения.
На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур, а играющие — командиры этих армий. Раскладывая шахматную доску на столе, посмотрите, какое поле в ближнем к вам правом нижнем углу доски. Если белое, то доска лежит правильно.
В составе каждого войска 16 отважных воинов: король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждый из играющих ставит свои фигуры на ближние к нему два ряда клеток. По углам доски ставят ладьи, похожие на маленькие зубчатые башенки. На соседние свободные поля рядом с ладьями нужно поставить коней. Внешний вид их точно соответствует на- званию. Рядом с конями в начальной позиции должны стоять слоны — стройные островерхие фигуры. На два последних свободных поля между слонами ставятся самые главные шах- матные фигуры — ферзь и король. У обоих на голове — набалдашник, напоминающий корону. Эти фигуры самые высокие, но ферзь чуть пониже короля. Белый ферзь должен стоять на белом поле, а черный — наоборот. Рядом с ферзями ставятся короли. Ну, а впереди всех этих фигур, во втором ряду, на восьми свободных полях расставьте пешки: белые — перед белыми фигурами, черные — перед черными фигурами.
С этой начальной позиции начинается шахматная партия. Она складывается из ходов. Считается, что ход сделан, если взять одну из своих фигур и переставить ее на другое поле — либо свободное, либо занятое фигурой противоположного цвета, то есть фигурой соперника. Но сначала надо взять эту фигуру, положить ее рядом с шахматной доской, а затем на это поле поставить свою фигуру. Этот ход называется «взятие».
Начинает партию тот, кто играет белыми. Черные делают ответный ход. Затем опять ходят белые. И так — по очереди. Два хода подряд делать нельзя.
Каждая фигура на шахматной доске ходит по-разному. Ладья — только по прямым линиям, по горизонтальным и вертикальным, на 1,2,3 или даже 7 полей, если, конечно, на них нет каких-либо других фигур. Слон ходит по диагоналям, вперед или назад, никуда не сворачивая. И до конца игры каждый слон верен только одному своему цвету. Ферзь — это сильная фигура. Она может ходить, как ладья и как слон. Его сила огромна, и потеря, как правило, означает проигрыш партии. Поэтому следите за ним очень внимательно.
Конь — особенная и единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Он ходит «буквой Г», как бы «скачет» наискосок, причем может делать свой ход в любом направлении. Но с белого поля он может «прыгнуть» только на черное поле и наоборот.
Младший чин в шахматной армии — пешка (рядовой). Фигуры могут наступать и отступать, пешка же знает только одну команду: вперед. Эта фигура хоть и маленькая и слабее всех остальных, но она необычная, и недооценка ее приводит к ошибке. Часто одна тихая, незаметная пешка может решить судьбу всей партии. Ходит пешка прямо на одно поле и только с начальной позиции один раз в течение всей партии может быть продвинута на два поля. Берет пешка, как и ходит, тоже вперед на одно поле, но по диагонали, вправо и влево. Пешка, достигшая последнего ряда (восьмой горизонтали для белых или первой для черных), превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.
Ну, а самая главная фигура — король. Он может пойти по всем направлениям. Но длина его шага — всего одно поле. Поэтому королевская рать должна быть всегда начеку и бдительно оберегать своего короля. Нападение на него какой-либо фигуры называется шахом. Если от него нет спасения, значит, король получит мат (поражение). В этом и состоит цель шахматной игры — дать мат королю противника. Тот, кто первым сумел это сделать, выиграл партию. Если ни один из соперников не может обыграть другого — это ничья.
Играя, всегда старайтесь бороться до конца и соблюдать важнейший принцип шахмат: любой ход должен обязательно иметь смысл.
О волшебном мире шахмат, правилах игры, фигурах, шахматной терминологии и выдающихся шахматистах мира рассказывают книги: Шахматы — школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. М.: Педаго- гика, 1991.
Хенкин В. Л. Куда идет король... М.: Мол. гвардия, 1979.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 165—169.
Из всех видов игр, когда-либо приду- манных человеком, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, приучают к самостоятельной работе с книгой. Великий русский шахматист Александр Алехин считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным.
Для игры нужна специальная шахматная доска, разделенная на 64 квадрата — 32 белые и 32 черные клетки. Каждая клетка называется полем. Это арена шахматного сражения.
На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур, а играющие — командиры этих армий. Раскладывая шахматную доску на столе, посмотрите, какое поле в ближнем к вам правом нижнем углу доски. Если белое, то доска лежит правильно.
В составе каждого войска 16 отважных воинов: король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждый из играющих ставит свои фигуры на ближние к нему два ряда клеток. По углам доски ставят ладьи, похожие на маленькие зубчатые башенки. На соседние свободные поля рядом с ладьями нужно поставить коней. Внешний вид их точно соответствует на- званию. Рядом с конями в начальной позиции должны стоять слоны — стройные островерхие фигуры. На два последних свободных поля между слонами ставятся самые главные шах- матные фигуры — ферзь и король. У обоих на голове — набалдашник, напоминающий корону. Эти фигуры самые высокие, но ферзь чуть пониже короля. Белый ферзь должен стоять на белом поле, а черный — наоборот. Рядом с ферзями ставятся короли. Ну, а впереди всех этих фигур, во втором ряду, на восьми свободных полях расставьте пешки: белые — перед белыми фигурами, черные — перед черными фигурами.
С этой начальной позиции начинается шахматная партия. Она складывается из ходов. Считается, что ход сделан, если взять одну из своих фигур и переставить ее на другое поле — либо свободное, либо занятое фигурой противоположного цвета, то есть фигурой соперника. Но сначала надо взять эту фигуру, положить ее рядом с шахматной доской, а затем на это поле поставить свою фигуру. Этот ход называется «взятие».
Начинает партию тот, кто играет белыми. Черные делают ответный ход. Затем опять ходят белые. И так — по очереди. Два хода подряд делать нельзя.
Каждая фигура на шахматной доске ходит по-разному. Ладья — только по прямым линиям, по горизонтальным и вертикальным, на 1,2,3 или даже 7 полей, если, конечно, на них нет каких-либо других фигур. Слон ходит по диагоналям, вперед или назад, никуда не сворачивая. И до конца игры каждый слон верен только одному своему цвету. Ферзь — это сильная фигура. Она может ходить, как ладья и как слон. Его сила огромна, и потеря, как правило, означает проигрыш партии. Поэтому следите за ним очень внимательно.
Конь — особенная и единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Он ходит «буквой Г», как бы «скачет» наискосок, причем может делать свой ход в любом направлении. Но с белого поля он может «прыгнуть» только на черное поле и наоборот.
Младший чин в шахматной армии — пешка (рядовой). Фигуры могут наступать и отступать, пешка же знает только одну команду: вперед. Эта фигура хоть и маленькая и слабее всех остальных, но она необычная, и недооценка ее приводит к ошибке. Часто одна тихая, незаметная пешка может решить судьбу всей партии. Ходит пешка прямо на одно поле и только с начальной позиции один раз в течение всей партии может быть продвинута на два поля. Берет пешка, как и ходит, тоже вперед на одно поле, но по диагонали, вправо и влево. Пешка, достигшая последнего ряда (восьмой горизонтали для белых или первой для черных), превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.
Ну, а самая главная фигура — король. Он может пойти по всем направлениям. Но длина его шага — всего одно поле. Поэтому королевская рать должна быть всегда начеку и бдительно оберегать своего короля. Нападение на него какой-либо фигуры называется шахом. Если от него нет спасения, значит, король получит мат (поражение). В этом и состоит цель шахматной игры — дать мат королю противника. Тот, кто первым сумел это сделать, выиграл партию. Если ни один из соперников не может обыграть другого — это ничья.
Играя, всегда старайтесь бороться до конца и соблюдать важнейший принцип шахмат: любой ход должен обязательно иметь смысл.
О волшебном мире шахмат, правилах игры, фигурах, шахматной терминологии и выдающихся шахматистах мира рассказывают книги: Шахматы — школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. М.: Педаго- гика, 1991.
Хенкин В. Л. Куда идет король... М.: Мол. гвардия, 1979.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 165—169.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи