Для добычи полезных ископаемых глубоко под землей строят целый город. Есть там свои подземные улицы, площади и переулки. Этот подземный город называют шахтой. В шахте добывают каменный уголь, соль, сланец, руду, которая содержит ценные металлы, и другие полезные ископаемые.
Шахты тоже ставят рекорды. Самая первая в мире из шахт — Львиная пещера в Свазиленде (Африка). Ее возраст — более 43 тыс. лет. А самая глубокая рас- полагается в Южно-Африканской Республике. Ее глубина — 3777 м. Самой большой железно-рудной шахтой считается шахта в Лебединском, недалеко от Курска.
Вот перед нами шахта, где добывают уголь. В глубь земли, словно огромный колодец, уходит шахтный ствол. По нему специальным подъемником — клетью — поднимают добытый уголь. В стволе проложены трубы и электрические провода, по стволу в шахту мощным вентилятором подается свежий воздух. Люди попадают в шахту тоже по стволу. Вместе с шахтерами войдем в подъемник.
Клеть стремительно проваливается вниз: спускаться потихоньку слишком долго. Наконец мы внизу. Выходим на ярко освещенную площадь. От нее отходит подземная улица — бетонированный тоннель, вдоль которого проложены рельсы. От тоннеля ответвляются все новые и новые коридоры — штреки. По штрекам к шахтному стволу едут нам навстречу самоходные вагонетки, груженные углем.
Откуда же такой поток угля? Если вы пойдете по штреку, то попадете в забой. Уголь добывают именно здесь. Шахтный ствол и постройки вокруг него, подземные галереи и штреки, вагонетки в шахте, электрические кабели и трубы — все это для того, чтобы вести работы в забое.
У поверхности забоя с глухим шумом работает низкая длинная машина. Это горный комбайн. Он выполняет сразу несколько операций. Спереди у комбайна цепь вроде велосипедной, только большая и с острыми зубьями. Она вгрызается в пласт и подрубает уголь. Диски, тоже усаженные зубьями, разбивают этот уголь на куски, отдельные глыбы. А сзади ползет погрузчик. Он подхватывает глыбы угля и наваливает их на ленту конвейера. Комбайн движется все глубже в пласт. И уголь течет непрерывной рекой по конвейеру в вагонетки, они везут его к стволу шахты, где уголь поднимают наверх.
Существует и другой способ добычи угля — с помощью воды. В забое ставят гидромонитор. Он похож на маленькую пушку, только это водяная пушка. Струя воды бьет из сопла гидромонитора с огромной силой, дробит угольный пласт, а водяной поток выносит из забоя глыбы угля.
Там, где уголь залегает неглубоко, для его добычи устраивают карьеры. Карьер — это забой под открытым небом. Горные породы, которые скрывают угольный пласт, взрывают. А потом в карьер спускаются мощные экскаваторы, загребают уголь и грузят его в самосвалы или в железнодорожные вагоны. Соорудить карьер в 1,5 раза дешевле, чем построить шахту. Людям в карьере работать легче. А угля на каждого работающего здесь добывают в 3—4 раза больше, чем в шахте.
Прочтите книгу: Колосов М. М. Уголек. М.: Малыш, 1985.
Шахты тоже ставят рекорды. Самая первая в мире из шахт — Львиная пещера в Свазиленде (Африка). Ее возраст — более 43 тыс. лет. А самая глубокая рас- полагается в Южно-Африканской Республике. Ее глубина — 3777 м. Самой большой железно-рудной шахтой считается шахта в Лебединском, недалеко от Курска.
Вот перед нами шахта, где добывают уголь. В глубь земли, словно огромный колодец, уходит шахтный ствол. По нему специальным подъемником — клетью — поднимают добытый уголь. В стволе проложены трубы и электрические провода, по стволу в шахту мощным вентилятором подается свежий воздух. Люди попадают в шахту тоже по стволу. Вместе с шахтерами войдем в подъемник.
Клеть стремительно проваливается вниз: спускаться потихоньку слишком долго. Наконец мы внизу. Выходим на ярко освещенную площадь. От нее отходит подземная улица — бетонированный тоннель, вдоль которого проложены рельсы. От тоннеля ответвляются все новые и новые коридоры — штреки. По штрекам к шахтному стволу едут нам навстречу самоходные вагонетки, груженные углем.
Откуда же такой поток угля? Если вы пойдете по штреку, то попадете в забой. Уголь добывают именно здесь. Шахтный ствол и постройки вокруг него, подземные галереи и штреки, вагонетки в шахте, электрические кабели и трубы — все это для того, чтобы вести работы в забое.
У поверхности забоя с глухим шумом работает низкая длинная машина. Это горный комбайн. Он выполняет сразу несколько операций. Спереди у комбайна цепь вроде велосипедной, только большая и с острыми зубьями. Она вгрызается в пласт и подрубает уголь. Диски, тоже усаженные зубьями, разбивают этот уголь на куски, отдельные глыбы. А сзади ползет погрузчик. Он подхватывает глыбы угля и наваливает их на ленту конвейера. Комбайн движется все глубже в пласт. И уголь течет непрерывной рекой по конвейеру в вагонетки, они везут его к стволу шахты, где уголь поднимают наверх.
Существует и другой способ добычи угля — с помощью воды. В забое ставят гидромонитор. Он похож на маленькую пушку, только это водяная пушка. Струя воды бьет из сопла гидромонитора с огромной силой, дробит угольный пласт, а водяной поток выносит из забоя глыбы угля.
Там, где уголь залегает неглубоко, для его добычи устраивают карьеры. Карьер — это забой под открытым небом. Горные породы, которые скрывают угольный пласт, взрывают. А потом в карьер спускаются мощные экскаваторы, загребают уголь и грузят его в самосвалы или в железнодорожные вагоны. Соорудить карьер в 1,5 раза дешевле, чем построить шахту. Людям в карьере работать легче. А угля на каждого работающего здесь добывают в 3—4 раза больше, чем в шахте.
Прочтите книгу: Колосов М. М. Уголек. М.: Малыш, 1985.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи