30 октября 1947 г. представителями восьми стран в Женеве было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 г.
ГАТТ – это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. В рамках сложившейся на его основе международной организации осуществлялся контроль за выполнением соглашения, велись многосторонние торговые переговоры, рассматривались спорные вопросы, обсуждались важнейшие проблемы международной торговли, принимались правовые решения.
Открытая и свободная многосторонняя торговая система ГАТТ основывается на четырех базовых правилах.
Правило первое. Страны-члены, желая следовать открытой и свободной торговой политике, имеют право защищать национальную продукцию только при помощи тарифов, которые поддерживаются на низком уровне. Странам-участницам запрещается использовать количественные торговые ограничения, они , кроме специально оговоренных случаев, не должны использовать экспортные субсидии, не могут вводить односторонние квоты на импорт.
Правило второе. Снижение и отмена тарифов, устранение других барьеров в торговле могут быть достигнуты путем многосторонних переговоров. Сниженные тарифы перечисляются в основных тарифных позициях, содержащихся в перечне уступок каждой страны. Ставки, приведенные в этих перечнях, известны как «связанные». Страны не могут повышать тарифы выше «связанных» ставок.
Правило третье. Страны отказываются от дискриминации экспорта или импорта товаров из других стран (принцип режима наибольшего благоприятствования). Важным исключением из этого правила является допущение региональных преференциальных соглашений.
Правило четвертое – правило национального режима. Оно требует от стран не облагать импортный товар после его поставки на национальный рынок и уплаты таможенных сборов на границе дополнительными налогами (такими, как налог на добавленную стоимость или продажу) по ставкам выше, чем на аналогичные национальные продукты.
Первоначальный текст ГАТТ отражал экономическую и политическую ситуацию, существовавшую в мире во второй половине 40-х годов. Довольно скоро выяснилось, что его положения отстают от требований развивающихся международных экономических отношений. Развернулся процесс модификации и модернизации ГАТТ. Он проходил в несколько этапов, или раундов. К настоящему времени завершено восемь раундов многосторонних переговоров, наиболее плодотворными из которых были Токийский (1973 – 1979 гг.) и Уругвайский (1986 – 1994 гг.).
На Токио-раунде ГАТТ были приняты шесть кодексов: соглашение по техническим барьерам в торговле («Кодекс стандартов»); соглашение по правительственным закупкам; соглашение по процедурам лицензирования импорта; три соглашения по интерпретации статей ГАТТ (так называемые «Кодекс по субсидиям», «Кодекс оценки таможенной стоимости» и «Антидемпинговый кодекс»).
Сегодня ГАТТ кроме базисного текста 1948 г. содержит ряд соглашений, совершенствующих его положения и распространяющих их на новые области, а также протоколы (о тарифных уступках; о применении статей ГАТТ; об условиях, на которых отдельные страны присоединились к соглашению и др.), оговорки и пояснения. В этом виде ГАТТ выполняет функцию многостороннего торгового договора для участвующих в нем стран и заменяет систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые преимущества странам-участницам. Они имеют возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней торговли, не неся материальных расходов по созданию и поддержанию сложной системы двусторонних договоренностей.
Уругвайский раунд завершился принятием Марракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организацию (ВТО). Это соглашение, по существу, заменило ГАТТ 1947 г., значительно дополнив его. Соглашение о создании ВТО создает институциональные рамки для контроля различных вопросов, по которым проводились переговоры под эгидой ГАТТ. К основным задачам ВТО относятся: реализация и развитие договора ВТО, включая ратификацию всех результатов переговоров Уругвайского раунда; выполнение функций форума для будущих многосторонних переговоров по торговле; проведение интегрированной процедуры улаживания споров во всех сферах деятельности ВТО; пересмотр торговой политики отдельных членов ВТО; совместная работа с другими международными организациями, прежде всего с Международным валютным фондом и Всемирным Банком.
Высшим органом ВТО является Конференция Министров, которая должна собираться каждые два года. Генеральный Совет исполняет обязанности по урегулированию споров, наблюдает за соблюдением оговоренной торговой политики. Под его руководством находятся специальные советы по торговле товарами, услугами и защите частной собственности. Все органы ВТО открыты для представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения принимаются или на основе принципа единогласия, или большинством голосов. Например, для установления режима наибольшего благоприятствования требуется единогласное решение; для вступления в организацию достаточно согласия двух третей членов ВТО; во многих других случаях достаточно простого большинства.
Во время Уругвайского раунда были приняты решения в сферах, где отсутствие консенсуса и приемлемых для всех правил порождали торговые противоречия и споры, способные нарушить многосторонние соглашения. Были приняты соглашения по сельскому хозяйству, по защитным мерам, техническим барьерам в торговле, субсидиям и компенсационным мерам, по текстильным изделиям и одежде, процедурам лицензирования импорта и др.
Порядок присоединения к ВТО в процедурном плане такой же, какой был предусмотрен в 1947 г. для вступления в ГАТТ. Однако расширение и углубление соглашений ВТО сделали присоединение для новых государств более сложным и проблематичным, так как присоединившиеся страны обязаны выполнять все требования ВТО и не могут делать никаких встречных предложений и рассчитывать на какие-либо дополнительные льготы, кроме предусмотренных соглашениями ВТО. Такой односторонний характер переговоров по присоединению бывает весьма болезненным и требует консенсуса внутри страны относительно присоединения к ВТО.
Желающее присоединиться к ВТО государство подает ее Генеральному директору заявление, с которым знакомятся все члены организации. После рассмотрения заявления специально создаваемой для этого Рабочей группой оно вместе с ее рекомендациями и проектом протокола о присоединении передается Генеральному совету и Конференции Министров. Для выработки решения рабочая группа по присоединению рассматривает внешнеторговый режим присоединяющейся страны и его совместимость с многосторонними торговыми соглашениями; проводит переговоры и составляет для такого государства список уступок и обязательств по ГАТТ 1994 г. и список специфических обязательств к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС).
Рассмотрение внешнеторгового режима присоединяющейся страны и его совместимости с многосторонними торговыми соглашениями осуществляется следующим образом. Страна-заявитель представляет свой меморандум о внешнеторговом режиме, все необходимые статистические данные, а также список применяемых ею тарифов. Рабочая группа вначале в письменной форме ведет переговоры со страной-заявителем, чтобы получить недостающую информацию, а затем на заседаниях с представителями страны-заявителя рассматривают ее Меморандум о внешнеторговом режиме.
Члены Рабочей группы могут инициировать двусторонние переговоры об условиям доступа на рынки товаров и услуг. Переговоры по уступкам в области торговли товарами и переговоры по выработке обязательств в области торговли услугами ведутся страной-заявителем с главными торговыми партнерами. Список таких тарифных уступок, включая специфические уступки в области торговли продукцией сельского хозяйства (доступ на рынок, экспортные субсидии и меры внутренней поддержки) так же, как и список обязательств, составляет неотъемлемую часть протокола о присоединении и распространяется на основе режима наибольшего благоприятствования на всех членов ВТО.
Уступки страны-заявителя в сфере товаров и услуг составляют так называемую «входную плату», т.е. цену за выгоды, получаемые от уступок, сделанных другими странами ВТО и за получение присоединяющейся страной статуса режима наибольшего благоприятствования.
После окончания переговоров, принятия доклада Рабочей группы и одобрения проекта решения на Конференции Министров (двумя третями членов) протокол о присоединении к ВТО вступает в силу.
Всемирная торговая организация регулирует свыше 90% мировой торговли, поэтому участие Беларуси в ВТО имеет важное значение для экономического развития страны, создания необходимых условий для преодоления торговых барьеров на пути белорусского экспорта. Соглашения ВТО предполагают баланс льгот и обязательств.
Республика Беларусь в декабре 1992 г. получила статус наблюдателя при ГАТТ. В сентябре 1993 г. она направила заявление в Секретариат ГАТТ о присоединении. В октябре того же года белорусская делегация выступила с докладом на сессии Совета представителей ГАТТ, и последний принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении, учредив Рабочую группу, в которую вошли представители Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Польши и Турции. В декабре 1995 г. белорусская делегация вручила Генеральному директору ВТО Меморандум о торговом режиме Республики Беларусь. В мае 1996 г. из Секретариата ВТО был получен сводный перечень вопросов государств-членов ВТО по внешнеторговому режиму Республики Беларусь. Сводный перечень ответов был направлен правительством республики в Секретариат ВТО. Согласно процедуре, после рассмотрения в Секретариате перечень ответов передан в Рабочую группу, которая после рассмотрения внешнеторгового режима Беларуси и его совместимости с многосторонними торговыми соглашениями должна определить время начала многосторонних переговоров по торговому режиму и двустороннего переговорного процесса со странами-членами ВТО по тарифным уступкам (товары) и обязательствам (услуги). В результате этих переговоров должен быть сформирован Протокол о присоединении Республики Беларусь к ВТО.
После присоединения к ВТО республика должна получить ряд преимуществ. Во-первых, станет возможной интеграция в международную торговую систему, перевод отношений Республики Беларусь с другими странами на долговременную, стабильную основу. Во-вторых, появится возможность отстаивать и защищать свои интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых основах. В-третьих, полноправное участие в ВТО обеспечит республике статус страны наибольшего благоприятствования в торговле, то есть она сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран мира, что позитивно отразится на расширении экспорта отечественной продукции и активизирует внешнеторговую деятельность. В-четвертых, членство в ВТО оградит страну от дискриминационных мер, которые в последнее время используют в отношении некоторых белорусских товаров другие государства.
Вместе с тем проведение переговоров с ВТО потребует от Беларуси уточнения позиций по многим вопросам, обновления и упорядочения законодательных норм и торговой практики. Главная задача на предстоящих переговорах – выработать условия членства в ВТО, не ущемляющие прав страны в торговле.
В ходе переговоров будет детально анализироваться соответствие нормам ВТО торговой политики, в том числе отношения с государствами СНГ, членами Таможенного союза, внешнеэкономический механизм Беларуси, система тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, таможенная система и валютное регулирование. Переговоры неизбежно затронут внутриэкономическую сферу Беларуси: систему субсидирования, налогообложения, ценообразования, деятельность государственных предприятий, валютно-финансовую политику, а также политику в области сельского хозяйства. На переговорах партнеры будут стремиться обеспечить своим национальным предприятиям и экспортерам такие же условия конкуренции на белорусском рынке, какие имеют белорусские производители. В первую очередь речь пойдет о принятии белорусской стороной обязательств по отмене или ограничению таких мер поддержки, как субсидии, льготы в валютно-финансовой сфере и налогообложении.
В ходе присоединения предстоит провести переговоры по тарифным уступкам со всеми заинтересованными странами и «увязать» ставки таможенного тарифа на согласованном уровне и по согласованным товарным позициям. До начала переговоров необходимо определиться, на какие товары следует снизить пошлины и какие товары следует защищать с помощью таможенных пошлин. Необходимо определить и уровень «увязки» наших таможенных пошлин. Такая работа в настоящий момент проводится правительством. ГАТТ, являющееся «товарной составляющей» ВТО, охватывает сферы торговли, которые ранее не подпадали под многосторонние нормы (соглашения о торговле сельскохозяйственными товарами, текстилем и одеждой, предотгрузочной инспекции товаров), а также соглашения, выросшие в самостоятельные из отдельных положений прежнего ГАТТ (соглашения по санитарным и фито-санитарным нормам, по правилам происхождения товаров, по защитным мерам).
В частности соглашение по сельскому хозяйству содержит обязательства по применению и сокращению мер внутренней поддержки сельскохозяйственного производства и экспорта. В течение шести лет с момента вступления в силу Соглашения о ВТО (для развивающихся стран 10 лет) производственные субсидии сельскому хозяйству должны быть сокращены на 20 % от их уровня 1986 – 1990 гг., а экспортные субсидии – на 36 % в стоимостном выражении (для развивающихся стран – на 24 %). Нетарифные меры регулирования импорта сельскохозяйственных товаров (количественные ограничения, минимальные импортные цены, выборочное импортное лицензирование и т.п.) подлежат трансформации в таможенные пошлины с последующим их сокращением на 36 %.
Соглашение по торговле текстилем и одеждой устанавливает десятилетний переходный период, к концу которого будет ликвидирована система торговли текстилем и одеждой, основанная на согласованных двусторонних квотах. Таможенные тарифы будут постепенно сокращаться, а в ряде случаев упраздняться.
В соглашение о создании ВТО включены кодексы Токийского раунда переговоров (по технологическим барьерам, импортному лицензированию, антидемпинговым и компенсационным пошлинам и др.). Участие в них, в отличие от старого ГАТТ, становится обязательным.
Наибольшую сложность для Беларуси в отношении так называемых "новых" сфер как по степени охвата, так и по специфике обязательств, будут представлять переговоры по присоединению к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). Особенность этого соглашения в том, что оно касается не только традиционных («трансграничных») торговых барьеров, но и инвестиций в торговой сфере, правил перемещения физических лиц и других вопросов, т.е. в значительной степени распространяется на проблемы внутреннего регулирования. Соглашение охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов. Это финансовые услуги, включая банковские и страховые, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, строительство, туризм, образование, индустрия досуга, медицинские, консультационные услуги и др.
Другой новой областью многостороннего регулирования в рамках ВТО является Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно устанавливает единые правила и механизмы в этой области. В Соглашении конкретно указаны обязательства сторон по различным вопросам защиты интеллектуальной собственности в области авторского права, торговых марок обслуживания, географических названий, промышленного дизайна, патентов, торговых секретов, ноу-хау, а также по соблюдению конкуренции в лицензионных соглашениях. Беларусь должна будет принять на себя обязательства по этому Соглашению без проведения переговоров. Хотя не исключена возможность оговорить переходный период для выполнения этих обязательств.
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), запрещает использование мер, препятствующих торговле. Это может существенно повысить привлекательность белорусского рынка для иностранных инвесторов.
Конечно, для стран, вступавших в ГАТТ/ВТО раньше, процедура вступления была проще. Но членство в этой организации выгодно для присоединяющихся сегодня государств, так как альтернативные издержки страны, не являющейся членом ВТО, велики, и с течением времени они будут возрастать.
ГАТТ – это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. В рамках сложившейся на его основе международной организации осуществлялся контроль за выполнением соглашения, велись многосторонние торговые переговоры, рассматривались спорные вопросы, обсуждались важнейшие проблемы международной торговли, принимались правовые решения.
Открытая и свободная многосторонняя торговая система ГАТТ основывается на четырех базовых правилах.
Правило первое. Страны-члены, желая следовать открытой и свободной торговой политике, имеют право защищать национальную продукцию только при помощи тарифов, которые поддерживаются на низком уровне. Странам-участницам запрещается использовать количественные торговые ограничения, они , кроме специально оговоренных случаев, не должны использовать экспортные субсидии, не могут вводить односторонние квоты на импорт.
Правило второе. Снижение и отмена тарифов, устранение других барьеров в торговле могут быть достигнуты путем многосторонних переговоров. Сниженные тарифы перечисляются в основных тарифных позициях, содержащихся в перечне уступок каждой страны. Ставки, приведенные в этих перечнях, известны как «связанные». Страны не могут повышать тарифы выше «связанных» ставок.
Правило третье. Страны отказываются от дискриминации экспорта или импорта товаров из других стран (принцип режима наибольшего благоприятствования). Важным исключением из этого правила является допущение региональных преференциальных соглашений.
Правило четвертое – правило национального режима. Оно требует от стран не облагать импортный товар после его поставки на национальный рынок и уплаты таможенных сборов на границе дополнительными налогами (такими, как налог на добавленную стоимость или продажу) по ставкам выше, чем на аналогичные национальные продукты.
Первоначальный текст ГАТТ отражал экономическую и политическую ситуацию, существовавшую в мире во второй половине 40-х годов. Довольно скоро выяснилось, что его положения отстают от требований развивающихся международных экономических отношений. Развернулся процесс модификации и модернизации ГАТТ. Он проходил в несколько этапов, или раундов. К настоящему времени завершено восемь раундов многосторонних переговоров, наиболее плодотворными из которых были Токийский (1973 – 1979 гг.) и Уругвайский (1986 – 1994 гг.).
На Токио-раунде ГАТТ были приняты шесть кодексов: соглашение по техническим барьерам в торговле («Кодекс стандартов»); соглашение по правительственным закупкам; соглашение по процедурам лицензирования импорта; три соглашения по интерпретации статей ГАТТ (так называемые «Кодекс по субсидиям», «Кодекс оценки таможенной стоимости» и «Антидемпинговый кодекс»).
Сегодня ГАТТ кроме базисного текста 1948 г. содержит ряд соглашений, совершенствующих его положения и распространяющих их на новые области, а также протоколы (о тарифных уступках; о применении статей ГАТТ; об условиях, на которых отдельные страны присоединились к соглашению и др.), оговорки и пояснения. В этом виде ГАТТ выполняет функцию многостороннего торгового договора для участвующих в нем стран и заменяет систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые преимущества странам-участницам. Они имеют возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней торговли, не неся материальных расходов по созданию и поддержанию сложной системы двусторонних договоренностей.
Уругвайский раунд завершился принятием Марракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организацию (ВТО). Это соглашение, по существу, заменило ГАТТ 1947 г., значительно дополнив его. Соглашение о создании ВТО создает институциональные рамки для контроля различных вопросов, по которым проводились переговоры под эгидой ГАТТ. К основным задачам ВТО относятся: реализация и развитие договора ВТО, включая ратификацию всех результатов переговоров Уругвайского раунда; выполнение функций форума для будущих многосторонних переговоров по торговле; проведение интегрированной процедуры улаживания споров во всех сферах деятельности ВТО; пересмотр торговой политики отдельных членов ВТО; совместная работа с другими международными организациями, прежде всего с Международным валютным фондом и Всемирным Банком.
Высшим органом ВТО является Конференция Министров, которая должна собираться каждые два года. Генеральный Совет исполняет обязанности по урегулированию споров, наблюдает за соблюдением оговоренной торговой политики. Под его руководством находятся специальные советы по торговле товарами, услугами и защите частной собственности. Все органы ВТО открыты для представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения принимаются или на основе принципа единогласия, или большинством голосов. Например, для установления режима наибольшего благоприятствования требуется единогласное решение; для вступления в организацию достаточно согласия двух третей членов ВТО; во многих других случаях достаточно простого большинства.
Во время Уругвайского раунда были приняты решения в сферах, где отсутствие консенсуса и приемлемых для всех правил порождали торговые противоречия и споры, способные нарушить многосторонние соглашения. Были приняты соглашения по сельскому хозяйству, по защитным мерам, техническим барьерам в торговле, субсидиям и компенсационным мерам, по текстильным изделиям и одежде, процедурам лицензирования импорта и др.
Порядок присоединения к ВТО в процедурном плане такой же, какой был предусмотрен в 1947 г. для вступления в ГАТТ. Однако расширение и углубление соглашений ВТО сделали присоединение для новых государств более сложным и проблематичным, так как присоединившиеся страны обязаны выполнять все требования ВТО и не могут делать никаких встречных предложений и рассчитывать на какие-либо дополнительные льготы, кроме предусмотренных соглашениями ВТО. Такой односторонний характер переговоров по присоединению бывает весьма болезненным и требует консенсуса внутри страны относительно присоединения к ВТО.
Желающее присоединиться к ВТО государство подает ее Генеральному директору заявление, с которым знакомятся все члены организации. После рассмотрения заявления специально создаваемой для этого Рабочей группой оно вместе с ее рекомендациями и проектом протокола о присоединении передается Генеральному совету и Конференции Министров. Для выработки решения рабочая группа по присоединению рассматривает внешнеторговый режим присоединяющейся страны и его совместимость с многосторонними торговыми соглашениями; проводит переговоры и составляет для такого государства список уступок и обязательств по ГАТТ 1994 г. и список специфических обязательств к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС).
Рассмотрение внешнеторгового режима присоединяющейся страны и его совместимости с многосторонними торговыми соглашениями осуществляется следующим образом. Страна-заявитель представляет свой меморандум о внешнеторговом режиме, все необходимые статистические данные, а также список применяемых ею тарифов. Рабочая группа вначале в письменной форме ведет переговоры со страной-заявителем, чтобы получить недостающую информацию, а затем на заседаниях с представителями страны-заявителя рассматривают ее Меморандум о внешнеторговом режиме.
Члены Рабочей группы могут инициировать двусторонние переговоры об условиям доступа на рынки товаров и услуг. Переговоры по уступкам в области торговли товарами и переговоры по выработке обязательств в области торговли услугами ведутся страной-заявителем с главными торговыми партнерами. Список таких тарифных уступок, включая специфические уступки в области торговли продукцией сельского хозяйства (доступ на рынок, экспортные субсидии и меры внутренней поддержки) так же, как и список обязательств, составляет неотъемлемую часть протокола о присоединении и распространяется на основе режима наибольшего благоприятствования на всех членов ВТО.
Уступки страны-заявителя в сфере товаров и услуг составляют так называемую «входную плату», т.е. цену за выгоды, получаемые от уступок, сделанных другими странами ВТО и за получение присоединяющейся страной статуса режима наибольшего благоприятствования.
После окончания переговоров, принятия доклада Рабочей группы и одобрения проекта решения на Конференции Министров (двумя третями членов) протокол о присоединении к ВТО вступает в силу.
Всемирная торговая организация регулирует свыше 90% мировой торговли, поэтому участие Беларуси в ВТО имеет важное значение для экономического развития страны, создания необходимых условий для преодоления торговых барьеров на пути белорусского экспорта. Соглашения ВТО предполагают баланс льгот и обязательств.
Республика Беларусь в декабре 1992 г. получила статус наблюдателя при ГАТТ. В сентябре 1993 г. она направила заявление в Секретариат ГАТТ о присоединении. В октябре того же года белорусская делегация выступила с докладом на сессии Совета представителей ГАТТ, и последний принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении, учредив Рабочую группу, в которую вошли представители Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Польши и Турции. В декабре 1995 г. белорусская делегация вручила Генеральному директору ВТО Меморандум о торговом режиме Республики Беларусь. В мае 1996 г. из Секретариата ВТО был получен сводный перечень вопросов государств-членов ВТО по внешнеторговому режиму Республики Беларусь. Сводный перечень ответов был направлен правительством республики в Секретариат ВТО. Согласно процедуре, после рассмотрения в Секретариате перечень ответов передан в Рабочую группу, которая после рассмотрения внешнеторгового режима Беларуси и его совместимости с многосторонними торговыми соглашениями должна определить время начала многосторонних переговоров по торговому режиму и двустороннего переговорного процесса со странами-членами ВТО по тарифным уступкам (товары) и обязательствам (услуги). В результате этих переговоров должен быть сформирован Протокол о присоединении Республики Беларусь к ВТО.
После присоединения к ВТО республика должна получить ряд преимуществ. Во-первых, станет возможной интеграция в международную торговую систему, перевод отношений Республики Беларусь с другими странами на долговременную, стабильную основу. Во-вторых, появится возможность отстаивать и защищать свои интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых основах. В-третьих, полноправное участие в ВТО обеспечит республике статус страны наибольшего благоприятствования в торговле, то есть она сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран мира, что позитивно отразится на расширении экспорта отечественной продукции и активизирует внешнеторговую деятельность. В-четвертых, членство в ВТО оградит страну от дискриминационных мер, которые в последнее время используют в отношении некоторых белорусских товаров другие государства.
Вместе с тем проведение переговоров с ВТО потребует от Беларуси уточнения позиций по многим вопросам, обновления и упорядочения законодательных норм и торговой практики. Главная задача на предстоящих переговорах – выработать условия членства в ВТО, не ущемляющие прав страны в торговле.
В ходе переговоров будет детально анализироваться соответствие нормам ВТО торговой политики, в том числе отношения с государствами СНГ, членами Таможенного союза, внешнеэкономический механизм Беларуси, система тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, таможенная система и валютное регулирование. Переговоры неизбежно затронут внутриэкономическую сферу Беларуси: систему субсидирования, налогообложения, ценообразования, деятельность государственных предприятий, валютно-финансовую политику, а также политику в области сельского хозяйства. На переговорах партнеры будут стремиться обеспечить своим национальным предприятиям и экспортерам такие же условия конкуренции на белорусском рынке, какие имеют белорусские производители. В первую очередь речь пойдет о принятии белорусской стороной обязательств по отмене или ограничению таких мер поддержки, как субсидии, льготы в валютно-финансовой сфере и налогообложении.
В ходе присоединения предстоит провести переговоры по тарифным уступкам со всеми заинтересованными странами и «увязать» ставки таможенного тарифа на согласованном уровне и по согласованным товарным позициям. До начала переговоров необходимо определиться, на какие товары следует снизить пошлины и какие товары следует защищать с помощью таможенных пошлин. Необходимо определить и уровень «увязки» наших таможенных пошлин. Такая работа в настоящий момент проводится правительством. ГАТТ, являющееся «товарной составляющей» ВТО, охватывает сферы торговли, которые ранее не подпадали под многосторонние нормы (соглашения о торговле сельскохозяйственными товарами, текстилем и одеждой, предотгрузочной инспекции товаров), а также соглашения, выросшие в самостоятельные из отдельных положений прежнего ГАТТ (соглашения по санитарным и фито-санитарным нормам, по правилам происхождения товаров, по защитным мерам).
В частности соглашение по сельскому хозяйству содержит обязательства по применению и сокращению мер внутренней поддержки сельскохозяйственного производства и экспорта. В течение шести лет с момента вступления в силу Соглашения о ВТО (для развивающихся стран 10 лет) производственные субсидии сельскому хозяйству должны быть сокращены на 20 % от их уровня 1986 – 1990 гг., а экспортные субсидии – на 36 % в стоимостном выражении (для развивающихся стран – на 24 %). Нетарифные меры регулирования импорта сельскохозяйственных товаров (количественные ограничения, минимальные импортные цены, выборочное импортное лицензирование и т.п.) подлежат трансформации в таможенные пошлины с последующим их сокращением на 36 %.
Соглашение по торговле текстилем и одеждой устанавливает десятилетний переходный период, к концу которого будет ликвидирована система торговли текстилем и одеждой, основанная на согласованных двусторонних квотах. Таможенные тарифы будут постепенно сокращаться, а в ряде случаев упраздняться.
В соглашение о создании ВТО включены кодексы Токийского раунда переговоров (по технологическим барьерам, импортному лицензированию, антидемпинговым и компенсационным пошлинам и др.). Участие в них, в отличие от старого ГАТТ, становится обязательным.
Наибольшую сложность для Беларуси в отношении так называемых "новых" сфер как по степени охвата, так и по специфике обязательств, будут представлять переговоры по присоединению к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). Особенность этого соглашения в том, что оно касается не только традиционных («трансграничных») торговых барьеров, но и инвестиций в торговой сфере, правил перемещения физических лиц и других вопросов, т.е. в значительной степени распространяется на проблемы внутреннего регулирования. Соглашение охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов. Это финансовые услуги, включая банковские и страховые, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, строительство, туризм, образование, индустрия досуга, медицинские, консультационные услуги и др.
Другой новой областью многостороннего регулирования в рамках ВТО является Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно устанавливает единые правила и механизмы в этой области. В Соглашении конкретно указаны обязательства сторон по различным вопросам защиты интеллектуальной собственности в области авторского права, торговых марок обслуживания, географических названий, промышленного дизайна, патентов, торговых секретов, ноу-хау, а также по соблюдению конкуренции в лицензионных соглашениях. Беларусь должна будет принять на себя обязательства по этому Соглашению без проведения переговоров. Хотя не исключена возможность оговорить переходный период для выполнения этих обязательств.
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), запрещает использование мер, препятствующих торговле. Это может существенно повысить привлекательность белорусского рынка для иностранных инвесторов.
Конечно, для стран, вступавших в ГАТТ/ВТО раньше, процедура вступления была проще. Но членство в этой организации выгодно для присоединяющихся сегодня государств, так как альтернативные издержки страны, не являющейся членом ВТО, велики, и с течением времени они будут возрастать.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи