Важнейшим средством экономического регулирования сельского хозяйства и экономики в целом в условиях рынка является денежно-кредитная политика. Она предполагает наличие развитой банковской системы. Начало созданию рыночных денежно-кредитной и банковской систем Беларуси положили законы “О Национальном банке Республики Беларусь” и “О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь”, принятые Верховным Советом в декабре 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР. На их базе был сформирован Национальный банк Республики Беларусь, этим же постановлением учреждения Сберегательного банка, Внешэкономбанка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка на территории Республики Беларусь преобразованы в коммерческие банки на акционерной и паевой основе. Таким образом, в нашей республике была сформирована двухуровневая банковская система. Из Национального банка Республики Беларуси, коммерческих банков.
Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны. Он самостоятелен в своей деятельности, и руководствуется в ней только законом и уставом, утвержденными парламентом страны. Национальный банк и ежегодно представляет Национальному Собранию отчет о своей работе. Национальный банк имеет уставный, резервный и другие фонды. Главной целью Национального банка является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, поддержание стабильности цен. Его основными задачами являются выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования денежно-кредитной системы, поддержка общей экономической политики правительства республики.
Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются : денежно-кредитное регулирование; организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания коммерческих банков; организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения государственного бюджета через коммерческие банки; регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими , применяемого банковского законодательства издаваемых Национальным банком нормативных актов и нормативов; контроль за открытием филиалов и представительств иностранных банков на территории страны; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности; регулирование кредитного рынка; обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.
Национальный банк регулирует денежную массу в обращении посредством: установления для коммерческих банков обязательных экономических нормативов; изменения процентных ставок Национального банка по кредитам, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты; рефинансирования банков путем продажи ценных бумаг и иностранной валюты; рефинансирования банков путем предоставления им краткосрочных кредитов; проведения операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для коммерческих банков следующие нормативы: минимальный размер уставного фонда, предельное соотношение размеров собственных средств банка и суммы его активов; показатели ликвидности баланса, размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке; максимальный размер риска на одного заемщика; размеры валютного и курсового риска и другие. Национальный банк за счет доходов коммерческих банков определяет порядок формирования обязательных страховых и резервных фондов банков для возмещения возможных убытков вкладчиков.
Коммерческие банки выполняют две основные функции: они хранят денежные вклады предприятий и домашних хозяйств и предоставляют ссуды предприятиям и частным лицам. На 1 января 1994 г. функционировало 48 коммерческих банков и 531 их филиалов. Собственный капитал банков в 1994 г. был 1086 млрд. руб., их балансовая прибыль - 763,2 млрд. руб.
Национальный банк Республики Беларусь предписал увеличивать уставный фонд действующим банков со 160 ЭКЮ в апреле 1994 г., до 2 млн. ЭКЮ к 1 июля 1995 г. Эта мера, а также инфляция послужили причиной прекращения деятельности ряда банков. На 1 февраля 1998 г. работало 26 коммерческих банков. Их филиальная сеть расширилась почти до 600 учреждений. Собственный капитал вырос до 6840 млрд. руб. Таким образом, проявилась тенденция концентрации банковского капитала.
В четырех специализированных банках - Белорусском сельскохозяйственном (Белагропромбанк, Промышленным и строительном Белпромстройбанк), внешней торговли (Белвнешэкономбанк) и акционерный сберегательный банк
(Беларусбанк) - сосредоточено свыше 70% активов коммерческих банков Беларуси. Они зарегистрированы как акционерные компании. Государству принадлежат от 1/3 до 2/3 их уставного капитала.
Предприятия сельского хозяйства обслуживает в основном Белагропромбанк, имевший в 1998 г. 125 отделений во всех городах и райцентрах республики. Беларусбанк, который специализируется на вкладах населения, а также выполняет роль фискального агента по сбору налогов, арендной платы и других начислений, имеет свыше 150 отделений и большое число их филиалов как в городских, так и в сельских населенных пунктах Беларуси. Словом, в сельском хозяйстве банковская инфраструктура представлена учреждениями в основном двух коммерческих банков-монополистов. Поэтому нужно сформировать конкурентоспособную аграрную финансовую систему, состоящую из учреждений многочисленных коммерческих банков и других финансовых институтов, способных обеспечить весь комплекс банковских услуг, включая мобилизацию вкладов, транспортные и инвестиционные операции, операции с ценными бумагами, операции с долгосрочным ссудным капиталом. Эффективность деятельности такой системы будет зависеть от мер по стабилизации денежно-кредитной политики и совершенствования системы бухгалтерского учета предприятий и банков.
Денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком, состоит в изменении денежного предложения с целью воздействия на совокупный объем производства, занятость и уровень цен. Эта политика направлена на увеличение денежного предложения во время спада для поощрения совокупных расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для сокращения этих расходов.
Существует три основных способа воздействия на величину денежной массы: операции на открытом рынке; регулирование нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке связаны с покупкой и продажей государственных облигаций Национальным банком коммерческим банкам и населению. Покупая ценные бумаги Национальный банк платит им деньги, увеличивает резервы коммерческих банков и наличные деньги населения. В результате денежное предложение возрастает. При продаже ценных бумаг сокращаются резервы коммерческих банков и наличность у населения. Что заставляет коммерческие банки и население продавать и покупать ценные бумаги? Когда Национальный банк решает покупать ценные бумаги, спрос на них возрастает. Следовательно, цены финансовых активов поднимаются, а приносимые ими доходы относительно упадут. Возросшие цены и понизившиеся процентные ставки ценных бумаг побуждают банки и население продавать их Национальному банку. И наоборот, когда последний решает продавать ценные бумаги, дополнительное их предложение на рынке понижает цены и поднимает процентные ставки, делая тем самым ценные бумаги объектом выгодной покупки.
Изменение резервной нормы. Если Национальный банк увеличит норму обязательных резервов, это уменьшит массу денег в обращении за счет сокращения способности коммерческих банков к кредитованию. Понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает способность банков к кредитованию, расширяя денежное предложение. Изменение нормы обязательных резервов используется сравнительно редко, так как является сильнодействующим инструментом.
Изменение учетной ставки. Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают проценты по ссудам, Национальный банк взыскивает процент по ссудам, которые могут быть предоставлены коммерческим банкам. Такая ставка процента называется учетной ставкой. Ссуды Национального банка увеличивают резервы коммерческих банков, учетная ставка для них является издержками, по приобретению резервов. Снижение учетной ставки стимулирует коммерческие банки приобретать дополнительные резервы, увеличивая тем самым денежное предложение. И наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к дополнительным резервам. Повышая учетную ставку, Национальный банк стремится ограничить предложение денег.
Проанализируем, как изменение денежного предложения влияет на экономику. Рассмотрим кейнсианскую концепцию денежно-кредитной политики (Табл. 13.1).
Для решения проблем безработицы и недоиспользования производственных мощностей Национальный банк прибегает к политике “дешевых денег”. Он выполняет в определенной комбинации следующие действия: покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке; понижение резервной нормы или понижение учетной ставки. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызовет рост инвестиций и увеличение равновесного ЧНП. Величина, на которую возрастает ЧНП, зависит от степени роста инвестиций и величины инвестиционного мутьтипликатора. При сильных инфляционных процессах Национальный банк прибегает к политике “дорогих денег”. Он предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги, или увеличивает резервную норму, или увеличивает учетную ставку. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение процентной ставки. Рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.
Отметим, что на эффективность денежно-кредитной политики влияет и обратное воздействие величины ЧНП на уровень процентной ставки. Так как спрос на деньги для сделок ( трансакционный спрос на деньги) прямо зависит от размеров номинального ЧНП, то при росте ЧНП, вызванным политикой “дешевых денег”, увеличивается спрос на них, что в некоторой степени противодействует политике “дешевых денег” по понижению ставки процента. И наоборот, политика “дорогих денег” понижает ЧНП. Это уменьшает спрос на деньги и ослабляет первоначальный, состоящий в повышении процентной ставки результат политики “дорогих денег”. Указанные особенности должны учитываться при реализации денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика по сравнению с фискальной отличается большей оперативностью и гибкостью. Если фискальная политика требует политических решений, которые принимает Национальное Собрание страны, то денежно-кредитная политика реализуется Национальным банком самостоятельно. Вместе с тем денежно-кредитная политика имеет и недостатки. Например, политика “дешевых денег” может натолкнуться на проблему, когда при низких процентных ставках коммерческие банки не желают давать деньги в кредит. Такая ситуация возникает во время глубокой депрессии. Снижает эффективность денежно-кредитной политики и изменение скорости обращения денег. По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном их предложению, тормозя тем самым изменения в предложении денег, регулируемые денежно-кредитной политикой.
При проведении денежно-кредитной политики возникает еще одна сложная проблема. Поскольку Национальный банк не может стабилизировать одновременно и процентную ставку, и денежное предложение. Необходимо выбрать одну из этих мер. Попытки стабилизировать процентные ставки путем повышения предложения денег усугубляли инфляцию. Из этого был сделан вывод, что в дальнейшем целью денежно-кредитной политики должен стать контроль за денежным предложением при колебании процентных ставок в широких пределах. Вместе с изменением процентных ставок существенным колебаниям подвергались реальный ЧНП и занятость. Поэтому в настоящее время в период стагфляции делаются попытки регулировать и процентную ставку, и денежное предложение
Денежное предложение определяется денежной массой М 3 в обращении, которой располагает банковская система страны. М 3 включает наличные и безналичные деньги. Безналичные деньги - это: средства на расчетных, текущих счетах и спецсчетах; вклады коммерческих банков; депозиты до востребования; срочные вклады; ценные бумаги; страховые полисы. Динамика структуры денежной массы М 3 за 1992 – 97 гг. и за первый месяц 1998 г. отражена в таблице 13.2. Из таблицы видно, что в общей массе М 3 увеличился удельный вес наличных денег и значительно снизился удельный вес рублевых депозитов до востребования и срочных вкладов. Одновременно резко возрос удельный вес иностранных депозитов. Это свидетельствует о кризисной ситуации в денежно кредитной сфере Республики Беларусь в результате усиления инфляционных процессов.
Разнонаправленная динамика реальных объемов производства и денежной массы является проявлением инфляции. В условиях свободы ценообразования произошло их рыночное уравнивание за счет широкомасштабного увеличения цен.
Инфляция - сложное макроэкономическое явление. Это переполнение сферы обращения денежной массой сверх реальных потребностей товарооборота, обесценивание денег, рост среднего уровня цен на товары и услуги в стране. Инфляция может проявляться и при стабильных ценах хроническим отставанием предложения от спроса.
В зависимости от темпов принято говорить об умеренной (ползучей), галопирующей инфляции и гиперинфляции. При умеренной инфляции темпы роста цен не превышают 5 – 10% в год, а деньги продолжают нормально выполнять свои функции. При галопирующей инфляции цены стремительно растут на 20 – 200% в год. Это порождает “бегство от денег” – ускоренную материализацию их в товары. Для гиперинфляции характерен высокий (больше 200% в год) скачкообразный рост цен, опережающий темпы прироста денежной массы. Именно такая инфляция, при одновременном спаде производства в 1992 - 1994 гг. была в Беларуси
По экспертным оценкам, к началу 1992 г. в СССР был накоплен трех-четырехкратный инфляционный потенциал делового и потребительского спроса, протекавшего в скрытой форме. Он был обусловлен государственным долгом СССР, диспропорциями в экономике, создавшими структурную и региональную дефицитность рынков, а также перекосами в ценообразовании. Либерализация цен в начале 1992 г.на большинство видов продукции превратила огромный скрытый инфляционный спрос в открытый инфляционный процесс, когда цены в первые месяцы 1992 г. сделал резкий скачок.
В экономике Беларуси наблюдалось повышение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества. В 1992 г. общая скорость обращения денег (М 3) составляла 6.1 оборота, в 1993 г. – 7.6 оборота. Причинами увеличения скорости оборота денежной массы (М 3) послужили: изменения в соотношении удельных весов отдельных структурных ее элементов, имеющих различную ликвидность; более жесткие условия кредитования коммерческими банками, сдерживающие рост денежных средств и увеличивающие их подвижность; снижение курса белорусского рубля; структурные сдвиги в хозяйственной сфере в пользу отраслей, в которых оборачиваемость денежных средств выше; скорость движения по расчетным каналам; бегство капитала в другие государства; натурализация торговых операций в результате распространения бартера, что уменьшает массу денег необходимых экономике.
Первым и основным источником роста денежной массы является продолжаюшаяся высокими темпами внутренняя кредитная эмиссия, порождающая избыточные, “неотоваренные” рублевые денежные средства и вызывающая дополнительный деловой и потребительский спрос. Ввод в обращение дополнительных денежных средств был предназначен, во-первых, для покрытия возрастающих производственных затрат. Это позволяет говорить о преобладании в Беларуси, начиная со второго квартала 1992 г. инфляции, инициируемой издержками производства. В республике два самых важных источника инфляции издержек –– рост цен на импортируемое сырье и энергоносители и увеличение номинальной заработной платы.
В 1993 г. около 77% всех кредитов, или 2,2 трлн. руб., было направлено на прямую поддержку предприятий и организаций. Причем почти половину их рефинансировал Национальный банк на льготных условиях – по ставкам ниже учетной и уровня инфляции. Большая часть кредитов (36%) была выделена сельскому хозяйству.
Во-вторых, внутренняя кредитная эмиссия была вызвана дефицитом государственных финансов. Доходы государственного бюджета в 1993 г. выросли по отношению к 1992 г. в 13 раз, а расходы – в 14 раз. Дефицит бюджета увеличился с 2% ВВП в 1992 г. до 4,3% в 1993 г., по отношению к расходной части бюджета дефицит увеличился соответственно с 5,8 до 13,1%. В 1994 г. ситуация изменилась. Доходы государственного бюджета выросли по отношению к 1993 году в 17,9 раз, расходы – в 17 раз. Дефицит бюджета снизился до 3% ВВП. Вместе с тем наблюдался дальнейший рост внутреннего долга государства. За 1994 г. он вырос в 3,5 раза и составил 51,1 млрд. руб.
В 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь прибегнул к непопулярной мере – покрытию почти всего роста дефицита бюджета относительно прошлого года его прироста за счет кредитной эмиссии Национального банка, что вызвало мультипликативно усиленную накачку “пустых” денег в экономику и подстегнуло инфляционную спираль.
Вторым основным источником роста денежной массы явились значительные внешние заимствования, которые в условиях падения курса белорусского рубля обусловили почти 73-кратный рост массы иностранной валюты в рублевом исчислении, в результате чего удельный вес иностранной валюты в общем количестве денег вырос за 1993 г. с 7,4% до 47,2%.
В 1994 г. рост совокупной денежной массы происходил вследствие значительного увеличения как рублевой, так и инвалютной ее составляющих, возросших соответственно в 15 и 26 раз. Высокие темпы роста валютной части денежной массы объяснялись в основном ростом курса иностранных валют. В долларовом эквиваленте прирост депозитов в иностранной валюте составил 74%, что почти в 3 раза больше, чем в 1993 г. Из-за разных темпов роста основных элементов денежной массы доля в ней рублевых денежных средств уменьшилась за год с 58,1 до 44,5%, а инвалютных средств возросла с 41,9 до 55,5%.
Влияние инфляции на сельское хозяйство Беларуси многопланово. Главное отрицательное воздействие ее в том, что обесцениваются оборотные средства и амортизационный фонд. Инфляция дестабилизирует денежную систему и ее центральное звено – систему цен. Причем в сельском хозяйстве из-за более медленного, чем в целом по экономике, кругооборота производственных фондов цены на продукцию растут меньше, чем на на промышленные товары. Тем самым усугубляется диспаритет цен.
Поэтому цель антиинфляционной государственной политики – сделать инфляцию управляемой, а ее уровень умеренным.
Можно выделить два подхода антиинфляционной политики. Первый из них – это активная фискальная политика: маневрирование государственными расходами и налогами с целью воздействия на платежеспособный спрос. Ограничивая свои расходы и повышая налоги, государство сокращает спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к увеличению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.
Фискальная политика проводится также и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего для получателей средних и высоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары их услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуют экономисты неоклассического направления. Они выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующие на экономическую ситуацию. Центральный банк страны изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста ведет к потере контроля над инфляцией.
Опыт антиинфляционных мероприятий в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что целесообразно сочетать меры долговременной и кратковременной политики. Долговременная политика призвана, во-первых, погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкое последовательное антиинфляционное регулирование и завоевать доверие населения. На изменение потребительской психологии могут влиять такие мероприятия, как стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля, т.е. все, что способствует эффективному функционированию рынка.
К долговременным антиинфляционным мерам относятся также покрытие бюджетного дефицита путем продажи государственных ценных бумаг; ограничение денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции; ослабление влияния внешних факторов, уменьшение инфляционного воздействия на экономику движения иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Успешный результат ее возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. С этой целью государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству товары и услуги нужные населению. Приватизация части государственной собственности увеличивает поступления в бюджет и тем самым уменьшают его дефицит. Понизить инфляционный спрос можно также за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий.
Воздействуют на темпы инфляции уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.
В Беларуси первые серьезные попытки включить инструменты денежно-кредитного регулирования для обуздания инфляции были предприняты в 1995 г. Основные параметры денежно-кредитного регулирования приведены в табл. 13.3. С октября 1994 г. Национальный банк активно меняет учетную ставку. Как видно из табл. 13.3, на начало 1995 г. она составила 40% в месяц, то есть стала положительной, выше темпа инфляции. Положительная процентная ставка способствовала стабилизации функционирования экономики. Это означает, что денежные ресурсы размещаются в народном хозяйстве не бесплатно. Удорожание кредитных ресурсов для коммерческих банков повысило стоимость кредитов и снизило спрос на них.
Для реализации текущей потребности в рублевых средствах банки и предприятия в этот период вынуждены были продавать часть своих активов в иностранных валютах на Межбанковской валютной бирже, что относительно увеличило предложение валют по сравнению со спросом на них. Активная политика Национального банка по поддержанию курса белорусского рубля к доллару США в первом полугодии 1995 г.привела к тому, что банк купил иностранной валюты более чем на 150 млн. долл. США и довел золото-валютные резервы до 250 млн. долл. США.
В начале 1995 г. Национальный банк увеличил также норму обязательных резервов коммерческих банков до 12%. Тем самым был уменьшен размер кредитных ресурсов коммерческих банков, то есть размер денежной базы банковской системы. На достижение подобного эффекта был направлен и выпуск государственных ценных бумаг (ГКО). Причем, их эмиссия позволяет не только изъять денежную массу у инвесторов, приобретавших эти ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение дополнительного количества денег.
Использование инструментов денежно-кредитной политики, а также ограничение межбанковских кредитов, прекращение использования иностранных валют для расчетов в розничной торговле, отмена обязательной продажи предприятиями части валютной выручки позволили в основном стабилизировать покупательную способность белорусского рубля. Из табл. 13.4 видно, что уровень инфляции в 1996 г. был 140%, тогда как в 1995 г. – 344%. В 1977 г. он несколько вырос и составил 163%. Такую же тенденцию имела и денежная масса. Однако в целом рост этих показателей был незначительным. Относительная устойчивость денежной единицы позволила создать благоприятные условия для стабилизации и сельского хозяйства.
Итак, денежно-кредитная политика может, и весьма эффективно, использоваться для снижения инфляции, а также в период экономического спада. Особенностью инструментов денежно-кредитной политики является единство их действия для всей банковской системы, тогда как инструменты фискальной политики могут действовать избирательно и дифференцированно по отношению к различным субъектам хозяйствования. Чтобы действие инструментов денежно-кредитной политики в сельском хозяйстве было эффективным, важно расширить сферу рыночных отношений в аграрном секторе, вовлечь в рыночный оборот земельные участки и недвижимость, сделав их предметом залога в специализированных земельных, ипотечных и кооперативных банках.
Таблица 13.2. Динамика структуры совокупной денежной массы , %
Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны. Он самостоятелен в своей деятельности, и руководствуется в ней только законом и уставом, утвержденными парламентом страны. Национальный банк и ежегодно представляет Национальному Собранию отчет о своей работе. Национальный банк имеет уставный, резервный и другие фонды. Главной целью Национального банка является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, поддержание стабильности цен. Его основными задачами являются выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования денежно-кредитной системы, поддержка общей экономической политики правительства республики.
Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются : денежно-кредитное регулирование; организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания коммерческих банков; организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения государственного бюджета через коммерческие банки; регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими , применяемого банковского законодательства издаваемых Национальным банком нормативных актов и нормативов; контроль за открытием филиалов и представительств иностранных банков на территории страны; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности; регулирование кредитного рынка; обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.
Национальный банк регулирует денежную массу в обращении посредством: установления для коммерческих банков обязательных экономических нормативов; изменения процентных ставок Национального банка по кредитам, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты; рефинансирования банков путем продажи ценных бумаг и иностранной валюты; рефинансирования банков путем предоставления им краткосрочных кредитов; проведения операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для коммерческих банков следующие нормативы: минимальный размер уставного фонда, предельное соотношение размеров собственных средств банка и суммы его активов; показатели ликвидности баланса, размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке; максимальный размер риска на одного заемщика; размеры валютного и курсового риска и другие. Национальный банк за счет доходов коммерческих банков определяет порядок формирования обязательных страховых и резервных фондов банков для возмещения возможных убытков вкладчиков.
Коммерческие банки выполняют две основные функции: они хранят денежные вклады предприятий и домашних хозяйств и предоставляют ссуды предприятиям и частным лицам. На 1 января 1994 г. функционировало 48 коммерческих банков и 531 их филиалов. Собственный капитал банков в 1994 г. был 1086 млрд. руб., их балансовая прибыль - 763,2 млрд. руб.
Национальный банк Республики Беларусь предписал увеличивать уставный фонд действующим банков со 160 ЭКЮ в апреле 1994 г., до 2 млн. ЭКЮ к 1 июля 1995 г. Эта мера, а также инфляция послужили причиной прекращения деятельности ряда банков. На 1 февраля 1998 г. работало 26 коммерческих банков. Их филиальная сеть расширилась почти до 600 учреждений. Собственный капитал вырос до 6840 млрд. руб. Таким образом, проявилась тенденция концентрации банковского капитала.
В четырех специализированных банках - Белорусском сельскохозяйственном (Белагропромбанк, Промышленным и строительном Белпромстройбанк), внешней торговли (Белвнешэкономбанк) и акционерный сберегательный банк
(Беларусбанк) - сосредоточено свыше 70% активов коммерческих банков Беларуси. Они зарегистрированы как акционерные компании. Государству принадлежат от 1/3 до 2/3 их уставного капитала.
Предприятия сельского хозяйства обслуживает в основном Белагропромбанк, имевший в 1998 г. 125 отделений во всех городах и райцентрах республики. Беларусбанк, который специализируется на вкладах населения, а также выполняет роль фискального агента по сбору налогов, арендной платы и других начислений, имеет свыше 150 отделений и большое число их филиалов как в городских, так и в сельских населенных пунктах Беларуси. Словом, в сельском хозяйстве банковская инфраструктура представлена учреждениями в основном двух коммерческих банков-монополистов. Поэтому нужно сформировать конкурентоспособную аграрную финансовую систему, состоящую из учреждений многочисленных коммерческих банков и других финансовых институтов, способных обеспечить весь комплекс банковских услуг, включая мобилизацию вкладов, транспортные и инвестиционные операции, операции с ценными бумагами, операции с долгосрочным ссудным капиталом. Эффективность деятельности такой системы будет зависеть от мер по стабилизации денежно-кредитной политики и совершенствования системы бухгалтерского учета предприятий и банков.
Денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком, состоит в изменении денежного предложения с целью воздействия на совокупный объем производства, занятость и уровень цен. Эта политика направлена на увеличение денежного предложения во время спада для поощрения совокупных расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для сокращения этих расходов.
Существует три основных способа воздействия на величину денежной массы: операции на открытом рынке; регулирование нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке связаны с покупкой и продажей государственных облигаций Национальным банком коммерческим банкам и населению. Покупая ценные бумаги Национальный банк платит им деньги, увеличивает резервы коммерческих банков и наличные деньги населения. В результате денежное предложение возрастает. При продаже ценных бумаг сокращаются резервы коммерческих банков и наличность у населения. Что заставляет коммерческие банки и население продавать и покупать ценные бумаги? Когда Национальный банк решает покупать ценные бумаги, спрос на них возрастает. Следовательно, цены финансовых активов поднимаются, а приносимые ими доходы относительно упадут. Возросшие цены и понизившиеся процентные ставки ценных бумаг побуждают банки и население продавать их Национальному банку. И наоборот, когда последний решает продавать ценные бумаги, дополнительное их предложение на рынке понижает цены и поднимает процентные ставки, делая тем самым ценные бумаги объектом выгодной покупки.
Изменение резервной нормы. Если Национальный банк увеличит норму обязательных резервов, это уменьшит массу денег в обращении за счет сокращения способности коммерческих банков к кредитованию. Понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает способность банков к кредитованию, расширяя денежное предложение. Изменение нормы обязательных резервов используется сравнительно редко, так как является сильнодействующим инструментом.
Изменение учетной ставки. Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают проценты по ссудам, Национальный банк взыскивает процент по ссудам, которые могут быть предоставлены коммерческим банкам. Такая ставка процента называется учетной ставкой. Ссуды Национального банка увеличивают резервы коммерческих банков, учетная ставка для них является издержками, по приобретению резервов. Снижение учетной ставки стимулирует коммерческие банки приобретать дополнительные резервы, увеличивая тем самым денежное предложение. И наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к дополнительным резервам. Повышая учетную ставку, Национальный банк стремится ограничить предложение денег.
Проанализируем, как изменение денежного предложения влияет на экономику. Рассмотрим кейнсианскую концепцию денежно-кредитной политики (Табл. 13.1).
Таблица 13.1. Кейнсианский подход к денежно-кредитной политике
Для решения проблем безработицы и недоиспользования производственных мощностей Национальный банк прибегает к политике “дешевых денег”. Он выполняет в определенной комбинации следующие действия: покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке; понижение резервной нормы или понижение учетной ставки. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызовет рост инвестиций и увеличение равновесного ЧНП. Величина, на которую возрастает ЧНП, зависит от степени роста инвестиций и величины инвестиционного мутьтипликатора. При сильных инфляционных процессах Национальный банк прибегает к политике “дорогих денег”. Он предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги, или увеличивает резервную норму, или увеличивает учетную ставку. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение процентной ставки. Рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.
Отметим, что на эффективность денежно-кредитной политики влияет и обратное воздействие величины ЧНП на уровень процентной ставки. Так как спрос на деньги для сделок ( трансакционный спрос на деньги) прямо зависит от размеров номинального ЧНП, то при росте ЧНП, вызванным политикой “дешевых денег”, увеличивается спрос на них, что в некоторой степени противодействует политике “дешевых денег” по понижению ставки процента. И наоборот, политика “дорогих денег” понижает ЧНП. Это уменьшает спрос на деньги и ослабляет первоначальный, состоящий в повышении процентной ставки результат политики “дорогих денег”. Указанные особенности должны учитываться при реализации денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика по сравнению с фискальной отличается большей оперативностью и гибкостью. Если фискальная политика требует политических решений, которые принимает Национальное Собрание страны, то денежно-кредитная политика реализуется Национальным банком самостоятельно. Вместе с тем денежно-кредитная политика имеет и недостатки. Например, политика “дешевых денег” может натолкнуться на проблему, когда при низких процентных ставках коммерческие банки не желают давать деньги в кредит. Такая ситуация возникает во время глубокой депрессии. Снижает эффективность денежно-кредитной политики и изменение скорости обращения денег. По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном их предложению, тормозя тем самым изменения в предложении денег, регулируемые денежно-кредитной политикой.
При проведении денежно-кредитной политики возникает еще одна сложная проблема. Поскольку Национальный банк не может стабилизировать одновременно и процентную ставку, и денежное предложение. Необходимо выбрать одну из этих мер. Попытки стабилизировать процентные ставки путем повышения предложения денег усугубляли инфляцию. Из этого был сделан вывод, что в дальнейшем целью денежно-кредитной политики должен стать контроль за денежным предложением при колебании процентных ставок в широких пределах. Вместе с изменением процентных ставок существенным колебаниям подвергались реальный ЧНП и занятость. Поэтому в настоящее время в период стагфляции делаются попытки регулировать и процентную ставку, и денежное предложение
Денежное предложение определяется денежной массой М 3 в обращении, которой располагает банковская система страны. М 3 включает наличные и безналичные деньги. Безналичные деньги - это: средства на расчетных, текущих счетах и спецсчетах; вклады коммерческих банков; депозиты до востребования; срочные вклады; ценные бумаги; страховые полисы. Динамика структуры денежной массы М 3 за 1992 – 97 гг. и за первый месяц 1998 г. отражена в таблице 13.2. Из таблицы видно, что в общей массе М 3 увеличился удельный вес наличных денег и значительно снизился удельный вес рублевых депозитов до востребования и срочных вкладов. Одновременно резко возрос удельный вес иностранных депозитов. Это свидетельствует о кризисной ситуации в денежно кредитной сфере Республики Беларусь в результате усиления инфляционных процессов.
Разнонаправленная динамика реальных объемов производства и денежной массы является проявлением инфляции. В условиях свободы ценообразования произошло их рыночное уравнивание за счет широкомасштабного увеличения цен.
Инфляция - сложное макроэкономическое явление. Это переполнение сферы обращения денежной массой сверх реальных потребностей товарооборота, обесценивание денег, рост среднего уровня цен на товары и услуги в стране. Инфляция может проявляться и при стабильных ценах хроническим отставанием предложения от спроса.
В зависимости от темпов принято говорить об умеренной (ползучей), галопирующей инфляции и гиперинфляции. При умеренной инфляции темпы роста цен не превышают 5 – 10% в год, а деньги продолжают нормально выполнять свои функции. При галопирующей инфляции цены стремительно растут на 20 – 200% в год. Это порождает “бегство от денег” – ускоренную материализацию их в товары. Для гиперинфляции характерен высокий (больше 200% в год) скачкообразный рост цен, опережающий темпы прироста денежной массы. Именно такая инфляция, при одновременном спаде производства в 1992 - 1994 гг. была в Беларуси
По экспертным оценкам, к началу 1992 г. в СССР был накоплен трех-четырехкратный инфляционный потенциал делового и потребительского спроса, протекавшего в скрытой форме. Он был обусловлен государственным долгом СССР, диспропорциями в экономике, создавшими структурную и региональную дефицитность рынков, а также перекосами в ценообразовании. Либерализация цен в начале 1992 г.на большинство видов продукции превратила огромный скрытый инфляционный спрос в открытый инфляционный процесс, когда цены в первые месяцы 1992 г. сделал резкий скачок.
В экономике Беларуси наблюдалось повышение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества. В 1992 г. общая скорость обращения денег (М 3) составляла 6.1 оборота, в 1993 г. – 7.6 оборота. Причинами увеличения скорости оборота денежной массы (М 3) послужили: изменения в соотношении удельных весов отдельных структурных ее элементов, имеющих различную ликвидность; более жесткие условия кредитования коммерческими банками, сдерживающие рост денежных средств и увеличивающие их подвижность; снижение курса белорусского рубля; структурные сдвиги в хозяйственной сфере в пользу отраслей, в которых оборачиваемость денежных средств выше; скорость движения по расчетным каналам; бегство капитала в другие государства; натурализация торговых операций в результате распространения бартера, что уменьшает массу денег необходимых экономике.
Первым и основным источником роста денежной массы является продолжаюшаяся высокими темпами внутренняя кредитная эмиссия, порождающая избыточные, “неотоваренные” рублевые денежные средства и вызывающая дополнительный деловой и потребительский спрос. Ввод в обращение дополнительных денежных средств был предназначен, во-первых, для покрытия возрастающих производственных затрат. Это позволяет говорить о преобладании в Беларуси, начиная со второго квартала 1992 г. инфляции, инициируемой издержками производства. В республике два самых важных источника инфляции издержек –– рост цен на импортируемое сырье и энергоносители и увеличение номинальной заработной платы.
В 1993 г. около 77% всех кредитов, или 2,2 трлн. руб., было направлено на прямую поддержку предприятий и организаций. Причем почти половину их рефинансировал Национальный банк на льготных условиях – по ставкам ниже учетной и уровня инфляции. Большая часть кредитов (36%) была выделена сельскому хозяйству.
Во-вторых, внутренняя кредитная эмиссия была вызвана дефицитом государственных финансов. Доходы государственного бюджета в 1993 г. выросли по отношению к 1992 г. в 13 раз, а расходы – в 14 раз. Дефицит бюджета увеличился с 2% ВВП в 1992 г. до 4,3% в 1993 г., по отношению к расходной части бюджета дефицит увеличился соответственно с 5,8 до 13,1%. В 1994 г. ситуация изменилась. Доходы государственного бюджета выросли по отношению к 1993 году в 17,9 раз, расходы – в 17 раз. Дефицит бюджета снизился до 3% ВВП. Вместе с тем наблюдался дальнейший рост внутреннего долга государства. За 1994 г. он вырос в 3,5 раза и составил 51,1 млрд. руб.
В 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь прибегнул к непопулярной мере – покрытию почти всего роста дефицита бюджета относительно прошлого года его прироста за счет кредитной эмиссии Национального банка, что вызвало мультипликативно усиленную накачку “пустых” денег в экономику и подстегнуло инфляционную спираль.
Вторым основным источником роста денежной массы явились значительные внешние заимствования, которые в условиях падения курса белорусского рубля обусловили почти 73-кратный рост массы иностранной валюты в рублевом исчислении, в результате чего удельный вес иностранной валюты в общем количестве денег вырос за 1993 г. с 7,4% до 47,2%.
В 1994 г. рост совокупной денежной массы происходил вследствие значительного увеличения как рублевой, так и инвалютной ее составляющих, возросших соответственно в 15 и 26 раз. Высокие темпы роста валютной части денежной массы объяснялись в основном ростом курса иностранных валют. В долларовом эквиваленте прирост депозитов в иностранной валюте составил 74%, что почти в 3 раза больше, чем в 1993 г. Из-за разных темпов роста основных элементов денежной массы доля в ней рублевых денежных средств уменьшилась за год с 58,1 до 44,5%, а инвалютных средств возросла с 41,9 до 55,5%.
Влияние инфляции на сельское хозяйство Беларуси многопланово. Главное отрицательное воздействие ее в том, что обесцениваются оборотные средства и амортизационный фонд. Инфляция дестабилизирует денежную систему и ее центральное звено – систему цен. Причем в сельском хозяйстве из-за более медленного, чем в целом по экономике, кругооборота производственных фондов цены на продукцию растут меньше, чем на на промышленные товары. Тем самым усугубляется диспаритет цен.
Поэтому цель антиинфляционной государственной политики – сделать инфляцию управляемой, а ее уровень умеренным.
Можно выделить два подхода антиинфляционной политики. Первый из них – это активная фискальная политика: маневрирование государственными расходами и налогами с целью воздействия на платежеспособный спрос. Ограничивая свои расходы и повышая налоги, государство сокращает спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к увеличению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.
Фискальная политика проводится также и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего для получателей средних и высоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары их услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуют экономисты неоклассического направления. Они выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующие на экономическую ситуацию. Центральный банк страны изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста ведет к потере контроля над инфляцией.
Опыт антиинфляционных мероприятий в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что целесообразно сочетать меры долговременной и кратковременной политики. Долговременная политика призвана, во-первых, погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкое последовательное антиинфляционное регулирование и завоевать доверие населения. На изменение потребительской психологии могут влиять такие мероприятия, как стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля, т.е. все, что способствует эффективному функционированию рынка.
К долговременным антиинфляционным мерам относятся также покрытие бюджетного дефицита путем продажи государственных ценных бумаг; ограничение денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции; ослабление влияния внешних факторов, уменьшение инфляционного воздействия на экономику движения иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Успешный результат ее возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. С этой целью государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству товары и услуги нужные населению. Приватизация части государственной собственности увеличивает поступления в бюджет и тем самым уменьшают его дефицит. Понизить инфляционный спрос можно также за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий.
Воздействуют на темпы инфляции уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.
В Беларуси первые серьезные попытки включить инструменты денежно-кредитного регулирования для обуздания инфляции были предприняты в 1995 г. Основные параметры денежно-кредитного регулирования приведены в табл. 13.3. С октября 1994 г. Национальный банк активно меняет учетную ставку. Как видно из табл. 13.3, на начало 1995 г. она составила 40% в месяц, то есть стала положительной, выше темпа инфляции. Положительная процентная ставка способствовала стабилизации функционирования экономики. Это означает, что денежные ресурсы размещаются в народном хозяйстве не бесплатно. Удорожание кредитных ресурсов для коммерческих банков повысило стоимость кредитов и снизило спрос на них.
Для реализации текущей потребности в рублевых средствах банки и предприятия в этот период вынуждены были продавать часть своих активов в иностранных валютах на Межбанковской валютной бирже, что относительно увеличило предложение валют по сравнению со спросом на них. Активная политика Национального банка по поддержанию курса белорусского рубля к доллару США в первом полугодии 1995 г.привела к тому, что банк купил иностранной валюты более чем на 150 млн. долл. США и довел золото-валютные резервы до 250 млн. долл. США.
В начале 1995 г. Национальный банк увеличил также норму обязательных резервов коммерческих банков до 12%. Тем самым был уменьшен размер кредитных ресурсов коммерческих банков, то есть размер денежной базы банковской системы. На достижение подобного эффекта был направлен и выпуск государственных ценных бумаг (ГКО). Причем, их эмиссия позволяет не только изъять денежную массу у инвесторов, приобретавших эти ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение дополнительного количества денег.
Использование инструментов денежно-кредитной политики, а также ограничение межбанковских кредитов, прекращение использования иностранных валют для расчетов в розничной торговле, отмена обязательной продажи предприятиями части валютной выручки позволили в основном стабилизировать покупательную способность белорусского рубля. Из табл. 13.4 видно, что уровень инфляции в 1996 г. был 140%, тогда как в 1995 г. – 344%. В 1977 г. он несколько вырос и составил 163%. Такую же тенденцию имела и денежная масса. Однако в целом рост этих показателей был незначительным. Относительная устойчивость денежной единицы позволила создать благоприятные условия для стабилизации и сельского хозяйства.
Итак, денежно-кредитная политика может, и весьма эффективно, использоваться для снижения инфляции, а также в период экономического спада. Особенностью инструментов денежно-кредитной политики является единство их действия для всей банковской системы, тогда как инструменты фискальной политики могут действовать избирательно и дифференцированно по отношению к различным субъектам хозяйствования. Чтобы действие инструментов денежно-кредитной политики в сельском хозяйстве было эффективным, важно расширить сферу рыночных отношений в аграрном секторе, вовлечь в рыночный оборот земельные участки и недвижимость, сделав их предметом залога в специализированных земельных, ипотечных и кооперативных банках.
Таблица 13.3. Основные параметры денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь
Таблица 13.2. Динамика структуры совокупной денежной массы , %
Рассчитано на основе: Денежно- кредитные отношения Республики Беларусь. Информационно-аналитический бюллетень за 1994 г. // Белорусская деловая газета. № 57. С 6; Банковский бюллетень. 1998. № 7 С. 25, 27.
Таблица 13.4. Динамика денежной массы, инфляции и ВВП
Таблица 13.4. Динамика денежной массы, инфляции и ВВП
Источник: Леонид Злотников. Когда практика опровергает теорию// Белорусский рынок. 1997. № 39. С..8; Информбанк Национальная экономическая газета. 1998. №4. С. 57.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи