Государственные расходы на поддержку сельскохозяйственных предприятий

Наука » Сельское хозяйство
В переходный период политика расходов сориентирована на стабилизацию производства продукции, реструктуризация экономики, в том числе сельского хозяйства, сдерживание инфляционных процессов на потребительском рынке, поддержание уровня жизни населения, прежде всего наименее обеспеченных социальных групп, создание экономических и, в частности, финансовых условий устойчивого развития предприятий различных форм собственности, поощрение предпринимательства, поддержку сельского хозяйства из-за с нарушения паритета цен. Кроме того политика расходов решает более конкретные социально-экономические задачи: развитие социальной сферы, финансовое обслуживание народного хозяйства, содержание государственного аппарата.

Политика расходов бюджета должна ориентироваться на адресную защиту социально уязвимых слоев населения, поэтапную ликвидацию дотационных выплат, реализацию важнейших государственных программ, сокращение расходов на содержание аппарата управления, армии, постепенный перевод на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений. Расходы государственного бюджета в целом должны сокращаться, так как уровень налогов и сборов довольно высок. В Беларуси уровень изъятия средств в бюджет и внебюджетные фонды составляет 51% , в то время как во Франции – 45%, в Великобритании – 39, в Германии – 37, в США – 30% валового внутреннего продукта.

Политика государственных расходов реализуется через бюджетную систему, которая в Беларуси включает республиканский бюджет и местные (областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, бюджеты сельсоветов). Важнейшей задачей бюджетной политики является оптимизация структуры распределения финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной системы, отраслями и регионами. Сложность этой задачи для стран, переходящих к рынку, усугубляется стремлением регионов к децентрализации политической власти, развитием различных форм хозяйствования, становлением самоуправления и территориального хозрасчета.

В соответствии с законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР» (принят 20 февраля 1991г.) местные Советы депутатов самостоятельно определяют местные бюджеты, средства которых расходуются на финансирование предприятий и учреждений, в том числе учреждений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, на финансирование известкования кислых почв, содержание жилищно-коммунального хозяйства, на дотации автотранспортному хозяйству, на образование, охрану здоровья, на дотации сельским бюджетам.

В переходный период государства сталкиваются с проблемой дефицита бюджета. До 1992 г. в Беларуси по официальным данным бюджеты всех уровней не имели дефицитов. В 1992 г. дефицит республиканского бюджета составил 9,8% расходной его части. Бюджеты следующих лет также были дефицитными. Сокращение дефицита бюджета важно для преодоления инфляции.

Законом "О бюджетной системе Республики Беларусь" (принят 4 июня 1993г.) допускается возможность превышения расходов над доходами, т.е. дефицита бюджета, а также излишка доходов бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы на текущее содержание социальной сферы и социальную защиту населения. Бюджеты могут утверждаться с дефицитом в пределах установленного Парламентом размера. Если дефицит превышает предельный уровень, включается механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении расходов по всем статьям бюджета в течение оставшихся месяцев финансового года. Дефицит бюджета покрывается за счет выпуска государственных займов (государственных казначейских обязательств) или кредитами Национального банка, т.е. за счет внутреннего государственного долга.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета 1998 г. – 16670,5 млрд. рублей, или 14,5% расходной части бюджета, прирост внутреннего государственного долга не должен превышать 5% от валового внутреннего продукта. Кредиты Национального банка на покрытие дефицита бюджета не могут превышать 1,3% ВВП.

Из республиканского бюджета финансируются наиболее важные общенациональные проекты, например, программы ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поддержки сельскохозяйственного производства; сферы образования, науки, культуры, здравоохранения; мероприятия по социальной защите населения, стимулированию экспорта, строительства жилья. Структура расходов бюджета отражает значимость проблем, а также материальные возможности страны. Например, бюджетом 1998 г. на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий предусмотрено более 20%, народного хозяйства – 13,2, на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – 5,9, на финансовую помощь бюджетам других уровней – 15,2% средств. На отрасль сельское хозяйство в 1998 г. было отвлечено 3% республиканского бюджета. Но в бюджете отдельной строкой выделен «Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия», которому выделено 5,9% расходной части бюджета.

Финансирование сельского хозяйства осуществляется по следующим направлениям: развитие социальной и производственной инфраструктуры села; повышение плодородия почв; операционные расходы; государственные закупки сельскохозяйственной продукции; поддержка фермерских хозяйств; программы производства конкретных видов продукции; научно-технический прогресс в АПК; подготовка кадров; субсидирование предприятий, работающих в худших природно-экономических условиях; дотации.

Переход к рынку предполагает сокращение централизованных капитальных вложений. Однако в начальном периоде, когда цены на материальные ресурсы и услуги растут опережающими темпами в силу монопольного положения предприятий, их производящих, сельскохозяйственные предприятия обычно не в состоянии их сами осуществлять. К тому же социальная и производственная инфраструктура сельского хозяйства развита значительно хуже, чем в промышленности. Государственные инвестиции также требуются для развития конкуренции в области переработки, хранения, сбыта, транспортировки, снабжения, услуг.

Законом "О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса" (1991 г.) на социальное развитие села и укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса предусматривается направлять не менее половины общего объема капитальных вложений страны. Этот же закон предусматривает для социального и экономического развития села и агропромышленного комплекса ежегодное бюджетное финансирование в объеме не менее 20% расходной части бюджета (без учета компенсаций, удорожаний промышленной продукции, услуг и заработной платы, индексации в связи с ростом розничных цен, инфляции и других надбавок и дотаций).

Из республиканского и местных бюджетов в сельской местности финансируется строительство объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, народного образования, коммунального хозяйства, проводятся газификация, электрификация, телефонная связь, радиофикация, строятся внутрихозяйственные дороги, перерабатывающие предприятия, теплицы, овощефруктохранилищи и холодильники, водохозяйственные сооружения межхозяйственного значения, закладываются сады и др.

В соответствии с Законом объекты социальной сферы села должны находиться в ведении местных Советов депутатов. Для их финансирования создается фонд социально-культурного развития. Разграничение социальной и производственной сферы преследует цель освободить предприятия от дополнительных забот по содержанию культурных объектов. Однако значительная часть объектов социально-культурного и бытового назначения по-прежнему находится в ведении хозяйств.

Из бюджета финансируются ( в 1998 г. не менее 20% средств, поступающих в местные дорожные фонды) строительство внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов, соединяющих сельские населенные пункты между собой и с сетью дорог общего пользования. Эти дороги передаются на баланс дорожных организаций. Газовые сети и сооружения на них, принадлежащие колхозам, совхозам и другим предприятиям АПК, передаются эксплутационным предприятиям Госкомтопгаза. В сельской местности электроэнергия на коммунальные нужды оплачивается по льготным тарифам. Сельским жителям на строительство жилых домов с надворными постройками кредиты выдаются на льготных условиях. С 1986 г. бюджетные средства по статье "Расходы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" направляются хозяйствам в чистых зонах на строительство жилья и объектов социальной сферы для переселенцев из зоны радиоактивного загрязнения. В 1998 г. субсидии хозяйствам, работающим в худших природно-экономических условиях, составили 2000 млрд. руб.

Как отмечалось бюджетные средства выделяются хозяйствам на мелиорацию земель, известкование кислых почв, на удобрения и т.д. В 1998 г. на компенсацию стоимости минеральных удобрений и средств по защите растений направлено 29% средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; на частичную компенсацию затрат сельскохозяйственных предприятий по проведению работ по ремонту и эксплуатации внутрихозяйственной мелиоративной сети – 3,7%.

Из бюджета финансируются расходы по борьбе с опасными вредителями сельскохозяйственных растений, болезнями животных, землеустройству, агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, содержатся ветеринарные лечебницы, пункты и участки по борьбе с болезнями животных, государственные семенные инспекции, органы государственной службы защиты и карантина растений, государственные сортоиспытательные станции, специализированные отряды по борьбе с вредителями и болезнями растений, государственные зональные машиноиспытательные станции, зональные биологические, токсикологические, ветеринарные лаборатории, пограничные контрольно-токсикологические лаборатории и другие учреждения и организации. Из бюджета финансируются научные исследования по развитию села и агропромышленного комплекса, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предприятий всех форм хозяйствования, издание учебной, учебно-методической литературы, справочников и справочных пособий.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в период становления остро нуждаются в финансовой поддержке государства так как им приходится начинать практически с нуля. В соответствии с Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (1991 г.) за счет республиканского бюджета для фермерских хозяйств должна производиться разработка проектно-сметной документации, обустройство хозяйств (строительство дорог, линий радио- и электропередачи, водоснабжение, газификация, телефонизация, землеустройство, мелиорация земель). С 1994 г. из фонда поддержки фермерских хозяйств фермерам выделяется беспроцентная ссуда на производственное строительство (на 5 лет до 50% сметной стоимости), а с 1995 г. на закладку многолетних насаждений (до 80% стоимости) и приобретение зерноуборочной техники и оборудования по сушке зерна (до 100% стоимости). На финансирование опытно-конструкторских работ, изготовления опытных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования, разработок и тиражирования типовых и экспериментальных проектов застройки фермерских хозяйств из республиканского бюджета было выделено (в ценах после деноминации 1994 г.) в 1991 г. 0,1 млн. руб., в 1992 г. – 21,0, в 1993 г. – 700, в 1994 г. – 13200, 1995 г. – 44225, в 1996 г. – 44000 млн. руб. В 1998 г. из республиканского бюджета на поддержку крестьянских хозяйств выделено 95,6 млрд. руб. На фермерские хозяйства распространяются все выплаты и льготы, предусмотренные сельскохозяйственным предприятиям.

В республике с целью достижения продовольственной безопасности, уменьшения зависимости республики от импорта продовольствия разработаны комплексные целевые программы "Зерно", "Картофель", "Овощи", "Лен", "Плоды и ягоды", "Корма", "Сахар", "Растительное масло", "Мясо", "Молоко", "Детское питание".

На модернизацию производства, внедрение прогрессивных технологий, приобретение образцов новых машин и оборудования, строительство заводов по производству современной техники валютные ассигнования выделяются в первоочередном порядке.

В условиях административно-командной системы управления цены устанавливались независимо от спроса и предложения, а также от уровня мировых цен. Цены производителей, как правило, не были увязаны между собой, а розничные цены на продовольствие не всегда покрывали сумму расходов производителей и переработчиков продукции. Издержки производителей покрывались за счет бюджетных дотаций. Либерализация цен и ликвидация системы дотаций может привести к обвальному разорению производителей и сделать недоступными для многих некоторые виды продуктов. При проведении реформ постепенно должны меняться направления, условия дотирования производителей, снижаться абсолютные размеры дотаций с тем, чтобы стимулировать структурную перестройку хозяйств, плавное их включение в рыночные отношения.

Оплата из бюджета разницы между закупочными и более низкими розничными ценами и надбавок к закупочным ценам – это временная мера по удешевлению стоимости продовольствия, сдерживанию инфляционных процессов, смягчению общественно-политической напряженности.

Для уменьшения расходов бюджета потребительские цены должны быть полностью либерализированы. Ведь все равно платит потребитель: непосредственно ли, покупая товары по высоким ценам, косвенно ли, финансируя правительственные расходы через налоги. Однако первый вариант предпочтительнее как более рыночный и более эффективный, тогда как система дотирования снижает стимулы развития производства, способствует сохранению искаженной отраслевой структуры, препятствует развитию сферы сбыта, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Кроме того дотирование искажает информацию о затратах на производство продукции и доведении ее до потребителей, что не позволяет выявить, какие факторы производства являются дефицитными.

Субсидирование сельскохозяйственных производителей практикуется почти во всех странах. Однако субсидии должны как можно меньше влияли на цены, чтобы финансовые средства использовались эффективно. Предпочтительнее субсидировать потребителей, а не производителей. Субсидирование цен производителей следует вообще прекратить, а субсидирование потребителей должно быть адресным, с помощью талонов на продукты питания, денежных пособий конкретным социальным слоям (пенсионерам, студентам и др.).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.