Налоговая политика переходного периода

Наука » Сельское хозяйство
Налоговая политика может быть мощным экономическим рычагом как стимулирования экономических и социальных процессов, так и их сдерживания. Она тесно связана с политикой государственных расходов, так как за счет налогов формируется доходная часть бюджета. Система налогообложения в переходный период должна быть направлена на развитие рыночной экономики. От эффективности налоговой системы, ее сориентированности на развитие предпринимательской деятельности в значительной степени зависят темпы экономического роста.

Налоги определяют стратегию всей системы государственного регулирования. Малейшие изменения ставок, объектов обложения, льгот сказываются на отношениях государства и хозяйствующих субъектов, ускоряя развитие производства или замедляя его. В налоговой практике порой даже технический момент играет большую роль. Так, в 1921 г. замена продразверстки продналогом, когда налог стал взиматься в другой форме при почти той же тяжести обложения, имела положительные результаты.

Налоги выполняют фискальную, стимулирующую и социальную функции. Государство, используя различные виды налогов, регулируя уровень налогообложения, порядок исчисления налоговой базы, устанавливая налоговые льготы и ограничения, определяет доходы бюджета и направляет деловую активность предприятий и граждан на реализацию своих целей в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, сглаживает дифференциацию доходов различных слоев населения.

Системы и принципы налогообложения. В каждой стране используется своя система налогообложения. И, наверное, ни одна из них не является совершенной. Системы налогообложения можно разделить на две группы. В первом случае используются дифференцированные ставки налогов, льготы и вычеты из дохода при высоких общих налоговых ставках. Для другой группы характерны отсутствие льгот, вычетов, более широкая налоговая база и сравнительно низкие общие ставки обложения. Налоговая система Беларуси, как и других стран СНГ, скорее, относится к первой группе.

Принципы налогообложения сформулировал еще А.Смит: все граждане соответственно своему доходу должны участвовать в содержании государства; порядок уплаты налога должен быть точно определен (величина, сроки, способ платежа) и удобен для налогоплательщика; затраты государства на взимание налогов должны быть минимальными.

В практике налогообложения можно выделить два подхода: уплата налогов в зависимости от количества выгод, которые получает налогоплательщик (кто пользуется дорогами, тот и должен оплачивать их содержание) и уплата налогов в зависимости от получаемого дохода: кто получает больший доход, тот уплачивает более высокий налог. В системах налогообложения различных стран используются оба подхода.

Налоговая система имеет следующие элементы: субъект налога (налогоплательщик) – тот, кто обязан платить налог; носитель налога – тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо; объект налога – то, что облагается налогом: имущество или вид дохода; источник налога – это тот доход, из которого уплачивается налог; ставка налога – величина налога на единицу обложения.

Налоговые ставки бывают твердые (когда устанавливается абсолютная сумма на единицу обложения; пропорциональные (процент, независимо от величины дохода); прогрессивные (процент налоговой ставки повышается по мере роста дохода); регрессивные (процент налоговой ставки понижается по мере роста дохода).

По форме взимания налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с субъекта налога. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров и услуг. К прямым налогам относятся подоходный налог с населения, налог на доходы и прибыль предприятий и др.

Налоги на доходы и прибыль предприятий объективно тормозят экономическую активность, усиливают перераспределительные процессы. Перераспределение осуществляется с помощью неодинаковых ставок и налоговой прогрессии. Прогрессивное налогообложение снижает материальные стимулы экономического развития, нарушает принцип налогового равенства. Предприниматели могут в этом случае перевести свое производство в страны, где нет прогрессивных налогов. Недопустимо превышение предельного уровня налогообложения, так как в этом случае будут сокращаться налоговые поступления в бюджет. Затраты на сбор налогов тем меньше, чем ниже сопротивление закону о налогообложении.

Ставки налога на прибыль в развитых странах довольно высоки: в Великобритании – 35%, в Германии – 50, в Италии – 36, во Франции – 39, Швеции – 30, в Японии – от 28 до 37,5%.

Вместо налога на прибыль в ряде стран взимается налог на доходы предприятий. В России тоже частично перешли от налогообложения прибыли предприятий к налогообложению их дохода. Преимущества последнего в следующем.

Если взимается налог на прибыль, то государство объективно заинтересовано в ее росте, в том числе за счет той части дохода, которая идет на оплату труда, для чего может устанавливаться лимит фонда оплаты труда. Предприятия же, наоборот, стремятся уменьшить прибыль за счет увеличения средств, идущих на потребление. При налогообложении дохода данное противоречие снимается. Другое преимущество налога на доход в более простом контроле за достоверностью расчета налога.

Для стимулирования мелкого бизнеса в целях поддержания конкуренции и занятости устанавливаются пониженные ставки налогов. Так, в США налог на доход корпораций уплачивается по ставке 15%, если годовой доход не превышает 50 тыс. долл., на последующие 25 тыс. долл. ставка установлена 25%, а с дохода, превышающего 75 тыс. долл. – 34%. Меняя ставку налога, государство стимулирует или сдерживает деловую активность в различных сферах деятельности. Так, в России ставки налога на доход колеблются от 15–18 до 90% (90% – для казино и другого игорного бизнеса; 70% – для видеосалонов, аукционов, игровых автоматов; 45% – для бирж, посреднических предприятий; 30% – для банков; 25% – на доходы от страховой деятельности).

Косвенные налоги прежде всего отражают фискальные интересы государства, являются средством пополнения бюджета. Вместе с тем, они служат эффективным инструментом государственного регулирования инфляции, решения задач социального характера. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления.

Косвенные налоги в целях пополнения бюджета предпочтительнее, чем прямые налоги. Прямые налоги очевидны и вызывают негативное отношение и сопротивление людей. Косвенные налоги не столь заметны, так как завуалированы в цене. Производитель вносит государству налоговую сумму из выручки от реализации. Он выступает своеобразным сборщиком налога. Истинным же плательщиком является потребитель, оплачивающий товар по более высокой цене, включающей косвенный налог. Однако, если не учитывать психологию потребителя, то недовольство возникает и в этом случае. Так, в 1991 г. в СССР был введен налог с продаж. Цена в магазинах указывалась без учета налога, а кассир требовал от покупателя еще 5% от цены. Покупатель не возмущался 80%-ным акцизом на водку и некоторые другие товары, так как видел цену с уже включенным налогом, но был крайне огорчен необходимостью доплачивать 5% цены за каждую покупку. Кроме того, по сравнению с прямыми налогами от косвенных труднее уклониться, с ними связано меньше экономических нарушений, они меньше сокращают стимулы к труду.

К недостаткам налогов на потребление можно отнести прежде всего их инфляционный и регрессивный характер. Конкурентоспособность продукции при высоких косвенных налогах снижается не только на внешних рынках, но и внутри страны по сравнению с товарами государств, где косвенные налоги меньше.

Наиболее распространенными косвенными налогами являются акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизами облагаются товары (работы, услуги), имеющие по специфике своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Объектом обложения является выручка товаропроизводителей. В дореволюционной России акцизами облагались соль, сахар, чай и другие товары, спрос на которые неэластичен. Размер акцизов может определяться как в абсолютных ставках на единицу товара, так и в процентах к облагаемому обороту. Абсолютные ставки акциза в условиях инфляционного роста цен снижают доходы бюджета и могут увеличить его дефицит. В условиях инфляции процентные ставки акциза на оборот предпочтительнее, хотя это может вызвать рост цен.

Ставка акциза определяется с учетом цен на товары-заменители, а также цен на аналогичные импортные товары. Например, после существенного увеличения акцизных сборов на водку в августе 1994 г. резко к сократились ее продажа и поступления в бюджет, так как стали больше покупать импортных напитков.

Уплата акциза на стадии продажи товара конечному потребителю с экономической точки зрения наиболее привлекательна. Однако неопределенность конечного потребителя может привести к потерям бюджета или к двойному акцизному обложению. Поэтому акцизы целесообразно взимать при реализации продукции предприятиями–изготовителями.

В 70–80-е годы в налоговой политике многих стран широкое распространение получил налог на добавленную стоимость. В настоящее время он используется более чем в 40 странах мира, в том числе в 17 европейских. Обычно ставки НДС не превышают 20% и составляют: в Великобритании – 15, в Испании – 12; Италии – 18, в ФРГ – 14, во Франции – 18,6%. В России ставка НДС (с 1.01.1993 г.) установлена в размере 20%, а на продовольственные товары – 10%.

Налог на добавленную стоимость как бы многоступенчатый, так как налогообложение товара происходит при каждом акте купли–продажи. Базой для его исчисления является часть на которую увеличилась стоимости товара на очередной стадии его производства и обращения. Налог на добавленную стоимость является ценообразующим, т.е. он включается в отпускную цену товара что, естественно, увеличивает общий уровень цен. Взимание этого налога достаточно трудоемко, так как требует информационной базы, эффективной системы учета и контроля.

В экономически развитых странах НДС и акцизы вводятся в том числе для сдерживания перепроизводства, вытеснения с рынка слабых производителей. В странах, переходящих к рынку, эти налоги могут привести к падению производства и росту инфляции.

Система налогов в Беларуси. При административно-командном управлении экономикой основными статьями дохода бюджета были налог с оборота и платежи из прибыли (дохода). Налог с оборота определяется как разница между твердо фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. Он уплачивался в бюджет, как правило, в самом конце технологического процесса, на стадии реализации конечной продукции. На промежуточных же стадиях этот платеж практически не встречался. При переходе к рыночной экономике, т.е. к свободному ценообразованию на основе спроса и предложения он был упразднен. В новой налоговой системе Беларуси налог с оборота заменили два налога: на добавленную стоимость и акцизный.

В Республике Беларусь в настоящее время установлены следующие виды общегосударственных постоянных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль и доходы; налог за пользование природными ресурсами (экологический налог); налог на недвижимость; земельный налог (плата за землю); транзитный налог; государственная пошлина и сборы; подоходный налог с граждан (до 1.05.1994 г. уплачивался также налог на экспорт и импорт, до 1.04.1996 г. – налог на топливо). Предприятия вносят также следующие платежи: для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; в Фонд социальной защиты; в Государственный фонд содействия занятости; в дорожные фонды; в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; в целевой бюджетный фонд местного Совета депутатов для финансирования расходов на содержание ведомственного жилого фонда; в централизованные ведомственные фонды и др.

Кроме налогов и отчислений поступающих в централизованные фонды, местные Советы депутатов имеют право вводить местные налоги и сборы, если они не нарушают действующий порядок формирования себестоимости и ценообразования. Местные налоги и сборы не могут превышать: налоги с продаж – 5% выручки от реализации; целевые сборы – 5% суммы прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Налог на добавленную стоимость взимается во всех сферах экономики и на всех этапах движения продукции. Ставка налога – 20%, по сельскохозяйственной продукции (за исключением цветов, декоративных растений, продукции пушного звероводства) – 10%. Ставка налога (в том числе льготная) вполне соответствует мировой практике. Однако в условиях монопольной власти в производстве и обращении, когда товар многократно перепродается, происходит значительное увеличение цены товара.

Акцизный налог исчисляется в процентах от выручки от реализации товаров предприятиями, осуществляющими производственную и коммерческую деятельность. Он установлен на алкогольные напитки, табачные изделия, одновременно выступая как средство ограничения потребления этих товаров; на предметы роскоши, увеличивая поступления в бюджет от доходов богатых людей.

Экологический налог предприятия платят за пользование природными ресурсами (пользование земельными участками регулируется другим законом). Этим налогом облагаются добываемые природные ресурсы, а также загрязняющие окружающую среду отходы (сбросы) предприятий. Цель налога –рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, получение средств для финансирования воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Земельным налогом облагаются земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; лесного фонда; водного фонда. Его платят юридические и физические лица (в том числе иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность. Плата за землю взимается ежегодно как в форме земельного налога, так и в форме арендной платы. Размер ее зависит от качества и местоположения участка.

Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных (кроме сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственных предприятиях) и непроизводственных фондов. Годовая ставка налога на недвижимость для юридических лиц – 1%, для физических – 0,1%. Во многих странах применяется налог на имущество в случае наследования и дарения. Так, в США ставки налога на наследство колеблются в пределах от 18 до 55%, на дарение – от 18 до 65% стоимости подарка; в Японии ставки на наследство составляют от 10 до 70% стоимости наследуемого имущества; в Великобритании – от 30 до 60%. В России также введен налог на наследство и дарение. Целесообразно такой налог установить и в Беларуси.

Налогом на доходы облагаются дивиденды и приравненные к ним доходы по ставке 15%. Ставка налога на прибыль предприятий 30% (для небольших предприятий – 15%). При налогообложении прибыли, учитывается величина фонда оплаты труда. Если фонд оплаты труда превышает величину рассчитанную, исходя из восьми минимальных заработных плат на одного работающего в месяц, то на сумму превышения увеличивается прибыль для расчета налога.

Транзитный налог (сбор за проезд по автомобильным дорогам) уплачивают владельцы и пользователи транспортных средств – не граждане Республики Беларусь за проезд через территорию республики.

Государственные пошлины уплачивают юридические и физические лица за юридические действия и документы.

Подоходным налогом облагается заработная плата рабочих и служащих по прогрессивным ставкам: минимальная ставка – 9% (при доходах до 10-и кратной месячной минимальной заработной платы), максимальная – 50% (с доходов, превышающих в 70 раз минимальную заработную плату).

Предприятия (кроме сельскохозяйственных) уплачивают чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 4% фонда заработной платы, отчисляют средства в размере 1% выручки от реализации продукции в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и вносят 0,25% выручки от реализации в ведомственный жилой фонд.

В Беларуси впервые принят закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (1991 г.), регулирующий налоговую систему в целом. В нее вошли налоги, характерные для стран с рыночной экономикой. Но несмотря на закон налоговая система все еще неустойчива, что, впрочем, характерно и для других государств переходной экономики. Постоянно устанавливаются новые налоги и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, действуют многочисленные, зачастую неоправданные, льготы по налогообложению, ежегодно корректируются ставки налогов, вносится множество поправок и дополнений. Неустойчивость налоговой системы является одной из причин незначительных иностранных инвестиций. Отечественные предприниматели также предпочитают заниматься посреднической деятельностью, так как изъять средства из сферы производства при изменении условий налогообложения гораздо труднее, чем при посреднической деятельности. Неустойчивая налоговая система не может стимулировать развитие мелкого бизнеса. Предприятия и население страны испытывают более сильный по сравнению с другими государствами налоговый пресс. Очевидна необходимость серьезной корректировки налоговой политики и прежде всего снижение налоговой нагрузки, упорядочение льгот в налогообложении, создание благоприятного налогового режима для экспортно–импортных операций.

Налоговые льготы для сельского хозяйства и других отраслей АПК. Сельскохозяйственные предприятия вносят платежи за землю, налоги на доходы и прибыль, платежи во внебюджетные фонды. На продукцию растениеводства (кроме цветов, декоративных растений) и животноводства (кроме звероводства), рыбоводства и пчеловодства ставка налога на добавленную стоимость, как отмечалось, в два раза меньше, чем в других отраслях, – 10%. Причем суммы НДС не вносятся в бюджет, а остаются в распоряжении сельскохозяйственных предприятий и направляются на развитие производства, пополнение собственных оборотных средств и на строительство жилья.

Размер налога на земли сельскохозяйственного назначения зависит от кадастровой оценки, а при ее отсутствии рассчитывается по средним ставкам земельного налога по административному району. Разница ставок достигает шестикратного размера. В целях стимулирования рационального использования земли или производства какого-то вида продукции районный Совет депутатов может повышать или понижать ставки земельного налога в пределах 30%.

Прибыль сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрик, тепличных комбинатов, животноводческих комплексов на самостоятельном балансе, селекционных центров, зверосовхозов) облагается по ставкам, устанавливаемым областными и Минским городским Советами народных депутатов ( но не выше 30% ). Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие сельхозпредприятия не индустриального типа налогом на прибыль, полученную от продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, не облагаются. Прибыль предприятий первой и третей сфер АПК облагается налогом по ставке 10%, – прибыль, полученная от строительства и ремонта производственных объектов агропромышленного комплекса, – по ставке 7%.

Правительство может устанавливать дополнительные льготы по налогообложению прибыли, получаемой от производства новых видов машин и оборудования для сельского хозяйства.

Платежи в централизованные внебюджетные фонды. Из Фонда социальной защиты выплачиваются пенсии, оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в связи с болезнью, пособия на детей, санаторное лечение и др. Размер обязательных взносов на государственное социальное страхование для сельскохозяйственных предприятий – 30% фонда оплаты труда, для других предприятий – 35%, для граждан – 1% заработной платы, для предпринимателей без статуса юридического лица – 15% дохода.

В Государственный фонд содействия занятости сельскохозяйственные предприятия отчисляют 0,5% средств фонда оплаты труда (другие предприятия – 1%). За счет этого фонда выплачиваются пособия по безработице, производится профессиональная подготовка кадров, трудоустройство.

В дорожный фонд колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия отчисляют – 0,5%, другие предприятия (за исключением льготных) – 1% от стоимости произведенной продукции. Целевые средства дорожных фондов используются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования.

В 1998 г. Министерство сельского хозяйства и продовольствия (как и другие министерства) образовывало инновационный фонд, отчисления в который составляют 0,5% себестоимости продукции с отнесением их на себестоимость.

Как видим, налоговое бремя сельскохозяйственных предприятий по сравнению с предприятиями других отраслей народного хозяйства, в том числе первой и третьей сфер АПК, существенно меньше. Производители сельскохозяйственной продукции не платят НДС, акциз, налог на прибыль, налог на недвижимость, чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, приостановлена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов. Эти льготы преследуют цели снизить уровень цен на продовольствие и стимулировать сельскохозяйственное производство.

Льготное налогообложение распространяется также на фермерские хозяйства. Они не облагаются земельным налогом в течение 3 лет с момента их регистрации. В дальнейшем решение о полном или частичном освобождении их от уплаты земельного налога может быть принят местным Советом депутатов, если проводится коренное улучшение земель.

За сельскохозяйственные угодья, зачисленные в земли запаса, не использующиеся в течение года сельские, поселковые, городские и районные Советы депутатов вносят плату в бюджет вышестоящего Совета, чтобы стимулировать передачу этих угодий фермерским хозяйствам.

Итак, в переходный к рыночным отношениям период государственные расходы должны уменьшаться. Это позволит сократить дефицит бюджета, снизить инфляцию, создать предпосылки экономического роста, снизить задолженность по платежам. Субсидии сельскохозяйственным предприятиям с целью поддержания низких цен на продовольствие необходимо заменить адресной помощью малоимущим гражданам. Для уменьшения расходов госбюджета целесообразно сократить государственный аппарат управления, что кроме того диктуется логикой продвижения к рынку.

Бухгалтерский учет предприятий должен вестись по принятым в мире методикам, так как сегодня он не дает достоверной информации по затратам и доходам предприятий.

Предпочтительнее дотировать потребителей, чем производителей продукции, чтобы избежать искажения цен и снижения эффективности производства. Эффективная система налогообложения предполагает прозрачность и определенность. Этим качеством не обладает совокупность законов, указов, постановлений и инструкций, регулирующих фискальные отношения в настоящее время.

Прозрачность налоговой системы достигается путем уменьшением числа и упрощением структуры налогов, уменьшением числа дифференцированных ставок, отменой всех налоговых льгот, упразднением большинства внебюджетных фондов. По мере возможности следует уменьшать ставки налогов, так как высокие ставки обусловливают рост цен, что снижает конкурентоспособность отечественных товаров.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.