Гуманистическая психология – самое новое направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самосовершенствованию. Основатель гуманистической психологии *А. Маслоу основал свое исследование на изучении биографий здоровых, зрелых, творческих и выдающихся личностей, что позволяло приблизится к границам человеческих возможностей. Всех их отличала одна особенность, которую он обозначил как самоактуализацию – стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талантов, способностей и возможностей. Он считал, что потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека, т.е. он должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может.
Важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы иерархически (пирамида потребностей): физиологические потребности, потребность в безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации (личностного совершенства).
Концепция самоактуализации – наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Он привод ряд «типов поведения», ведущих к самоактуализации:
1. Свежесть восприятия: мы мало и поверхностно сознаем, что происходит в нас и вокруг, но иногда у нас бывают краткие моменты повышенного осознания и интереса к внешнему и внутреннему миру. Все это «самоактуализирующие моменты». Это означает полное восприятие и переживание, беззаветное, с максимальной концентрацией.
Важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы иерархически (пирамида потребностей): физиологические потребности, потребность в безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации (личностного совершенства).
Концепция самоактуализации – наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Он привод ряд «типов поведения», ведущих к самоактуализации:
1. Свежесть восприятия: мы мало и поверхностно сознаем, что происходит в нас и вокруг, но иногда у нас бывают краткие моменты повышенного осознания и интереса к внешнему и внутреннему миру. Все это «самоактуализирующие моменты». Это означает полное восприятие и переживание, беззаветное, с максимальной концентрацией.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (псих.словарь).
Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.
В методологическом плане категория общения является интегративной, объединяющей категории: образа, мотива, действия, личности. Эта категория является системообразующей в подходе ряда авторов. Она выделена как главная у Ломова: он рассматривал общение как процесс, результат и сущность становления развития личности и группы. Э.Эриксон положил принцип общения в основу возрастной периодизации и личностного развития человека, выделяя две линии развития человека в зависимости от того, как формируется его отношение и общение с др. людьми. Выготский отмечал в культурноисторической теории общение как социально обусловленный фактор, как средство развития человека, когда он попадает в зону ближайшего развития.
Виды общения:
1. Невербальное – без применения речи.
2. Вербальное – посредством знаковой системы речи.
Функции общения:
1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию.
2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Высшая форма – любовь и дружба.
Структура общения (3 аспекта):
Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.
В методологическом плане категория общения является интегративной, объединяющей категории: образа, мотива, действия, личности. Эта категория является системообразующей в подходе ряда авторов. Она выделена как главная у Ломова: он рассматривал общение как процесс, результат и сущность становления развития личности и группы. Э.Эриксон положил принцип общения в основу возрастной периодизации и личностного развития человека, выделяя две линии развития человека в зависимости от того, как формируется его отношение и общение с др. людьми. Выготский отмечал в культурноисторической теории общение как социально обусловленный фактор, как средство развития человека, когда он попадает в зону ближайшего развития.
Виды общения:
1. Невербальное – без применения речи.
2. Вербальное – посредством знаковой системы речи.
Функции общения:
1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию.
2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Высшая форма – любовь и дружба.
Структура общения (3 аспекта):
Бихевиоризм – (от англ. behavior – поведение) – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. 20 века.
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
В бихевиоризме выделено 3 категории научения: реактивное (рефлекторное), оперантное и когнитивное. В соответствии с этим бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения:
1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.);
2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер);
3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура)
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
В бихевиоризме выделено 3 категории научения: реактивное (рефлекторное), оперантное и когнитивное. В соответствии с этим бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения:
1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.);
2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер);
3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура)
Конфликт (К) – это столкновение сторон, мнений, сил, интересов– это открытое противоборство, столкновение 2-х и более субъектов или участников социального взаимодействия, причиной которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности (Козарев).
Любой конфликт социальный, внутриличностный конфликт не социален, но опосредован социальными отношениями.
Рассмотрением вопросов конфликтологии занимались отечественные психологи и социологи: Анцупов, Гришина, Козарев, Леонов, Зайцев, Здравомыслов, Фельдман, Петровская и др. Зарубежные авторы: Томас, Левин, Зиммель, Козер и др.
Функции конфликта:
Негативные функции Позитивные функции
1. Разрушение, уничтожение соц. системы или ее отдельных элементов.
2. Изоляция субъектов друг от друга
3. Деформация отношений между субъектами, системами в сторону негативизма.
4. Нарушение стабильности всей системы или ее отдельных элементов.
5. Истощение материальных ресурсов
6. Истощение духовных ресурсов, жизненных сил.
1. Восстановление оптимального равновесия в системе (гомеостаз).
2. Интеграция, стабилизация.
3. Информационносигнальная функция: определяется поле напряжения («горячие точки»), ясно звучит предмет непонимания между субъектами («лакмусовая бумага»).
4. Тематика меняется, а содержимое остается прежним.
5. Функция инновации – рождение нового.
Любой конфликт социальный, внутриличностный конфликт не социален, но опосредован социальными отношениями.
Рассмотрением вопросов конфликтологии занимались отечественные психологи и социологи: Анцупов, Гришина, Козарев, Леонов, Зайцев, Здравомыслов, Фельдман, Петровская и др. Зарубежные авторы: Томас, Левин, Зиммель, Козер и др.
Функции конфликта:
Негативные функции Позитивные функции
1. Разрушение, уничтожение соц. системы или ее отдельных элементов.
2. Изоляция субъектов друг от друга
3. Деформация отношений между субъектами, системами в сторону негативизма.
4. Нарушение стабильности всей системы или ее отдельных элементов.
5. Истощение материальных ресурсов
6. Истощение духовных ресурсов, жизненных сил.
1. Восстановление оптимального равновесия в системе (гомеостаз).
2. Интеграция, стабилизация.
3. Информационносигнальная функция: определяется поле напряжения («горячие точки»), ясно звучит предмет непонимания между субъектами («лакмусовая бумага»).
4. Тематика меняется, а содержимое остается прежним.
5. Функция инновации – рождение нового.
Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 0 до 1 года.
Внутри этого периода можно выделить стадию новорожденности, которая заканчивается приблизительно к 2,5-3 месяцам и ее окончание ознаменовано возникновением «комплекса оживления».
Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом и без помощи взрослого он не может выжить. У него отсутствует: терморегуляция, недостаточно отрегулирована деятельность ССС (частый Ps, поверхностное дыхание); деятельность полушарий головного мозга плохо развиты, основная роль принадлежит подкорковым центрам.
Жизнь ребенка зависит от матери и общение со значимым взрослым приводит к появлению комплекса оживления: - гуление; - моторная деятельность; - мимические реакции.
Без общения комплекс оживления не возникает.
Центральное новообразование кризиса новорожденности – индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорожденного становиться индивидуальным существованием, отделенным от материнского организма, жизнью, вплетенную в социальную жизнь окружающих людей.
Младенец растет интенсивно. Рост за год увеличивается в 1,5 – 2 раза вес в 3 раза.
Внутри этого периода можно выделить стадию новорожденности, которая заканчивается приблизительно к 2,5-3 месяцам и ее окончание ознаменовано возникновением «комплекса оживления».
Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом и без помощи взрослого он не может выжить. У него отсутствует: терморегуляция, недостаточно отрегулирована деятельность ССС (частый Ps, поверхностное дыхание); деятельность полушарий головного мозга плохо развиты, основная роль принадлежит подкорковым центрам.
Жизнь ребенка зависит от матери и общение со значимым взрослым приводит к появлению комплекса оживления: - гуление; - моторная деятельность; - мимические реакции.
Без общения комплекс оживления не возникает.
Центральное новообразование кризиса новорожденности – индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорожденного становиться индивидуальным существованием, отделенным от материнского организма, жизнью, вплетенную в социальную жизнь окружающих людей.
Младенец растет интенсивно. Рост за год увеличивается в 1,5 – 2 раза вес в 3 раза.
Эльконин Даниил Борисович очертил подростковый возраст, который совпадает с обучением детей в 6-9 классах от 11 до 15 лет.
Это период перехода от детства к взрослости или как писал * К. Левин «смена групповой принадлежности».
Происходит интенсивное морфологическое и функциональное развитие организма идущее в 2-х направлениях:
- гормональная буря;
- скачек роста.
Гормональная буря – связанна с перестройкой эндокринных желез.
Скачек роста – рост тела в длину, изменение пропорций, развитие мускульного скелета по мужскому или женскому типу.
Эти изменения влекут за собой перестройку психологической сферы:
1. Возникновение «чувства взрослости» (* Личко) – подросток стремится приобщиться к жизни взрослых, прежде всего, перенять внешние стороны жизни. С осознанием взрослости связана реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых.
2. Реакция группировки со сверстниками (* Личко) – подросток стремится войти в группу сверстников на правах равенства и сотрудничества, общение очень важный компонент.
Ведущая деятельность – общение.
Потребность в самоутверждении настолько сильна, что во имя признания товарищами, подросток готов на многое, поступится своими моральными установками (Фельдштейн). Сильно развита потребность в одобрении, и он тяготеет к тем, кто его одобряет.
Это период перехода от детства к взрослости или как писал * К. Левин «смена групповой принадлежности».
Происходит интенсивное морфологическое и функциональное развитие организма идущее в 2-х направлениях:
- гормональная буря;
- скачек роста.
Гормональная буря – связанна с перестройкой эндокринных желез.
Скачек роста – рост тела в длину, изменение пропорций, развитие мускульного скелета по мужскому или женскому типу.
Эти изменения влекут за собой перестройку психологической сферы:
1. Возникновение «чувства взрослости» (* Личко) – подросток стремится приобщиться к жизни взрослых, прежде всего, перенять внешние стороны жизни. С осознанием взрослости связана реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых.
2. Реакция группировки со сверстниками (* Личко) – подросток стремится войти в группу сверстников на правах равенства и сотрудничества, общение очень важный компонент.
Ведущая деятельность – общение.
Потребность в самоутверждении настолько сильна, что во имя признания товарищами, подросток готов на многое, поступится своими моральными установками (Фельдштейн). Сильно развита потребность в одобрении, и он тяготеет к тем, кто его одобряет.
«СЕМЬЯ – это ячейка (малая соц. группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе родственных связях, т.е. отношение между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими обще хозяйство» (Соловьев)
Брак – это биологический союз двух представителей разного пола.
Эволюция семьи:
Промискуитет ? матриархат ? патриархат ? современная модель семьи.
Типы организации личной жизни:
1. Полигамия – много половых партнеров (полигиния – для женщин и полиандрия – для мужчин).
2. Моногамия – семейные отношения с одним партнером.
3. Целибат – обет безбрачия.
Типы семьи:
1. Патриархат – харно для культур ислама, главенство мужчины, но по типу организации отношений бывает матриархат.
2. Моногамия – варианты: а) расширенная семья (3 поколения) и б) супружеская пара или супружеская пара с детьми.
3. Семья с одним родителем – не полные семьи.
Брак – это биологический союз двух представителей разного пола.
Эволюция семьи:
Промискуитет ? матриархат ? патриархат ? современная модель семьи.
Типы организации личной жизни:
1. Полигамия – много половых партнеров (полигиния – для женщин и полиандрия – для мужчин).
2. Моногамия – семейные отношения с одним партнером.
3. Целибат – обет безбрачия.
Типы семьи:
1. Патриархат – харно для культур ислама, главенство мужчины, но по типу организации отношений бывает матриархат.
2. Моногамия – варианты: а) расширенная семья (3 поколения) и б) супружеская пара или супружеская пара с детьми.
3. Семья с одним родителем – не полные семьи.
Педагогическая психология (ПП) – как наука изучает психологические закономерности овладения ЗУНами в процессе обучения и воспитания.
Предмет ПП – факты, механизмы и закономерности функционирования и изменения психики в педагогическом процессе.
Объект – человек, процесс формирования личности в обучении и воспитания.
Отечественная ПП изучает психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом в целом, управление процессом усвоения обобщенных способов действий, учебную мотивацию, факторы влияющие на успешность этого процесса.
ПП находиться в неразрывной взаимосвязи с возрастной психологией.
Задачи ПП: основная задача – оптимизация педагогического процесса.
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитательного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании учащегося и использование в различных ситуациях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального, личностного развития обучающегося формам, методам и воспитывающего воздействия.
4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащегося.
5. Изучение психологических овнов деятельности педагога, его индивидуальнопсихологических и профессиональных качеств.
6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения.
7. Определение условий, критериев усвоения знаний.
8. Определение психологических основ диагностики уровня усвоения и воспитанности учащегося.
Предмет ПП – факты, механизмы и закономерности функционирования и изменения психики в педагогическом процессе.
Объект – человек, процесс формирования личности в обучении и воспитания.
Отечественная ПП изучает психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом в целом, управление процессом усвоения обобщенных способов действий, учебную мотивацию, факторы влияющие на успешность этого процесса.
ПП находиться в неразрывной взаимосвязи с возрастной психологией.
Задачи ПП: основная задача – оптимизация педагогического процесса.
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитательного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании учащегося и использование в различных ситуациях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального, личностного развития обучающегося формам, методам и воспитывающего воздействия.
4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащегося.
5. Изучение психологических овнов деятельности педагога, его индивидуальнопсихологических и профессиональных качеств.
6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения.
7. Определение условий, критериев усвоения знаний.
8. Определение психологических основ диагностики уровня усвоения и воспитанности учащегося.
Психодиагностика (ПД) – это область научных исследований и практической работы психолога, связанный с постановкой психологического диагноза.
Как область научного знания включает в себя знания о том, каким требованиям должны отвечать методы ПД, каковы научные критерии оценки, каковы нормы и правила создания, проверки и их применения в практике.
Вопросы, на которые ПД как наука призвана ответить:
1. какова природа жизненных явлений и возможность их оценки (количественная и качественная).
2. в какой мере применяемое средство (сейчас) ПД отвечает общим применяемым научным требованиям.
3. каковы основные процедуры конструирования и проверки научности ПД.
Теоретическая ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения выводов, объясняющих психологическое состояние человека в виде психодиагностических констант (например, IQ).
Практическая ПД представляет собой свод правил применения методов ПД в практике, знание этических и профессиональных норм работы психолога.
Все методы ПД делятся на две группы:
Как область научного знания включает в себя знания о том, каким требованиям должны отвечать методы ПД, каковы научные критерии оценки, каковы нормы и правила создания, проверки и их применения в практике.
Вопросы, на которые ПД как наука призвана ответить:
1. какова природа жизненных явлений и возможность их оценки (количественная и качественная).
2. в какой мере применяемое средство (сейчас) ПД отвечает общим применяемым научным требованиям.
3. каковы основные процедуры конструирования и проверки научности ПД.
Теоретическая ПД рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения выводов, объясняющих психологическое состояние человека в виде психодиагностических констант (например, IQ).
Практическая ПД представляет собой свод правил применения методов ПД в практике, знание этических и профессиональных норм работы психолога.
Все методы ПД делятся на две группы:
В профессиональной работе практическому психологу приходиться занимать определенные позиции в зависимости от характера решаемых задач, временных ограничений и ресурсных возможностей.
1. Производство – проблема адаптации человека в той или иной сфере деятельности (профотбор, комплектация кадров, адаптация людей, экстремальные условия).
2. Рекламные агентства – профотбор, улучшение социально-психологического климата, решение личных проблем и т.д.; участие в разработке рекламных компаний, оценка рекламного материала, работа по поддержке рекламы, проведение маркетингов.
3. Экономика – изучение и формирование общественного мнения, развитие организации маркетингов, консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров, руководителей.
4. Политическая сфера – участие в разработке и принятии решений политических деятелей, анализ динамики общественного мнения и нахождение путей воздействия на установки и настроения населения, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и партнеров.
5. Армия – проблемы адаптации персонала, знание в области этнопсихологии, территориальные отношения, снятие психологической напряженности, исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
1. Производство – проблема адаптации человека в той или иной сфере деятельности (профотбор, комплектация кадров, адаптация людей, экстремальные условия).
2. Рекламные агентства – профотбор, улучшение социально-психологического климата, решение личных проблем и т.д.; участие в разработке рекламных компаний, оценка рекламного материала, работа по поддержке рекламы, проведение маркетингов.
3. Экономика – изучение и формирование общественного мнения, развитие организации маркетингов, консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров, руководителей.
4. Политическая сфера – участие в разработке и принятии решений политических деятелей, анализ динамики общественного мнения и нахождение путей воздействия на установки и настроения населения, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и партнеров.
5. Армия – проблемы адаптации персонала, знание в области этнопсихологии, территориальные отношения, снятие психологической напряженности, исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Минимальный объем группы равен 3, а максимальный определяется количеством членов объединенных одной совместной деятельностью (примерно до 40 человек). Например, класс – 30 человек; психотерапевтическая группа – 12.
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно:
1. необходимо выяснить как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе;
2. нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, норм и ценностей, которые формируются в больших группах;
3. показать, как развивается группа, какие этапы проходит в своем развитии.
Групповая динамика – имеет 3 значения:
1. Определенное направление исследований малых групп в СП, т.е. школа К. Левина.
2. Обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп; преимущественно разработаны в школе К. Левина.
3. Обозначение динамических процессов, которые происходят одновременно в группе и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Минимальный объем группы равен 3, а максимальный определяется количеством членов объединенных одной совместной деятельностью (примерно до 40 человек). Например, класс – 30 человек; психотерапевтическая группа – 12.
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно:
1. необходимо выяснить как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе;
2. нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, норм и ценностей, которые формируются в больших группах;
3. показать, как развивается группа, какие этапы проходит в своем развитии.
Групповая динамика – имеет 3 значения:
1. Определенное направление исследований малых групп в СП, т.е. школа К. Левина.
2. Обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп; преимущественно разработаны в школе К. Левина.
3. Обозначение динамических процессов, которые происходят одновременно в группе и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
* Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 3 до 7лет.
Основное значение имеет игра, которая становится ведущим видом деятельности, игра проходит свой путь развития.
Развитие детской игры:
1. Предметноманипуляционная –*Леонтьев выделил:
а) Функциональные – игры с предметами в которых раскрывается свойство предмета и способы действий с ним.
б) Конструктивные – возникают на базе функциональных, в них ребенок осмысливает назначение предметов и их взаимодействие, овладевает способностью создавать что-то по образцу.
Младшие дошкольники в основном играют в одиночку, но с 4-х лет начинают развиваться сюжетно-ролевые игры.
2. Сюжетноролевая – изучали *Выготский, Леонтьев, Эльконин Запорожец.
В них отражаются различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых и дети проигрывают их. Дети чаще воспроизводят социальные роли.
В каждой игре существуют свои игровые условия. В ней участвуют дети, предметы, игрушки. Их подбор и сочетание меняет игру. Игра имеет сюжет – сфера деятельности, которая отражается в игре. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.
Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства. К концу дошкольного детства в развитии игры выделяют 2 основные фазы:
Основное значение имеет игра, которая становится ведущим видом деятельности, игра проходит свой путь развития.
Развитие детской игры:
1. Предметноманипуляционная –*Леонтьев выделил:
а) Функциональные – игры с предметами в которых раскрывается свойство предмета и способы действий с ним.
б) Конструктивные – возникают на базе функциональных, в них ребенок осмысливает назначение предметов и их взаимодействие, овладевает способностью создавать что-то по образцу.
Младшие дошкольники в основном играют в одиночку, но с 4-х лет начинают развиваться сюжетно-ролевые игры.
2. Сюжетноролевая – изучали *Выготский, Леонтьев, Эльконин Запорожец.
В них отражаются различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых и дети проигрывают их. Дети чаще воспроизводят социальные роли.
В каждой игре существуют свои игровые условия. В ней участвуют дети, предметы, игрушки. Их подбор и сочетание меняет игру. Игра имеет сюжет – сфера деятельности, которая отражается в игре. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.
Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства. К концу дошкольного детства в развитии игры выделяют 2 основные фазы: