Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация.

Наука » Психология » Возрастная психология
Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (псих.словарь).
Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.
В методологическом плане категория общения является интегративной, объединяющей категории: образа, мотива, действия, личности. Эта категория является системообразующей в подходе ряда авторов. Она выделена как главная у Ломова: он рассматривал общение как процесс, результат и сущность становления развития личности и группы. Э.Эриксон положил принцип общения в основу возрастной периодизации и личностного развития человека, выделяя две линии развития человека в зависимости от того, как формируется его отношение и общение с др. людьми. Выготский отмечал в культурноисторической теории общение как социально обусловленный фактор, как средство развития человека, когда он попадает в зону ближайшего развития.
Виды общения:
1. Невербальное – без применения речи.
2. Вербальное – посредством знаковой системы речи.
Функции общения:
1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию.
2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Высшая форма – любовь и дружба.
Структура общения (3 аспекта):
1. Коммуникативная сторона – передача информации, обмен информацией участниками общения. Условие: владение участниками средствами общения.
2. Интерактивная сторона – взаимодействие, обмен не только информацией, но и их действиями. Влияние на поступки др. людей. Применение императива – степени требования предъявляемого другому лицу: категорический императив, пожелание, рекомендации, совет, инструктаж.
3. Перцептивная сторона – восприятие друг друга партнерами по общению и оценка возможности взаимопонимания. Поиск сходств систем ценностей.
Общение как обмен информацией (КО) предполагает:
1. КО предполагает рассмотрение особенностей коммуникативных барьеров возникающих при взаимодействии людей (язык, сленги, жаргоны, установки к субъекту коммуникации, ожидания в отношении к смысловой составляющей информации).
2. Отношение человека к процессу результату общения в информационном плане.
3. Выделение аксиальной коммуникации – это индивидуализированная, персонифицированная коммуникация (пол, возраст, ценностные ориентации, национальность).
4. Ретиальная коммуникация (сетевая) направленная на массовый коммуникативный процесс.
Леонтьев выделял личностноречевую и социальноречевую ориентацию по содержанию коммуникаций.
Виды взаимодействия:
1. Кооперация – взаимодействие построенное на объединении усилий, на учете индивидуальных сильных или слабых сторон субъекта общения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.