Бихевиоризм – (от англ. behavior – поведение) – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. 20 века.
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
В бихевиоризме выделено 3 категории научения: реактивное (рефлекторное), оперантное и когнитивное. В соответствии с этим бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения:
1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.);
2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер);
3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура)
* Торндайк считается родо-начальником поведенческой психологии, использовал термин «коннексия» - связь между реакцией и ситуацией, вместо «поведения». Им было описано научение методом проб и ошибок. В опытах с проблемными клетками, куда помещалось голодное животное. Для получения пищи животному требовалось выйти из нее, нажав на педаль. После случайно успешного действия животного вероятность этого действия у него возрастает. Вывел:
1. «Закон эффекта», позволяющий построить «кривую научения» - каждая новая попытка исполнения более эффективна, чем предыдущая; действия, не ведущие к достижению цели, напротив, сокращаются и тормозятся.
2. «Закон упражнения» – реакция на ситуацию связывается пропорционально с частотой повторения связи и ее силой.
3. «Закон готовности» – упражнения меняют, усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов.
4. «Закон ассоциативного сдвига» – ели при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.
* Уотсон стал теоретическим лидером, считал, что психология должна быть чисто экспериментальной, сознание является ошибочным объектом, т.к. происходящее внутри сознания нельзя зарегистрировать и измерить. Изучать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы – ситуации, которые эти реакции обуславливают. Основная цель психологии – описание, предсказание и управление поведением по формуле (единица поведения) «стимулреакция» (S>R).
Причинно объяснить какое-либо действие человека (R) означает найти внешнее воздействие (S), которое его вызвало. Уотсон отметил две задачи психологии: 1) прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека; 2) по реакциям (поведению) определить стимулы, лежащие в их основе.
Уотсон считал, что большинство известных психологических явлений можно переформулировать и описать в терминах поведения. Личность есть совокупность выработанных с детства и поэтому достаточно устойчивых поведенческих реакций (система навыков), присущих данному конкретному человеку.
* Скинер – оперантный бихевиоризм. Развил идеи Торндайка, считал, что поведение чаще определяется и формируется своими последствиями, т.е. результатами поведения. Наметилась представление о роли «обратной связи». В зависимости от того, будут ли последствия поведенческой реакции приятными, безразличными (нейтральными) или неприятными, организм будет повторять этот поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать его. Т.о., стимулом поведенческой реакции становится его результат, который выступает в роли «подкрепителя». Такой тип поведения он назвал «оперантным»: поведение воздействует на среду, генерирует последствия, которые и модифицируют само поведение. В этом случае формула поведения имеет «обратный» вид: R Подкрепителем (S) может быть любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции. Виды стимула: Позитивный стимул (S+) вызы
вает желаемое поведение, а негативный (иначе – аверсивный)
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
В бихевиоризме выделено 3 категории научения: реактивное (рефлекторное), оперантное и когнитивное. В соответствии с этим бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения:
1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.);
2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер);
3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура)
* Торндайк считается родо-начальником поведенческой психологии, использовал термин «коннексия» - связь между реакцией и ситуацией, вместо «поведения». Им было описано научение методом проб и ошибок. В опытах с проблемными клетками, куда помещалось голодное животное. Для получения пищи животному требовалось выйти из нее, нажав на педаль. После случайно успешного действия животного вероятность этого действия у него возрастает. Вывел:
1. «Закон эффекта», позволяющий построить «кривую научения» - каждая новая попытка исполнения более эффективна, чем предыдущая; действия, не ведущие к достижению цели, напротив, сокращаются и тормозятся.
2. «Закон упражнения» – реакция на ситуацию связывается пропорционально с частотой повторения связи и ее силой.
3. «Закон готовности» – упражнения меняют, усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов.
4. «Закон ассоциативного сдвига» – ели при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.
* Уотсон стал теоретическим лидером, считал, что психология должна быть чисто экспериментальной, сознание является ошибочным объектом, т.к. происходящее внутри сознания нельзя зарегистрировать и измерить. Изучать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы – ситуации, которые эти реакции обуславливают. Основная цель психологии – описание, предсказание и управление поведением по формуле (единица поведения) «стимулреакция» (S>R).
Причинно объяснить какое-либо действие человека (R) означает найти внешнее воздействие (S), которое его вызвало. Уотсон отметил две задачи психологии: 1) прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека; 2) по реакциям (поведению) определить стимулы, лежащие в их основе.
Уотсон считал, что большинство известных психологических явлений можно переформулировать и описать в терминах поведения. Личность есть совокупность выработанных с детства и поэтому достаточно устойчивых поведенческих реакций (система навыков), присущих данному конкретному человеку.
* Скинер – оперантный бихевиоризм. Развил идеи Торндайка, считал, что поведение чаще определяется и формируется своими последствиями, т.е. результатами поведения. Наметилась представление о роли «обратной связи». В зависимости от того, будут ли последствия поведенческой реакции приятными, безразличными (нейтральными) или неприятными, организм будет повторять этот поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать его. Т.о., стимулом поведенческой реакции становится его результат, который выступает в роли «подкрепителя». Такой тип поведения он назвал «оперантным»: поведение воздействует на среду, генерирует последствия, которые и модифицируют само поведение. В этом случае формула поведения имеет «обратный» вид: R
вает желаемое поведение, а негативный (иначе – аверсивный)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи