Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Отношение к учению и его динамика на протяжении школьного обучения. Развитие произвольности, самоконтроля и рефлексии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Мл шк (от 6-7 до 9-11 лет). В этом в-те происх смена образа и стиля жизни: новые требования, новая соц роль ученика, принципиально новый вид деят — учебная деят. В школе он приобретает новые знания и умения, но и опред соц статус. Меняется воспр своего места в системе отношений. Мен-ся интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Реб оказыв-ся на границе нового возраст-го п-да. С физиолог т зр — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюд дисгармония в физич развитии, оно опережает нервно-псих развитие реб, что сказывается на временном ослаблении НС. Прояв-ся повыш утомляемость, беспокойство, повыш потребность в движениях. Социальная ситуация в мл шк в-те:1)Учебная деят становится вед деят.2)Заверш переход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш.3)Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких шк-в к отметкам).4)Мотивация достижения стан-ся доминирующей.5)Происходит смена референтной гр.6)Происходит смена распорядка дня.7)Укреп-ся новая внутр позиция.8)Измен-ся система взаимоотнош реб с ок-руж людьми.
ВВД -уч деят. Ее харак-ки: результативность, обязательность, произвольность. Основы уч деят заклад-ся именно в первые годы обучения. Уч деят должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможн детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний. Компоненты уч/деят (поД.Б.Элъконину):1)Мотивация.2)Учебная задача.3)Учебные операции.4)Контроль и оценка.
Мотивы учения: познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний);
социальные (ответственность, понимание соц значимости учения, стремление занять опред позицию в отнош-х с окруж, получить их одобрение);
узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу.
В результате уч деят возникают психические новообразования: произвольность псих-х процессов, рефлексия (личностная, интеллект-я), внутр план действий (планирование в уме, умение анализировать). Речь.Ув-ся словарный запас до 7 тыс. слов.
Мышление в мл шк в-те становится доминирующей функцией, заверш наметившийся в дошк в-те переход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш. К концу мл шк в-та прояв-ся индивид различия в мыш (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формир-ся научные понятия (основы теоретического мыш). Память развився в 2-х направ-х — произвольности и осмысленности. В уч деят развив все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формир произвольное запоминание. Внимание. Дети способны концентрировать вним, но у них еще преобладает непроизвольное вним. Удержание вним возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Восприятие также харак-ся непроизвольностью, хотя элементы произвольного воспр встречаются уже в дошк в-те. Воспр отлич-ся слабой дифференцированностью (путают предметы, их св-ва).В мл шк в-те нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Воображение в своем развитии проходит 2 стадии: на 1-й — воссоздающее (репродуктивное), на 2-й — продуктивное. Самосознание интенсивно развив-ся. Становление самооценки мл шк зависит от успеваемости и особен общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взр-х. Существен знач имеет место, которое занимает реб в семье.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.