Память. Процессы памяти и их характеристика

Наука » Психология » Возрастная психология
Память – это сложный психический процесс, состояций из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.
Память связывает прошлое субьекта с его настоящим и будущим и яв-ся важнейшей познават. Функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Виды памяти:
1.Непроизвольная п. (информ. запом-ся сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информ.) сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная п.(информ. запомин-ся целенапрвлено с помощью спец. Приемов) эффектив-ть завист: 1. от целей запоминания 2. от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:а)Мех.п. –это память, основанная на повторении материала без его осмысления. б)логическая п. (смысловая) – основ. На установлении в запоминаемом материале смысловых связей. в)образные приемы запоминания – образная память. Бывает: зрит, слухов, моторно-двигат, вкусов, осязатель, обонят.,эмоцион. г)мнемотехнические приемы запоминания - спец. приемы для облегчения запоминания.
Выделяют также кратковременную п., оперативную п., промежуточную п. Любая информ. вначале попадает в кратковрем. п. , кот. обеспечивает запоминание однократно информ. на короткое время 5-7 мин., после чего информ. может забыться полностью либо перейти в долговрем. п., при условии 1-2 кратного повторения.
Долговр. п. обеспечивает длит. сохранение информ.2 типа: ДП с сознательным доступом. ДП закрытая ( человек в естеств. условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе может получить к ней доступ).
Оперативная п. – вид п., проявляющ. в ходе выполнения опред. деятельности, обслуживающий эту деят. Благодаря сохранению информ., поступ. как из КП, так и из ДП, необх. для выполнения текущей деят.
Промежеточная п. – обеспечив. сохранение информ. в течении нескольких часов, накапливает информ. в течении дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточ. памяти и категоризации информ. накопленной за прошедший день, переводя ее в долговрем. п.
Для долговр. п. с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также опред. процент и нужной информации.
Для уменьшения забывания необх.: 1)понимание, осмысление информ.; 2)повторение информ. Забывание в значит. степени зависит от хар-ра деят., непосредственно предшествующей запоминанию и происход. после нее. Отрицат влияние предшест запминанию деят получило название проактивного торможения. Отрицат влияние следующей за запоминанием деят наз-т ретроактивное торможение, оно особенно ярко прояв-ся в тех случаях, когда вслед за заучиванием вып-ся сходная с ним деят или если эта деят требует значит усилий.
Формы воспроизведения: -узнавание- проявление п., кот. возникает при повторном восприятии объекта;
- воспоминание, кот осущ-ся при отсутствии восприятии объекта;
-воспоминание, кот осущ-ся при отсут восприятия объекта;
-припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от постав-х задач, от степени логич. упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информ.
-реминисценция-отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
-эйдетизм-зрит. память, долго сохр яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.