Теперь рассмотрим другие способы, помимо вопросов и утверждений, с помощью которых можно узнать интересы противника. Один такой способ заключается в том, чтобы по-настоящему внимательно слушать человека, обращая внимание не только на слова, но и на особенности построения фраз, лексику, подбор выражений и устойчивых речевых оборотов, интонацию — все то, на чем я подробно останавливался в книге «Мета-разговор».
Слушание — такой же, как и речевой, способ влиять на человека. Слушать нужно с открытой душой, свободной от предубеждений. Любое высказывание имеет по меньшей мере два значения.
В романе «1984» Джордж Оруэлл приводит некоторые лозунги, которые на первый взгляд представляются абсурдными, однако в определенных обстоятельствах не лишены смысла. Придуманный Оруэллом лозунг: «Свобода есть рабство!»— верен в условиях ничем не ограниченной личной свободы, потому что тогда человек становится рабом своих прихотей. Еще один парадокс Оруэлла: «Война — это мир!» — имеет смысл, если подумать об объединении разобщенных и даже конфликтующих между собой представителей нации перед лицом общего врага.
Итак, вы настроились внимательно слушать, очистились от предубеждений и горите желанием узнать интересы оппонента. Что же вам доведется услышать?
В своей книге «Речевые обороты и жесты в повседневной жизни» С. Фельдман приводит список устойчивых выражений, которые чаще всего употребляются на переговорах: иногда с целью настроить собеседника на разговор, а иногда — чтобы дать понять: человек имеет в виду нечто прямо противоположное тому, что говорит. Тем не менее они помогают понять психологические факторы.
Слушание — такой же, как и речевой, способ влиять на человека. Слушать нужно с открытой душой, свободной от предубеждений. Любое высказывание имеет по меньшей мере два значения.
В романе «1984» Джордж Оруэлл приводит некоторые лозунги, которые на первый взгляд представляются абсурдными, однако в определенных обстоятельствах не лишены смысла. Придуманный Оруэллом лозунг: «Свобода есть рабство!»— верен в условиях ничем не ограниченной личной свободы, потому что тогда человек становится рабом своих прихотей. Еще один парадокс Оруэлла: «Война — это мир!» — имеет смысл, если подумать об объединении разобщенных и даже конфликтующих между собой представителей нации перед лицом общего врага.
Итак, вы настроились внимательно слушать, очистились от предубеждений и горите желанием узнать интересы оппонента. Что же вам доведется услышать?
В своей книге «Речевые обороты и жесты в повседневной жизни» С. Фельдман приводит список устойчивых выражений, которые чаще всего употребляются на переговорах: иногда с целью настроить собеседника на разговор, а иногда — чтобы дать понять: человек имеет в виду нечто прямо противоположное тому, что говорит. Тем не менее они помогают понять психологические факторы.
Обычно говорят о том, как вести себя, если во время деловой встречи вам задают вопросы. Однако если вы — хозяин положения, вопросы отпадают сами собой. Мой интерес к этой области был вызван статьей Альфреда Флейшмана «Как саботировать деловую встречу», опубликованной в сентябре 1967 года. С тех пор мне не раз удавалось положить конец обсуждению при помощи различных тактик, речь о которых пойдет в десятой главе. Здесь же будет достаточно их перечислить. Это не предложения, а только примеры, показывающие, какие ситуации могут возникнуть и к чему следует быть готовым.
1 ВЫДЕРЖКА. Тяните время, старайтесь «пересидеть» противника.
2 ШОК. Резко прервите встречу. Чтобы эта тактика сработала, необходим точный расчет времени.
3 СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. Закройте совещание, прежде чем противник успел опротестовать ваше решение.
4 ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. Встаньте и уйдите.
5 МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Не появляйтесь до тех пор, пока не будет поздно что-либо решать.
6 ВОЗВРАТ. Созовите другое совещание в то же время и в том же месте.
7 ОГРАНИЧЕНИЯ. Прибегните к парламентской процедуре; настаивайте на точном соблюдении повестки дня.
8 ОБМАННЫЙ МАНЕВР. Сделайте вид, будто думали, что встреча должна была состояться в другое время и в другом месте.
9 СОПРИЧАСТНОСТЬ. Позовите друзей.
10 АССОЦИАЦИЯ. Вербуйте союзников.
1 ВЫДЕРЖКА. Тяните время, старайтесь «пересидеть» противника.
2 ШОК. Резко прервите встречу. Чтобы эта тактика сработала, необходим точный расчет времени.
3 СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. Закройте совещание, прежде чем противник успел опротестовать ваше решение.
4 ОСКОРБЛЕННАЯ НЕВИННОСТЬ. Встаньте и уйдите.
5 МНИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Не появляйтесь до тех пор, пока не будет поздно что-либо решать.
6 ВОЗВРАТ. Созовите другое совещание в то же время и в том же месте.
7 ОГРАНИЧЕНИЯ. Прибегните к парламентской процедуре; настаивайте на точном соблюдении повестки дня.
8 ОБМАННЫЙ МАНЕВР. Сделайте вид, будто думали, что встреча должна была состояться в другое время и в другом месте.
9 СОПРИЧАСТНОСТЬ. Позовите друзей.
10 АССОЦИАЦИЯ. Вербуйте союзников.
Вот несколько различных подходов.
1) Создать у противника впечатление, будто ему
ответили.
2) Ответить неполно.
3) Дать неточный ответ.
4) Отбить у него охоту продолжать расспросы.
СОЗДАТЬ У ПРОТИВНИКА ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО ЕМУ ОТВЕТИЛИ
Задавая вопросы, мы имеем дело с двумя наборами предположений: спрашивающего и отвечающего. Отвечая, нужно попытаться опровергнуть предположения спрашивающего и выдвинуть свои собственные. Был случай, когда ошибка в предположениях стоила человеку жизни. Этот армейский капитан был казначеем офицерского клуба и на протяжении долгого времени запускал руку в общую кассу. Однажды в гарнизонной лавке к нему приблизились двое полицейских. Один положил ему руку на плечо: «Капитан, вы не могли бы пройти с нами?»— «Прошу прощения, я сейчас». Он вышел в мужской туалет и застрелился. Полицейские были крайне удивлены. Они всего-навсего хотели сказать, что капитан припарковал свой «джип» слишком близко к огнетушителю. Этот человек и сегодня был бы жив — хотя и не обязательно на свободе,— если бы дал себе труд непредвзято воспринять вопрос. Сказал бы гордо: «А в чем, собственно, дело?»— и не пришлось бы стреляться.
1) Создать у противника впечатление, будто ему
ответили.
2) Ответить неполно.
3) Дать неточный ответ.
4) Отбить у него охоту продолжать расспросы.
СОЗДАТЬ У ПРОТИВНИКА ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО ЕМУ ОТВЕТИЛИ
Задавая вопросы, мы имеем дело с двумя наборами предположений: спрашивающего и отвечающего. Отвечая, нужно попытаться опровергнуть предположения спрашивающего и выдвинуть свои собственные. Был случай, когда ошибка в предположениях стоила человеку жизни. Этот армейский капитан был казначеем офицерского клуба и на протяжении долгого времени запускал руку в общую кассу. Однажды в гарнизонной лавке к нему приблизились двое полицейских. Один положил ему руку на плечо: «Капитан, вы не могли бы пройти с нами?»— «Прошу прощения, я сейчас». Он вышел в мужской туалет и застрелился. Полицейские были крайне удивлены. Они всего-навсего хотели сказать, что капитан припарковал свой «джип» слишком близко к огнетушителю. Этот человек и сегодня был бы жив — хотя и не обязательно на свободе,— если бы дал себе труд непредвзято воспринять вопрос. Сказал бы гордо: «А в чем, собственно, дело?»— и не пришлось бы стреляться.
Люди способны не только воспринимать явления окружающего мира, но и мыслить на разных уровнях обобщения. Этому во многом способствуют языковые структуры. Знакомство с общей семантикой помогает понять, как это происходит.
Задавая вопрос на одном из уровней, необходимо помнить, что ответ должен принадлежать к тому же уровню.
К примеру, если во время забастовки спросить: «Мои служащие лояльны?»— это будет вопрос очень высокого уровня обобщения; вашему собеседнику будет нелегко дать ответ, который бы соответствовал ему по масштабу и достоверности. Зато если вы зададите конкретный вопрос, например: «Отметил ли отдел кадров случаи, когда рабочие крушили бы собственность компании?»— ответ не затруднит партнера и будет иметь больше смысла.
Одного француза — соискателя степени доктора естественных наук — спросили: «Почему опиум усыпляет?» Ответ был: «Потому что в основе этого явления лежит усыпляющий принцип». Типичный пример смены уровня с целью избежать ответа.
Вот еще пример несоответствия уровней. Атеист бросает вызов священнику: «Вы утверждаете, будто Бог сотворил человека. А кто сотворил самого Бога?» Заданный на публике, этот вопрос может показаться даже эффектным, но беда в том, что в нем смешаны понятия времени и вечности и не делается различия между понятийными уровнями. Подбирая вопросы, структура которых лучше подходит для интересующей нас области, мы добьемся большей эффективности общения.
Об уровнях обобщения подробнее говорится моей книге «Искусство творческого мышления».
Задавая вопрос на одном из уровней, необходимо помнить, что ответ должен принадлежать к тому же уровню.
К примеру, если во время забастовки спросить: «Мои служащие лояльны?»— это будет вопрос очень высокого уровня обобщения; вашему собеседнику будет нелегко дать ответ, который бы соответствовал ему по масштабу и достоверности. Зато если вы зададите конкретный вопрос, например: «Отметил ли отдел кадров случаи, когда рабочие крушили бы собственность компании?»— ответ не затруднит партнера и будет иметь больше смысла.
Одного француза — соискателя степени доктора естественных наук — спросили: «Почему опиум усыпляет?» Ответ был: «Потому что в основе этого явления лежит усыпляющий принцип». Типичный пример смены уровня с целью избежать ответа.
Вот еще пример несоответствия уровней. Атеист бросает вызов священнику: «Вы утверждаете, будто Бог сотворил человека. А кто сотворил самого Бога?» Заданный на публике, этот вопрос может показаться даже эффектным, но беда в том, что в нем смешаны понятия времени и вечности и не делается различия между понятийными уровнями. Подбирая вопросы, структура которых лучше подходит для интересующей нас области, мы добьемся большей эффективности общения.
Об уровнях обобщения подробнее говорится моей книге «Искусство творческого мышления».
Журналисты часто цитируют известное стихотворение Киплинга, в котором перечисляются шесть наиболее часто употребляемых вопросительных слов:
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где»...
При помощи этих слов журналисты получают всю информацию, нужную для стандартного репортажа.
Вопросы, начинающиеся с «кто», «что», «когда» и «где», обычно выполняют функцию II на низком уровне обобщения; они близки к реальной жизни; ответы на них практически не оставляют простора для различных толкований. Вопросы, начинающиеся с «почему», выполняют функцию IV и подталкивают к другой крайности: при ответе на них может возникнуть множество интерпретаций. Что же касается вопросов, начинающихся с «как» (функция IV), то они располагаются посередке между этими двумя полюсами.
Эти же слова могут служить толчком к игре воображения, побуждать к поиску творческих альтернатив.
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где»...
При помощи этих слов журналисты получают всю информацию, нужную для стандартного репортажа.
Вопросы, начинающиеся с «кто», «что», «когда» и «где», обычно выполняют функцию II на низком уровне обобщения; они близки к реальной жизни; ответы на них практически не оставляют простора для различных толкований. Вопросы, начинающиеся с «почему», выполняют функцию IV и подталкивают к другой крайности: при ответе на них может возникнуть множество интерпретаций. Что же касается вопросов, начинающихся с «как» (функция IV), то они располагаются посередке между этими двумя полюсами.
Эти же слова могут служить толчком к игре воображения, побуждать к поиску творческих альтернатив.
Очень часто люди высказывают утверждения, на самом деле являющиеся замаскированными вопросами, рассчитанными на получение информации. Еще в детстве мы, сами того не замечая, прибегали к этому приему, выражая неуверенность в себе, притворство, будто мы знаем что-то, чего на самом деле совсем не знаем, или просто неумение задать вопрос. Такие «вопросительные» утверждения нужно очень внимательно выслушивать:, они, как ничто другое, помогают понять человека. Фраза, вроде бы выполняющая функцию Hi,— «Меня никто не любит!»,— на самом деле призвана привлечь внимание (I).
Косвенные вопросы, то есть утверждения, требующие ответа, звучат более дипломатично, чем прямые. Например, вместо того, чтобы спрашивать в лоб: «Когда вы приедете?», можно сказать: «Председательствующий хотел бы знать, когда вы сможете приехать». Или, предположим, президент корпорации хочет дать понять потенциальному покупателю, что за его фирмой многие охотятся. Фраза: «Как вы думаете, кто интересовался, продается ли компания?»— может вызвать непредвиденную и нежелательную реакцию. Оказанное на покупателя давление способно спровоцировать что угодно: от шутки до грубости. Зато формулировка: «Вы ни за что не угадаете, кто хотел купить компанию!»— оставляет собеседнику больше пространства для маневра. Скорее всего, ответ будет: «Да уж, трудно угадать!» или: «Кто?» Оба ответа дают возможность продолжить разговор и добиться желаемой реакции.
Начиная утверждение вводной фразой типа «Представляется вполне разумным...», «Никто не станет отрицать...», «Общеизвестно...», «Совершенно очевидно...», «У вас нет никаких оснований беспокоиться...» и т.п., вы даете понять, что ответ абсолютно ясен и не требует доказательств. Политики довели этот полезный прием до степени высокого искусства.
Косвенные вопросы, то есть утверждения, требующие ответа, звучат более дипломатично, чем прямые. Например, вместо того, чтобы спрашивать в лоб: «Когда вы приедете?», можно сказать: «Председательствующий хотел бы знать, когда вы сможете приехать». Или, предположим, президент корпорации хочет дать понять потенциальному покупателю, что за его фирмой многие охотятся. Фраза: «Как вы думаете, кто интересовался, продается ли компания?»— может вызвать непредвиденную и нежелательную реакцию. Оказанное на покупателя давление способно спровоцировать что угодно: от шутки до грубости. Зато формулировка: «Вы ни за что не угадаете, кто хотел купить компанию!»— оставляет собеседнику больше пространства для маневра. Скорее всего, ответ будет: «Да уж, трудно угадать!» или: «Кто?» Оба ответа дают возможность продолжить разговор и добиться желаемой реакции.
Начиная утверждение вводной фразой типа «Представляется вполне разумным...», «Никто не станет отрицать...», «Общеизвестно...», «Совершенно очевидно...», «У вас нет никаких оснований беспокоиться...» и т.п., вы даете понять, что ответ абсолютно ясен и не требует доказательств. Политики довели этот полезный прием до степени высокого искусства.
Рекомендуется заранее подобрать функциональные вопросы для каждой стадии переговоров. Для начала лучше всего подойдут настраивающие на разговор, затем — предназначенные для получения информации, побуждающие к размышлению и наконец — подводящие к решению. Солидный запас функциональных вопросов поможет вам тактично двигать переговоры вперед, в соответствии с избранной вами стратегией. Потом можно предоставить говорить партнеру по переговорам; вам останется лишь корректировать направление, время от времени вставляя тщательно продуманный вопрос.
Вопросы, выполняющие функции I (настройки), II (получения информации) и IV (толчка к работе мысли), гораздо реже внушают собеседнику тревогу, чем выполняющие функции III и V. Есть, однако, способы задать вопрос типа III или V, не ставя собеседника в затруднительное положение и не торопя с решением.
Например, вместо того, чтобы в лоб спросить: «Каково ваше мнение?» (V), можно сформулировать вопрос так: «Вам хотелось бы что-либо добавить?» (I, II). Или представьте себе такую ситуацию: едва хозяйка открывает дверь, коммивояжер выпаливает: «Хотите купить Британскую Энциклопедию?» (V). Ему тотчас дадут от ворот поворот. Если же он спросит: «В вашей семье есть школьники?»— то привлечет внимание и получит информацию (I, II).
От того, как секретарша ответит на ваш телефонный звонок, зависит ваше моральное самочувствие. Фраза: «Кто говорит?» многим действует на нервы: создается впечатление, будто хозяин офиса «на месте» не для всякого (III). Опытная секретарша спросит: «Могу я узнать, с кем разговариваю?» (I, II) и таким образом оставит человеку свободу выбора. Или еще лучше: «Как мне доложить о вас мистеру Смиту?» (I, III и V). Секретарша завязывает разговор, дает понять, что мистер Смит на месте, и оставляет вам пространство для маневра.
Особенно осторожными нужно быть, беря интервью. Ваша цель — расположить к себе собеседника, получить как можно больше информации и побудить его думать. Если вы замечаете, что у вас проскальзывают вопросы типов III и IV, старайтесь следить за собой. Нельзя, например, спросить: «Говорят, вы больше не балуетесь марихуаной?» (V и III функции). Лучше прибегнуть к следующей формуле: «Мистер Смит, вы не могли бы поделиться с читателями своими мыслями о марихуане?» (IV и II). Или: «Вы не хотели бы добавить что-либо такое, что я выпустил из виду?» (IV и II). Во время интервью важнее всего функции II и IV.
Например, вместо того, чтобы в лоб спросить: «Каково ваше мнение?» (V), можно сформулировать вопрос так: «Вам хотелось бы что-либо добавить?» (I, II). Или представьте себе такую ситуацию: едва хозяйка открывает дверь, коммивояжер выпаливает: «Хотите купить Британскую Энциклопедию?» (V). Ему тотчас дадут от ворот поворот. Если же он спросит: «В вашей семье есть школьники?»— то привлечет внимание и получит информацию (I, II).
От того, как секретарша ответит на ваш телефонный звонок, зависит ваше моральное самочувствие. Фраза: «Кто говорит?» многим действует на нервы: создается впечатление, будто хозяин офиса «на месте» не для всякого (III). Опытная секретарша спросит: «Могу я узнать, с кем разговариваю?» (I, II) и таким образом оставит человеку свободу выбора. Или еще лучше: «Как мне доложить о вас мистеру Смиту?» (I, III и V). Секретарша завязывает разговор, дает понять, что мистер Смит на месте, и оставляет вам пространство для маневра.
Особенно осторожными нужно быть, беря интервью. Ваша цель — расположить к себе собеседника, получить как можно больше информации и побудить его думать. Если вы замечаете, что у вас проскальзывают вопросы типов III и IV, старайтесь следить за собой. Нельзя, например, спросить: «Говорят, вы больше не балуетесь марихуаной?» (V и III функции). Лучше прибегнуть к следующей формуле: «Мистер Смит, вы не могли бы поделиться с читателями своими мыслями о марихуане?» (IV и II). Или: «Вы не хотели бы добавить что-либо такое, что я выпустил из виду?» (IV и II). Во время интервью важнее всего функции II и IV.
Иметь представление о функции вопроса — еще не все. Чтобы удачно сформулировать вопрос, требуется интуитивное понимание ситуации и умение построить вопрос с учетом ряда осознанных и неосознанных последствий.
Смысл устного вопроса может существенно меняться в зависимости от ударения, подтекста, интонации и других речевых приемов. Впрочем, то же относится к изложенному на бумаге.
Возьмем простой вопрос: «Как поживаете?» Произнесенный без ударения на каком-либо слове, он — всего лишь способ привлечь внимание и завязать разговор.
«Ну и как же вы поживаете?» — обращение за информацией.
«Ну а вы-то как поживаете?» — эта фраза уже сама несет в себе информацию.
«Все-таки как вы поживаете?» — заставляет задуматься.
«Так как, вы сказали, вы поживаете?» — подводит черту.
Бывают ситуации, в которых вопрос может выполнять все пять функций одновременно. Например, вы поужинали в ресторане, и официант просит вас подписать чек. Обычно это происходит так. Он подходит и спрашивает: «Принести вам еще выпить?» Таким образом он: 1) привлекает ваше внимание; 2) обращается за информацией; 3) возможно, намекает, что вам пора уходить; 4) побуждает вас задуматься и 5) принять решение.
Поэтому, прежде чем задать вопрос, подумайте о том, как его воспримет ваш собеседник. Ответственность за правильность восприятия лежит на том, кто спрашивает.
Смысл устного вопроса может существенно меняться в зависимости от ударения, подтекста, интонации и других речевых приемов. Впрочем, то же относится к изложенному на бумаге.
Возьмем простой вопрос: «Как поживаете?» Произнесенный без ударения на каком-либо слове, он — всего лишь способ привлечь внимание и завязать разговор.
«Ну и как же вы поживаете?» — обращение за информацией.
«Ну а вы-то как поживаете?» — эта фраза уже сама несет в себе информацию.
«Все-таки как вы поживаете?» — заставляет задуматься.
«Так как, вы сказали, вы поживаете?» — подводит черту.
Бывают ситуации, в которых вопрос может выполнять все пять функций одновременно. Например, вы поужинали в ресторане, и официант просит вас подписать чек. Обычно это происходит так. Он подходит и спрашивает: «Принести вам еще выпить?» Таким образом он: 1) привлекает ваше внимание; 2) обращается за информацией; 3) возможно, намекает, что вам пора уходить; 4) побуждает вас задуматься и 5) принять решение.
Поэтому, прежде чем задать вопрос, подумайте о том, как его воспримет ваш собеседник. Ответственность за правильность восприятия лежит на том, кто спрашивает.
В процессе общения вопросы выполняют пять основных функций.
I Настройка. Вы привлекаете внимание оппонента и подготавливаете почву для обсуждения. Например: «Как поживаете?»
II Получение информации: «Сколько это стоит?»
III Передача информации: «Вы, конечно, понимаете, что запросто с этим справитесь?»
IV Толчок к работе мысли: «Что вы предлагаете?»
V Принятие решения. «Не пора ли определиться?»
Такой функциональный подход исключительно удобен. Зная, что вопрос способен выполнять одну или несколько из вышеперечисленных функций, вы можете заранее создать резерв, который поможет вам постоянно направлять и контролировать разговор, даже если говорит в основном собеседник. Рассмотрим каждую функцию отдельно.
I. НАСТРОЙКА
Если утром в общественном транспорте знакомый спрашивает вас: «Прекрасная погода, не правда ли?» — это делается чаще всего затем, чтобы рассеять вашу озабоченность. Большинство ритуальных вопросов служит той же цели. Вот несколько примеров: «Правда, будет здорово, если...?»; «Вы бы не возражали...?»; «Вы не могли бы мне помочь?»; «Можно, я...?»; «Вы не будете так любезны...?» и так далее. Можете смело пользоваться этими клише: они ни у кого не вызовут беспокойства.
II. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Такие вопросы начинаются со слов: кто, что, когда, где, неужели, возможно ли, разве, например, будет ли?.. Если цель расспросов неясна, они могут вызвать у оппонента тревогу.
I Настройка. Вы привлекаете внимание оппонента и подготавливаете почву для обсуждения. Например: «Как поживаете?»
II Получение информации: «Сколько это стоит?»
III Передача информации: «Вы, конечно, понимаете, что запросто с этим справитесь?»
IV Толчок к работе мысли: «Что вы предлагаете?»
V Принятие решения. «Не пора ли определиться?»
Такой функциональный подход исключительно удобен. Зная, что вопрос способен выполнять одну или несколько из вышеперечисленных функций, вы можете заранее создать резерв, который поможет вам постоянно направлять и контролировать разговор, даже если говорит в основном собеседник. Рассмотрим каждую функцию отдельно.
I. НАСТРОЙКА
Если утром в общественном транспорте знакомый спрашивает вас: «Прекрасная погода, не правда ли?» — это делается чаще всего затем, чтобы рассеять вашу озабоченность. Большинство ритуальных вопросов служит той же цели. Вот несколько примеров: «Правда, будет здорово, если...?»; «Вы бы не возражали...?»; «Вы не могли бы мне помочь?»; «Можно, я...?»; «Вы не будете так любезны...?» и так далее. Можете смело пользоваться этими клише: они ни у кого не вызовут беспокойства.
II. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Такие вопросы начинаются со слов: кто, что, когда, где, неужели, возможно ли, разве, например, будет ли?.. Если цель расспросов неясна, они могут вызвать у оппонента тревогу.
Подсознательно ваш оппонент понимает огромное значение и силу вопросов. Поэтому, если они задаются в непонятной манере, это вызывает у него беспокойство, словно его достоинству или личности что-то угрожает. В этом случае необходимо срочно устранить источник дискомфорта. Например, сменить тему или раскрыть свои намерения и тем самым успокоить человека. Доктор Джордж Гэллап сказал: «Как только вы задаете вопрос, ваш собеседник принимается гадать: Что ему нужно?».
Обратите внимание на переходы. Если нужно сменить тему, постарайтесь сделать это плавно и логично. Помните: когда людей о чем-либо спрашивают, это вызывает побочную психологическую реакцию. Вы должны четко представлять себе, какую именно реакцию хотите вызвать. Не спрашивайте наобум, не заботясь о последствиях. Вот как один молодой адвокат допрашивал свидетеля:
— Вы видели начало драки собственными глазами?
— Нет.
— Когда вы прибыли на место происшествия, драка уже закончилась?
— Верно.
Вместо того, чтобы удовлетвориться этими ответами и прекратить перекрестный допрос, юрист продолжил:
— Тогда откуда вы знаете, что обвиняемый откусил у потерпевшего часть уха?
— Я видел, как он его выплюнул!
Обратите внимание на переходы. Если нужно сменить тему, постарайтесь сделать это плавно и логично. Помните: когда людей о чем-либо спрашивают, это вызывает побочную психологическую реакцию. Вы должны четко представлять себе, какую именно реакцию хотите вызвать. Не спрашивайте наобум, не заботясь о последствиях. Вот как один молодой адвокат допрашивал свидетеля:
— Вы видели начало драки собственными глазами?
— Нет.
— Когда вы прибыли на место происшествия, драка уже закончилась?
— Верно.
Вместо того, чтобы удовлетвориться этими ответами и прекратить перекрестный допрос, юрист продолжил:
— Тогда откуда вы знаете, что обвиняемый откусил у потерпевшего часть уха?
— Я видел, как он его выплюнул!
Умело сформулированные вопросы способны вскрыть тайные предубеждения, лежащие в основе резких эмоциональных реакций. Иногда бывает достаточно сказать: «Я понимаю ваши чувства»,— чтобы свести на нет необходимость сопротивляться, отрицать, защищаться, потому что смысл этого высказывания следующий: вы все слышали и поняли, признаете обоснованность точки зрения оппонента — пусть даже она не совпадает с вашей — и готовы пересмотреть свою собственную.
Такие тщательно продуманные высказывания помогают не только овладеть ситуацией, но и передать оппоненту полезную информацию. Прежде всего постарайтесь сохранить полный эмоциональный контроль. Не стоит демонстративно избегать эмоциональных высказываний, постарайтесь только, чтобы они продвигали переговоры вперед, а не заводили в тупик. Макиавелли советовал: «В высшей степени благоразумно воздерживаться от угроз и оскорблений, потому что они ни в коей мере не ослабляют противника. Наоборот, первые делают его осторожнее, а вторые — усиливают его ненависть к вам, и он упорствует в своих попытках причинить вам зло».
Почувствовав близость тупика, вы поступите мудро, если попробуете разрядить атмосферу при помощи спокойного резюме: «Что ж, это — лучшее, что можно сделать при данных обстоятельствах». Эта фраза в какой-то мере удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать, а также побуждает к пересмотру ситуации. Возможно, вы предпочтете занять более конструктивную — то есть менее жесткую — позицию или пойти на компромисс. В этом случае можно сказать: «Пожалуй, будет лучше отложить этот вопрос до лучших времен и попробовать решить другой, более принципиальный». Таким образом вы проявляете готовность уступить по первому вопросу, чтобы двинуть переговоры вперед.
Такие тщательно продуманные высказывания помогают не только овладеть ситуацией, но и передать оппоненту полезную информацию. Прежде всего постарайтесь сохранить полный эмоциональный контроль. Не стоит демонстративно избегать эмоциональных высказываний, постарайтесь только, чтобы они продвигали переговоры вперед, а не заводили в тупик. Макиавелли советовал: «В высшей степени благоразумно воздерживаться от угроз и оскорблений, потому что они ни в коей мере не ослабляют противника. Наоборот, первые делают его осторожнее, а вторые — усиливают его ненависть к вам, и он упорствует в своих попытках причинить вам зло».
Почувствовав близость тупика, вы поступите мудро, если попробуете разрядить атмосферу при помощи спокойного резюме: «Что ж, это — лучшее, что можно сделать при данных обстоятельствах». Эта фраза в какой-то мере удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать, а также побуждает к пересмотру ситуации. Возможно, вы предпочтете занять более конструктивную — то есть менее жесткую — позицию или пойти на компромисс. В этом случае можно сказать: «Пожалуй, будет лучше отложить этот вопрос до лучших времен и попробовать решить другой, более принципиальный». Таким образом вы проявляете готовность уступить по первому вопросу, чтобы двинуть переговоры вперед.