Младенчество: развитие узнавания

Наука » Психология » Возрастная психология
Фундаментальной предпосылкой ментальной витально­сти является чувство базисного доверия — формирующа­яся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру. [10;106]

Как только разрывается симбиоз новорожденного мла­денца с телом матери, происходит встреча врожденной и более или менее скоординированной способности ребенка сосать материнскую грудь с более или менее скоордини­рованной способностью и желанием, интенцией, матери кормить младенца и радоваться ему. [10;107]

Для младенца рот является фокусом самого первого совме­стного с матерью подхода к жизни. В психоанализе эта ста­дия обычно называется оральной стадией.[10;107]

В этом смысле можно говорить об инкорпоративной (вбирающей) стадии, на которой ре­бенок, если можно так выразиться, берет то, что ему пред­лагают. [10;107]

На «второй, оральной» стадии окончательно формиру­ются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной деятельности. С появлением зубов развивается удо­вольствие кусать твердые предметы, прокусывать их, от­кусывать от них кусочки.[10;109]

Жизненный цикл: эпигенез идентичности.

Наука » Психология » Возрастная психология
Одной из основных координат идентичности является жизненный цикл, поскольку мы исходим из предположе­ния о том, что не только до подросткового возраста ин­дивид развивает предпосылки своего психологического роста, умственного созревания и социальной ответствен­ности для того, чтобы пережить «кризис идентичности», пройти через него.[10;100]

Каждый человек идет своим путем развития, пережи­вает свои кризисы и находит их разрешение теми спосо­бами, которые должны быть здесь описаны, последова­тельно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;104]

Любая стадия становится кризисом, по­скольку начинающийся рост и осознание в какой-то но­вой части функционирования идут вместе с изменениями энергии инстинктов и, таким образом, также обусловли­вают специфическую уязвимость этой части.[10;104]

Развитие ребенка состоит из серии вызовов, которые он бросает своему окружению для того, чтобы оно обеспечило развитие его впервые возникающих потенциальностей, свя­занных с социальным взаимодействием.[10;105]

Наиболее радикальные изменения, начиная от глубин внутренней жизни и кончая внешними ее проявлениями, происходят в самом начале жизни

Средства общения

Наука » Психология » Возрастная психология
«Три категории средств общения перечислены в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в до­школьном детстве»

«Экспрессивно-мимические средства общения. Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации.

В первое время после рождения ребенка эти средства отсутствуют, и лишь затем они постепенно формируются. Своеобразие выразительных средств общения в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний ребен­ка, и в этом их первая функция

В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становят­ся знаком, понятным другим людям.

Третья функция вы­разительных средств общения состоит в том, что они слу­жат «индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу»

Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза.

Наука » Психология » Возрастная психология
С первых дней рождения ребенок — это открытая система с вы­раженной потребностью в другом человеке и новых впечатлени­ях. Психологическая жизнь младенца состоит преимущественно из аффективных впечатлений, в которых неразличимо то, что приходит от объекта, и то, что принадлежит субъекту. На протя­жении первого года у ребенка развивается сознание, в силу чего он начинает выделять предметы, приобретающие для него побу­дительную силу. Отсюда — возникновение «полевого» поведе­ния, осуществляющегося но логике внешней ситуации, стремле­ния к этим предметам. В то же самое время, как отмечал А. Вал­лон, предмет сразу обретает границу и выделяется из среды. Соб­ственной воли у младенца нет, как нет и психологической необ­ходимости в том, чтобы она возникала, потому что его потребно­сти очень краткосрочны и сменяют друг друга последовательно, освобождая ребенка от необходимости совершать выбор. В. Штерн отмечал признаки пробуждающейся спонтанности уже у пятимесячного ребенка, ставящего самому себе маленькие задачи, которые затем пытается решить, но эти задачи связаны в основном с теми предметами, которые имеются в распоряжении ребенка. В течение второго года ребенок может обнаруживать желания, вызванные внутренними представлениями. Вслед за пробуждением спонтанности у ребенка (примерно в возрасте 1,8 года) появляется также избирательность действий, связанная с борьбой мотивов между несовпадающими тенденциями, напри­мер, стремлением избежать неудовольствия и получить удовольствие, а также между реактивными и активными (спонтанными) мотивами.

Ступени развития субъектности (по В.И. Слободчикову).

Наука » Психология » Возрастная психология
Ступени развития субъектности

I. Оживление
Рождение— 12 месяцев

П. Одушевление
11 месяцев — 6,5 лет

III. Персонализация
5,5 лет— 13-18 лет

IV. Индивидуализация
17-21 год — 31 -42 года

V. Универсализация
39-45 лет — 62 года

Основные стадии развития личности в онтогенезе.

Наука » Психология » Возрастная психология
Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выде­ления себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия ответственности за свою активность и, вследствие всего этого, приобретения автономии. Имея биосоциальную природу, лич­ность возникает благодаря общению, однако не оказывается пол­ностью растворенной в социуме, если умеет ему противостоять и сохранять собственную индивидуальность — т.е. для понимания личности важно устанавливать границы между собой и не собой. В концепции B.C. Мухиной развитие самосознания начинается с идентификации, а завершается обособлением, причем идентифи­кация и обособление относятся как к собственному телу, так и предметам окружающего мира или значимым людям. Как же осу­ществляются в онтогенезе процессы приобретения всех этих ка­честв, которые можно обобщить понятием личностная свобода?

Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее ав­торитетным из них, безусловно, является теория развития иден­тичности, предлагаемая известным германо-американским пси­хологом психоаналитического направления Э. Эриксоном. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выде­ленных им восьми стадий как конфликт между противополож­ными тенденциями личности.

Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания

Наука » Психология » Возрастная психология
В отечественной психологии проблема онтогенеза личности име­ла ключевое значение для определения наиболее существенных положений, касающихся соотношения биологического и социаль­ного, деятельности и сознания, индивидного и духовного. Само толкование многозначного термина «личность» нацеливало на оп­ределение педагогических и юридических акцентов в понимании того, кто может считаться личностью и обязательно ли принад­лежность к биологическому виду Homo сопровождается появле­нием этого качества. Для психологии развития особенно важным представляется вопрос о том, что может рассматриваться как пер­вое проявление или «единица» личностного становления. Чтобы приблизиться к пониманию генезиса личности, рассмотрим крат­ко содержательно близкие важнейшие понятия.

Прежде всего, определим индивида как физического носителя психологических характеристик человека. Индивид создает пред­посылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по про­исхождению. Индивид существует с самого рождения; морфофункциональные качества могут изменяться (например, обновляет­ся клеточное строение тела человека), а такие индивидные пси­хологические качества, как темперамент, задатки способностей, асимметрия полушарий головного мозга, практически не изме­няются на протяжении жизни, обеспечивая устойчивость инди­видуальности.

Отношения между сверстниками в социальных группах, их роль в развитии социальной идентичности юношества

Наука » Психология » Возрастная психология
В период ранней юности весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. В доподростковый период связь между ровесниками не столь очевидна: дети подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие и расположение друг друга, но их эмоциональный контакт весьма незначителен. Удовлетворение эмоциональных потребностей детей очень мало зависит от общения со сверстниками. Ребенок ищет этого удовлетворения у родителей. В период ранней юности (старший подростковый возраст) картина меняется. Половое созревание приносит с собой новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Старшие подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем чтобы найти у них то, что раньше давали им родители
«В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны; и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения ; в особом феномене «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.
Что касается второй тенденции - к индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Две эти направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощения потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли; а в избирательности - потребность в выявлении и встречном понимании.

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Наука » Психология » Возрастная психология
ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity – тождественность) – термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Идентичность тесно связана с "Я-концепция" - это совокупность всех представлений индивида о себе, связанная с их оценкой.
В юношеском возрасте выделяют две основные сферы, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии; 2) принятие набора социальных ролей.
Э. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Юношество - лишь одна из стадий в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Кризис 7 лет

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис 7 лет
Особенности кризиса 7 лет:
1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств
Симптомы кризиса 7 лет:
o Потеря непосредственности между желанием и действием
o Манерничанье
o Симптом «горькой конфеты»
Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.
Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Наука » Психология » Возрастная психология
1 – 3 года
Социальная ситуация развития:
 Ребенок и взрослый автономны
 Появляется совместная деятельность ребенка и взрослого
Противоречия возраста:
Предпосылки перехода на качественно новую ступень развития – переход автономной речи на речь «для других»
Основные психические новообразования:
o Формирования и развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения
o Развитие самостоятельной ходьбы
o Возникновение наглядно – действенного мышления
o Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного Я
3 линии развития в период раннего детства:
1. Возникновение прямохождения
2. Предметная деятельность
3. Развитие речи

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Наука » Психология » Возрастная психология
1 месяц – 1 год
Кризис новорожденности (с рождения до конца 1ого месяца жизни)
Социальная ситуация развития:
ребенок физически отделяется от матери, но не биологически
Противоречия возраста:
 Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители
 Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве
Основные психические новообразования:
o Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.
o Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической