Основные стадии развития личности в онтогенезе.

Наука » Психология » Возрастная психология
Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выде­ления себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия ответственности за свою активность и, вследствие всего этого, приобретения автономии. Имея биосоциальную природу, лич­ность возникает благодаря общению, однако не оказывается пол­ностью растворенной в социуме, если умеет ему противостоять и сохранять собственную индивидуальность — т.е. для понимания личности важно устанавливать границы между собой и не собой. В концепции B.C. Мухиной развитие самосознания начинается с идентификации, а завершается обособлением, причем идентифи­кация и обособление относятся как к собственному телу, так и предметам окружающего мира или значимым людям. Как же осу­ществляются в онтогенезе процессы приобретения всех этих ка­честв, которые можно обобщить понятием личностная свобода?

Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее ав­торитетным из них, безусловно, является теория развития иден­тичности, предлагаемая известным германо-американским пси­хологом психоаналитического направления Э. Эриксоном. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выде­ленных им восьми стадий как конфликт между противополож­ными тенденциями личности.

Согласно Эриксону, если конфликт разрешается благополуч­но, это приводит к обогащению личности новым качеством, в про­тивном же случае кризис принимает острые формы либо конф­ликт переносится и сохраняется на более высокой стадии, невротизируя и дезадаптируя личность. Хотя теория Эриксона критиковалась за отсутствие явно сформулированного указания на то, как меняется качество новообразования каждой стадии (на­пример, у взрослого человека могут сочетаться чувство доверия, обретенное им во младенчестве и инициативность, появившаяся в дошкольном возрасте), она все же охватывает основные типич­ные кризисы и новообразования личности (рассматриваемой с точки зрения ее идентичности).

Отечественная периодизация развития человека (до юности), разработанная Д. Б. Элькониным, основана на изменении содержа­ния ведущей деятельности. Напомню, это — непосредствен­но-эмоциональное общение с матерью у младенца, манипулирова­ние предметами в раннем возрасте, ролевая игра у дошкольника, учебная деятельность у школьника, интимно-личностное обще­ние со сверстниками у подростка и, наконец, учебно-профессио­нальная деятельность в раннем юношеском возрасте. Переход на более высокие стадии развития становится реальным, если тех­нические возможности ребенка уже переросли мотивы деятельности: так, выражая свою радость матери при помощи движений рук и гуления, младенец подготавливается к овладению предмет­ной деятельностью и учится вокализировать. В общем виде дан­ная периодизация соответствует реально наблюдаемым этапам развития, однако в этом случае речь идет в основном об общем психическом развитии ребенка, развитие же личности связыва­ют с тем моментом, когда ребенок в состоянии соподчинить раз­личные мотивы и выбрать из них наиболее значимый (посколь­ку длительный период поведение ребенка характеризуется ситуативностью и импульсивностью, проблема выбора мотивов встает лишь в дошкольном возрасте).

Попытка интегрировать внешнее и внутреннее, субъектное и деятельностное (в том числе и во взаимодействии с другими людь­ми) предпринята отечественным психологом В. И. Слободчиковым, который выделяет на каждой стадии развития личности «со­бытийную» общность (партнера по общению), внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду сначала входить в различные общности и приобщать­ся к определенным формам культуры, а затем, индивидуализи­руясь, выходить из них и самому творить новые формы, т.е. ста­новиться «самобытным».

Смена формы и содержания общности, по мнению В. И. Слободчикова, сопровождается сменой партнера (причем это может быть тот же самый человек, но в новой жизненной позиции). Он выделил пять ступеней развития человека как субъекта собствен­ного поведения и психики.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.