Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выделения себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия ответственности за свою активность и, вследствие всего этого, приобретения автономии. Имея биосоциальную природу, личность возникает благодаря общению, однако не оказывается полностью растворенной в социуме, если умеет ему противостоять и сохранять собственную индивидуальность — т.е. для понимания личности важно устанавливать границы между собой и не собой. В концепции B.C. Мухиной развитие самосознания начинается с идентификации, а завершается обособлением, причем идентификация и обособление относятся как к собственному телу, так и предметам окружающего мира или значимым людям. Как же осуществляются в онтогенезе процессы приобретения всех этих качеств, которые можно обобщить понятием личностная свобода?
Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее авторитетным из них, безусловно, является теория развития идентичности, предлагаемая известным германо-американским психологом психоаналитического направления Э. Эриксоном. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выделенных им восьми стадий как конфликт между противоположными тенденциями личности.
Согласно Эриксону, если конфликт разрешается благополучно, это приводит к обогащению личности новым качеством, в противном же случае кризис принимает острые формы либо конфликт переносится и сохраняется на более высокой стадии, невротизируя и дезадаптируя личность. Хотя теория Эриксона критиковалась за отсутствие явно сформулированного указания на то, как меняется качество новообразования каждой стадии (например, у взрослого человека могут сочетаться чувство доверия, обретенное им во младенчестве и инициативность, появившаяся в дошкольном возрасте), она все же охватывает основные типичные кризисы и новообразования личности (рассматриваемой с точки зрения ее идентичности).
Отечественная периодизация развития человека (до юности), разработанная Д. Б. Элькониным, основана на изменении содержания ведущей деятельности. Напомню, это — непосредственно-эмоциональное общение с матерью у младенца, манипулирование предметами в раннем возрасте, ролевая игра у дошкольника, учебная деятельность у школьника, интимно-личностное общение со сверстниками у подростка и, наконец, учебно-профессиональная деятельность в раннем юношеском возрасте. Переход на более высокие стадии развития становится реальным, если технические возможности ребенка уже переросли мотивы деятельности: так, выражая свою радость матери при помощи движений рук и гуления, младенец подготавливается к овладению предметной деятельностью и учится вокализировать. В общем виде данная периодизация соответствует реально наблюдаемым этапам развития, однако в этом случае речь идет в основном об общем психическом развитии ребенка, развитие же личности связывают с тем моментом, когда ребенок в состоянии соподчинить различные мотивы и выбрать из них наиболее значимый (поскольку длительный период поведение ребенка характеризуется ситуативностью и импульсивностью, проблема выбора мотивов встает лишь в дошкольном возрасте).
Попытка интегрировать внешнее и внутреннее, субъектное и деятельностное (в том числе и во взаимодействии с другими людьми) предпринята отечественным психологом В. И. Слободчиковым, который выделяет на каждой стадии развития личности «событийную» общность (партнера по общению), внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду сначала входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а затем, индивидуализируясь, выходить из них и самому творить новые формы, т.е. становиться «самобытным».
Смена формы и содержания общности, по мнению В. И. Слободчикова, сопровождается сменой партнера (причем это может быть тот же самый человек, но в новой жизненной позиции). Он выделил пять ступеней развития человека как субъекта собственного поведения и психики.
Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее авторитетным из них, безусловно, является теория развития идентичности, предлагаемая известным германо-американским психологом психоаналитического направления Э. Эриксоном. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выделенных им восьми стадий как конфликт между противоположными тенденциями личности.
Согласно Эриксону, если конфликт разрешается благополучно, это приводит к обогащению личности новым качеством, в противном же случае кризис принимает острые формы либо конфликт переносится и сохраняется на более высокой стадии, невротизируя и дезадаптируя личность. Хотя теория Эриксона критиковалась за отсутствие явно сформулированного указания на то, как меняется качество новообразования каждой стадии (например, у взрослого человека могут сочетаться чувство доверия, обретенное им во младенчестве и инициативность, появившаяся в дошкольном возрасте), она все же охватывает основные типичные кризисы и новообразования личности (рассматриваемой с точки зрения ее идентичности).
Отечественная периодизация развития человека (до юности), разработанная Д. Б. Элькониным, основана на изменении содержания ведущей деятельности. Напомню, это — непосредственно-эмоциональное общение с матерью у младенца, манипулирование предметами в раннем возрасте, ролевая игра у дошкольника, учебная деятельность у школьника, интимно-личностное общение со сверстниками у подростка и, наконец, учебно-профессиональная деятельность в раннем юношеском возрасте. Переход на более высокие стадии развития становится реальным, если технические возможности ребенка уже переросли мотивы деятельности: так, выражая свою радость матери при помощи движений рук и гуления, младенец подготавливается к овладению предметной деятельностью и учится вокализировать. В общем виде данная периодизация соответствует реально наблюдаемым этапам развития, однако в этом случае речь идет в основном об общем психическом развитии ребенка, развитие же личности связывают с тем моментом, когда ребенок в состоянии соподчинить различные мотивы и выбрать из них наиболее значимый (поскольку длительный период поведение ребенка характеризуется ситуативностью и импульсивностью, проблема выбора мотивов встает лишь в дошкольном возрасте).
Попытка интегрировать внешнее и внутреннее, субъектное и деятельностное (в том числе и во взаимодействии с другими людьми) предпринята отечественным психологом В. И. Слободчиковым, который выделяет на каждой стадии развития личности «событийную» общность (партнера по общению), внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду сначала входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а затем, индивидуализируясь, выходить из них и самому творить новые формы, т.е. становиться «самобытным».
Смена формы и содержания общности, по мнению В. И. Слободчикова, сопровождается сменой партнера (причем это может быть тот же самый человек, но в новой жизненной позиции). Он выделил пять ступеней развития человека как субъекта собственного поведения и психики.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи