МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Наука » Психология » Возрастная психология
1 месяц – 1 год
Кризис новорожденности (с рождения до конца 1ого месяца жизни)
Социальная ситуация развития:
ребенок физически отделяется от матери, но не биологически
Противоречия возраста:
 Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители
 Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве
Основные психические новообразования:
o Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.
o Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической

Младенчество (с месяца до 1 года)
Социальная ситуация развития:
 Ребенок является максимально социальным существом
 Ребенок лишен основного средства общения - речи
Основные психические новообразования:
«комплекс оживления»:
o Улыбки (появляются на первой неделе второго месяца)
o Вокализация (агу – агу, гули – гули)
o Двигательные реакции (поворот головы; скашивание глаз на взрослого и т.д.)
Общий принцип развития:
1. Сенсорное развитие опережает моторное
2. Возникает акт хватания (около 5 месяцев)
Ведущий вид деятельности:
непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью


Основные теории младенческого возраста:
1. Рефлексологическая теория:
Младенец = существо безусловных рефлексов
Развитие личности младенца = процесс образования условных рефлексов, их дифференцировка
2. Теория трех ступеней
Видоизмененная и дополненная рефлексологическая теория.
К безусловным рефлексам и образованию условных рефлексов добавилась еще одна ступень – стадия интеллекта, которая качественная отличается от простого образования навыка (формирования условного рефлекса).
3. Теория, понимающая младенческий возраст как субъективистскую стадию развития.
Новорожденные = замкнутое в себе существо, погруженное в собственную субъективность, постепенно обращающееся к объективному миру
Первый год жизни – это и есть даны переход от субъективного мира к объективному (переход от Я к внешнему миру).
4. Теория солипсизма, свойственного младенческому возрасту
Младенец, согласно этой теории, также живет как бы в сновидении. 3. Фрейд говорит о нарциссизме младенца так, словно он не имеет интереса ни к чему другому, кроме самого себя. Дальнейшее развитие ребенка заключается в постепенном убывании солипсизма и социализации мышления и сознания ребенка, обращающегося к внешней действительности. Эгоцентризм, свойственный ребенку более позднего возраста, является компромиссом между изначальным солипсизмом и по­степенной социализацией мысли.

Кризис первого года
К 9 месяцам ребенок начинает ходить, отделяясь таким образом от взрослого и расширяя свое пространство.
Основные психические новообразования:
o Манипулятивные действия с предметами
o Ходьба
o Первые слова, которые носят характер указательных жестов
o Появляется специфическая речь, которую узнают только близкие
Социальная ситуация развития:
общение ребенка и матери происходит по поводу предметной деятельности
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.