Младенчество: развитие узнавания

Наука » Психология » Возрастная психология
Фундаментальной предпосылкой ментальной витально­сти является чувство базисного доверия — формирующа­яся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру. [10;106]

Как только разрывается симбиоз новорожденного мла­денца с телом матери, происходит встреча врожденной и более или менее скоординированной способности ребенка сосать материнскую грудь с более или менее скоордини­рованной способностью и желанием, интенцией, матери кормить младенца и радоваться ему. [10;107]

Для младенца рот является фокусом самого первого совме­стного с матерью подхода к жизни. В психоанализе эта ста­дия обычно называется оральной стадией.[10;107]

В этом смысле можно говорить об инкорпоративной (вбирающей) стадии, на которой ре­бенок, если можно так выразиться, берет то, что ему пред­лагают. [10;107]

На «второй, оральной» стадии окончательно формиру­ются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной деятельности. С появлением зубов развивается удо­вольствие кусать твердые предметы, прокусывать их, от­кусывать от них кусочки.[10;109]

На второй стадии устанавливаются интерперсональные паттерны, связанные с социальными модальностями брать и удерживать предметы — предметы, которые предлага­ются и даются ребенку, и предметы, которые имеют боль­шую или меньшую тенденцию «улизнуть».[10;110]

Кризис - «второй, оральной» стадии трудно определить и еще труднее верифицировать. По-видимому, он состоит в совпадении во времени трех моментов:

(1) более острая, напряженная потребность в активном овладении, приоб­ретении и наблюдении, напряжение, связанное с ощуще­ниями дискомфорта из-за растущих зубов, и другие из­менения в оральном механизме;

(2) растущее осознание ребенком себя как отдельной персоны и

(3) постепенный отход матери от ребенка, возвращение к своим обычным занятиям, которые были ею оставлены в пред- и после­родовой периоды. Эти занятия включают и возвращение к интимным супружеским отношениям, а возможно, и но­вую беременность. [10;110]



Наиболее краткой и точной формулировкой идентично­сти, являющейся завоеванием самого раннего детства, может быть следующая: «Я есть то, что, надеюсь, я имею и даю».[10;116]

Основные этапы присущие любой стадии.

1. Расширяющиеся либидные потребности развиваю­щегося живого существа и с ними новые возможности удовлетворения, фрустрации и «сублимации».

2. Раздвигающийся социальный радиус, то есть коли­чество и характер людей, с которыми человек может ос­мысленно взаимодействовать, опираясь на свои все более дифференцирующиеся способности.

3. Кризис развития, порождаемый необходимостью овладеть новыми способами поведения в заданный проме­жуток времени.

4. Новое чувство отчужденности, возникающее и развивающееся вместе с осознанием новых зависимостей и новых связей (скажем, в раннем детстве чувство забро­шенности, покинутости).

5. Специфически новая психологическая сила (на дан­ной стадии предпочтение доверия недоверию), которая яв­ляется фундаментом для всех будущих сил. [10;114]
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.