Ступени развития субъектности
I. Оживление
Рождение— 12 месяцев
П. Одушевление
11 месяцев — 6,5 лет
III. Персонализация
5,5 лет— 13-18 лет
IV. Индивидуализация
17-21 год — 31 -42 года
V. Универсализация
39-45 лет — 62 года
На первой ступени (оживление) родившийся ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение, вначале не опосредствованное культурными орудиями, предметами и знаками. Главным событием этой ступени развития субъекта является освоение собственной телесной индивидуальности; основное приобретение данной ступени — синтез человеческого тела и его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.
На второй ступени (одушевление) ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения. Прямохождение и речь становятся способами первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления, потому что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.
На третьей ступени (персонализация) партнером растущего человека становится общественный взрослый, персонифицированный в таких социальных ролях, как учитель, мастер, наставник и другие, с которыми подростки осваивают правила деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы идентичности внутри совместного бытия с другими людьми.
На четвертой ступени (индивидуализация) партнером молодого человека может стать все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Присвоение и индивидуализация общественного набора ценностей в контексте личностной позиции человека составляют суть этой ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая ограничения собственных групп принадлежности, человек становится ответственным за собственную самость, которая до того зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.
Пятая стадия (универсализация) предполагает выход за пределы развитой индивидуальности, который одновременно представляет собой вхождение в пространство сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Партнером в построении и осмыслении универсального события является человечество в его надкультурном качестве, то, что было и будет (в терминологии В.И. Слободчикова, Богочеловечество). Таким образом, этот подход прослеживает онтогенез личности в аспекте развития ее субъектности — способности быть автором собственной жизни в ее разноуровневых проявлениях с различными социальными партнерами.
Подход к описанию личности основан на использовании термина «психологическое пространство личности», которым мы обозначаем субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность человека и охраняемый им физическими и психологическими средствами. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территория, предметы, привязанности, установки). Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл и соотносятся с его потребностями. Психологическое пространство — это эмпирическое понятие, которое возникло на пересечении феноменологического и средового подходов в психологии. Задачи формирования дружественной развивающей среды ребенка должны обязательно принимать в расчет возрастную сензитивность к разным измерениям психологического пространства, чтобы развивающееся самосознание находило в объективном мире свое подтверждение, а личность укрепляла автономию — в противном случае можно говорить о депривации психологического пространства и нарушении его границ. Оно может быть описано несколькими измерениями, соответствующими той части реальности, персонализируя которую человек расширяет область своей субъектности. Это следующие измерения: физическое тело, мир вещей (предметов), территория, привычки (временная, режимная организация жизни), социальные связи и ценности.
В онтогенезе эти измерения проявляются в следующей последовательности. Сначала ребенок овладевает собственным телом (это начинает происходить на протяжении младенчества, когда он учится пользоваться собственными органами и отделять себя от материнской груди). Затем ребенок учится действиям с предметами и начинает идентифицировать себя с ними (это раннее детство, когда ребенок начинает считаться с границей, окружающей «валентные» предметы; в тот же период времени он использует особо значимые «переходные» объекты, которые, согласно психоанализу, позволяют ему отделить «Я» от «не Я»). С началом ходьбы ребенок открывает персональную территорию, но осваивать ее начинает несколько позже; сензитивность к территориальности усиливается в подростковом возрасте, когда ребенок начинает претендовать на неприкосновенность собственного письменного стола, комнаты и так далее. По мере расширения способности общаться со сверстниками у ребенка появляются личные социальные связи (друзья), которыми он начинает дорожить; это приходится примерно на старший дошкольный — младший школьный возраст и также усиливается в подростковом возрасте. Предпочтение режимных привычек начинает появляться в дошкольном возрасте и проявляется в притязаниях на установление собственного порядка действий («Сначала я, а потом ты!») и сопротивлении привычному образу жизни («Я хочу досмотреть этот фильм!»). Измерение психологического пространства, включающее ценности (т.е. вещи, явления, привязанности, идеологию, определяемую ребенком по собственному вкусу), также начинает формироваться в дошкольном возрасте и достигает своей кульминации в подростковом по мере включения ребенка в субкультуру.
Нарушение суверенного психологического пространства приводит к нарушению прочности границ контакта подрастающего ребенка с миром, в появлении компенсации, интроекциях (некритичном следовании установкам, данным другими людьми) и проекциях (стремлении «расширить» себя, неадекватно наделяя мир вокруг собственными психологическими качествами). Суверенность психологического пространства — важное условие развития ответственного сознательного субъекта.
I. Оживление
Рождение— 12 месяцев
П. Одушевление
11 месяцев — 6,5 лет
III. Персонализация
5,5 лет— 13-18 лет
IV. Индивидуализация
17-21 год — 31 -42 года
V. Универсализация
39-45 лет — 62 года
На первой ступени (оживление) родившийся ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение, вначале не опосредствованное культурными орудиями, предметами и знаками. Главным событием этой ступени развития субъекта является освоение собственной телесной индивидуальности; основное приобретение данной ступени — синтез человеческого тела и его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.
На второй ступени (одушевление) ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения. Прямохождение и речь становятся способами первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления, потому что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.
На третьей ступени (персонализация) партнером растущего человека становится общественный взрослый, персонифицированный в таких социальных ролях, как учитель, мастер, наставник и другие, с которыми подростки осваивают правила деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы идентичности внутри совместного бытия с другими людьми.
На четвертой ступени (индивидуализация) партнером молодого человека может стать все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Присвоение и индивидуализация общественного набора ценностей в контексте личностной позиции человека составляют суть этой ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая ограничения собственных групп принадлежности, человек становится ответственным за собственную самость, которая до того зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.
Пятая стадия (универсализация) предполагает выход за пределы развитой индивидуальности, который одновременно представляет собой вхождение в пространство сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Партнером в построении и осмыслении универсального события является человечество в его надкультурном качестве, то, что было и будет (в терминологии В.И. Слободчикова, Богочеловечество). Таким образом, этот подход прослеживает онтогенез личности в аспекте развития ее субъектности — способности быть автором собственной жизни в ее разноуровневых проявлениях с различными социальными партнерами.
Подход к описанию личности основан на использовании термина «психологическое пространство личности», которым мы обозначаем субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность человека и охраняемый им физическими и психологическими средствами. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территория, предметы, привязанности, установки). Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл и соотносятся с его потребностями. Психологическое пространство — это эмпирическое понятие, которое возникло на пересечении феноменологического и средового подходов в психологии. Задачи формирования дружественной развивающей среды ребенка должны обязательно принимать в расчет возрастную сензитивность к разным измерениям психологического пространства, чтобы развивающееся самосознание находило в объективном мире свое подтверждение, а личность укрепляла автономию — в противном случае можно говорить о депривации психологического пространства и нарушении его границ. Оно может быть описано несколькими измерениями, соответствующими той части реальности, персонализируя которую человек расширяет область своей субъектности. Это следующие измерения: физическое тело, мир вещей (предметов), территория, привычки (временная, режимная организация жизни), социальные связи и ценности.
В онтогенезе эти измерения проявляются в следующей последовательности. Сначала ребенок овладевает собственным телом (это начинает происходить на протяжении младенчества, когда он учится пользоваться собственными органами и отделять себя от материнской груди). Затем ребенок учится действиям с предметами и начинает идентифицировать себя с ними (это раннее детство, когда ребенок начинает считаться с границей, окружающей «валентные» предметы; в тот же период времени он использует особо значимые «переходные» объекты, которые, согласно психоанализу, позволяют ему отделить «Я» от «не Я»). С началом ходьбы ребенок открывает персональную территорию, но осваивать ее начинает несколько позже; сензитивность к территориальности усиливается в подростковом возрасте, когда ребенок начинает претендовать на неприкосновенность собственного письменного стола, комнаты и так далее. По мере расширения способности общаться со сверстниками у ребенка появляются личные социальные связи (друзья), которыми он начинает дорожить; это приходится примерно на старший дошкольный — младший школьный возраст и также усиливается в подростковом возрасте. Предпочтение режимных привычек начинает появляться в дошкольном возрасте и проявляется в притязаниях на установление собственного порядка действий («Сначала я, а потом ты!») и сопротивлении привычному образу жизни («Я хочу досмотреть этот фильм!»). Измерение психологического пространства, включающее ценности (т.е. вещи, явления, привязанности, идеологию, определяемую ребенком по собственному вкусу), также начинает формироваться в дошкольном возрасте и достигает своей кульминации в подростковом по мере включения ребенка в субкультуру.
Нарушение суверенного психологического пространства приводит к нарушению прочности границ контакта подрастающего ребенка с миром, в появлении компенсации, интроекциях (некритичном следовании установкам, данным другими людьми) и проекциях (стремлении «расширить» себя, неадекватно наделяя мир вокруг собственными психологическими качествами). Суверенность психологического пространства — важное условие развития ответственного сознательного субъекта.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи