ИДЕНТИЧНОСТЬ

Наука » Психология » Возрастная психология
ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity – тождественность) – термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Идентичность тесно связана с "Я-концепция" - это совокупность всех представлений индивида о себе, связанная с их оценкой.
В юношеском возрасте выделяют две основные сферы, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии; 2) принятие набора социальных ролей.
Э. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Юношество - лишь одна из стадий в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.
Идентичность проявляется по средствам «решения проблем» (н-р, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п.). Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении. (Дж. Марсиа).
Итак различают:
Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».( складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу, профессии, религии и т.д.)
Дж. Мид считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. При этом исключительное значение придается символической коммуникации - вербальной и невербальной.

Личная идентичность или самоидентичность это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Это не какая-то особая черта или совокупность черт, которыми обладает индивид, а его самость, отрефлексированная в терминах собственной биографии. Она обнаруживается не столько в поведении субъекта и реакциях на него других людей, сколько в его способности поддерживать и продолжать историю собственного Я, сохраняющего свою цельность, несмотря на изменение отдельных ее компонентов (относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт).
Р.Фогельсон) модель "борьбы идентичностей ". В данной модели выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная идентичность - самоотчет индивида о себе, его самоописание "я сегодня "; 2) идеальная идентичность - позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть;3) негативная, "вызывающая страх " идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть; 4) предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности. Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Это достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии.
Человек стремится соответствовать социальным нормам, сохраняя свою неповторимость.
Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. Осознаваемая идентичность предполагает наличие способности к рефлексии. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.
Понятие идентичность первоначально появилось в психиатрии в контексте изучения феномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных, потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни. Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес его в психологию развития, показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развития человека. В период юности каждый человек так или иначе переживает кризис, связанный с необходимостью самоопределения, в виде целой серии социальных и личностных выборов и идентификаций. Если юноше не удается своевременно разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность.
Острота переживания «Кризиса идентичности» зависит как от индивидуальных особенностей субъекта, так и от социума. Например, расстройство гендерной идентичности – это тяжелое психическое расстройство (фиминный мальчик).
Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.
Неоплаченная идентичность(или преждевременная) – состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по по готовым стандартам. У людей с преждевременной идентичностью цели, ценности, убеждения формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.
Отсроченная идентичность (мораторий) – состояние кризиса идентичности, когда индивид находится непосредственно в процессе профессионального и мировоззренческого самоопределения, но откладывает принятие окончательного решения на потом. На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.
Достигнутая идентичность – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший значимые для него цели, ценности и убеждения. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.
Механизмы становления и развития идентичности личности основаны на выделении, «своей группы», «своей культуры», то есть некоего референта в социокультурном пространстве.
В проблеме социальной идентичности интересен не тот факт, к какой социальной группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя. Немаловажное обстоятельство при этом - позитивная оценка группы принадлежности: человеку не просто свойственно отнести себя к какой-то группе, но и наделить эту группу позитивными чертами. Кризис идентичности может быть определен не только как трудность в обозначении своей ниши в обществе, но и как утрата позитивных представлений о своей группе. (н-р, не реализовал себя в школе, вступил в неформальную субгруппу). (Г.М. Андреева).
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников старшеклассники могут быть конформны к своей группе. Конформи́зм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства.
Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого "Мы" прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
Положительные стороны:- формирование единства в кризисных ситуациях; -уменьшается время адаптации человека в коллективе.
Отрицательные: - снижает способность самостоятельно ориентироваться в новых и непривычных условиях; - снижает способность к оригинальным и творческим идеям
Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп – процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности. Мотивы: стремление познать необычное, отсутствие интереса к чему либо, бездеятельность, потребность в эмоциональных впечатлениях; невнимание к молодым людям и конфликты в семье, оригинальность впечатлений, возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях. Неформальные объединения и движения молодежи выполняют определенные функции. Одной из главных среди них является возможность самореализации, то есть субъективного воплощения.
По мнению Э. Фромма, именно потребность в идентичности стоит за стремлением людей обрести социальный статус и за проявлениями конформизма.
А. Маслоу отводил для потребности в идентичности почетное место в своей иерархической модели потребностей сферы человека. Он включал ее в число потребностей «роста», удовлетворить которые возможно в социальных отношениях.
Целостное представление о сущности социальной идентичности личности обеспечивает рассмотрение данного феномена в единстве проявлений:
когнитивно-смысловых (осознание своей принадлежности к определенной группе (общности), позволяющее солидаризироваться с ее идеалами, стандартами, базовыми типизациям, принимать их и формировать соответствующие «обыденные теории»; формирование представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям; выработка мнения о себе как члене данной группы, соотнесение данного мнения с соответствующим мнением членов данной группы как «своих» и других групп как «чужих»);
эмоционально-ценностных (совокупность чувств, оценок, отношений, связанных со сформированными знаниями, представлениями, мнениями о членстве в группах и общностях, актуализация и ощущение адекватности/неадекватности собственного «Я»);
деятельностных (реализация образов и образцов, соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы, общности).
Позитивной динамика социальной идентичности личности ознаменована переходом:
а) от ориентации на значимого Другого и одну социальную роль к ориентации на обобщенного Другого и освоенную организованную систему ролей;
б) от общественной к индивидуальной идентификации, самоопределению;
в) от преимущественно бессознательной и нормативной к осмысленной и продуктивной интерпретативности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.