Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; Под редакцией А.Г. Рузской. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 384с. – Психологи отечества.
В данной статье рассматривается проблемы общения, взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка
Ключевые слова:
· Мимические средства общения
· Речь
· Позы
· Предметные движения
· Внимание
· Вокализация
«Три категории средств общения перечислены в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве»
«Экспрессивно-мимические средства общения. Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации.
В первое время после рождения ребенка эти средства отсутствуют, и лишь затем они постепенно формируются. Своеобразие выразительных средств общения в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний ребенка, и в этом их первая функция
В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям.
Третья функция выразительных средств общения состоит в том, что они служат «индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу»
«Экспрессивно-мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями».[5;72]
«Поскольку внимание и доброжелательность остаются постоянными компонентами содержания потребности человека в общении, понятно, что постоянно сохраняют свое значение и выражающие их экспрессивно-мимические средства общения» [5;73]
«Можно отметить, что по мере развития ребенка,…происходит дифференциация улыбок, среди которых начинают различаться робкие, живые, застенчивые, кокетливые, озорные и многие, многие другие.»[5;75]
«Предметно-действенные средства общения возникают в совместной деятельности ребенка с взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначение — выразить готовность ребенка к взаимодействию с взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого»[5;75]
«…совместная с взрослым деятельность, на фоне которой происходит общение с ним ребенка, обогащает средства общения новыми действиями, преобразованными и приспособленными для коммуникации». [5;76]
«В последующем, после возникновения у детей активной речи, предметно-действенные средства общения теряют свое значение; если они и используются дошкольниками, то, как правило, в сочетании со словом, в виде дополняющего жеста. Самостоятельное использование средств общения описываемой категории сохраняется у некоторых робких детей, избегающих активного словесного взаимодействия с партнерами »[5;77]
«В раннем детстве предметно-действенные средства общения обычно отличаются интенсивной эмоциональной окраской и нередко сочетаются с призывами или повелительными вокализациями типа вскриков или коротких громких звуков, назначение которых — привлечь внимание взрослого.
«…с помощью предметно-действенных приемов ребенок не только выражает свою готовность к общению с взрослым, но и сообщает о том, какого именно рода взаимодействие ему желательно» [5;77]
«…предметно-действенные средства общения помогают ребенку добиться от взрослого желательного взаимодействия быстрее и точнее, чем экспрессивно-мимические, конструктивная и инициативная роль которых гораздо скромнее. Однако наибольшей эффективности, несомненно, достигают речевые средства общения» [5;78]
«Речевые средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. И тем не менее использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение»[5;78]
«Если подходить к речи ребенка с позиций анализа функции, которую она выполняет, то приходится признать, что она первоначально возникает прежде всего как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка …предназначены для того, чтобы выразить желание ребенка, неудовлетворимое без взрослого, путем обозначения предмета или действия.» [5;79]
«…три гипотезы об условиях, стимулирующих возникновение речи у детей, согласно которым оно обеспечивается:
1) их эмоциональным контактом с взрослыми на 1-м году жизни.
2) их совместной деятельностью с взрослым и в конце 1-го — начале 2-го года жизни и
3) их своеобразным «голосовым» взаимодействием с взрослым, в котором взрослый оказывает на ребенка полноценное словесное воздействие, а ребенок употребляет разнообразные неречевые вокализации»[5;80]
Таким образом, существует три категории средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют с взрослыми: это экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые операции. Все они формируются у ребенка в процессе контактов детей с окружающими людьми.
В данной статье рассматривается проблемы общения, взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка
Ключевые слова:
· Мимические средства общения
· Речь
· Позы
· Предметные движения
· Внимание
· Вокализация
«Три категории средств общения перечислены в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве»
«Экспрессивно-мимические средства общения. Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации.
В первое время после рождения ребенка эти средства отсутствуют, и лишь затем они постепенно формируются. Своеобразие выразительных средств общения в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний ребенка, и в этом их первая функция
В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям.
Третья функция выразительных средств общения состоит в том, что они служат «индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу»
«Экспрессивно-мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями».[5;72]
«Поскольку внимание и доброжелательность остаются постоянными компонентами содержания потребности человека в общении, понятно, что постоянно сохраняют свое значение и выражающие их экспрессивно-мимические средства общения» [5;73]
«Можно отметить, что по мере развития ребенка,…происходит дифференциация улыбок, среди которых начинают различаться робкие, живые, застенчивые, кокетливые, озорные и многие, многие другие.»[5;75]
«Предметно-действенные средства общения возникают в совместной деятельности ребенка с взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначение — выразить готовность ребенка к взаимодействию с взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого»[5;75]
«…совместная с взрослым деятельность, на фоне которой происходит общение с ним ребенка, обогащает средства общения новыми действиями, преобразованными и приспособленными для коммуникации». [5;76]
«В последующем, после возникновения у детей активной речи, предметно-действенные средства общения теряют свое значение; если они и используются дошкольниками, то, как правило, в сочетании со словом, в виде дополняющего жеста. Самостоятельное использование средств общения описываемой категории сохраняется у некоторых робких детей, избегающих активного словесного взаимодействия с партнерами »[5;77]
«В раннем детстве предметно-действенные средства общения обычно отличаются интенсивной эмоциональной окраской и нередко сочетаются с призывами или повелительными вокализациями типа вскриков или коротких громких звуков, назначение которых — привлечь внимание взрослого.
«…с помощью предметно-действенных приемов ребенок не только выражает свою готовность к общению с взрослым, но и сообщает о том, какого именно рода взаимодействие ему желательно» [5;77]
«…предметно-действенные средства общения помогают ребенку добиться от взрослого желательного взаимодействия быстрее и точнее, чем экспрессивно-мимические, конструктивная и инициативная роль которых гораздо скромнее. Однако наибольшей эффективности, несомненно, достигают речевые средства общения» [5;78]
«Речевые средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. И тем не менее использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение»[5;78]
«Если подходить к речи ребенка с позиций анализа функции, которую она выполняет, то приходится признать, что она первоначально возникает прежде всего как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка …предназначены для того, чтобы выразить желание ребенка, неудовлетворимое без взрослого, путем обозначения предмета или действия.» [5;79]
«…три гипотезы об условиях, стимулирующих возникновение речи у детей, согласно которым оно обеспечивается:
1) их эмоциональным контактом с взрослыми на 1-м году жизни.
2) их совместной деятельностью с взрослым и в конце 1-го — начале 2-го года жизни и
3) их своеобразным «голосовым» взаимодействием с взрослым, в котором взрослый оказывает на ребенка полноценное словесное воздействие, а ребенок употребляет разнообразные неречевые вокализации»[5;80]
Таким образом, существует три категории средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют с взрослыми: это экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые операции. Все они формируются у ребенка в процессе контактов детей с окружающими людьми.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи