Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента.

Наука » Психология » Возрастная психология
Темперамент – генетически обусловленная совокупность динамических свойств индивида.
1. Генетически обусловленная: темперамент наследуется – это индивидуальная характеристика и ими наделен уже младенец, следовательно, темперамент относительно неизменен у человека в течение жизни.
2. Динамическая характеристика психики, определяет динамику свойств: темп, быстрота, ритм, интенсивность, стабильность.
3. Мотивы и направленность приобретаемая характеристика, а темперамент – наследуемая динамика.

Темперамент есть характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющие деятельность психических процессов и состояний (Теплов).
Компоненты темперамента:
1. Общая активность – стремление личности к самовыражению, эффективности освоения внешней действительности, интенсивность и объем взаимоотношений с окружающей средой. Направление, качество и уровень реализации определяется другими характеристиками: IQ, характер, мотивационная сфера и т.д.
2. Моторика – двигательный компонент темперамента, выделяется особо, т.к. именно моторика прежде всего выступает как средство актуализации внутренней динамики психических состояний. Компоненты моторики: быстрота, сила, ритм, амплитуда, мышечные движения.

Общее представление о личности. Проблема развития личности.

Наука » Психология » Возрастная психология
«Личность – есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития».
Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.
Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности.
Присвоение социального опыта детерминировано 2 сторонами:
1. Глобальная детерминация – общественно исторический опыт вообще (каждый человек продукт своей эпохи).
2. Опыт социальной микро-среды, в которой формируется данный человек (национальность, место жительства, семья, ближайшее социальное окружение).
Личность создается системой общественных отношений, в которую индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидные особенности не уничтожаются, а являются предпосылкой развития личности. Понимание личности становится возможным, через анализ деятельности. В личности отражаются жизненные отношения субъекта, причем, прежде всего это специфические для человека общественные отношения. Человек в течение жизни включен в систему разных отношений, но в возрастном определенном этапе – есть ведущая деятельность. Деятельность определена мотивом. Ведущая деятельность – ведущим мотивом. Формируется система иерархия мотивов.
К понятию личность Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, задатки, ЗУНы) – это индивидуальные свойства человека. Личность «снимает характер».

Различные представления о предмете психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).
1. Психология как учение о душе: Первые представления о душе носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой
А. Первобытный человек, осмысляя явления смерти, сна, считал, что душа – двойник человека: ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Это породило первоначальные формы религии.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ.

Наука » Психология » Возрастная психология
Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался проблемой способностей более 50 лет и считал их индивидуально типологическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1) Под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2) Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3) Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека.
Любая деятельность зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.
Показатели СП: темп усвоения; легкость усвоения; время проявления СП (возраст); оценка достижений; широта переноса формирующихся качеств.
СП не статическое, а динамичное образование, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.

Проблема личности в гуманистической психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Гуманистическая психология – самое новое направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самосовершенствованию. Основатель гуманистической психологии *А. Маслоу основал свое исследование на изучении биографий здоровых, зрелых, творческих и выдающихся личностей, что позволяло приблизится к границам человеческих возможностей. Всех их отличала одна особенность, которую он обозначил как самоактуализацию – стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талантов, способностей и возможностей. Он считал, что потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека, т.е. он должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может.
Важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы иерархически (пирамида потребностей): физиологические потребности, потребность в безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации (личностного совершенства).
Концепция самоактуализации – наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Он привод ряд «типов поведения», ведущих к самоактуализации:
1. Свежесть восприятия: мы мало и поверхностно сознаем, что происходит в нас и вокруг, но иногда у нас бывают краткие моменты повышенного осознания и интереса к внешнему и внутреннему миру. Все это «самоактуализирующие моменты». Это означает полное восприятие и переживание, беззаветное, с максимальной концентрацией.

Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация.

Наука » Психология » Возрастная психология
Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (псих.словарь).
Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.
В методологическом плане категория общения является интегративной, объединяющей категории: образа, мотива, действия, личности. Эта категория является системообразующей в подходе ряда авторов. Она выделена как главная у Ломова: он рассматривал общение как процесс, результат и сущность становления развития личности и группы. Э.Эриксон положил принцип общения в основу возрастной периодизации и личностного развития человека, выделяя две линии развития человека в зависимости от того, как формируется его отношение и общение с др. людьми. Выготский отмечал в культурноисторической теории общение как социально обусловленный фактор, как средство развития человека, когда он попадает в зону ближайшего развития.
Виды общения:
1. Невербальное – без применения речи.
2. Вербальное – посредством знаковой системы речи.
Функции общения:
1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию.
2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Высшая форма – любовь и дружба.
Структура общения (3 аспекта):

Психология поведения. Факты, законы, проблемы.

Наука » Психология » Возрастная психология
Бихевиоризм – (от англ. behavior – поведение) – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. 20 века.
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
В бихевиоризме выделено 3 категории научения: реактивное (рефлекторное), оперантное и когнитивное. В соответствии с этим бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения:
1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.);
2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер);
3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура)

Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом.

Наука » Психология » Возрастная психология
Конфликт (К) – это столкновение сторон, мнений, сил, интересов– это открытое противоборство, столкновение 2-х и более субъектов или участников социального взаимодействия, причиной которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности (Козарев).
Любой конфликт социальный, внутриличностный конфликт не социален, но опосредован социальными отношениями.
Рассмотрением вопросов конфликтологии занимались отечественные психологи и социологи: Анцупов, Гришина, Козарев, Леонов, Зайцев, Здравомыслов, Фельдман, Петровская и др. Зарубежные авторы: Томас, Левин, Зиммель, Козер и др.
Функции конфликта:
Негативные функции Позитивные функции
1. Разрушение, уничтожение соц. системы или ее отдельных элементов.
2. Изоляция субъектов друг от друга
3. Деформация отношений между субъектами, системами в сторону негативизма.
4. Нарушение стабильности всей системы или ее отдельных элементов.
5. Истощение материальных ресурсов
6. Истощение духовных ресурсов, жизненных сил.

1. Восстановление оптимального равновесия в системе (гомеостаз).
2. Интеграция, стабилизация.
3. Информационносигнальная функция: определяется поле напряжения («горячие точки»), ясно звучит предмет непонимания между субъектами («лакмусовая бумага»).
4. Тематика меняется, а содержимое остается прежним.
5. Функция инновации – рождение нового.

Психическое развитие ребенка в младенчестве.

Наука » Психология » Возрастная психология
Эльконин Даниил Борисович определяет возрастные рамки периода от 0 до 1 года.
Внутри этого периода можно выделить стадию новорожденности, которая заканчивается приблизительно к 2,5-3 месяцам и ее окончание ознаменовано возникновением «комплекса оживления».
Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом и без помощи взрослого он не может выжить. У него отсутствует: терморегуляция, недостаточно отрегулирована деятельность ССС (частый Ps, поверхностное дыхание); деятельность полушарий головного мозга плохо развиты, основная роль принадлежит подкорковым центрам.
Жизнь ребенка зависит от матери и общение со значимым взрослым приводит к появлению комплекса оживления: - гуление; - моторная деятельность; - мимические реакции.
Без общения комплекс оживления не возникает.
Центральное новообразование кризиса новорожденности – индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорожденного становиться индивидуальным существованием, отделенным от материнского организма, жизнью, вплетенную в социальную жизнь окружающих людей.
Младенец растет интенсивно. Рост за год увеличивается в 1,5 – 2 раза вес в 3 раза.

Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов в подростковом возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Эльконин Даниил Борисович очертил подростковый возраст, который совпадает с обучением детей в 6-9 классах от 11 до 15 лет.
Это период перехода от детства к взрослости или как писал * К. Левин «смена групповой принадлежности».
Происходит интенсивное морфологическое и функциональное развитие организма идущее в 2-х направлениях:
- гормональная буря;
- скачек роста.
Гормональная буря – связанна с перестройкой эндокринных желез.
Скачек роста – рост тела в длину, изменение пропорций, развитие мускульного скелета по мужскому или женскому типу.
Эти изменения влекут за собой перестройку психологической сферы:
1. Возникновение «чувства взрослости» (* Личко) – подросток стремится приобщиться к жизни взрослых, прежде всего, перенять внешние стороны жизни. С осознанием взрослости связана реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых.
2. Реакция группировки со сверстниками (* Личко) – подросток стремится войти в группу сверстников на правах равенства и сотрудничества, общение очень важный компонент.
Ведущая деятельность – общение.
Потребность в самоутверждении настолько сильна, что во имя признания товарищами, подросток готов на многое, поступится своими моральными установками (Фельдштейн). Сильно развита потребность в одобрении, и он тяготеет к тем, кто его одобряет.

Психология семейных отношений

Наука » Психология » Возрастная психология
«СЕМЬЯ – это ячейка (малая соц. группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе родственных связях, т.е. отношение между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими обще хозяйство» (Соловьев)
Брак – это биологический союз двух представителей разного пола.
Эволюция семьи:
Промискуитет ? матриархат ? патриархат ? современная модель семьи.
Типы организации личной жизни:
1. Полигамия – много половых партнеров (полигиния – для женщин и полиандрия – для мужчин).
2. Моногамия – семейные отношения с одним партнером.
3. Целибат – обет безбрачия.
Типы семьи:
1. Патриархат – харно для культур ислама, главенство мужчины, но по типу организации отношений бывает матриархат.
2. Моногамия – варианты: а) расширенная семья (3 поколения) и б) супружеская пара или супружеская пара с детьми.
3. Семья с одним родителем – не полные семьи.

Предмет, задачи и методы педагогической психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Педагогическая психология (ПП) – как наука изучает психологические закономерности овладения ЗУНами в процессе обучения и воспитания.
Предмет ПП – факты, механизмы и закономерности функционирования и изменения психики в педагогическом процессе.
Объект – человек, процесс формирования личности в обучении и воспитания.
Отечественная ПП изучает психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом в целом, управление процессом усвоения обобщенных способов действий, учебную мотивацию, факторы влияющие на успешность этого процесса.
ПП находиться в неразрывной взаимосвязи с возрастной психологией.
Задачи ПП: основная задача – оптимизация педагогического процесса.
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитательного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании учащегося и использование в различных ситуациях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального, личностного развития обучающегося формам, методам и воспитывающего воздействия.
4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащегося.
5. Изучение психологических овнов деятельности педагога, его индивидуальнопсихологических и профессиональных качеств.
6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения.
7. Определение условий, критериев усвоения знаний.
8. Определение психологических основ диагностики уровня усвоения и воспитанности учащегося.