Различные представления о предмете психологии.

Наука » Психология » Возрастная психология
Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).
1. Психология как учение о душе: Первые представления о душе носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой
А. Первобытный человек, осмысляя явления смерти, сна, считал, что душа – двойник человека: ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Это породило первоначальные формы религии.
Б. Идеи о материальной природе души принадлежали натурфилософам: Фалес, Анаксимен, Гераклит. Душа – оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь); всеобщая одушевленность материи (гилозоизм) – своеобразная форма материализма. Атомисты развили эту идею: Демокрит, Эпикур, Лукреций. Душа – материально оживляющий тело орган, руководимый также материальным началом – духом, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни, они и сами телесны и образованы из атомов – материалистическое течение в психологии.
В. Платон ввел понятие о частях души выделив: а) разум; б) мужество; в) вожделение – и разместил их в а) голове; б) груди; в) брюшной полости. Он является родоначальник дуализма в психологии – учение трактующее тело и психику (материальное и духовное), как два самостоятельных и антагонистических начала – идеалистическое течение в психологии.
Г. Аристотель (4 вв. до н.э.) – трактат «О душе», родоначальник психологии. Он отстаивал опытный, объективный метод изучения душевной деятельности, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Распространил понятие психического на все органические процессы, выделял растительную, животную и разумную души. Выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.
2. Психология как учение о сознании: Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только иметь восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, не только совершать произвольные действия, но и знать, что они от него исходят. В 15 в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.
Основной метод изучения – интроспекция (наблюдение за самим собой) и описание фактов.
А. Декарт – «Страсти души». Приверженец дуализма – признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает свойствами протяженности; душа – свойствами мышления. Дал основу двум разным учениям. Считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие из вне. Человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Душу = сознанию, сознание, есть мышление.
Б. Спиноза – был «монистом» - утверждал наличие единой субстанции; в его системе таковой была природа, вездесущая и вечная. Человек познает природу через ее атрибуты (свойства); их много, но человеку доступны лишь два: мышление и протяженность. Все вещи, все процессы – это состояния субстанции или ее модусы. Человек – это сложный модус, образуемый модусомдушой и модусом-телом. Душа – это ум, как модус мышления и состоит из модусовидей. Часть духа бессмертна, но индивидуальность гибнет с телом. Положил начало закону ассоциаций, т.е. специфической связи, устанавливаемой между идеями.
3. Ассоциативная психология: Термин «ассоциация» ввел *Дж. Локк, у него ассоциация – один из механизмов мышления, причем главный. По Локку знания – есть опыт, его источники: ощущения и рефлексия (восприятие и суждение); из этих источников получает идеи все, что является объектом человеческого мышления. Врожденных идей нет. В разуме не ничего, чтобы не прошло через органы чувств. Выдвинул принцип атомистического анализа сознания, где ощущения неразложимые элементы и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
Принципы ассоцианизма: 1. Душа есть сознание, в его познавательной части; 2. В основе душевной жизни лежат простые элементы – ощущения; 3. Более сложные образования возникают как «сложение» более простых на основе принципа ассоциации. 4. Источник знаний – самонаблюдение. Ассоцианизм выработал ценные представления в области психологии памяти и мышления, но не объясняла всех психических процессов.
Научный этап психологии начинается с 1867 г. с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге Вундом. Вунд считается родоначальником психологии как самостоятельной науки. Начало экспериментальной психологии – психология сознания, делал упор на исследование сознания с точки зрения структуры. Конец 19 – начало 20 века – кризис психологии сознания, обусловленный с одной стороны тем, что в рамках той парадигмы, в которой работали ученные, они не отвечали на насущные вопросы действительности. Шло развитие производства, и необходимы были знания психологии в этой сфере, особенно в США. Практически одновременно возникли три больших течения психологии, каждый из которых посвоему рассматривал свой предмет.
1. Бихевиоризм – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг.
направления – понятие ста-новления личности, представление о необходимости творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В противовес бихевиоризму подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека, и личность рассматривается как интегративное целое. Интерес направлен на здоровую личность, в отличие от психоанализа. Предметом психологии является процесс личностного роста.
5. Трансперсональная психология – появившаяся в 60-е годы 20 века рассматривает предельные возможности человеческой психики («мистические переживания», «космическое сознание»), т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционной стороны. С центре – измененное состояние сознания, переживание которых может привести человека к духовному перерождению и обретению целостности. Лидер направления * Ст. Гроф, разработавший метод хлотропного дыхания. Предметом психологии является измененное состояние сознания.
1. Отечественная психология долгое время была во многом обособлена, развивалась с учетом идеологии и политического состояния страны в то время. Многое идеи марксизма легли в основу работ отечественных психологов. * Леонтьев в частности исследовал проблему деятельности в психологии.
2. На современном этапе предметом психологии является: психические явления. Психические явления можно разделить на 3 основных класса:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые);
- психические состояния (подъем, угнетение, страх, бодрость и пр.);
- психические свойства личности (темперамент, характер, способности, направленность).


Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос или Либидо) – суть его в развертывании сексуальных инстинктов; инстинкт смерти (Танатос или Мортидо). Инстинкт имеет 4 основные параметра: источник, цель, объект и стимул. Две противоположные силы: сексуальная и агрессивная (деструктивная) всегда находятся в противоборстве. Стремление к удовлетворению – это энергетическая основа человека.
3. Гештальтпсихология - ( приблизительный перевод с немец. – психология формы) еще одно важное направление периода «открытого кризиса», связано с именами *Вертгеймера, Коффки и Келера. Предметом психологии здесь оказались целостные структуры (гештальты). В противовес теории ассоцианистов (образ создается через синтез отдельных частей), выдвинута идея целостного образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (восприятие не сводится к сумме ощущений). Классическим является открытый Вертгеймером фифиномен: восприятие движения возможно в отсутствии самого движения. Они показали, что в нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основании отношений, к самим элементам не сводящихся и механизмы эти врожденные. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы по которым фигура выделяется из фона, к этим законам относятся: закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Законы фигуры и фона выступают в рассмотрении двойственных изображений. Был открыт новый способ психологического мышления. Однако в чистом виде это направление в современной психологии не представлено. Ряд положений теории оказали влияние на другие направления.
* Курт Левин, например, привнес эти идеи в «теорию поля». Понятие «поля» связывается с системой объектов побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Напряжение нуждается в разрядке (в реализации намерений), после чего потребности теряют побудительную силу.
4. Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений психологии за рубежом. Основатель *А. Маслоу – 60-е гг. 20 века. В центре
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
Бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения: 1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.); 2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер); 3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура).
2. Психоанализ - область психического шире области сознательного, это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом. * З. Фрейд разработал теорию психоанализа.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности). Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.
Эго – представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума.
Суперэго – формируется последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур: совести и эго-идеала
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.