Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался проблемой способностей более 50 лет и считал их индивидуально типологическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1) Под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2) Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3) Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека.
Любая деятельность зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.
Показатели СП: темп усвоения; легкость усвоения; время проявления СП (возраст); оценка достижений; широта переноса формирующихся качеств.
СП не статическое, а динамичное образование, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.
Развитие СП происходит поэтапно. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности (сенситивный период) к тем или иным воздействиям, и освоению того или иного вида деятельности.
Например: 2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – готовность к чтению.
Первый этап в развитии любой СП связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе функциональных органов. Обычно это происходит в период от 0 до 6-7 лет. На данном этапе происходит совершенствование всех анализаторов. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих СП.
В то же время происходит становление и развитие специальных СП. Затем развитие специальных СП продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных СП помогают детские игры, затем учебная и трудовая деятельность. Развитие способностей зависит от: среды, задатков, деятельности, уровень развития общества, семейного воспитания.
Важным моментом в развитии СП у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга СП. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые вступает человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его СП. Если выполнение деятельности находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие СП, реализуя зону потенциального развития.
Необходимо различать природные (биологически обусловленные) и специфические человечески СП, имеющие общественно-историческое происхождение. Элементарными природными СП являются восприятие, память, мышление, ощущение. Они формируют на основе врожденных задатков при наличии жизненного опыта через механизмы научения.
Способности обеспечивают жизнь и развитие человека в социальной среде.
* Рубинштейн. «Развитие СП совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой СП одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития СП более высокого уровня». Выделял уровни:
- высокий уровень продуцируемых новых образов, фантазии, воображения и др.
*Лейтес
Категории одаренности:
1. Ранняя – более раннее развитие СП по сравнению со сверстниками.
2. Ранняя специализация – одаренность к одному предмету.
3. Потенциальная – выделение одного познавательного процесса (воображение, нестандартное мышление, обоняние и др.).
4. Поздняя – развивается в деятельности взрослого человека, реализация личностных потребностей.
* Матюшкин – структура творческой одаренности.
Проявление одаренности можно представить через:
- доминирование интересов и мотивов;
- эмоциональную погруженность в деятельность;
- волю к решению и успеху;
- много вариантность решений;
- общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
- понимание сущности проблем, задач, ситуации;
- изобретательность, находчивость;
- быстрота решений, оценок, прогнозов.
- Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможную успешность выполнения какой-либо деятельности (Рубинштейн).
- Талант – высокий уровень развития специальных способ-ностей – это такое сочетание способностей, которое дает человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить сложную деятельность
- Гениальность – высокий уровень одаренности плюс незаурядность в различных областях деятельности (Рубинштейн).
Выделяют два уровня разви-тия СП:
Репродуктивный – человек обнаруживает высокую СП овладевать умениями, ус-ваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей.
Творческий уровень – раз-витие СП человека создавать новое, оригинальное.
В процессе деятельности человек переходит с одного уровня на другой.
Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможную успешность выполнения какой-либо деятельности (Рубинштейн).
Одинаковой одаренности по отношению к деятельности нет, но говорят о результа-тивности (зависит от мотивационного механизма). Для определения одаренности ребенка необходимо предлагать разные виды деятельности и смотреть в какую он входит легче всего. Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адап-тироваться к жизни.
Основные функции одаренно-сти: максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творче-ского подхода.
Гениальность – высокий уро-вень одаренности плюс неза-урядность в различных областях деятельности (Рубинштейн).
В целом можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:
- анатомо-физиологические задатки;
- сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительно-стью;
- интеллектуальные и мысли-тельные возможности, позво-ляющие оценивать новые ситуации и решать новые про-блемы;
- эмоционально-волевые структуры, предопре-деляющие длительные доминантные ориентации, их искусственное поддержание:
но говорят о результативно-сти (зависит от мотиваци-онного механизма). Для определения одаренности ребенка необходимо предлагать разные виды деятельности и смотреть в какую он входит легче всего.
Одаренность – своеоб-разное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможную успешность выполнения какой-либо деятельности (Рубинштейн).
Гениальность – высокий уровень одаренности плюс незаурядность в различных областях деятельности (Рубинштейн).
*Лейтес
Категории одаренности:
1. Ранняя – более раннее развитие СП по сравнению со сверстниками.
2. Ранняя специализация – одаренность к одному предме-ту.
3. Потенциальная – выделе-ние одного познавательного процесса (воображение, нестандартное мышление, обоняние и др.).
4. Поздняя – развивается в деятельности взрослого человека, реализация личностных потребностей.
Проблемой способностей занимались *Выготский; Рубинштейн; Лейтес «Ода-ренность в детском возрасте»; Богоявленская – творчество; Крутецкий «Математические способности»; Дружинин.
в своем развитии на более высокий уровень, необходимо чтобы она была уже достаточно сформирована на предыдущем этапе (уровне). Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде задатка.
*Павлов: основу индивидуальных различий определяет преобладающий тип ВНД и особенности соотношения сигнальных систем. Следовательно можно выделить 3 типологические группы людей:
- художественный тип – преобладание I сигнальной системы, характерно цело-стное восприятие, преобладание образного мышления, повышенная эмоциональность.
- мыслительный тип – преобладание II сигнальной системы, характерно дробле-ние на части, преобладание абстрактного, теоретического мышления;
- средний тип – промежу-точное положение между мыслительным и художествен-ным типом.
*Дружинин предполагал, сто СП связаны с общими сторонами функционирования психики (по *Ломову есть 3 функции психики: коммуни-кативная, регуляторная и познавательная). Способности определяют форму внешней активности. В этом процессе можно выделить:
1) Приобретение знаний – обучаемость – способность к приобретению знаний, а креа-тивность – общая творческая способность + способность к приобретению знаний.
2) Преобразование и сохра-нение знаний – связан с долго-временной памятью.
3) Применение знаний – способность к применению знаний можно отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи.
Интеллект – некая способ-ность, которая определяет успешность адаптации челове-ка к новым условиям.
* Шадриков опирался на труды Выготского и Ананьева. Ананьев сопоставлял способ-ность с ВПФ. Шадриков соотносит СП с психической функцией, которая проявляется в деятельности. Задатки – свойства элементов функциональных систем. На развитие СП влияют: среда, задатки, деятельность, уровень развития общества.
Способности имеют:
- мотивационный механизм
- операциональный меха-низм
- функциональный механизм
Специальные СП вытекают (развиваются) из общих СП за счет приспособления общих СП к определенным видам деятельности (в основном за счет операционального меха-низма). Задатки (природные возможности) задают уровень развития СП.
Одинаковой одаренности по отношению к деятельности нет
*Теплов занимался проблемой способностей более 50 лет и считал их индивидуально типологическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1) Под способностями понимают индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2) Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3) Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека.
Любая деятельность зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.
Показатели СП: темп усвоения; легкость усвоения; время проявления СП (возраст); оценка достижений; широта переноса формирующихся качеств.
СП не статическое, а динамичное образование, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.
Развитие СП происходит поэтапно. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности (сенситивный период) к тем или иным воздействиям, и освоению того или иного вида деятельности.
Например: 2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – готовность к чтению.
Первый этап в развитии любой СП связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе функциональных органов. Обычно это происходит в период от 0 до 6-7 лет. На данном этапе происходит совершенствование всех анализаторов. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих СП.
В то же время происходит становление и развитие специальных СП. Затем развитие специальных СП продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных СП помогают детские игры, затем учебная и трудовая деятельность. Развитие способностей зависит от: среды, задатков, деятельности, уровень развития общества, семейного воспитания.
Важным моментом в развитии СП у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга СП. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые вступает человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его СП. Если выполнение деятельности находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие СП, реализуя зону потенциального развития.
Необходимо различать природные (биологически обусловленные) и специфические человечески СП, имеющие общественно-историческое происхождение. Элементарными природными СП являются восприятие, память, мышление, ощущение. Они формируют на основе врожденных задатков при наличии жизненного опыта через механизмы научения.
Способности обеспечивают жизнь и развитие человека в социальной среде.
* Рубинштейн. «Развитие СП совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой СП одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития СП более высокого уровня». Выделял уровни:
- высокий уровень продуцируемых новых образов, фантазии, воображения и др.
*Лейтес
Категории одаренности:
1. Ранняя – более раннее развитие СП по сравнению со сверстниками.
2. Ранняя специализация – одаренность к одному предмету.
3. Потенциальная – выделение одного познавательного процесса (воображение, нестандартное мышление, обоняние и др.).
4. Поздняя – развивается в деятельности взрослого человека, реализация личностных потребностей.
* Матюшкин – структура творческой одаренности.
Проявление одаренности можно представить через:
- доминирование интересов и мотивов;
- эмоциональную погруженность в деятельность;
- волю к решению и успеху;
- много вариантность решений;
- общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
- понимание сущности проблем, задач, ситуации;
- изобретательность, находчивость;
- быстрота решений, оценок, прогнозов.
- Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможную успешность выполнения какой-либо деятельности (Рубинштейн).
- Талант – высокий уровень развития специальных способ-ностей – это такое сочетание способностей, которое дает человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить сложную деятельность
- Гениальность – высокий уровень одаренности плюс незаурядность в различных областях деятельности (Рубинштейн).
Выделяют два уровня разви-тия СП:
Репродуктивный – человек обнаруживает высокую СП овладевать умениями, ус-ваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей.
Творческий уровень – раз-витие СП человека создавать новое, оригинальное.
В процессе деятельности человек переходит с одного уровня на другой.
Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможную успешность выполнения какой-либо деятельности (Рубинштейн).
Одинаковой одаренности по отношению к деятельности нет, но говорят о результа-тивности (зависит от мотивационного механизма). Для определения одаренности ребенка необходимо предлагать разные виды деятельности и смотреть в какую он входит легче всего. Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адап-тироваться к жизни.
Основные функции одаренно-сти: максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творче-ского подхода.
Гениальность – высокий уро-вень одаренности плюс неза-урядность в различных областях деятельности (Рубинштейн).
В целом можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:
- анатомо-физиологические задатки;
- сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительно-стью;
- интеллектуальные и мысли-тельные возможности, позво-ляющие оценивать новые ситуации и решать новые про-блемы;
- эмоционально-волевые структуры, предопре-деляющие длительные доминантные ориентации, их искусственное поддержание:
но говорят о результативно-сти (зависит от мотиваци-онного механизма). Для определения одаренности ребенка необходимо предлагать разные виды деятельности и смотреть в какую он входит легче всего.
Одаренность – своеоб-разное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможную успешность выполнения какой-либо деятельности (Рубинштейн).
Гениальность – высокий уровень одаренности плюс незаурядность в различных областях деятельности (Рубинштейн).
*Лейтес
Категории одаренности:
1. Ранняя – более раннее развитие СП по сравнению со сверстниками.
2. Ранняя специализация – одаренность к одному предме-ту.
3. Потенциальная – выделе-ние одного познавательного процесса (воображение, нестандартное мышление, обоняние и др.).
4. Поздняя – развивается в деятельности взрослого человека, реализация личностных потребностей.
Проблемой способностей занимались *Выготский; Рубинштейн; Лейтес «Ода-ренность в детском возрасте»; Богоявленская – творчество; Крутецкий «Математические способности»; Дружинин.
в своем развитии на более высокий уровень, необходимо чтобы она была уже достаточно сформирована на предыдущем этапе (уровне). Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде задатка.
*Павлов: основу индивидуальных различий определяет преобладающий тип ВНД и особенности соотношения сигнальных систем. Следовательно можно выделить 3 типологические группы людей:
- художественный тип – преобладание I сигнальной системы, характерно цело-стное восприятие, преобладание образного мышления, повышенная эмоциональность.
- мыслительный тип – преобладание II сигнальной системы, характерно дробле-ние на части, преобладание абстрактного, теоретического мышления;
- средний тип – промежу-точное положение между мыслительным и художествен-ным типом.
*Дружинин предполагал, сто СП связаны с общими сторонами функционирования психики (по *Ломову есть 3 функции психики: коммуни-кативная, регуляторная и познавательная). Способности определяют форму внешней активности. В этом процессе можно выделить:
1) Приобретение знаний – обучаемость – способность к приобретению знаний, а креа-тивность – общая творческая способность + способность к приобретению знаний.
2) Преобразование и сохра-нение знаний – связан с долго-временной памятью.
3) Применение знаний – способность к применению знаний можно отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи.
Интеллект – некая способ-ность, которая определяет успешность адаптации челове-ка к новым условиям.
* Шадриков опирался на труды Выготского и Ананьева. Ананьев сопоставлял способ-ность с ВПФ. Шадриков соотносит СП с психической функцией, которая проявляется в деятельности. Задатки – свойства элементов функциональных систем. На развитие СП влияют: среда, задатки, деятельность, уровень развития общества.
Способности имеют:
- мотивационный механизм
- операциональный меха-низм
- функциональный механизм
Специальные СП вытекают (развиваются) из общих СП за счет приспособления общих СП к определенным видам деятельности (в основном за счет операционального меха-низма). Задатки (природные возможности) задают уровень развития СП.
Одинаковой одаренности по отношению к деятельности нет
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи