Общее представление о личности. Проблема развития личности.

Наука » Психология » Возрастная психология
«Личность – есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития».
Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся активным субъектом общественного развития.
Основная задача индивида на пути превращения в личность – присвоение социального опыта в процессе развития. Сначала происходит присвоение предметного мира, затем ценностей, моральных ценностей и т.д. и присваивая этот общественно исторический опыт становится субъектом и чем шире он это освоит. Тем будет шире масштаб личности.
Присвоение социального опыта детерминировано 2 сторонами:
1. Глобальная детерминация – общественно исторический опыт вообще (каждый человек продукт своей эпохи).
2. Опыт социальной микро-среды, в которой формируется данный человек (национальность, место жительства, семья, ближайшее социальное окружение).
Личность создается системой общественных отношений, в которую индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидные особенности не уничтожаются, а являются предпосылкой развития личности. Понимание личности становится возможным, через анализ деятельности. В личности отражаются жизненные отношения субъекта, причем, прежде всего это специфические для человека общественные отношения. Человек в течение жизни включен в систему разных отношений, но в возрастном определенном этапе – есть ведущая деятельность. Деятельность определена мотивом. Ведущая деятельность – ведущим мотивом. Формируется система иерархия мотивов.
К понятию личность Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, задатки, ЗУНы) – это индивидуальные свойства человека. Личность «снимает характер».
Определение личности рас-сматривается в контексте методологии (принцип единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, историзма, развития, активности, целостности). Но во всех определениях есть общее: 1) целостность (интегрированность); 2) формирование через системы общественных отношений, через деятельность.
На развитие личности влияют генетические, климатические, стиль питания, семья, обычаи, культура общества, поворотные моменты в судьбе личности и пр.
Мотивационно-потребностная сфера является основной структурой личности в отечественной психологии.
Структура личности – это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
1. Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
2. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека.
3. Характер – содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.
4. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности.
5. Социальные установки – это убеждения людей.
Существует два подхода к пониманию структуры личности при описании личности: качества личности и типология личности.
Качество личности – стабильная черта, за которой стоит потребность. Свойства личности могут иметь разные виды черт, которые могут быть стабильными или утрачиваться. Личностные качества могут быть легко наблюдаемы и могут быть глубинные качества.

Источник: Леонтьев
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.