Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Самоконтроль играет большую роль в критическом мышлении. Быть способным к критике — значит признавать, что существует более чем один взгляд на вопрос. Применительно к учебе это значит, что использование теории на практике может вызвать противоречия, пойти вразрез с глубоко укоренившимися представлениями. Это может быть сложно принять любому студенту, вне зависимости от его умственных способностей.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Отсутствие методов, стратегий и практики
Несмотря на желание научиться мыслить критически, люди не знают, какие шаги для этого предпринять. Умения, которые хорошо работали в школе и в повседневной жизни, не совсем подходят для работы или учебы в высшем учебном заведении. Но всему можно научиться, если тренироваться.
Несмотря на желание научиться мыслить критически, люди не знают, какие шаги для этого предпринять. Умения, которые хорошо работали в школе и в повседневной жизни, не совсем подходят для работы или учебы в высшем учебном заведении. Но всему можно научиться, если тренироваться.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Некоторые люди считают, что «критика» — это отрицательные комментарии. Поэтому, когда они анализируют, обращают внимание только на негативные аспекты. Как мы видели раньше, критическая оценка — это определение как позитивных, так и негативных сторон, работающих и неработающих доказательств. Людей не особенно привлекает критика, которая, по сути, является негативным процессом. Многие опасаются критиковать, потому что боятся заработать репутацию неприятного человека. И в результате избегают любых комментариев, которые могут быть восприняты как отрицательные, и высказывают только положительные замечания. Они не дают никаких отзывов и предложений по улучшению. Это непродуктивный
подход, поскольку конструктивная критика часто способствует решению проблемы и помогает другим людям стать лучше.
подход, поскольку конструктивная критика часто способствует решению проблемы и помогает другим людям стать лучше.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Что делать с двусмысленностью и сомнением?
Интернет позволяет нам получать любой ответ в течение минуты после того, как вопрос сформулирован. Однако в научных дисциплинах вопросы, которые возникают в новых областях, могут годами оставаться без ответов, а иногда ответ не находится никогда. Если вы привыкли к готовым ответам, это может вызвать дискомфорт.
В то же время это не значит, что неопределенные ответы являются приемлемыми. Если вы работаете со статьями в научных журналах, то должны искать в них достоверную аргументацию, часто основанную на тончайших аспектах предмета, описанных очень подробно и точно. Предполагается, что студенты тоже учатся использовать данные, в том числе полученные другими исследователями, для того, чтобы аргументировать свои рассуждения.
Интернет позволяет нам получать любой ответ в течение минуты после того, как вопрос сформулирован. Однако в научных дисциплинах вопросы, которые возникают в новых областях, могут годами оставаться без ответов, а иногда ответ не находится никогда. Если вы привыкли к готовым ответам, это может вызвать дискомфорт.
В то же время это не значит, что неопределенные ответы являются приемлемыми. Если вы работаете со статьями в научных журналах, то должны искать в них достоверную аргументацию, часто основанную на тончайших аспектах предмета, описанных очень подробно и точно. Предполагается, что студенты тоже учатся использовать данные, в том числе полученные другими исследователями, для того, чтобы аргументировать свои рассуждения.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Как положительное, так и отрицательное
В академическом контексте «критика» означает анализ как положительных, так и отрицательных сторон. Важно уметь определять сильные стороны и убедительные доказательства, а не просто недостатки. Это поможет оценить, что действует, а что — нет. Хороший критический анализ дает заключение, почему что-то является хорошим или плохим, почему оно имеет успех или не работает. Недостаточно просто перечислить положительные и отрицательные стороны.
В академическом контексте «критика» означает анализ как положительных, так и отрицательных сторон. Важно уметь определять сильные стороны и убедительные доказательства, а не просто недостатки. Это поможет оценить, что действует, а что — нет. Хороший критический анализ дает заключение, почему что-то является хорошим или плохим, почему оно имеет успех или не работает. Недостаточно просто перечислить положительные и отрицательные стороны.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Предполагается, что студенты учатся использовать критическое мышление для более глубокого понимания изучаемого предмета, его основных теорий и аргументов. Обучение этим навыкам обычно происходит на семинарах, где идет обсуждение основных тем, через презентации и выполнение письменных заданий, цель которых — получение оценки или публикация результатов.
Один из лучших способов достичь понимания — это собственноручное выполнение или воспроизведение исследований. Однако и в высшем учебном заведении, и в повседневной жизни у вас просто не будет времени исследовать все, с чем вы сталкиваетесь. Вместо глубокого понимания, которое со временем достигается через жизненный опыт, тренировки и эксперименты, нужно использовать критический анализ и работы других людей.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Критическое мышление требует точности и аккуратности, а также большого желания, почти самоотверженности, в поиске правильного ответа. Это означает:
- внимательное отношение к деталям: находить время для того, чтобы обнаружить самые мелкие подробности, которые могут прояснить вопрос в целом;
- определение тенденций и закономерностей: через упорядочение информации, анализ данных или выявление сходств и повторений;
- повторение: несколько раз возвращаться к одному и тому же вопросу, чтобы не упустить ни одной детали;
- рассмотрение с разных углов: изучение информации с разных точек зрения;
- объективность: умение оставить свои предпочтения, убеждения и интересы вне обсуждения, чтобы получить более точный результат или глубже разобраться в проблеме;
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Реалистичная самооценка
Вполне вероятно, что вы уже владеете некоторыми навыками и используете их в повседневной жизни и работе или раньше использовали в учебе. Однако в профессиональной деятельности или на более высоком уровне обучения вам понадобятся более совершенные навыки. Чем больше вы умеете, тем лучше и увереннее справляетесь со сложными проблемами и проектами и получаете хорошие результаты.
Нередко люди переоценивают свою способность критически осмыслить то, что они читают, видят по телевизору, находят в Интернете или с чем сталкиваются на работе или в учебе.
Обычное дело, когда люди считают свою точку зрения хорошо обоснованной, знают все лучше всех и полагают свои рассуждения логичными и последовательными.
Вполне вероятно, что вы уже владеете некоторыми навыками и используете их в повседневной жизни и работе или раньше использовали в учебе. Однако в профессиональной деятельности или на более высоком уровне обучения вам понадобятся более совершенные навыки. Чем больше вы умеете, тем лучше и увереннее справляетесь со сложными проблемами и проектами и получаете хорошие результаты.
Нередко люди переоценивают свою способность критически осмыслить то, что они читают, видят по телевизору, находят в Интернете или с чем сталкиваются на работе или в учебе.
Обычное дело, когда люди считают свою точку зрения хорошо обоснованной, знают все лучше всех и полагают свои рассуждения логичными и последовательными.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Преимущества, которые дает владение навыками критического мышления
1) умение обращать внимание на детали и наблюдать;
2) умение читать сосредоточенно и внимательно;
3) способность выделять важные моменты в текстах и не рассеивать внимание на второстепенные детали;
4) способность реагировать на ключевые моменты в сообщении;
5) умение без усилий доказать свою точку зрения;
6) навыки анализа, которые можно применять в различных ситуациях.
1) умение обращать внимание на детали и наблюдать;
2) умение читать сосредоточенно и внимательно;
3) способность выделять важные моменты в текстах и не рассеивать внимание на второстепенные детали;
4) способность реагировать на ключевые моменты в сообщении;
5) умение без усилий доказать свою точку зрения;
6) навыки анализа, которые можно применять в различных ситуациях.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Внимание и концентрация — разные вещи. Сконцентрироваться — значит не отвлекаться от задания, даже если это сложно сделать. Процессы, связанные с сохранением внимания, могут включать концентрацию такого рода, но не всегда.
Для критического мышления важны такие вещи, как:
- знание о том, куда смотреть и на чем сосредоточить внимание;
- понимание, что ваше внимание начинает рассеиваться и пора отдохнуть, чтобы восстановить способность к концентрации;
- использование определенных правил для чтения, написания текстов, тестов или экзаменов, которые помогали бы сохранять внимание;
- понимание, что существуют правила для шуток, пазлов, телепрограмм, видеороликов, различных текстов или голосовой информации, и умение использовать эти знания для того, чтобы эффективно направить свое внимание;
- понимание, где могут скрываться уловки, ложные впечатления или иллюзии;
- умение помнить о прошлом опыте и использовать его для того, чтобы направлять свое внимание.
Для критического мышления важны такие вещи, как:
- знание о том, куда смотреть и на чем сосредоточить внимание;
- понимание, что ваше внимание начинает рассеиваться и пора отдохнуть, чтобы восстановить способность к концентрации;
- использование определенных правил для чтения, написания текстов, тестов или экзаменов, которые помогали бы сохранять внимание;
- понимание, что существуют правила для шуток, пазлов, телепрограмм, видеороликов, различных текстов или голосовой информации, и умение использовать эти знания для того, чтобы эффективно направить свое внимание;
- понимание, где могут скрываться уловки, ложные впечатления или иллюзии;
- умение помнить о прошлом опыте и использовать его для того, чтобы направлять свое внимание.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Критическое рассуждение обычно состоит из рассмотрения рассуждений других людей.
Это требует умения ухватить главный аргумент, а кроме того, нужны навыки анализа и оценки деталей.
Построение и представление рассуждений
Рассуждения состоят из анализа свидетельств и заключений, которые можно сделать, опираясь на эти свидетельства. Тогда свидетельство приводится для поддержки заключения. Например, вы полагаете, что сегодня холодно. Некто не соглашается с вами и спрашивает, почему вы так думаете. Вы можете привести такие доказательства, как показания термометра и наблюдения за погодными условиями. Вашими доводами могут быть низкая температура и лед на поверхности земли.
Это требует умения ухватить главный аргумент, а кроме того, нужны навыки анализа и оценки деталей.
Построение и представление рассуждений
Рассуждения состоят из анализа свидетельств и заключений, которые можно сделать, опираясь на эти свидетельства. Тогда свидетельство приводится для поддержки заключения. Например, вы полагаете, что сегодня холодно. Некто не соглашается с вами и спрашивает, почему вы так думаете. Вы можете привести такие доказательства, как показания термометра и наблюдения за погодными условиями. Вашими доводами могут быть низкая температура и лед на поверхности земли.
Наука » Психология » НЛП » Мысли и разум
Часто в «фокусе» критического мышления находится некое доказательство, аргумент. В Главе 3 рассматриваются особенности аргументации в контексте критического мышления. Аргументом является высказывание, которое может быть выражено в любой форме: устной, письменной, невербальной, визуальной и т. д. Критическое мышление помогает более точно определить очевидные и скрытые послания, а также понять процесс построения доказательств.
Критическое мышление связано с рассуждениями, или со способностью к рациональному мышлению. Слово «рациональный» означает «использующий причины» для объяснения проблемы.
Рассуждать мы начинаем от себя:
1. сначала мы находим причины: почему мы верим во что-то или делаем что-то; при этом мы осознаем, что это за причины;
2. затем происходит критическая оценка убеждений и действий;
Критическое мышление связано с рассуждениями, или со способностью к рациональному мышлению. Слово «рациональный» означает «использующий причины» для объяснения проблемы.
Рассуждать мы начинаем от себя:
1. сначала мы находим причины: почему мы верим во что-то или делаем что-то; при этом мы осознаем, что это за причины;
2. затем происходит критическая оценка убеждений и действий;