На 100 школьников в мире приходится 4-5 человек с умственной отсталостью.
Олигофренопедагогика - «олигус» - малый, «френ» - ум - это отрасль специальной педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей.
Объект - сборная группа людей с различными по этиологии и проявлению психическими состояниями т.е. олигофрены.
Предмет - теоретические и практические вопросы изучения умственно отсталых детей.
Перед олигофренопедагогикой стоят следующие задачи:
1. Разработка целей, задач, принципов, содержания воспитания и обучения детей и подростков с нарушением интеллекта.
2. Определение форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.
4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования:
1. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, объект, задачи. Ведутся записи (протоколы) наблюдения, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.
Олигофренопедагогика - «олигус» - малый, «френ» - ум - это отрасль специальной педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей.
Объект - сборная группа людей с различными по этиологии и проявлению психическими состояниями т.е. олигофрены.
Предмет - теоретические и практические вопросы изучения умственно отсталых детей.
Перед олигофренопедагогикой стоят следующие задачи:
1. Разработка целей, задач, принципов, содержания воспитания и обучения детей и подростков с нарушением интеллекта.
2. Определение форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.
4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования:
1. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, объект, задачи. Ведутся записи (протоколы) наблюдения, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.
Основные направления становления дефектологической науки.
В Средневековье в странах Западной Европы таких детей не только лишали общественной жизни, но и подвергались физическому уничтожению. А про образование таких детей речь и вообще не шла.
Переломным стал 16 век - эпоха Возрождения. Начала развиваться медицина, которая вела активное наблюдение за детьми с нарушением интеллекта, изучались и оценивались различные психические состояния. Накопление и углубление педагогических, медицинских, лингвистических знаний, об особенностях психофизического развития умственно отсталых детей, заинтересованное отношение к их воспитанию со стороны родителей и близких приведи к возникновению в западноевропейских странах практики их индивидуального обучения и трудовой подготовки.
Одним из первых представителей общей педагогики того времени, высказавшим мысль о возможности обучения и воспитания детей с нарушением развития, был Ян Амос Каменский - чешский ученый 17 века. Особую заботу, по его мнению, общество должно проявлять в отношении к слабоумным.
Одним из ученых в эпоху просвещения Песталоцци выдвинуто убеждение в необходимости воспитывать и обучать детей с нарушением интеллекта. Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома. Также он называл и некоторые принципы работы с такими детьми: посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом. Таким образом, в Западной Европе в этот период создались предпосылки для развития олигофренопедагогики.
В Средневековье в странах Западной Европы таких детей не только лишали общественной жизни, но и подвергались физическому уничтожению. А про образование таких детей речь и вообще не шла.
Переломным стал 16 век - эпоха Возрождения. Начала развиваться медицина, которая вела активное наблюдение за детьми с нарушением интеллекта, изучались и оценивались различные психические состояния. Накопление и углубление педагогических, медицинских, лингвистических знаний, об особенностях психофизического развития умственно отсталых детей, заинтересованное отношение к их воспитанию со стороны родителей и близких приведи к возникновению в западноевропейских странах практики их индивидуального обучения и трудовой подготовки.
Одним из первых представителей общей педагогики того времени, высказавшим мысль о возможности обучения и воспитания детей с нарушением развития, был Ян Амос Каменский - чешский ученый 17 века. Особую заботу, по его мнению, общество должно проявлять в отношении к слабоумным.
Одним из ученых в эпоху просвещения Песталоцци выдвинуто убеждение в необходимости воспитывать и обучать детей с нарушением интеллекта. Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома. Также он называл и некоторые принципы работы с такими детьми: посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом. Таким образом, в Западной Европе в этот период создались предпосылки для развития олигофренопедагогики.
Основные направления практических мероприятий по обучению, воспитанию и призрению умственно отсталых детей в дореволюционной России. Забота об организации помощи после Октябрьской революции.
До Октябрьской революции общественность высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Значимыми были взгляды Герцена, Добролюбова, Чернышевского. Но, не смотря на то, что количество детей с умственной отсталостью все время увеличивалось, особых попыток в организации помощи, обучения и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благотворительности. Можно отметить деятельность супругов Маляренко, которые в 1882 году в Петербурге открыли учреждение для аномальных детей. Это было частное, платное учреждение, где обслуживались лица с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, с нарушением
поведения, психически больные и др. Оно успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь.
Дефектологами было проведено несколько съездов, где решался вопрос о создании вспомогательных школ для умственно отсталых детей. В незначительных количествах они уже существовали. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит Грачевой. Она занималась благотворительной деятельностью. Кащенко в 1908 году открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве. Это было первое лечебно-воспитательное учреждение, где корригировались недостатки развития детей.
До Октябрьской революции общественность высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Значимыми были взгляды Герцена, Добролюбова, Чернышевского. Но, не смотря на то, что количество детей с умственной отсталостью все время увеличивалось, особых попыток в организации помощи, обучения и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благотворительности. Можно отметить деятельность супругов Маляренко, которые в 1882 году в Петербурге открыли учреждение для аномальных детей. Это было частное, платное учреждение, где обслуживались лица с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, с нарушением
поведения, психически больные и др. Оно успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь.
Дефектологами было проведено несколько съездов, где решался вопрос о создании вспомогательных школ для умственно отсталых детей. В незначительных количествах они уже существовали. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит Грачевой. Она занималась благотворительной деятельностью. Кащенко в 1908 году открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве. Это было первое лечебно-воспитательное учреждение, где корригировались недостатки развития детей.
Систематика умственной отсталости.Клинико-патогенетические классификации Певзнер и Сухаревой. Современная классификация интеллектуальной недостаточности - МКБ -10 ВОЗ 1994 года.
Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы:
1. Олигофрения
2. Деменция
Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрены преобладают. Впервые термин олигофрения введен Эмилем Крепелином.
Существует множество классификаций умственной отсталости (больше 100). Наиболее распространенная среди дефектологов России - классификация Певзнер. Она выделила 5 основных форм олигофрении:
1. Неосложненная олигофрения (основной вариант). Деятельность органов чувств не нарушена, нет грубых нарушений в эмоционально-волевой, двигательной сфере, речи. Все эти нарушения носят легкий характер и сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Такие дети уравновешены, трудолюбивы и дисциплинированы. Способны ориентироваться в окружающем, усвоение навыков поведения.
Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы:
1. Олигофрения
2. Деменция
Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрены преобладают. Впервые термин олигофрения введен Эмилем Крепелином.
Существует множество классификаций умственной отсталости (больше 100). Наиболее распространенная среди дефектологов России - классификация Певзнер. Она выделила 5 основных форм олигофрении:
1. Неосложненная олигофрения (основной вариант). Деятельность органов чувств не нарушена, нет грубых нарушений в эмоционально-волевой, двигательной сфере, речи. Все эти нарушения носят легкий характер и сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Такие дети уравновешены, трудолюбивы и дисциплинированы. Способны ориентироваться в окружающем, усвоение навыков поведения.
Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в 1 очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением. По мнению Выготского, Лурии, Лебединской, Певзнер, Сухаревой к признакам умственной отсталости относится:
1. Органическая обусловленность нарушений психического развития
2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме.
3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.
В последние годы произошли существенные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, диагностики и т.д. Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы: 1. Олигофрения 2. Деменция
Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрена преобладают. Многие из них практически здоровы, у них не отмечается психических заболеваний, с ранних этапов их развитие
протекает замедленно и нормы не достигает. Нарушено внимание, восприятие, память, мышление.
Деменция - умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после 3-х лет). В результате травм головного мозга, заболеваний цнс (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.
Умственная отсталость имеет разную этиологию. Все причины умственной отсталости можно разделить на 2 группы:
Эндогенные (внутренние)
1. Органическая обусловленность нарушений психического развития
2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме.
3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.
В последние годы произошли существенные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, диагностики и т.д. Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы: 1. Олигофрения 2. Деменция
Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрена преобладают. Многие из них практически здоровы, у них не отмечается психических заболеваний, с ранних этапов их развитие
протекает замедленно и нормы не достигает. Нарушено внимание, восприятие, память, мышление.
Деменция - умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после 3-х лет). В результате травм головного мозга, заболеваний цнс (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.
Умственная отсталость имеет разную этиологию. Все причины умственной отсталости можно разделить на 2 группы:
Эндогенные (внутренние)
Педагогическая дифференциация учащихся. Характеристика детей со специфическими нарушениями.
Педагогическая дифференциация учащихся:
1. Успешно обучающиеся дети (в целом правильно решаются задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала)
2. Относительно хорошо обучающиеся школьники, более замедленный темп продвижения (25-30%)
3. Ученики с трудностью усвоения школьной программы. Инертность психических процессов, нарушение внимания, ошибочно выполняют задания, обучаются по облегченной программе (35-40%).
Умственно отсталые дети уже в раннем возрасте отстают от нормально развивающихся сверстников. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем заметнее отставание. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность. Интерес к игрушкам носит кратковременный характер, не овладевают способами обращения с ними. Предметная деятельность полноценно не осваивается, т.к. отсутствует стремление к активному познанию окружающего мира.
Речевое развитие своеобразно: снижен объем словаря, у большинства речь появляется либо с большой задержкой, либо не появляется вообще. К 3 годам не выделяют себя из окружающего мира, личные желания отсутствуют.
В дошкольном возрасте не развивается, так как надо игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение. Игра, которая в дошкольном возрасте у нормально развивающихся сверстников становится нормой, у них носит характер лишь предметно- игровых действий. В более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания из-за нарушений моторики. Без специального обучения не формируются продуктивные виды деятельности - лепка, рисование, аппликация, конструирование.
Педагогическая дифференциация учащихся:
1. Успешно обучающиеся дети (в целом правильно решаются задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала)
2. Относительно хорошо обучающиеся школьники, более замедленный темп продвижения (25-30%)
3. Ученики с трудностью усвоения школьной программы. Инертность психических процессов, нарушение внимания, ошибочно выполняют задания, обучаются по облегченной программе (35-40%).
Умственно отсталые дети уже в раннем возрасте отстают от нормально развивающихся сверстников. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем заметнее отставание. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность. Интерес к игрушкам носит кратковременный характер, не овладевают способами обращения с ними. Предметная деятельность полноценно не осваивается, т.к. отсутствует стремление к активному познанию окружающего мира.
Речевое развитие своеобразно: снижен объем словаря, у большинства речь появляется либо с большой задержкой, либо не появляется вообще. К 3 годам не выделяют себя из окружающего мира, личные желания отсутствуют.
В дошкольном возрасте не развивается, так как надо игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение. Игра, которая в дошкольном возрасте у нормально развивающихся сверстников становится нормой, у них носит характер лишь предметно- игровых действий. В более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания из-за нарушений моторики. Без специального обучения не формируются продуктивные виды деятельности - лепка, рисование, аппликация, конструирование.
Основные периоды развития зарубежной и отечественной тифлопедагогики.
Пиоктистова. Рассматривая история тифлопедагогики зарубежом выделила ряд этапов:
1. положение слепых в Др.мире и в период Средневековья.
С установлением монархии в Европе – первые попытки призрения слепых – создание убежищ по инициативе монархов. 1198 – открыто убежище для слепых в Баварии. 1225 – по инициативе фр.короля для рыцарей, потерявших зрение в боях. В некоторых монастырях так же создавались приюты.
2. Обоснование идей обучения слепых 14 -18 века.
Не просто приют, а высказывается мысль о создание условий для элементарного образования и труд.навыков. Фр.философ Дидро в 1749 книга « письма о слепых в назидание зрячим» - необходимость массового обучения слепых. В Италии в Полермо обучали детей музыке.
1. Первый период развития тифлопедагогики 1784 – 19 век.
Начало формирвания научных знаний в области тифлопедагогики связано с Гаюи, к. в 1784 осуществил удачную попытку обучения слепого юноши. К 19 в. В мире было уже 150 школ для слепых:Нац.парижский институт, в англии. Первые заведения были частными, открывались на средства благотворительности. Школы были разобщены. Около 200 различных шрифтов для слепых. Основной упор делался на устный метод.
Пиоктистова. Рассматривая история тифлопедагогики зарубежом выделила ряд этапов:
1. положение слепых в Др.мире и в период Средневековья.
С установлением монархии в Европе – первые попытки призрения слепых – создание убежищ по инициативе монархов. 1198 – открыто убежище для слепых в Баварии. 1225 – по инициативе фр.короля для рыцарей, потерявших зрение в боях. В некоторых монастырях так же создавались приюты.
2. Обоснование идей обучения слепых 14 -18 века.
Не просто приют, а высказывается мысль о создание условий для элементарного образования и труд.навыков. Фр.философ Дидро в 1749 книга « письма о слепых в назидание зрячим» - необходимость массового обучения слепых. В Италии в Полермо обучали детей музыке.
1. Первый период развития тифлопедагогики 1784 – 19 век.
Начало формирвания научных знаний в области тифлопедагогики связано с Гаюи, к. в 1784 осуществил удачную попытку обучения слепого юноши. К 19 в. В мире было уже 150 школ для слепых:Нац.парижский институт, в англии. Первые заведения были частными, открывались на средства благотворительности. Школы были разобщены. Около 200 различных шрифтов для слепых. Основной упор делался на устный метод.
Развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих.
В жестовой речи выделяются две ее разновидности: разговорная и калькирующая (Г.Л. Зайцева).
Разговорная жестовая речь усваивается в общении с глухими и часто имеет своеобразную систему обозначений, отличающуюся от языка слов по смысловому значению.
Учитывая своеобразие формирования жестовой речи, сурдопедагоги считают, что обучение языку слов невозможно осуществить путем непосредственного перевода языка жестов, так как жестовая речь подчас затрудняет усвоение значений слов и препятствует овладению синтаксической структурой родного языка в словесной форме. Объем жестового словаря значительно уступает в количественном и качественном отношении языку слов (P.M. Боскис, С.А. Зыков) и, следовательно, ограничивает развитие познавательных возможностей глухих школьников.
Калькирующая жестовая речь развивается под влиянием словесной речи и подчиняется ее грамматическим закономерностям.
В сурдопедагогике постоянно совершенствуется проблема обучения глухих детей словесной речи. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку глухих детей учитывает основные этапы развития мышления глухого ребенка: от предметно-действенного к наглядно-образному
и словесно-логическому (понятийному).
В жестовой речи выделяются две ее разновидности: разговорная и калькирующая (Г.Л. Зайцева).
Разговорная жестовая речь усваивается в общении с глухими и часто имеет своеобразную систему обозначений, отличающуюся от языка слов по смысловому значению.
Учитывая своеобразие формирования жестовой речи, сурдопедагоги считают, что обучение языку слов невозможно осуществить путем непосредственного перевода языка жестов, так как жестовая речь подчас затрудняет усвоение значений слов и препятствует овладению синтаксической структурой родного языка в словесной форме. Объем жестового словаря значительно уступает в количественном и качественном отношении языку слов (P.M. Боскис, С.А. Зыков) и, следовательно, ограничивает развитие познавательных возможностей глухих школьников.
Калькирующая жестовая речь развивается под влиянием словесной речи и подчиняется ее грамматическим закономерностям.
В сурдопедагогике постоянно совершенствуется проблема обучения глухих детей словесной речи. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку глухих детей учитывает основные этапы развития мышления глухого ребенка: от предметно-действенного к наглядно-образному
и словесно-логическому (понятийному).
Трудовое обучение и воспитание является важным разделом образовательно-коррекционной работы. Трудовое
обучение строится с учетом местных условий и потребностей. Оно включает первоначальную трудовую подготовку
(1—4 классы), общетрудовую подготовку (5—9 классы),
предпрофессиональную подготовку (10 класс) (10—12 классы). Предпрофессиональная подготовка осуществляется на промышленных предприятиях, где организовано трудовое
обучение, или в школьных мастерских и рассчитана в итоге
на самостоятельное выполнение учащимися производственного задания на уровне начального квалификационного разряда.
обучение строится с учетом местных условий и потребностей. Оно включает первоначальную трудовую подготовку
(1—4 классы), общетрудовую подготовку (5—9 классы),
предпрофессиональную подготовку (10 класс) (10—12 классы). Предпрофессиональная подготовка осуществляется на промышленных предприятиях, где организовано трудовое
обучение, или в школьных мастерских и рассчитана в итоге
на самостоятельное выполнение учащимися производственного задания на уровне начального квалификационного разряда.
Слепота и слабовидение – тяжелые рассройства зрения, определяемые количественными и качественными показателями, принятыми в науке и практике (колич :острота зрения, качественные: ведущая система анализаторов при работе с текстовыми информациями)
Понятие слепой включает две категории лиц:
1. тотально слепые – визус 0 и светоощущение 0
2. частично зрячие – визус 0,005 до 0,04
Эти две категории лиц используют при работе с текстом осязательное восприятие (шрифт Брайля)
Слабовидящие 0,05 – 0,4. Данная категория опирается на зрительное восприятие при работе с текстом (крупный шрифт)
Количественные показатели указаны с учетом очковой коррекции
Понятие слепой включает две категории лиц:
1. тотально слепые – визус 0 и светоощущение 0
2. частично зрячие – визус 0,005 до 0,04
Эти две категории лиц используют при работе с текстом осязательное восприятие (шрифт Брайля)
Слабовидящие 0,05 – 0,4. Данная категория опирается на зрительное восприятие при работе с текстом (крупный шрифт)
Количественные показатели указаны с учетом очковой коррекции
Классификация ВОЗ (острота и поля зрения)
1. Слабовидящие (визус 0,1 – 0,3) применяя оптические средства может нормально д-ть
2. Слабовидящие с сильным нарушением зрения (0,05-0,1)
3.Слабовидящие с глубоким нарушением зрения (0,02 – 0, 05) может читать с увеличительного монитора и ориентироваться с помощью других анализаторов + страдает поле зрения (20 %)
4. Почти слепой (0,005 – 0,01)
5. тотально слепые (0)
По характеру протекания заболевания: прогрессирующие (глоукома), непрогрессирующие (бельмо, микрофтальм), с возможным улучшеним (косоглазие, амблиопия)
По времени наступления слепоты: слепорожденные, раноослепшие (до 3 лет. Нет сохранившихся зрительных представлений), позноослепшие
1. Слабовидящие (визус 0,1 – 0,3) применяя оптические средства может нормально д-ть
2. Слабовидящие с сильным нарушением зрения (0,05-0,1)
3.Слабовидящие с глубоким нарушением зрения (0,02 – 0, 05) может читать с увеличительного монитора и ориентироваться с помощью других анализаторов + страдает поле зрения (20 %)
4. Почти слепой (0,005 – 0,01)
5. тотально слепые (0)
По характеру протекания заболевания: прогрессирующие (глоукома), непрогрессирующие (бельмо, микрофтальм), с возможным улучшеним (косоглазие, амблиопия)
По времени наступления слепоты: слепорожденные, раноослепшие (до 3 лет. Нет сохранившихся зрительных представлений), позноослепшие
Педагогическая характеристика системы развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. При этом используются разные типы электроакустической аппаратуры: стационарная коллективного и индивидуального пользования и индивидуальные слуховые аппараты. На общеобразовательных уроках используется стационарная звукоусиливающая аппаратура либо слуховая аппаратура на радиопринципе или на инфракрасном излучении. На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению в подготовительном, 1—3-х классах используются стационарные звукоусиливающие устройства индивидуального пользования, со второго полугодия 3-го класса наряду со стационарной звукоусиливающей аппаратурой на индивидуальных занятиях используются индивидуальные слуховые аппараты, с 6-го класса на индивидуальных занятиях используются только индивидуальные слуховые аппараты. На музыкально-ритмических занятиях и во внеурочное время дети пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами (Е.П. Кузьмичева, 1991).