Систематика умственной отсталости.Клинико-патогенетические классификации Певзнер и Сухаревой. Современная классификация интеллектуальной недостаточности - МКБ -10 ВОЗ 1994 года.
Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы:
1. Олигофрения
2. Деменция
Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрены преобладают. Впервые термин олигофрения введен Эмилем Крепелином.
Существует множество классификаций умственной отсталости (больше 100). Наиболее распространенная среди дефектологов России - классификация Певзнер. Она выделила 5 основных форм олигофрении:
1. Неосложненная олигофрения (основной вариант). Деятельность органов чувств не нарушена, нет грубых нарушений в эмоционально-волевой, двигательной сфере, речи. Все эти нарушения носят легкий характер и сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Такие дети уравновешены, трудолюбивы и дисциплинированы. Способны ориентироваться в окружающем, усвоение навыков поведения.
2. С выраженными нейродинамическими нарушениями:
A) с преобладанием процессов торможения. Умственная отсталость усугубляется двигательной и эмоциональной заторможенностью. Снижается работоспособность.
Б) с преобладанием процессов возбуждения. Интеллектуальная деятельность и работоспособность страдают от импульсивности и отвлекаемости.
B) лабильные.
3. Со сниженной функцией анализаторов и нарушением речи. Отмечается у детей с глубоким локальным повреждение мозга, прибавляются дефекты слуха, зрения опорно- двигательного аппарата.
А) с нарушением зрения
Б) с нарушением слуха
В) с нарушением опорно-двигательного аппарата
Г) с речевыми отклонениями
4.С психопатоподобным поведением. Выражена аффективная возбудимость, расторможенность влечений. К тому же отмечается снижение эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
5.С выраженной лобной недостаточностью (встречается редко). Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних детей - вялость, пассивность, двигательная заторможенность, у других - импульсивность, суетливость, эйфория. Очень своеобразна речь, часто ее внешнее богатство сочетается с непониманием, бездумным повторением. Грубое недоразвитие личности, некритичность к себе, отсутствие смущения, обиды, страха.
Деменция по динамике бывает:
1. Органическая (непрогрессирующая)
2. Прогрессирующая Деменция по этиологии бывает:
1. Эпилептическая
2. Шизофреническая
3. Постэнцефалическая
4. Травматическая
На основе специфики клинико-психологической структуры Сухарева выделяет 4 типа деменции в зависимости от преобладания того или иного дефекта:
1. низкий уровень обобщения.
2. грубые нейродинамические расстройства
3. недостаточность побуждения к деятельности
4. нарушение критичности и целенаправленности мышления.
По современной международной классификации (МКБ - 10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта все формы умственной отсталости можно разделить на 4 степени глубины интеллектуального дефекта:
1. Легкая умственная отсталость (40-69 баллов)
2. Умеренная умственная отсталость (35-49)
3. Тяжелая умственная отсталость (20-34)
4. Глубокая умственная отсталость (ниже 20).
Деление по степени выраженности дефекта имеет важное значение т.к. глубокое поражение влияет на особенности клинических проявлений. В зависимости от типа выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют отправить ребенка.
Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы:
1. Олигофрения
2. Деменция
Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрены преобладают. Впервые термин олигофрения введен Эмилем Крепелином.
Существует множество классификаций умственной отсталости (больше 100). Наиболее распространенная среди дефектологов России - классификация Певзнер. Она выделила 5 основных форм олигофрении:
1. Неосложненная олигофрения (основной вариант). Деятельность органов чувств не нарушена, нет грубых нарушений в эмоционально-волевой, двигательной сфере, речи. Все эти нарушения носят легкий характер и сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Такие дети уравновешены, трудолюбивы и дисциплинированы. Способны ориентироваться в окружающем, усвоение навыков поведения.
2. С выраженными нейродинамическими нарушениями:
A) с преобладанием процессов торможения. Умственная отсталость усугубляется двигательной и эмоциональной заторможенностью. Снижается работоспособность.
Б) с преобладанием процессов возбуждения. Интеллектуальная деятельность и работоспособность страдают от импульсивности и отвлекаемости.
B) лабильные.
3. Со сниженной функцией анализаторов и нарушением речи. Отмечается у детей с глубоким локальным повреждение мозга, прибавляются дефекты слуха, зрения опорно- двигательного аппарата.
А) с нарушением зрения
Б) с нарушением слуха
В) с нарушением опорно-двигательного аппарата
Г) с речевыми отклонениями
4.С психопатоподобным поведением. Выражена аффективная возбудимость, расторможенность влечений. К тому же отмечается снижение эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
5.С выраженной лобной недостаточностью (встречается редко). Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних детей - вялость, пассивность, двигательная заторможенность, у других - импульсивность, суетливость, эйфория. Очень своеобразна речь, часто ее внешнее богатство сочетается с непониманием, бездумным повторением. Грубое недоразвитие личности, некритичность к себе, отсутствие смущения, обиды, страха.
Деменция по динамике бывает:
1. Органическая (непрогрессирующая)
2. Прогрессирующая Деменция по этиологии бывает:
1. Эпилептическая
2. Шизофреническая
3. Постэнцефалическая
4. Травматическая
На основе специфики клинико-психологической структуры Сухарева выделяет 4 типа деменции в зависимости от преобладания того или иного дефекта:
1. низкий уровень обобщения.
2. грубые нейродинамические расстройства
3. недостаточность побуждения к деятельности
4. нарушение критичности и целенаправленности мышления.
По современной международной классификации (МКБ - 10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта все формы умственной отсталости можно разделить на 4 степени глубины интеллектуального дефекта:
1. Легкая умственная отсталость (40-69 баллов)
2. Умеренная умственная отсталость (35-49)
3. Тяжелая умственная отсталость (20-34)
4. Глубокая умственная отсталость (ниже 20).
Деление по степени выраженности дефекта имеет важное значение т.к. глубокое поражение влияет на особенности клинических проявлений. В зависимости от типа выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют отправить ребенка.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи