История становления и развития помощи детям с недостатками интеллекта в России.

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
Основные направления практических мероприятий по обучению, воспитанию и призрению умственно отсталых детей в дореволюционной России. Забота об организации помощи после Октябрьской революции.
До Октябрьской революции общественность высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Значимыми были взгляды Герцена, Добролюбова, Чернышевского. Но, не смотря на то, что количество детей с умственной отсталостью все время увеличивалось, особых попыток в организации помощи, обучения и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благотворительности. Можно отметить деятельность супругов Маляренко, которые в 1882 году в Петербурге открыли учреждение для аномальных детей. Это было частное, платное учреждение, где обслуживались лица с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, с нарушением
поведения, психически больные и др. Оно успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь.
Дефектологами было проведено несколько съездов, где решался вопрос о создании вспомогательных школ для умственно отсталых детей. В незначительных количествах они уже существовали. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит Грачевой. Она занималась благотворительной деятельностью. Кащенко в 1908 году открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве. Это было первое лечебно-воспитательное учреждение, где корригировались недостатки развития детей.
Только после революции учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью передаются в Народный комиссариат просвещения. Начинается создание государственной системы специального образования. Организуется Институт дефективного детства, который должен был изучать детскую дефективность, готовить кадры для воспитания и обучения дефективных детей. Кащенко передает свою школу Наркомпросу, создается Дом изучения ребенка, в дальнейшем - Медико-педагогическая клиника.
Значимыми являются 1919-1920 годы. В 1920 году в Москве при Наркомпросе открылись институты по подготовке учителей-дефектологов. В 1923 году эти институты объединяются в один, а в 1925 году преобразуется в дефектологическое отделение педагогического факультета МГУ. Улучшается качество работы вспомогательных школ. Создаются новые учебные планы, программы. В учебном плане появляются такие предметы, как физкультура, рисование, пение, ручной труд.
Для олигофренопедагогики большое значение имел 2 Съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних. На нем выступил психолог Выготский. Он сумел раскрыть природу дефективности и значимость помощи аномальным детям. Появляется распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения». Начиная с 1966 года, в олигофренопедагогике значительно активизировалась работа по разработке методик преподавания в специальных школах отдельных учебных предметов (Аксенова, Воронкова, Мозговой, Стребелева).
В настоящее время коррекционная школа 8 вида обеспечена учебниками, дидактическими пособиями в основном по всем учебным предметам. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушением интеллекта освещаются в журнале «Дефектология».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.