К семьям группы риска можно отнести:
1.неблагополучные семьи (аморальные, пед. несостоятельные, с жестоким обращением к ребенку, семьи алкоголиков и наркоманом, а также криминогенные семьи);
2. многодетные семьи;
3. малообеспеченные;
4. семьи, где есть опекаемые дети;
5. неполные семьи;
6. семьи, где есть дети-инвалиды;
7. семьи в состоянии развода или после развода;
8.семьи беженцев или мигрантов.
1.неблагополучные семьи (аморальные, пед. несостоятельные, с жестоким обращением к ребенку, семьи алкоголиков и наркоманом, а также криминогенные семьи);
2. многодетные семьи;
3. малообеспеченные;
4. семьи, где есть опекаемые дети;
5. неполные семьи;
6. семьи, где есть дети-инвалиды;
7. семьи в состоянии развода или после развода;
8.семьи беженцев или мигрантов.
Современная социальная ситуация в российском обществе способствует тому, что проблема воспитания в семье отодвигается на второй план, уступая проблеме простого выживания детей и взрослых. Новые социально-экономические условия наложили значительный отпечаток на семью как институт воспитания детей.
1. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30 – 49 – летних представителей общества, которые к указанному возрасту обычно достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. Положение усугубляется, если родитель безработный. Он не может быть авторитетом для ребенка.
2. В связи с острыми мат. проблемами изменился взгляд родителей на детский труд. Массовыми явлениями становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители не только допускают, но и приветствуют зарабатывание денег детьми. Дети иногда зарабатывают больше, чем их родители, это приводит к падению авторитета родителей в связи с их финансовой несостоятельностью. Но это же приводит и к переоценке значимости денег, снижает его интерес к получению образования, что приводит к снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.
3. Создается ситуация неопределенности при выборе профессии для детей. Неизвестно, какие профессии будут пользоваться спросом в недалеком будущем.
1. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30 – 49 – летних представителей общества, которые к указанному возрасту обычно достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. Положение усугубляется, если родитель безработный. Он не может быть авторитетом для ребенка.
2. В связи с острыми мат. проблемами изменился взгляд родителей на детский труд. Массовыми явлениями становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители не только допускают, но и приветствуют зарабатывание денег детьми. Дети иногда зарабатывают больше, чем их родители, это приводит к падению авторитета родителей в связи с их финансовой несостоятельностью. Но это же приводит и к переоценке значимости денег, снижает его интерес к получению образования, что приводит к снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.
3. Создается ситуация неопределенности при выборе профессии для детей. Неизвестно, какие профессии будут пользоваться спросом в недалеком будущем.
Педагога, работающего творчески отличают следующие характеристики:
1. вера в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать пед.практику;
2. интерес к другим людям;
3. общение с детьми имеет для него личностную значимость;
4. высокий уровень эмпатии;
5. широта увлечений;
6. профессиональная интуиция(способность предчувствовать)
7. воля и целеустремленность;
8. стремление к достижению цели.
1. вера в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать пед.практику;
2. интерес к другим людям;
3. общение с детьми имеет для него личностную значимость;
4. высокий уровень эмпатии;
5. широта увлечений;
6. профессиональная интуиция(способность предчувствовать)
7. воля и целеустремленность;
8. стремление к достижению цели.
Люди, отличающиеся творческой направленностью личности, имеют некоторые общие характеристики. Их отличает:
- независимость в суждениях;
- самоуважение;
- вера в себя;
- развитое чувство прекрасного;
- склонность к риску;
- внутренняя мотивация;
- стремление к порядку;
- любознательность;
- стремление объединить знания из различных областей;
- независимость в суждениях;
- самоуважение;
- вера в себя;
- развитое чувство прекрасного;
- склонность к риску;
- внутренняя мотивация;
- стремление к порядку;
- любознательность;
- стремление объединить знания из различных областей;
В среднем высокоодаренных людей рождается один на тысячу, но предрасположенность развивается у 1 из 1млн., а гением становится 1 из 10 млн. Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей, то мы получим график в виде колокола:
2,2% - сверходаренные дети;
13,5% - выше нормы;
68,2% детей имеют средний интеллект;
13,5 % - ниже нормы;
2,2% - умственно – отсталые.
Творчество – это выход за пределы заданного. Первое, что бросается в глаза – это сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Есть две противоположные точки зрения на талант. Первая – талант – максимальная степень здоровья, и вторая – талант- это болезнь (люди, обладающие гипнозом)
2,2% - сверходаренные дети;
13,5% - выше нормы;
68,2% детей имеют средний интеллект;
13,5 % - ниже нормы;
2,2% - умственно – отсталые.
Творчество – это выход за пределы заданного. Первое, что бросается в глаза – это сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Есть две противоположные точки зрения на талант. Первая – талант – максимальная степень здоровья, и вторая – талант- это болезнь (люди, обладающие гипнозом)
Молодые люди чаще, чем представители других возрастных групп населения, нарушают общепринятые нормы и законы. По данным социологических центров, молодые люди, составляющие примерно четверть населения страны, совершают около половины всех правонарушений. Что же способствует этому? Какие свойства характера, способы общения и поведения провоцируют молодых людей на нарушения установленных обществом законов? Во-первых, давайте рассмотрим, кого можно отнести к данной категории. Анализ литературы показал, что до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке не существует точной хронологии подросткового и юношеского возраста, с которой бы согласились все исследователи. Это связано, прежде всего, с тем, что возрастные границы сугубо индивидуальны и могут иметь значительные различия у отдельных индивидов. Вот одна из возрастных периодизаций, предложенная на международном симпозиуме:
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
В социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов: профилактику, ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию,
Под профилактикой подразумевают своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у подростков.
Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1. успешной учебной деятельности;
2. эмоционально положительной, системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
3. психологической защищенности.
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативное поведение, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Задача вторичной профилактики – работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без его проявления в настоящее время.
Под профилактикой подразумевают своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у подростков.
Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1. успешной учебной деятельности;
2. эмоционально положительной, системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
3. психологической защищенности.
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативное поведение, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Задача вторичной профилактики – работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без его проявления в настоящее время.
Установить все причины и условия, способствующие возникновению девиаций невозможно, но то, что на формирование поведения человека влияют три основные группы факторов: биологические, психологические и социальные, признается всеми учеными.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Итальянский врачпсихиатр Чезаре Ломброзо (1836 – 1909) связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Он выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа». В их числе: «скошенность лба, особенно выдающиеся лобные бугры, выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, аномалии устанавливались в области сердца, печени, желудка, половых органов...Развитие челюстей у убийц, маленькие глаза у воров, блестящие глаза у изнасилователей, длинные уши и стекловидные глаза у убийц, кривой нос у мошенников, черные волосы у убийц. В качестве профилактических мер борьбы с преступностью Ч.Ломброзо предлагал «своевременное обнаружение с помощью разработанных таблиц внешних признаков всех «врожденных» преступников, до того, как они совершат преступления и немедленное лечение тех из них, кто поддается лечению, а также пожизненное заключение или физическое уничтожение тех, кто ему не поддается». Однако, Ч.Ломброзо игнорировал одну из главных причин, порождающих делинквентность – условия социальной среды.Из современных биологизаторских исследований самой разработанной считается теория американского психолога и врача У.Шелдона, который подчеркивал важность изучения конституции человека. Он считал, что определенное строение тела у людей означает присутствие характерных личностных черт. Он установил, что все люди делятся в соответсвии со свей конституцией на три группы. Наиболее склонны к девиациям мезоморфы, чье тело отличается силой и стройностью, однако они проявляют склонность к беспокойству, активны и не слишком чувствительны (эндоморфы – человек умеренной полноты добродушен, общителен, умеет ладить с людьми, эктоморф – человек, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью).
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Итальянский врачпсихиатр Чезаре Ломброзо (1836 – 1909) связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Он выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа». В их числе: «скошенность лба, особенно выдающиеся лобные бугры, выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, аномалии устанавливались в области сердца, печени, желудка, половых органов...Развитие челюстей у убийц, маленькие глаза у воров, блестящие глаза у изнасилователей, длинные уши и стекловидные глаза у убийц, кривой нос у мошенников, черные волосы у убийц. В качестве профилактических мер борьбы с преступностью Ч.Ломброзо предлагал «своевременное обнаружение с помощью разработанных таблиц внешних признаков всех «врожденных» преступников, до того, как они совершат преступления и немедленное лечение тех из них, кто поддается лечению, а также пожизненное заключение или физическое уничтожение тех, кто ему не поддается». Однако, Ч.Ломброзо игнорировал одну из главных причин, порождающих делинквентность – условия социальной среды.Из современных биологизаторских исследований самой разработанной считается теория американского психолога и врача У.Шелдона, который подчеркивал важность изучения конституции человека. Он считал, что определенное строение тела у людей означает присутствие характерных личностных черт. Он установил, что все люди делятся в соответсвии со свей конституцией на три группы. Наиболее склонны к девиациям мезоморфы, чье тело отличается силой и стройностью, однако они проявляют склонность к беспокойству, активны и не слишком чувствительны (эндоморфы – человек умеренной полноты добродушен, общителен, умеет ладить с людьми, эктоморф – человек, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью).
Анализ литературы показал, что до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной психологопедагогической науке не существует точной хронологии подросткового и юношеского возраста, с которой бы согласились все исследователи. Это связано, прежде всего, с тем, что возрастные границы сугубо индивидуальны и могут иметь значительные различия у отдельных индивидов. Вот одна из возрастных периодизаций, предложенная на международном симпозиуме:
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
Возраст с 15 до 17 называют ранним юношеством.
Особое внимание к профилактике различных отклонений в этом возрасте необходимо по трем причинам:
1. Физическое развитие на этом этапе характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями. Это, конечно, перегрузка для организма, к этому еще добавляется и половое созревание, что ведет к половому влечению. Физиологические изменения делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
Возраст с 15 до 17 называют ранним юношеством.
Особое внимание к профилактике различных отклонений в этом возрасте необходимо по трем причинам:
1. Физическое развитие на этом этапе характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями. Это, конечно, перегрузка для организма, к этому еще добавляется и половое созревание, что ведет к половому влечению. Физиологические изменения делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с наруше-нием социальных норм и правил поведения.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющие-ся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности.
Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уго-ловную ответственность.
Невский И.А. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицаемое поведение (систематические проступки, осуждение со стороны воспитателей);
- девиантное поведение;
- делинквентное (предпреступное) поведение;
- преступное поведение;
- деструктивное поведение.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с наруше-нием социальных норм и правил поведения.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющие-ся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности.
Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уго-ловную ответственность.
Невский И.А. выделил следующие стадии развития отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицаемое поведение (систематические проступки, осуждение со стороны воспитателей);
- девиантное поведение;
- делинквентное (предпреступное) поведение;
- преступное поведение;
- деструктивное поведение.
1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость ( место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость ( место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека: от замусоривания парков до разгрома магазинов во время массовых беспорядков. Это явление интернационально и в той или иной форме находит свое проявление во всех странах, хотя имеет свою специфику. Вандализм - социальное и экономическое зло; он не только наносит финансовый урон, но и разрушает личность молодых людей.
К сожалению, сколько-нибудь значительных исследований в этой области отечественная социальная педагогика и психология не имеют. В угоду идеологическим стереотипам, явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с “не нашим” образом жизни, термин “вандализм” до 80-х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах, а коль проблема стыдливо умалчивалась, естественно, она не изучалась.
Данные статистики показывают, что характерной чертой вандализма является то, что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. До 90% всех арестованных вандалов - молодежь до 25 лет. Пик молодежного вандализма приходится на 11 – 13 лет и занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 14 - 17 лет Убеждают нас в этом и исследования, проведенные американскими специалистами, согласно которым “более половины всех детей и подростков хотя бы раз участвовали в актах вандализма ( 69,6% среди юношей и 50,5% среди девушек)”.
Восприятие вандализма различно в зависимости от того, с чьей точки зрения оно рассматривается: c точки зрения пострадавшего или совершившего это преступление. Пострадавший видит в этом преднамеренное преступление, в то время как подросток рассматривает его как игру для определения роли и статуса каждого члена группы, а также как способ получения более престижного положения в группе сверстников.
Традиционно выдвигаются три гипотезы для объяснения рассматриваемого поведения:
К сожалению, сколько-нибудь значительных исследований в этой области отечественная социальная педагогика и психология не имеют. В угоду идеологическим стереотипам, явление вандализма достаточно долго связывали у нас в стране с “не нашим” образом жизни, термин “вандализм” до 80-х годов использовался только для обозначения противоправных действий подростков в зарубежных странах, а коль проблема стыдливо умалчивалась, естественно, она не изучалась.
Данные статистики показывают, что характерной чертой вандализма является то, что в его актах участвуют прежде всего молодые люди. До 90% всех арестованных вандалов - молодежь до 25 лет. Пик молодежного вандализма приходится на 11 – 13 лет и занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 14 - 17 лет Убеждают нас в этом и исследования, проведенные американскими специалистами, согласно которым “более половины всех детей и подростков хотя бы раз участвовали в актах вандализма ( 69,6% среди юношей и 50,5% среди девушек)”.
Восприятие вандализма различно в зависимости от того, с чьей точки зрения оно рассматривается: c точки зрения пострадавшего или совершившего это преступление. Пострадавший видит в этом преднамеренное преступление, в то время как подросток рассматривает его как игру для определения роли и статуса каждого члена группы, а также как способ получения более престижного положения в группе сверстников.
Традиционно выдвигаются три гипотезы для объяснения рассматриваемого поведения: