Анализ литературы показал, что до сегодняшнего дня в отечественной и зарубежной психологопедагогической науке не существует точной хронологии подросткового и юношеского возраста, с которой бы согласились все исследователи. Это связано, прежде всего, с тем, что возрастные границы сугубо индивидуальны и могут иметь значительные различия у отдельных индивидов. Вот одна из возрастных периодизаций, предложенная на международном симпозиуме:
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
Возраст с 15 до 17 называют ранним юношеством.
Особое внимание к профилактике различных отклонений в этом возрасте необходимо по трем причинам:
1. Физическое развитие на этом этапе характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями. Это, конечно, перегрузка для организма, к этому еще добавляется и половое созревание, что ведет к половому влечению. Физиологические изменения делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.
2. В этом возрасте впервые появляются многие нервные и психические заболевания;
3. Расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, причем не всегда позитивный.
Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения можно считать поведенческие стереотипы, характерные для этого возраста:
реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями. (непосильная нагрузка, несправедливость);
реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу или образцу.( Пропаганда уголовного романтизма может оказать отрицательное влияние на сознание подростка);
реакция отрицательной имитации – поведение, противопоставленное навязываемой модели. Если модель отрицательная, то эта реакция является положительной;
реакция компенсации – восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой. Неудачи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.
реакция гиперкомпенсации – стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поступку;
реакция эмансипации – стремление освободиться от опеки взрослых, самоутвердиться;
реакция группирования – объединение в группы со сверстниками.
реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений;
реакции увлечения проявляются в разнообразных подростковых увлечениях: попмузыка, стиль одежды, азартные увлечения.
Среди характерных черт подросткового и юношеского возраста выделяют такие, которые способствуют, а иногда и провоцируют отклоняющееся поведение. Психологи выделяют следующие: стремление к новизне, к оригинальности поведения, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Американский психолог А.Левин считал. Что подросток находится в положении маргинальной личности. Он не хочет больше принадлежать к сообществу детей и в то же время осознает, что он еще не взрослый. Характерными чертами маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность. Конфликтное отношение к окружающим, склонность к крайним суждениям и конфликтам.
К подобному душевному состоянию присоединяется еще и ряд внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой.
Эмоциональное состояние в юношеском возрасте, в отличие от подросткового, более уравновешенное, но и у юношей может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и окружающими людьми. В этот период молодой человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения: спрт, бизнес, общественная деятельность, сфера интимных отношений. Если этого не происходит, то ему грозит нервротизация, болезнь или уход в криминальную жизнь, где появляется возможность самоутвердиться.
Названные тенденции имеют свои особенности у юношей и девушек. У девушек, склонных к антиобщественному поведению, завышена самооценка. У них обнаруживается самоуверенность, самостоятельность, решительность, смелость и другие личностные качества, которые направляют их готовность к риску, к противостоянию общественным требованиям. Необходимо также отметить, что на поведение девушек большое влияние оказывают взаимоотношения с отцом. Исследования показывают, что у девушек с отклоняющимся поведением практически в 100% случаев были разрушенные отношения именно с отцом. Причем отношения с матерью могли носить приемлемый характер.
На девиантное поведение юношей социальное окружение оказывает гораздо более заметное влияние, чем на девушек. У юношей наблюдаются трудности в регуляции собственного поведения, несформированность способностей быть ответственным за собственные поступки.
Зарубежные специалисты давно пытаются определить точный список характерных черт молодых людей, которые способствуют девиантному поведению. Шелдон и Элеонора Глюк, предлагали оценивать пять таких личностных черт, как самоуверенность, склонность к неповиновению, недоверчивость, склонность к уничтожению и эмоциональную неустойчивость. Но эти таблицы, по мнению самих авторов, оказались малоэффективными, так как данный подход не учитывает социального фактора в воспитании человека. Однако, наличие определенных черт характера может послужить симптомом того, что от их носителей можно ожидать криминального поведения.
Подростковый возраст: 13-16 лет для мальчиков;
12-15 лет для девочек.
Юношеский возраст: 17-21 для юношей;
16-20 для девушек.
В западной литературе юношеский возраст иногда продлевается до 25 лет.
Возраст с 15 до 17 называют ранним юношеством.
Особое внимание к профилактике различных отклонений в этом возрасте необходимо по трем причинам:
1. Физическое развитие на этом этапе характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями. Это, конечно, перегрузка для организма, к этому еще добавляется и половое созревание, что ведет к половому влечению. Физиологические изменения делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.
2. В этом возрасте впервые появляются многие нервные и психические заболевания;
3. Расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, причем не всегда позитивный.
Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения можно считать поведенческие стереотипы, характерные для этого возраста:
реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями. (непосильная нагрузка, несправедливость);
реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу или образцу.( Пропаганда уголовного романтизма может оказать отрицательное влияние на сознание подростка);
реакция отрицательной имитации – поведение, противопоставленное навязываемой модели. Если модель отрицательная, то эта реакция является положительной;
реакция компенсации – восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой. Неудачи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.
реакция гиперкомпенсации – стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поступку;
реакция эмансипации – стремление освободиться от опеки взрослых, самоутвердиться;
реакция группирования – объединение в группы со сверстниками.
реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений;
реакции увлечения проявляются в разнообразных подростковых увлечениях: попмузыка, стиль одежды, азартные увлечения.
Среди характерных черт подросткового и юношеского возраста выделяют такие, которые способствуют, а иногда и провоцируют отклоняющееся поведение. Психологи выделяют следующие: стремление к новизне, к оригинальности поведения, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Американский психолог А.Левин считал. Что подросток находится в положении маргинальной личности. Он не хочет больше принадлежать к сообществу детей и в то же время осознает, что он еще не взрослый. Характерными чертами маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность. Конфликтное отношение к окружающим, склонность к крайним суждениям и конфликтам.
К подобному душевному состоянию присоединяется еще и ряд внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой.
Эмоциональное состояние в юношеском возрасте, в отличие от подросткового, более уравновешенное, но и у юношей может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и окружающими людьми. В этот период молодой человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения: спрт, бизнес, общественная деятельность, сфера интимных отношений. Если этого не происходит, то ему грозит нервротизация, болезнь или уход в криминальную жизнь, где появляется возможность самоутвердиться.
Названные тенденции имеют свои особенности у юношей и девушек. У девушек, склонных к антиобщественному поведению, завышена самооценка. У них обнаруживается самоуверенность, самостоятельность, решительность, смелость и другие личностные качества, которые направляют их готовность к риску, к противостоянию общественным требованиям. Необходимо также отметить, что на поведение девушек большое влияние оказывают взаимоотношения с отцом. Исследования показывают, что у девушек с отклоняющимся поведением практически в 100% случаев были разрушенные отношения именно с отцом. Причем отношения с матерью могли носить приемлемый характер.
На девиантное поведение юношей социальное окружение оказывает гораздо более заметное влияние, чем на девушек. У юношей наблюдаются трудности в регуляции собственного поведения, несформированность способностей быть ответственным за собственные поступки.
Зарубежные специалисты давно пытаются определить точный список характерных черт молодых людей, которые способствуют девиантному поведению. Шелдон и Элеонора Глюк, предлагали оценивать пять таких личностных черт, как самоуверенность, склонность к неповиновению, недоверчивость, склонность к уничтожению и эмоциональную неустойчивость. Но эти таблицы, по мнению самих авторов, оказались малоэффективными, так как данный подход не учитывает социального фактора в воспитании человека. Однако, наличие определенных черт характера может послужить симптомом того, что от их носителей можно ожидать криминального поведения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи