ТЕОРИИ ДЕВИАЦИЙ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Установить все причины и условия, способствующие возникновению девиаций невозможно, но то, что на формирование поведения человека влияют три основные группы факторов: биологические, психологические и социальные, признается всеми учеными.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Итальянский врачпсихиатр Чезаре Ломброзо (1836 – 1909) связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Он выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа». В их числе: «скошенность лба, особенно выдающиеся лобные бугры, выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, аномалии устанавливались в области сердца, печени, желудка, половых органов...Развитие челюстей у убийц, маленькие глаза у воров, блестящие глаза у изнасилователей, длинные уши и стекловидные глаза у убийц, кривой нос у мошенников, черные волосы у убийц. В качестве профилактических мер борьбы с преступностью Ч.Ломброзо предлагал «своевременное обнаружение с помощью разработанных таблиц внешних признаков всех «врожденных» преступников, до того, как они совершат преступления и немедленное лечение тех из них, кто поддается лечению, а также пожизненное заключение или физическое уничтожение тех, кто ему не поддается». Однако, Ч.Ломброзо игнорировал одну из главных причин, порождающих делинквентность – условия социальной среды.Из современных биологизаторских исследований самой разработанной считается теория американского психолога и врача У.Шелдона, который подчеркивал важность изучения конституции человека. Он считал, что определенное строение тела у людей означает присутствие характерных личностных черт. Он установил, что все люди делятся в соответсвии со свей конституцией на три группы. Наиболее склонны к девиациям мезоморфы, чье тело отличается силой и стройностью, однако они проявляют склонность к беспокойству, активны и не слишком чувствительны (эндоморфы – человек умеренной полноты добродушен, общителен, умеет ладить с людьми, эктоморф – человек, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью).
Рассмотрев некоторые биологические факторы, влияющие на формирование поведения человека, мы считаем логичным высказывание американского ученого Э.Шура: генетическая предрасположенность, «внутренние» факторы играют роль лишь в весьма ограниченном числе случаев. И распространение подобного объяснения на всю преступность в целом совершенно необоснованно».
2. Психологические теории больше значения придают условиям воспитания личности, признавая вместе с тем решающую роль психического состояния личности. Например,З. Фрейд связал девиантные поступки с психическими отклонениями. Он ввел понятие «преступник с чувством вины», речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали, потому что они чувствуют себя виноватыми изза своего влечения к разрушению. Последователи З.Фрейда считали, что процесс развития личности представляет собой результат действия подсознательных сил, душевный конфликт противоречий с окружающей средой. В результате этого развиваются многие негативные качества, например, агрессивность. Поведение рассматривается как результат действия комплекса влечений, чувств, инстинктов, бессознательно управляющих действиями индивида. В качестве таких неосознанных, подавляемых влечений З. Фрейд рассматривал либидо, А.Адлер – стремление к власти, самоутверждению, превосходству над другими, Э.Фромм – мазохистское влечение к смерти, страданию, К.Хорни – стремление к безопасности, потребность в комфорте и удовольствии, У.Шутц – потребность включения, поддержки и одобрения со стороны ближайшего окружения.
Еще одно направление, пытающееся объяснить, почему и как люди становятся девиантами – бихевиоризм. Бихевиористы предполагают, что молодые люди учатся, наблюдая за тем, как окружающие люди реагируют на их поведение. Правила поведения, которые вознаграждаются или не наказываются, запоминаются, но если за определенными поступками последовало наказание, то они больше не повторяются. Основная идея бихевиоризма – поведение человека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций.
Однако не все психологи согласны с упрощенной формулой бихевиористов: «стимул – реакция», последователи когнитивного подхода (теории познавательного развития) предложили свою схему: «стимул – индивид – реакция». Это означает, что любая ассоциация между стимулом и реакцией осознается сначала в мозгу.
3. Социальные факторы.
Девиантное поведение – общественное явление, возникающее в результате взаимодействия людей друг с другом. Поэтому последователи этих теорий обращают внимание на то, как происходят эти контакты, чему и каким образом учатся молодые люди в процессе общения друг с другом и со взрослыми людьми. Американский ученый Э.Сазерленд считает, молодые люди воспринимают ценности, способствующие девиации, входе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников молодого человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм поведения. Частота контактов с девиантами, а также их продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем моложе человек, тем с большей готовностью усваивает он образцы поведения, навязанные другими. Психологи считают, что один из путей, по которому можно влиять на эту «социальную связь» улучшить взаимоотношения молодого человека с семьей, школой, увеличить число его контактов с неделинквентами.
Теории «социального контроля» объясняют девиантное поведение результат того, что связи молодого человека с обществом ослабели или прервались. Американский ученый Тревис Хирши ввел понятие «социальных обручей». Он утверждает, что чем больше люди верят в ценности, принятые обществом, чем активнее они стремятся к участию в социально одобряемой деятельности, чем глубже их привязанность к родителям, школе, сверстникам, тем менее вероятность того, что они совершат девиантные поступки.
Альберт Коэн, один из основателей теории «делинквентной субкультуры» считал, что молодые люди обучаются делинквентному поведению в рамках собственной субкультуры. Под субкультурой он подразумевал определенные нормы и ценности, а также поведение, которое одобряется внутри молодежной группы.
Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигматизации (Эдвин Лемерт, Гавард.Беккер) девиации – следствие того, что само общество (социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность). Психологи выделяют три стигмы: физическая стигма (врожденные аномалии и телесные увечья), дефекты воли (алкоголизм, наркомания, душевные болезни), расовые стигмы («черные»).
По мнению большинства ученых, на тот факт, что молодой человек становится девиантом, влияет ни один фактор, а множество, значит и все эти теории не должны рассматриваться изолированно друг от друга, а только в комплексе.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.