Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
В педагогике выделяют четыре группы задач: аксиологические, антропологические, технологические, квалиметрические.
Аксиологические задачи педагогики (наука о ценностях).
Ценности – это вещи, идеи, явления, которые имеют позитивную значимость для человека в обществе. О ценностях в педагогике впервые стал говорить в XVII веке Имануил Кант. Ценности бывают материальные и духовные, общечеловеческие (религия мораль, гуманность) и локальные (национальные, семейные – ограничены во времени, пространстве, носят исторический характер). В XX веке ценности стали общепризнанными для всего человечества («Всеобщая декларация прав человека» 1946 г., «Конвенция о правах ребенка»).
Педагогика – наука прикладная, поэтому педагогическая аксиология предполагает формирование целей воспитания, образования, педагогической деятельности. Формирование человека – процесс бесконечный, поэтому нет единого пути реализации целей. При этом в процессе воспитания все являются субъектами (педагоги, родители, дети), поэтому цели постоянно корректируются и их пути не одинаковы. Цели в педагогике могут быть идеальными (всестороннее гармоничное развитие личности) и реальными (разностороннее развитие личности). Реальная цель предполагает обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, разностороннее развитие (воспитание стороны, к которой ребенок имеет предпосылки), гармоничное воспитание (гармонию с самим собой – любить себя, гармонию в отношениях с людьми, гармонию с требованиями современного общества – владение иностранным языком, компьютерными технологиями), счастливое детство.
Антропологические задачи педагогики (наука о человеке).
Аксиологические задачи педагогики (наука о ценностях).
Ценности – это вещи, идеи, явления, которые имеют позитивную значимость для человека в обществе. О ценностях в педагогике впервые стал говорить в XVII веке Имануил Кант. Ценности бывают материальные и духовные, общечеловеческие (религия мораль, гуманность) и локальные (национальные, семейные – ограничены во времени, пространстве, носят исторический характер). В XX веке ценности стали общепризнанными для всего человечества («Всеобщая декларация прав человека» 1946 г., «Конвенция о правах ребенка»).
Педагогика – наука прикладная, поэтому педагогическая аксиология предполагает формирование целей воспитания, образования, педагогической деятельности. Формирование человека – процесс бесконечный, поэтому нет единого пути реализации целей. При этом в процессе воспитания все являются субъектами (педагоги, родители, дети), поэтому цели постоянно корректируются и их пути не одинаковы. Цели в педагогике могут быть идеальными (всестороннее гармоничное развитие личности) и реальными (разностороннее развитие личности). Реальная цель предполагает обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, разностороннее развитие (воспитание стороны, к которой ребенок имеет предпосылки), гармоничное воспитание (гармонию с самим собой – любить себя, гармонию в отношениях с людьми, гармонию с требованиями современного общества – владение иностранным языком, компьютерными технологиями), счастливое детство.
Антропологические задачи педагогики (наука о человеке).
Педагогика в своем развитии прошла три периода.
Донаучный период.
Основная функция человеческого общества – передача социального опыта новому поколению:
А) быт людей
Б) трансляция продуктов изобразительной культуры
В) практика воспитания человечеством (сперва, это происходило стихийным путем, затем при специальном обучении – держать правильно ложку)
Стали появляться специальные для обучения люди – жрецы, в последствии появляются специальные воспитательно-образовательные учреждения (при монастырях). Первые философы греческой и римской империй говорили, что педагогика – это искусство воспитания детей (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).
Период классической педагогики в XVII веке.
Из-за множества мировых географических, промышленных открытий общество стало нуждаться в грамотных людях. Вопросы обучения стояли перед обществом на первом месте. Ян Амос Коменский (чешский педагог) определил процесс организации воспитания и обучения, пригодный для детей дошкольного возраста, школьного и студентов. Основная его идея – идея пансофизма (обучение на родном языке). Он упорядочил процесс обучения: перечень предметов, наличие семестров, каникул, ввел классно-урочную систему обучения. Благодаря ему, педагогику стали рассматривать как науку о воспитании детей.
Донаучный период.
Основная функция человеческого общества – передача социального опыта новому поколению:
А) быт людей
Б) трансляция продуктов изобразительной культуры
В) практика воспитания человечеством (сперва, это происходило стихийным путем, затем при специальном обучении – держать правильно ложку)
Стали появляться специальные для обучения люди – жрецы, в последствии появляются специальные воспитательно-образовательные учреждения (при монастырях). Первые философы греческой и римской империй говорили, что педагогика – это искусство воспитания детей (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).
Период классической педагогики в XVII веке.
Из-за множества мировых географических, промышленных открытий общество стало нуждаться в грамотных людях. Вопросы обучения стояли перед обществом на первом месте. Ян Амос Коменский (чешский педагог) определил процесс организации воспитания и обучения, пригодный для детей дошкольного возраста, школьного и студентов. Основная его идея – идея пансофизма (обучение на родном языке). Он упорядочил процесс обучения: перечень предметов, наличие семестров, каникул, ввел классно-урочную систему обучения. Благодаря ему, педагогику стали рассматривать как науку о воспитании детей.
Воспитание – это общественное явление, т.к. оно возникло вместе с возникновением человеческого общества. На ранних этапах человечества воспитание представляло собой совместную жизнедеятельность детей и взрослых. В дальнейшем воспитание – это передача общественно-исторического опыта из поколения в поколение с целью подготовки к жизни и труду. Общественно-исторический опыт включает: знания, трудовые навыки, нормы поведения и взгляды на жизнь, материальные и духовные ценности. Воспитание носит исторический характер, т.к. имеет свою историю, меняется и наполняется новым содержанием в зависимости от поставленных задач обществом в конкретный исторический период (презирать рабов, всестороннее воспитание). Воспитание носит прогрессивный характер, т.к. последующее поколение опирается на предыдущее воспитание поколений. Современное воспитание – социальное целенаправленное создание условий для развития ребенка (материальные, организационные, духовные условия). Воспитание делится по институциональному признаку на семейное, дошкольное, школьное, религиозное; по стилю взаимодействия педагога и ребенка делится на авторитарное, демократическое, либеральное воспитание. Выделяют традиционные стороны воспитания – умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое. Также существуют новые стороны воспитания – экологическое, экономическое, половое (сексуальное), правовое, интеллектуальное, этическое.
Педагогика прошла многовековой исторический путь своего развития. И постепенно из суммы идей и концепций зарождалась как наука еще в первобытном обществе. Доказательством этому следуют, интересные сведения исследований ученых путешественников 8-го начала 19 веков, которые описали быт первых аборигенов Африки, Южной Америки, Сибири, Азии. В те времена, люди находились на стадии своего развития. Все находки археологов, такие как: наскальные изображения, примитивные оружия, предметы быта, одежда, традиции, обряды, свидетельствуют о наличие первых элементов воспитания. Слово же педагогика зародилось в Древней Греции, и означает «детоведение, детовождение». Педагогика, зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. При раскрытии темы истории следует ответить на вопросы, какие цели, методы, преследовала педагогическая наука на этапах своего развития.
Основной целью воспитания первобытного человека являлась подготовка человека к простейшему виду существования и осознанию мира. Человеку для существования было необходимо знать природу, местность, съедобные растения Оно способствовало развитию человека, умственно, физически и нравственно-эмоционально. И по мере обогащения развития общественного опыта и сознания, методы и содержание воспитания усложнялись, и первобытный человек перешел к сознательной передаче знаний и опыта. Именно в таком виде начинало свое существование наука воспитание. Важным инструментом передачи опыта и знаний являлись коммуникации. Основные приемы воспитательной деятельности первобытной эпохи формировались из их обычной жизни, люди обычно использовали обычные дидактические приемы. Поэтому формы воспитания носили примитивный характер. Повторение было основным эмоционально-психологическим воздействием родителей на детей. Со временем все чаще и чаще стал переходить к воздействию на окружающий мир. Соответственно менялись и приемы, методы воспитания. Примерный срок воспитания детей был 9-10 лет. Маленьких детей отдавали под присмотр женщин, которые и давали им основные навыки трудовой деятельности. Подражая взрослым дети много времени проводили в различных играх. Взрослея мальчики больше времени проводили с мужчинами. Глядя на мужчин, они учились ловить рыбу, охотиться. Женщины обучали девочек домашнему хозяйству. Воздействие воспитания детей в то время было не значительным, это обуславливалось тяжелым условием жизни. Наказание тоже было не таким жестоким, как после расслоения общин и усиления социального антагонизма.
Основной целью воспитания первобытного человека являлась подготовка человека к простейшему виду существования и осознанию мира. Человеку для существования было необходимо знать природу, местность, съедобные растения Оно способствовало развитию человека, умственно, физически и нравственно-эмоционально. И по мере обогащения развития общественного опыта и сознания, методы и содержание воспитания усложнялись, и первобытный человек перешел к сознательной передаче знаний и опыта. Именно в таком виде начинало свое существование наука воспитание. Важным инструментом передачи опыта и знаний являлись коммуникации. Основные приемы воспитательной деятельности первобытной эпохи формировались из их обычной жизни, люди обычно использовали обычные дидактические приемы. Поэтому формы воспитания носили примитивный характер. Повторение было основным эмоционально-психологическим воздействием родителей на детей. Со временем все чаще и чаще стал переходить к воздействию на окружающий мир. Соответственно менялись и приемы, методы воспитания. Примерный срок воспитания детей был 9-10 лет. Маленьких детей отдавали под присмотр женщин, которые и давали им основные навыки трудовой деятельности. Подражая взрослым дети много времени проводили в различных играх. Взрослея мальчики больше времени проводили с мужчинами. Глядя на мужчин, они учились ловить рыбу, охотиться. Женщины обучали девочек домашнему хозяйству. Воздействие воспитания детей в то время было не значительным, это обуславливалось тяжелым условием жизни. Наказание тоже было не таким жестоким, как после расслоения общин и усиления социального антагонизма.
Инвалид - от лат «слабый», «немощный».
В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным. Например, на Руси, люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «Промысел божий».
В послереволюционной России члены общества рассматривались прежде всего как « строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом.
В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным. Например, на Руси, люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «Промысел божий».
В послереволюционной России члены общества рассматривались прежде всего как « строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом.
Каждую науку отличает своя система знаний, ориентированных на объяснение предмета исследования данной науки. Тезаурус – от греч. «сокровище» - словарь, в котором слова, относящиеся к каким-либо областям знаний. расположены по тематическому принципу.
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия – одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. (Мы даем названия вещам, «кодируем» их). В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, т.о. в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система.
В связи с тем, что соц. педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно, отделившись от педагогики, и объект изучения у них практически одинаков, то разделение категорий, относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. педагогики. Много категорий взято соц. педагогикой у педагогики, но есть и собственный, отражающие специфику ее исследования. Такие понятия, как: образование, воспитание - взято у педагогики, личность. Общество – у философии, социализация – у психологии, но есть и собственные категории – социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, соц. обучение и соц. – пед. деятельность.
Воспитание – это процесс целенаправленного влияния на личность.
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия – одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. (Мы даем названия вещам, «кодируем» их). В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, т.о. в каждой науке формируется своя понятийно-категориальная система.
В связи с тем, что соц. педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно, отделившись от педагогики, и объект изучения у них практически одинаков, то разделение категорий, относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. педагогики. Много категорий взято соц. педагогикой у педагогики, но есть и собственный, отражающие специфику ее исследования. Такие понятия, как: образование, воспитание - взято у педагогики, личность. Общество – у философии, социализация – у психологии, но есть и собственные категории – социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, соц. обучение и соц. – пед. деятельность.
Воспитание – это процесс целенаправленного влияния на личность.
1. Создание соц. условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагополучные условия жизни детей и их семей;
2. Создание благоприятных соц.- пед.условий в учреждениях соц. воспитания и образования;
3. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по соц. – пед. проблематике для детей и семей группы риска;
4. Соц. – пед. профилактика и реабилитация дезадаптированных детей и подростков;
5. Работа с детьми-инвалидами;
6. Работа с одаренными детьми;
7. Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей и взрослых;
8. Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;
9. Работа по пропаганде здорового образа жизни;
10. Предупреждение соц. и пед. запущенности детей;
2. Создание благоприятных соц.- пед.условий в учреждениях соц. воспитания и образования;
3. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по соц. – пед. проблематике для детей и семей группы риска;
4. Соц. – пед. профилактика и реабилитация дезадаптированных детей и подростков;
5. Работа с детьми-инвалидами;
6. Работа с одаренными детьми;
7. Организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей и взрослых;
8. Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;
9. Работа по пропаганде здорового образа жизни;
10. Предупреждение соц. и пед. запущенности детей;
1. Место работы соц. педагога.
2. Специализация соц. педагога.
3. Квалификационная характеристика соц. педагога.
4. Функции соц. педагога.
5. Основные направления соц – пед. деятельности.
6. Этический и профессиональный кодекс.
7. Режим работы.
Назревшие проблемы общества требовали специалиста по работе с детьми, с семьей, молодежью по разным направлениям пед. защиты, что означает систему пед. действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно – психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил. Должность социального педагога была введена в 1991 году. Подготовка кадров в высших учебных заведениях началась в 1992. Официально должность социального педагога проходит в учреждениях двух ведомств: образования и комитетов по делам молодежи.
2. Специализация соц. педагога.
3. Квалификационная характеристика соц. педагога.
4. Функции соц. педагога.
5. Основные направления соц – пед. деятельности.
6. Этический и профессиональный кодекс.
7. Режим работы.
Назревшие проблемы общества требовали специалиста по работе с детьми, с семьей, молодежью по разным направлениям пед. защиты, что означает систему пед. действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно – психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил. Должность социального педагога была введена в 1991 году. Подготовка кадров в высших учебных заведениях началась в 1992. Официально должность социального педагога проходит в учреждениях двух ведомств: образования и комитетов по делам молодежи.
Различают два основных типа наркоманов:
- экспериментаторы – люди, которым нравится экспериментировать с различными наркотиками и их эффектами, они употребляют наркотики эпизодически, анализируют испытываемые впечатления. Их интерес, как правило после окончания школы и выхода из юношеского возраста угасает и может исчезнуть полностью.
- люди, имеющие серьезные отклонения личности (но в пределах психологической нормы). По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянного присутствия неуверенности и депрессии они употребляют наркотики чаще и в больших количествах. Их отличает от нормальных ровесников:
- постоянное присутствие легкой депрессии;
- беспокойство;
- подозрение, что никто не воспринимает их всерьез;
- эгоцентризм;
- частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой;
- постоянное возвращение к наркотикам;
- трудности в общении с окружающими.
- экспериментаторы – люди, которым нравится экспериментировать с различными наркотиками и их эффектами, они употребляют наркотики эпизодически, анализируют испытываемые впечатления. Их интерес, как правило после окончания школы и выхода из юношеского возраста угасает и может исчезнуть полностью.
- люди, имеющие серьезные отклонения личности (но в пределах психологической нормы). По причине неразрешенных внутренних конфликтов, постоянного присутствия неуверенности и депрессии они употребляют наркотики чаще и в больших количествах. Их отличает от нормальных ровесников:
- постоянное присутствие легкой депрессии;
- беспокойство;
- подозрение, что никто не воспринимает их всерьез;
- эгоцентризм;
- частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой;
- постоянное возвращение к наркотикам;
- трудности в общении с окружающими.
В переводе с греческого метод означает «путь, способ». Методы соц. пед можно классифицировать, объединив их в три большие группы:
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:
- непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).
- Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;
- Открытое наблюдение - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:
- непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).
- Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;
- Открытое наблюдение - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);
Работа с трудными подростками может быть организована и в школе, и в реабилитационном центре: Работа с трудными подростками обязательно предполагает процесс перевоспитания – процесс предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении подростка. Перевоспитание включает несколько этапов:
1. изучение воспитанника (познакомиться с личным делом, выяснить причины пед. запущенности и.т.д.);
2. появление у подростка готовности к изменению своего поведения;
3. накопление нравственно положительных качеств. Поступков воспитанника. (поощрять положительные изменения в подростке);
4. включение механизмов самовоспитания, которые помогут подростку самостоятельно выйти из кризиса.
На всех этапах воспитатель должен выступать в роли консультанта, но вначале необходимо установить контакт и доверительные отношения между воспитателем и подростком.
Профилактическая работа должна включать как общие меры, так и специальные психолого-педагогические и криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.
1. изучение воспитанника (познакомиться с личным делом, выяснить причины пед. запущенности и.т.д.);
2. появление у подростка готовности к изменению своего поведения;
3. накопление нравственно положительных качеств. Поступков воспитанника. (поощрять положительные изменения в подростке);
4. включение механизмов самовоспитания, которые помогут подростку самостоятельно выйти из кризиса.
На всех этапах воспитатель должен выступать в роли консультанта, но вначале необходимо установить контакт и доверительные отношения между воспитателем и подростком.
Профилактическая работа должна включать как общие меры, так и специальные психолого-педагогические и криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.