В переводе с греческого метод означает «путь, способ». Методы соц. пед можно классифицировать, объединив их в три большие группы:
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:
- непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).
- Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;
- Открытое наблюдение - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);
- Скрытое наблюдение – клиенты не осознают, что за ними ведется наблюдение ( соблюдение пед. этики).
- Непрерывное наблюдение – когда исследуется конкретный пед процесс от начала до конца;
- Дискретное (прерывистое наблюдение – например, исследование поведение клиента только в определенных, часто создаваемых самим исследователем, ситуациях.
- Монографическое наблюдение – охватывает возможно большое количество взаимосвязанных явлений;
- Узкоспециальное наблюдение вычленяет из то пед. явление, которое наиболее важное в научном поиске.
Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже, чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы. Различают естественный и лабораторный эксперимент. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Выделяют также констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой проблемы, констатирует ее. Формирующий эксперимент направлен на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности.
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ: БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА( относят еще и тесты, оценочные шкалы).
Это устный или письменный опрос респондентов (опрашиваемых). Вопросы могут быть открытыми, когда характер и вид ответов ничем не ограничиваются); закрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать предложенный ответ или предлагает свой.
БЕСЕДА может быть индивидуальной или коллективной. Требует тщательной подготовки. Определяется ее цель, программа, объект разговора, отдельные вопросы, место и время ее проведения.
ИНТЕРВЬЮ – разновидность беседы. Но беседа подразумевает взаимный обмен информацией, а в интервью социальный педагог воздерживается от собственных высказываний, чтобы не повлиять на мнение собеседника.
АНКЕТИРОВАНИЕ нужно для информации о типичности тех или иных явлений. Нужно избегать подсказок в формулировках вопросов, двойственное понимание смысла вопросов, использовать анкеты с ограниченными вариантами ответов.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. (например, модель предполагаемого поведения)
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Для обработки данных используют математические методы исследования: ранжирование, шкалирования.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. Все методы воспитания делятся на три группы:
1. методы формирования сознания;
2. методы организации деятельности;
3. методы стимулирования деятельности.
К методам формирования сознания относятся: пример, беседа, диспут, рассказ (на этическую тему), лекция и др.
К методам организации деятельности относятся: пед. требования, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ должно не только опережать развитие личности, но м переходить в требования воспитуемого к самому себе. Различают прямые и косвенные требования. Прямые требования облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.)
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ используется только при наличии развитого коллектива и становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность.
УПРАЖНЕНИЯ – это систематическое повторение действий.
МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения.
МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ( ролевые игры).
К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека. Требованию к поощрению:
- поощрять надо только за действительные успехи;
- не следует поощрять одного и того же человека очень часто;
- необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;
- при выборе приемов поощрения необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитуемых.
Видами поощрения могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др.
НАКАЗАНИЕ. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин, породивших тот или иной поступок. Элеонора Рузвельд: « Мотивы поступков важнее самих поступков». Наказание приносит успех, если оно согласуется с общественным мнением коллектива. По возможности следует избегать коллективных наказаний, поскольку оно может привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок.
МЕТОД «ВЗРЫВА» (Макаренко), когда все другие методы не удаются. Отличительная черта – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд, который может «взорвать» ложную позицию, занятую воспитанником. Но требуется не только разрушить, но и создать новую позицию.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. К ним относят: психологическое консультирование, соц.- псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
АУТОТРЕНИНГ – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей. Базовыми средствами являются групповая дискуссия, ролевая игра и др.
ДЕЛОВАЯ ИГРА моделирование системы отношений, характерных для данного вида деятельности. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели.
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования – это способы получения научной информации. Наиболее распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ как метод познания пед. явлений на основе их непосредственного восприятия. Наблюдение должно иметь план, в котором определены объекты наблюдения, цель, задачи, длительность и предполагаемый результат. Виды исследовательского наблюдения:
- непосредственное наблюдение, которое осуществляется самим исследователем. Выделяются три позиции исследователя: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель; исследователь- участник (включенный в состав испытуемых).
- Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию исследователя;
- Открытое наблюдение - испытуемый знает, что за ним ведется наблюдение ( он может не знать цели);
- Скрытое наблюдение – клиенты не осознают, что за ними ведется наблюдение ( соблюдение пед. этики).
- Непрерывное наблюдение – когда исследуется конкретный пед процесс от начала до конца;
- Дискретное (прерывистое наблюдение – например, исследование поведение клиента только в определенных, часто создаваемых самим исследователем, ситуациях.
- Монографическое наблюдение – охватывает возможно большое количество взаимосвязанных явлений;
- Узкоспециальное наблюдение вычленяет из то пед. явление, которое наиболее важное в научном поиске.
Ограниченность этого метода в том, что ему доступны только внешние проявления процесса, поэтому его необходимо комбинировать с другими методами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже, чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы. Различают естественный и лабораторный эксперимент. В первом случае эксперимент проводится в обычных, естественных условиях. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Выделяют также констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой проблемы, констатирует ее. Формирующий эксперимент направлен на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на активизацию их деятельности.
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ: БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА( относят еще и тесты, оценочные шкалы).
Это устный или письменный опрос респондентов (опрашиваемых). Вопросы могут быть открытыми, когда характер и вид ответов ничем не ограничиваются); закрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда респондент может выбрать предложенный ответ или предлагает свой.
БЕСЕДА может быть индивидуальной или коллективной. Требует тщательной подготовки. Определяется ее цель, программа, объект разговора, отдельные вопросы, место и время ее проведения.
ИНТЕРВЬЮ – разновидность беседы. Но беседа подразумевает взаимный обмен информацией, а в интервью социальный педагог воздерживается от собственных высказываний, чтобы не повлиять на мнение собеседника.
АНКЕТИРОВАНИЕ нужно для информации о типичности тех или иных явлений. Нужно избегать подсказок в формулировках вопросов, двойственное понимание смысла вопросов, использовать анкеты с ограниченными вариантами ответов.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. (например, модель предполагаемого поведения)
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Для обработки данных используют математические методы исследования: ранжирование, шкалирования.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. Все методы воспитания делятся на три группы:
1. методы формирования сознания;
2. методы организации деятельности;
3. методы стимулирования деятельности.
К методам формирования сознания относятся: пример, беседа, диспут, рассказ (на этическую тему), лекция и др.
К методам организации деятельности относятся: пед. требования, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ должно не только опережать развитие личности, но м переходить в требования воспитуемого к самому себе. Различают прямые и косвенные требования. Прямые требования облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.)
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ используется только при наличии развитого коллектива и становится ценным методом воспитательного влияния коллектива на личность.
УПРАЖНЕНИЯ – это систематическое повторение действий.
МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирует у детей ценные мотивы и способы общественного поведения.
МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ( ролевые игры).
К методам стимулирования деятельности относятся поощрение, наказание и «взрыв». Воспитательное значение поощрений состоит в том, что они содействуют развитию и закреплению положительных черт в характере и поведении человека. Требованию к поощрению:
- поощрять надо только за действительные успехи;
- не следует поощрять одного и того же человека очень часто;
- необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;
- при выборе приемов поощрения необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитуемых.
Видами поощрения могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др.
НАКАЗАНИЕ. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин, породивших тот или иной поступок. Элеонора Рузвельд: « Мотивы поступков важнее самих поступков». Наказание приносит успех, если оно согласуется с общественным мнением коллектива. По возможности следует избегать коллективных наказаний, поскольку оно может привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок.
МЕТОД «ВЗРЫВА» (Макаренко), когда все другие методы не удаются. Отличительная черта – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд, который может «взорвать» ложную позицию, занятую воспитанником. Но требуется не только разрушить, но и создать новую позицию.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. К ним относят: психологическое консультирование, соц.- псих. тренинг и аутотренинг, деловая игра и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
АУТОТРЕНИНГ – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушения.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ – совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей. Базовыми средствами являются групповая дискуссия, ролевая игра и др.
ДЕЛОВАЯ ИГРА моделирование системы отношений, характерных для данного вида деятельности. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи