ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Музыкальное воспитание и развитие детей зависит от форм организа­ции музыкальной деятельности детей (далее - ФОМДД), каждая из кото­рых обладает своими возможностями. К ФОМДД в ДОУ относятся заня­тия и музыка в повседневной жизни детского сада.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чув­ства. При её выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам. Для этого сам педагог должен быть увлечён своим трудом, владеть профессиональным мастерством.

В зависимости от числа участвующих в них детей занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные. Педа­гогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В экологическом образовании большую роль играют методы и формы работы с детьми. Это, прежде всего, систематизированные наблюдения, опытническая работа, труд в природе, моделирование, беседы.

Наблюдение - традиционный метод ознакомления детей с природой. В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как психический процесс (А. А. Люблинская и др.); как познавательная деятельность (Б. Г. Ананьев и др.); как метод обуче­ния (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Наблюдательность рассматрива­ется как качество личности в целом (Л. В. Занков и др.).

Наблюдение чаще определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.

Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали боль­шое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). Проведе­ны многочисленные исследования, которые помогли выявить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (А. И. Васильева, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. И. Ветрова и др.). Авторы показали, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы возможно формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целенаправленные на­блюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологи­зация развивающей предметной среды.

По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды яв­ляется привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие расти­тельного и животного мира на участке детского сада, правильная с эколо­гической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошко­льного учреждения составляют развивающую экологическую среду, не­обходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универ­сальности и самоценности природы.

Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образова­ния и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать ус­ловия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познава­тельной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребен­ка вопросы и постановке новых вопросов);

Экологическое образование детей

Наука » Педагогика » Общая педагогика
• формирование системы элементарных знаний о естественной и пре­образованной человеком природе (прежде всего, ближайшего окру­жения);

• формирование навыков экологически грамотного и безопасного по­ведения и элементарных представлений о зависимости здоровья чело­века от состояния окружающей среды и собственного поведения;

• формирование элементарных представлений о человеке как биосоци­альном существе и среде его жизни;

• воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;

• формирование основ экологической культуры;

• формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде и т. д.

Содержание и методика экологического образования дошкольников представлены в ряде парциальных авторских программ: «МЫ» Н. Н. Кондратьевой и других; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой, «Планета - наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской, «Мы - земляне» Н. Н. Вересова, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Основной формой систематического обучения детей физическим уп­ражнениям является физкультурное занятие.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культу­ры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, обра­зовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигатель­ных навыков, воспитание физических качеств, всестороннее развитие личности.

Содержание занятий составляют физические упражнения, обуслов­ленные программой для каждой возрастной группы. Структура занятий заключается в последовательном выполнении детьми физических упраж­нений. Она определяется поставленными задачами и особенностями ра­ботоспособности нервной системы.

Занятие состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части - органи­зовать детей на занятие и функционально подготовить организм к более высоким нагрузкам в основной части. Для этого используют - строевые и общеразвивающие упражнения, беговые и прыжковые, упражнения на формирование правильной осанки, координационные движения. Задача основной части занятия - это решение главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств. Подбор упражнений обуславливается развитием основных видов движе­ний (бег, прыжки, лазание, метание), включением упражнений с предме­тами, подвижной игрой, комплексов ритмической гимнастики, эстафет. В заключительной части решение задач связано со снижением физиче­ской нагрузки и приведением функциональных показателей к исходному уровню. Это может быть малоподвижная игра, хоровод, игровые задания, фигурная маршировка, ходьба с песней.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается повышен­ной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигатель­ное умение постепенно переходит в навык.

Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательно­го навыка представляет собой процесс образования динамического сте­реотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с пре­обладающим значением второй сигнальной системы. Характерными осо­бенностями двигательного навыка являются; автоматизированный харак­тер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность - на­вык не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Закономерности формирования двигательных навыков.

1. Формирование первоначального умения — стадия, короткая по вре­мени, когда дети знакомятся с новым движением, характеризуется широ­ким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей на­блюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускула­туры, наличие лишних движений, неточности в пространстве.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении одно­му языку признается многими исследователями, которые считают взаи­мосвязь всех аспектов структуры родного языка (фонетика, лексика, грамматика) необходимым условием для овладения основной функцией языка - коммуникативной.

Исследования А. Н. Гвоздева, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и других, показали, что каждая из сторон речевого развития имеет свои линии взаимодействия со связной речью.

Прежде всего, необходимо отметить взаимосвязь развития связной речи со словарной работой. Обогащение словаря включает расширение его объема, воспитания у детей внимания к содержательной стороне сло­ва, уточнение его значения, поскольку в связной речи семантика отдель­ного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказыва­ния.

В процессе словарной работы учитываются закономерности и осо­бенности овладения детьми лексикой. На каждом возрастном этапе по­нимание ребенком значения слова отличается существенными чертами (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн и другие). Так, ребе­нок от случайных, несущественных признаков при запоминании слов переходит к существенным. Таким образом, словарная работа должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением представлений об окружающей действительности.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Книга отражает действительность через художественные образы — это помогает ребенку познать жизнь, формирует его отношение к окружаю­щему, развивает его познавательную деятельность, воспитывает его эстетически, нравственно, умственно.

Художественная литература формирует все стороны речи: звуковую (потешки, считалки, устное народное творчество); словарь (знакомство с новыми явлениями действительности по представлению); грамматику (пересказ, показ лучших образцов письменной речи); связную речь (раз­личные виды рассказов, жанров художественного произведения).

Особенности восприятия детьми художественного текста связаны с особенностями детской психики.

А. Главная особенность психического развития дошкольника - кон­кретность мышления, поэтому дети легко понимают реалистические рас­сказы, затрудняются в понимании загадки, басни, пословицы.

Б. Восприятие ребенком художественного произведения связано с его жизненным опытом, поэтому дети по-разному воспринимают взрослого и ровесника в сочетании с плохими поступками.

В. Восприятие и понимание художественного произведения тесно связано с возрастной ранимостью, впечатлительностью, следовательно, дети придумывают «хороший» конец.

ОБУЧЕНИЕ РОДНОЙ РЕЧИ И ЯЗЫКУ НА ЗАНЯТИЯХ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из основных средств речевого развития является обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при кото­ром под руководством воспитателя дети овладевают определенным кру­гом речевых навыков и умений (А. М. Алексеева, В. И. Яшина).

Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и други­ми. Обучение родному языку в методике рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях. Говоря об обучении языку в повседневной жизни имеют в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности вос­питателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Важнейшей формой организации обучения речи в методике считают­ся специальные занятия.

Некоторые методисты считают, что следует отказаться от специаль­ных занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготови­тельной группах как занятия по подготовке к обучению грамоте. Задачи же речевого развития нужно решать на других занятиях. С этой точкой зрения нельзя согласиться, она противоречит научным данным о роли и характере обучения родной речи. Целый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности, формируется только в ус­ловиях специального обучения: развитие смысловой стороны слова, ус­воение системных отношений между словами, овладение умениями связ­ной монологической речи.

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Язык - это система знаков, речь - язык в действии. Язык и усваивает­ся, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.

Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формиро­вание речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого об­щения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Большое влияние на вопросы методики развития речи детей дошкольно­го возраста оказали научные исследования детской речи. Первые печатные труды по проблеме исследования детской речи в России появились в 80-е годы ХΙХ века: в статье А. Александрова (1883) освещаются результаты изу­чения речи детей раннего возраста (до трех лет), статья В. Благовещенского (1886) посвящена речевому развитию ребенка до семи лет. Речь детей до­школьного возраста исследуют и представители экспериментальной психо­логии и педагогики: В. П. Вахтеров, Т. Лабунец, П. Ф. Каптерев, и другие. Заслуга В. П. Вахтерова в том, что он первым в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка с самого раннего возраста до двенадцати с половиной лет. Он искал связи между использованием языковых средств и умственным развитием ребенка на определенном возрастном этапе.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индиви­дуальных потребностей, обеспечении первичной социализации. Влияние семьи на ребенка огромно, т.к. именно семейное воспитание более эмо­ционально по своему характеру, ибо «проводником» его является роди­тельская любовь к детям. В семье ребенок усваивает определенную сис­тему ценностных ориентации, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ре­бенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка оп­ределенную модель родительского поведения через подражание поведе­нию своих родителей. В семье ребенок приобретает огромный жизнен­ный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хо­зяйства). Семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуля­цию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок при­обретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми.

Анализ тенденций, происходящих в современной российской жизни, позволяет фиксировать следующие проблемы семьи.

Реформы в экономике и социальной сфере России обусловили специ­фику развития семьи, свойственную странам с переходной экономикой - резкое падение рождаемости, сокращение численности детей и количества семейных домохозяйств, существенное снижение жизненного уровня се­мей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Создание системы непрерывного образования в стране требует реали­зации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы означает установление взаимосвязи между ними для последовательного решения задач обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Реализация преемственности требует установления взаимосвязи не только в целях дошкольного и начального образования, но и в содержа­нии, методах и формах организации работы с детьми в детском саду и школе. В настоящее время имеется несколько вариантов решения про­блемы преемственности между детским садом и начальной школой. Так, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и на­чальное звено) подчеркивается, что непрерывность этих ступеней образо­вания предполагает достижение следующих приоритетных целей:

- на дошкольной ступени - охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, его общих способностей, произвольности, познава­тельной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечи­вающих его эмоциональное благополучие и успешное образование наследующем этапе;

- на ступени начальной школы - физическая культура ребенка; его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям; освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; сформированность учебной деятельности и готовность к образо­ванию в среднем звене школы.