ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Создание системы непрерывного образования в стране требует реали­зации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы означает установление взаимосвязи между ними для последовательного решения задач обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Реализация преемственности требует установления взаимосвязи не только в целях дошкольного и начального образования, но и в содержа­нии, методах и формах организации работы с детьми в детском саду и школе. В настоящее время имеется несколько вариантов решения про­блемы преемственности между детским садом и начальной школой. Так, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и на­чальное звено) подчеркивается, что непрерывность этих ступеней образо­вания предполагает достижение следующих приоритетных целей:

- на дошкольной ступени - охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, его общих способностей, произвольности, познава­тельной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечи­вающих его эмоциональное благополучие и успешное образование наследующем этапе;

- на ступени начальной школы - физическая культура ребенка; его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям; освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; сформированность учебной деятельности и готовность к образо­ванию в среднем звене школы.

Реализация этих целей отражается в содержании дошкольного и на­чального образования. В дошкольном звене оно строится в соответствии с важнейшими направлениями в развитии личности: физическое, позна­вательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. В начальном образовании содержание образования представлено интег­рированными областями знаний: природа и общество; человек и его дея­тельность; филология (родной язык и литературное чтение); математика.

Необходимыми условиями для успешной реализации общей цели об­разования детей 3-10 лет являются:

- на дошкольной ступени - личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком; формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; создание образовательной среды, способствую­щей личностному развитию ребенка;

- на ступени начальной школы — опора на наличный уровень дости­жений дошкольного детства; направленность процесса обучения на фор­мирование умения учиться как важнейшего достижения этого периода развития; индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка (Н. Ф. Виноградова).

Внутренним основанием преемственности между детским садом и на­чальной школой является достижение ребенком психологической готов­ности к школе. Многочисленные исследования в этой области позволяют под готовностью к школе понимать такой уровень развития ребенка, ко­торый дает ему возможность легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями и умениями, правилами и нормами школьного поведения, проявлять активность в их освоении (А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Д. Б, Эльконин и др.). Необходимо раз­личать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Спе­циальная готовность определяется наличием у него знаний, представле­ний и умений, которые составляют основу изучения таких школьных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Физическая готовность характеризуется хорошим состоянием здоро­вья, выносливостью, сопротивляемостью неблагоприятным воздействи­ям; нормальными антропометрическими данными (рост, вес, окружность грудной клетки), хорошим уровнем развития двигательной сферы, готов­ностью руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, достаточным развитием культурно-гигиенических навыков и др. Физиче­ская готовность составляет основу для психологической готовности ре­бенка к школе.

Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, который к концу дошкольного возраста предполагает наличие у ребенка системы взаимосвязанных знаний об окружающем мире, любознательности и познавательных интересов, оп­ределенный уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и речи. Важным компонентом психологической го­товности к обучению в школе является нравственно-волевая готовность. В ее содержание включается произвольность психических процессов и поведения ребенка, позволяющая ему проявлять самостоятельность, уметь контролировать свое поведение, быть внимательным на уроках, целенаправленно запоминать учебный материал.

Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

Формирование готовности к школе является итогом всей воспитатель­но-образовательной работы детского сада. Однако в подготовительных группах решение этой задачи является приоритетным. В режиме дня этой группы закономерно увеличивается количество времени на проведение занятий с детьми, которые позволяют сформировать элементарные предпо­сылки учебной деятельности (умение слушать и слышать взрослого, выде­лять учебную задачу, осуществлять элементарный контроль за своей дея­тельностью). Значительное внимание уделяется дальнейшему развитию самостоятельности у детей в привычных и хорошо освоенных ими видах деятельности (игре, бытовой деятельности, конструированию и пр.). Боль­шая работа проводится по формированию интереса к школе и предстояще­му обучению. Эти задачи решаются на основе игры - ведущей деятельно­сти дошкольного детства.

Успешная реализация преемственности дошкольного и начального образования возможна, если организованы не только содержательные, но и пространственные взаимосвязи между детским садом и началь­ной школой. В практике сложились две линии, по которым идет уста­новление этих связей: тесный контакт педагогических коллективов (со­вместные педсоветы воспитателей и учителей; взаимопосещения уроков и занятий; наблюдения за воспитанниками и пр.) и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников (экскурсии в школу, со­вместные праздники, шефская помощь детскому саду и пр.) Необходи­мыми условиями успешного взаимодействия детского сада и школы является постоянство связей, наличие договоров о сотрудничестве, пла­новость и систематичность в работе. Удачным вариантом обеспечения пространственных взаимосвязей между детским садом и школой явля­ется открытие образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (учебно -воспитательных комплексов «Школа - детский сад»).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.